ГБО третьего поколения, особенности конструкции, установка и подключение

ГБО 3 поколения, принцип работы

Если первых два поколения считаются морально устаревшими, хотя ГБО 2 поколения используется довольно активно из-за своей надежности и простоты конструкции, последние два поколения считаются более современными.

Хотя отличие ГБО 3 поколения не такое уж и разительное от ГБО 2 поколения, разница только в некоторых элементах.

Появление более совершенного 4 поколения, а также ужесточение норм Евро-3 привело к тому, что использование 3 поколения значительно сократилось. Сейчас владельцы предпочитают использовать либо второе, либо 4 поколение.

Как уже сказано, разница между вторым и третьим поколением незначительна. Сводится она к подаче топлива.

У второго дозировка производится за счет разрежения, а у третьего – дозировка производится электронным путем.

Если во втором поколении подача газа выполняется путем подсоединения элементов газового оборудования в штатную систему питания, то у третьего поколения газ уже идет непосредственно во впускной коллектор.

Конструкция 3 поколения ГБО подразумевает наличие распределителя с шаговым дозирующим устройством, и механических форсунок, которые подают газ во впускной коллектор при создании в них избыточного давления.

Управление дозирующим устройством производится электронным блоком управления, который подает сигналы на распределитель на основе показаний лямбда-зонда и положения дроссельной заслонки, так называемого лямбда-контроля.

По сути, на автомобиль устанавливается параллельно штатной бензиновой системе газовая система питания.

Чтобы у бортового компьютера авто не возникло аварийного режима работы, в конструкцию ГБО вместо бензинового клапана, перекрывающего поступление бензина, включены эмуляторы бензиновых форсунок, которые подают сигналы на бортовой компьютер о якобы штатном режиме работы форсунок.

Принцип работы ГБО 3 поколения сводится к подаче газа в распределитель, который на основе сигналов с блока управления, дозирует количество газа и подает их на газовые форсунки, установленные на впускном коллекторе.

Существенным недостатком ГБО этого поколения очень медленная реакция электронного блока и смесителя на изменение режима работы силовой установки.

Отличия газовых установок новой генерации

Инжекторный автомобильный двигатель: принцип работы, плюсы и минусы

Наиболее существенными особенностями ГБО 6-й генерации стали:

  • подача жидкого газа через штатные бензиновые топливные форсунки;
  • старт двигателя на газу, независимо от температурных условий;
  • полноценная работа на газу во всех режимах;
  • отсутствие необходимости подготовки газовой смеси (нет редуктора, как и в ГБО-5);
  • блок управления ГБО не влияет на работу бензиновых форсунок;
  • подача газа из баллона осуществляется специальным насосом.

О двух последних особенностях этого вида газового оборудования для автомобилей хочется поговорить подробнее.

Особенности работы газового ЭБУ и насоса в баллоне

Газовый ЭБУ не вмешивается в функционирование штатных форсунок двигателя – происходит управление топливным насосом высокого давления, который и регулирует производительность форсунок. Регулировка осуществляется путем изменения давления.

Благодаря этому разработчики смогли компенсировать различия в плотности двух используемых видов топлива – вес 1 литра газа примерно на 250 грамм меньше аналогичного объема бензина.

В газовом баллоне установлен специальный насос, задача которого – гарантировать постоянную циркуляцию газовой смеси в топливопроводе (аналог бензонасоса). В противном случае повышенная температура в подкапотном пространстве может привести к кипению газа.

Некоторые автомобили, оснащенные ГБО 6 поколения, оснащены специальным датчиком, который активирует газовый насос во время открытия двери водителя. Такое решение предназначено для повышения давления в магистрали до требуемого значения ещё до запуска двигателя. Отсутствие такого датчика может привести к образованию в трубопроводе пробок, сформированных в результате перехода газа в паровую фазу (из-за воздействия повышенной температуры в моторном отсеке).


Примечательно, что шестое поколение газовых установок практически не нужно обслуживать. Перед форсунками нет никаких фильтров. В чём же секрет? Дело в том, что некоторые производители монтируют специальный керамический фильтр между заправочным вентилём и баллоном. Другой распространенный вариант – съемный фильтр, который необходимо вкручивать в заправочное отверстие каждый раз во время пополнения запасов газа в автомобиле.

Важно! Отказ от использования фильтра может привести к быстрому выходу из строя газового насоса

Принцип работы

В ГБО установках третьего поколения распределительный дозатор параллельно с электронным блоком контролируют подачу топлива в коллектор посредством форсунок. На блок поступают сигналы с TPS – датчика, фиксирующего положения дросселя, MAP – датчика, фиксирующего абсолютное давление, кислородного датчика, RPM – датчика, фиксирующего обороты двигателя. Конструкторы в данной системе вместо двухступенчатого редуктора установили одноступенчатый вариант. Регулировка подачи газовой смеси осуществлялась за счет сопротивления пружины, когда в коллекторе осуществлялось разрежение.

Все редукторы-испарители ГБО установок, начиная с третьего поколения, функционируют с избыточным, постоянным давлением. Дозатор подает газовую смесь отдельно на каждый цилиндр. Открытие механических форсунок происходит за счет формирования в трубопроводе избыточного давления. Блок электронный ГБО установки третьего поколения формирует свои топливные карты. Конструктивные особенности дозатора блока не позволяют корректировать достаточно оперативно концентрацию газо-воздушной смеси. Несмотря на это системы ГБО 3 активно используются производителями автомобилей. При правильной установке оборудования, выполнении периодического обслуживания, форсунки работали довольно продолжительный период времени.

Кнопка ГБО для инжекторного двигателя

Кнопка переключения гбо 2 поколения на инжектор имеет индекс «W» и несколько измененную проводку.

Переключатель вида топлива ГБО имеет 3 положения:

  • Только бензин (при этом режиме работе двигатель работает исключительно на бензине, световой индикатор при этом не светится или светится красным цветом);
  • Только газ (этот аварийный режим предназначен для запуска двигателя на газу без предварительного прогрева на бензине, световые индикаторы при таком режиме работы будут мигать)
  • Автомат (при выборе этого режима работы автомобиль заводится в штатном режиме на бензине, а при достижении заданного количества оборотов переключается на газ. Индикация при этом показывает уровень газа в баллоне).

Настройка кнопки ГБО 2 поколения для инжектора

Функционал переключателя для инжекторного ДВС включает в себя:

  • Индикацию,
  • Встроенный эмулятор с задержкой времени,
  • Возможность регулирования количества оборотов, при которых происходит автоматическое переключение двигателя с бензина на газ.

Для автоматической работы автомобиля следует правильно настроить кнопку ГБО, в частности выставить необходимое количество оборотов, при которых будет происходить смена режима работы двигателя.

Регулировка происходит с помощью вращения по часовой или против часовой стрелки потенциометра, который расположен непосредственно на самом устройстве. Оптимальным считаются обороты от 1500 до 2500.

В зависимости от времени года и погодных условий количество оборотов можно менять:

  • устанавливать более низкие обороты для летнего периода времени
  • более высокие для зимы, чтобы переключение на газ не происходило при непрогретом двигателе.

В комплекте с кнопкой поставляются:

  • Набор проводов для подключения к ГБО.
  • Пластиковая крепежная скоба для крепления устройства к торпеде автомобиля или в другое удобное место.
  • Монтажные клеммы для подключения питающих приборов (клапан редуктора, эмулятор и т.д.).
  • Предохранитель и провод питания.

Подключать переключатель вида топлива к питанию без предохранителя категорически не рекомендуется. После подключения в обязательном порядке должна присутствовать защита от короткого замыкания.

Как устанавливать ГБО 3 поколения

Установка газобаллонного оборудования третьего поколения – сложная процедура, которую не следует проводить самостоятельно, без соответствующего опыта.

Установка на инжектор

Процесс монтажа ГБО 3 поколения на инжектор основных блоков (баллона, газового редуктора, блока форсунок и ЭБУ) и коммутации включает следующие операции:

  • Установка баллона с газом в задней части авто (в багажнике) или крепление его на месте, отведенном для запасной шины.
  • Установка заправочного устройства в заднем крыле или под бампер.
  • Прокладка топливных магистралей через бензопровод с фиксацией газового клапана под капотом машины около крыла слева.
  • Монтаж редуктора-смесителя слева от мотора, чтобы проще было подключить его к системе охлаждения.
  • Фиксация распределителя возле коллектора, в котором сверлятся несколько отверстий под форсунки. После этого на форсунки инжектора подключается эмулятор.
  • Установка блока управления в салоне авто.
  • Подсоединение проводки дроссельного датчика (ДПДЗ) и лямбда-зонда к блоку управления.

Принимая газовое оборудование 3 поколения на инжектор после установки, обратите внимание на некоторые моменты. Форсунки должны располагаться на расстоянии максимум 10 см от места врезки во впускной коллектор, иначе машина потеряет в динамике, а расход газа увеличится

Нелишне будет убедиться и в том, что установщики ГБО использовали сертифицированные коммутационные материалы, например разрешенные LPG-шланги, от чего будет зависеть ваша безопасность.

Установка на карбюратор

По сравнению с количеством выпускаемых сегодня машин с инжектором карбюраторных авто осталось не очень много, но и их перевод на газ тоже имеет смысл.

Рекомендуем прочитать:
  • Регистрация в ГИБДД газового оборудования на автомобиле в 2020 году: как узаконить ГБО на купленной машине
  • Можно ли зарегистрировать ГБО через решение суда в 2020 году
  • Нужна ли регистрация ГБО в ГИБДД в 2020 году

Установка ГБО 3 поколения на карбюраторный двигатель отличается некоторыми нюансами, обусловленными спецификой самого оборудования, а именно его полумеханизированной работой. Для автомобиля с двигателем карбюраторного типа практикуется замена ЭБУ и распределителя на обыкновенный вакуумный редуктор-регулятор. Однако при этом ГБО приравнивается к характеристикам 1-2 поколения.

Вместо эмулятора форсунок, характерного для инжекторных автомобилей, для отсечения подачи бензина в системе для карбюраторных двигателей предусмотрен бензиновый клапан. В отсутствие датчика дроссельной заслонки и лямбда-зонда нормальная работа оборудования зачастую затруднена, потому эту проблему придется как-то решать.

Настройка ГБО 3 на карбюраторе – это тоже непростая процедура, так как она выполняется вручную. Для того чтобы отрегулировать подачу топлива на дозаторе и редукторе, поступление смеси корректируется на холостом ходу так, чтобы двигатель не глох. Подача газа на переходных и максимальных оборотах также нуждается в регулировке.

После завершения всех операций по монтажу ГБО на двигатели любого типа следует обязательно провести проверку всей системы, чтобы убедиться в исправности установленного оборудования, обнаружить и устранить возможное травление газа.

Типы смесителей

По устройству смесители ГБО 2 поколения для инжектора делятся два вида:

  • потоковые
  • кольцевые с отверстиями или щелевые (внешние/внутренние)

Поточный и щелевой смесители (в гофру) Так как инжекторные моторы оснащены дополнительными датчиками на впуске, а второе поколение газовой системы имеет склонность к обратным хлопкам, для защиты впускного тракта смесители бывают со встроенным антихлопком.

Основные схемы для карбюратора:

  • миксер на крышку корпуса
  • проставка перед дроссельным блоком
  • врезки в область больших диффузоров

Принцип работы для всех способов поступления газа един. За счет работы двигателя, в системе впуска происходит понижение давления (разрежение), при этом массы воздуха увлекают за собой газовое топливо. Чем сильнее ДВС засасывает воздух, тем больше газа поступает в камеры сгорания.

Конструкция миксера выполнена в виде диффузора, что способствует смешиванию топлива с воздухом.

Особенности 3 поколения газового оборудования

Это поколение появилось путем усовершенствования более ранней технологии 2 поколения. Таким образом, 3 поколение практически ничем не отличается, кроме небольших, но достаточно существенных деталей.

  1. Дозировка топлива. Именно здесь находится ключевое отличие. В системах второго поколения топливо подавалось посредством разрежения, система подачи производится при помощи электроники.
  2. Система подачи топлива в систему. Во 2 поколении газовая система подсоединяется напрямую к штатной, в третьем же газ направляется во впускной коллектор при помощи шагового устройства и механических форсунок для дозировки. Газ идет в систему при создании высокого давления.
  3. Требования норм Евро. Третье поколение отвечает нормам токсичности Евро-3, изменение которых привело к сокращению использования ГБО этого типа.

Кроме того, одной из особенностей 3 поколения является тот факт, что газовая система монтируется параллельно с бензиновой.

Количество топлива определяется при помощи показаний лямбда-зонда и дроссельной заслонки, которые считываются специальным электронным блоком управления.

Следовательно, принцип работы можно описать в несколько этапов:

  • газ подается в распределитель;
  • блок управления считывает необходимый объем топлива и подает сигнал;
  • распределитель дозирует топливо;
  • газ подается на форсунки впускного коллектора.

Главным и существенным минусом этой системы питания является медленная скорость изменения рабочего режима, так как блок управления достаточно медленный.

ГБО 3 поколения

ГБО третьего поколения отличается от аналогов первого и второго поколений системой подачи газа. В данном варианте, система впрыскивает газ во впускной коллектор, который очень близко расположен к впускному клапану, каждого из цилиндров. Между редуктором и штуцерами (во впускном коллекторе), установлен дозатор с шаговым механизмом, благодаря которому, во впускной коллектор поступает определённая порция газа.

При помощи управления, которое осуществляется электронным блоком, производится переключение режимов и поддержка правильной пропорции газа и воздуха.

Газовое оборудование третьего поколения обходится без составленной топливной карты и вычислительной мощности, которые присущи бензиновому контролеру. Это оборудование создаёт собственную топливную карту. Благодаря небольшой скорости реакции, ГБО корректирует необходимый состав смеси. Для карбюраторных машин, схема ГБО третьего поколения имеет такой вид: устройство для заправки — мультиклапан — баллон — электроклапан — редуктор — газовые штуцера — форсунки — электрический блок управления — переключатель газ-бензин.

Мультиклапан расположен непосредственно в баллоне и оборудован механизмами, которые имеют следующие предназначения:

  • заполнение бака во время заправки;
  • контроль за уровнем газа и его наполнением в баллон, не превышающее восьмидесяти процентов;
  • контроль за подачей газа (в ручном и автоматическом режиме);

Что касается баллона, то он изготавливается из трёх-четырёх миллиметровой стали, прошедшей термообработку. В большинстве случаев, форма баллонов имеет вид цилиндра, но иногда, они выглядят тороидально. Такая конструктивная особенность, позволяет располагать баллоны с максимальной экономией пространства.

Основная задача электроклапана заключается в подаче газа к редуктору. Его положение фиксируется в большинстве случаев, в закрытом состоянии.

Функция редуктора — это преобразование состояния газа. Точнее сказать, редуктор, переводит газ из сжиженного состояния в жидкое. Разновидность редуктора, целиком и полностью, зависит от мощности двигателя автомобиля.

Форсунки представляют собой электромеханическое устройство с отверстиями установленного диаметра.

Управлять этими форсунками, дано электрическому блоку управления. Он находится между штатным блоком и бензиновыми форсунками. Его функция полагается в том, что он должен отключать подачу импульсов от бензиновых форсунок, принимать импульсы от двигательного блока управления, корректировать их и переправлять к газовым форсункам.

Относительно последнего пункта схемы — переключателя газ-бензин, то он, соответственно, выполняет свою непосредственную работу. А именно, переключает двигатель на потребление то одного вида топлива, то другого. В случае остановки мотора, в автоматическом режиме, прекращается подача газа. Данный переключатель может устанавливаться в любом месте, которое будет удобно для владельца автомобиля.

Установку ГБО 3 поколения в Нижнем Новгороде и любом другом регионе России произведут специалисты нашей компании Мир Газа.

Ищем альтернативу бензину

Газ намного дешевле бензина, достаточно установить на автомобиль специальное газовое оборудование, и стоимость заправки снизится.

Попытки использовать газ в качестве топлива для автомобилей предпринимались практически с момента появления автомобиля.

Но гораздо позже появился комплект оборудования, с помощью которого можно было перевести любую машину на газ.

На легковых автомобилях используется оборудование для сжиженного газа (пропан-бутан). На таких автомобилях не рекомендуется использовать сжатый газ из-за большого веса баллонов.

Выпускается несколько поколений этого оборудования, в соответствии с конструктивными особенностями автомобиля и стандартами токсичности евро:

  1. ГБО первого поколения. Токсичность ниже, чем у евро, применялся на автомобилях с карбюратором и на автомобилях с одним инжектором;
  2. ГБО второго поколения. Токсичность до Евро-2, также устанавливается на карбюраторные и инжекторные автомобили;
  3. ГБО 3 поколения. Токсичность до Euro 3, используется на инжекторных автомобилях;
  4. ГБО 4 поколения. Токсичность — Евро-4, используется на инжекторных автомобилях;
  5. ГБО 5 поколения. Обеспечивает точный контроль закачки сжиженного газа. Принцип работы на 100% аналогичен работе бензиновой системы;
  6. ГБО 6 поколения. От 5-ки отличается наличием блока замены топлива — БСС, для которого газ и бензин подходят одновременно. Принцип работы всех систем будет рассмотрен в следующих статьях.

Настройка оборудования

В качестве примера рассмотрим вариант настройки популярного редуктора фирмы Tomasetto (Томасетто АТ-07 электронный). Регулировка редукторов Lovato (Ловато) 2 поколения и его полных аналогов, таких как Atiker (Атикер) и Torelli (Торелли) выполняется в аналогичном порядке.

Для того, чтобы отрегулировать газовое оборудование второго поколения своими руками, требуется прогреть двигатель до рабочей температуры на бензине, перейти на газ и заглушить мотор. С этого момента разделим варианты настройки для разных типов двигателей.

Правильная регулировка ГБО 2 поколения на карбюраторе своими руками

С помощью плоской отвертки завернуть винты редуктора и дозатора до упора (без особых усилий), а затем выкрутить:
чувствительности мембраны 2-3 оборота;
«винт жадности» первой камеры до полного открытия, второй на 1 оборот.
Завести мотор на газу. Постепенно закручивая винт чувствительности, найти момент падения оборотов на бедной смеси

Внимание! Падение может быть, когда смесь обогащённая. Поэтому если при выкручивании винта происходит рост оборотов, а далее опять падение, значит, это есть работа на богатой смеси

Теперь обратно вкручивая винт по часовой стрелке нужно установить пик повышенных оборотов мотора – так будет найден холостой ход (800-850 об/мин). Если выше, на самом карбюраторе винтом количества отрегулировать до нужных показаний.
Акселератором повысить работу двигателя в районе 3000 об/мин. «Винтом жадности» первой камеры выставить момент, когда при его затяжке начинается падение, а при выкручивании рост оборотов. Отпустить акселератор и сделать перегазовку, если ДВС слабо развивает обороты (имеется провал), на 1/8 выкрутить винт первой камеры регистра мощности. При этом винтом чувствительности настроить х/х как указано в пункте № 2. Проверить перегазовкой ещё раз.
Вторая камера карбюратора работает при повышенных оборотах ДВС от 3000 об/мин (зависит от марки двигателя). Поэтому «винт жадности» второй камеры нужно выставить приблизительно в тоже положение, что и первый.
Далее нужно провести контрольные испытания на ходу под разными нагрузками (подъёмы, резкие ускорения).

Настройка ГБО 2 поколения на инжекторе

  1. Выкрутить винт регистра мощности и мембраны на 2-3 оборота, х/х закрутить до упора.
  2. Завести двигатель. Поднять обороты ДВС до 3000-3500 об/мин, путём закручивая и выкручивания дозатора, найти пик максимальных оборотов двигателя. От этого положения, вкрутить винт регистра на 0,5 оборота.
  3. Отпустив акселератор сделать перегазовку. Если двигатель при этом захлебывается, выкрутить на 1/8 болт дозатора. И так далее до поиска оптимального набора оборотов.
  4. Затем постепенно закручивая винт чувствительности мембраны найти момент падения оборотов, отпустить винт на 1/8.

5.Дальнейшую настройку произвести при ходовых испытаниях. Если автомобиль не достаточно развивает мощность, немного отпустить винтом регистра подачу газа.

Рекомендуем посмотреть:

  • Настройка гбо 2 поколения своими руками инжектор

  • Как настроить газовое оборудование 2 поколения
  • Ваз 2110 настройка холостого хода на газу

  • Система питания газобаллонных автомобилей
  • Настройка гбо диджитроник 4 поколения своими руками
  • Регулировка газа ловато 2 поколения

Мультиклапан и Блок вентиляции

Вместе с баллоном устанавливается — мультиклапан. Он запрещает заполнение баллона свыше 80%. Баллоны недолжны быть заполнены на 100%.

Свободное пространство необходимо в баллоне для обеспечения безопасности. Даже в случае нагревания баллона до +70 C, что невозможно даже в случае суровой эксплуатации машины, жидкость заполнит остаточный объем.

Мультиклапан TOMASETTO 315/30 класса А Мультиклапаны, варианты и стоимость Стоимость мультиклапана в пределах 2000 руб. Есть варианты и за 1500 руб.

Мультиклапан выполняет и другие функции:

  • Заполнение в процессе заправки
  • Определение уровня газа
  • Подача газа
  • Перекрытие подачи газа
  • Ограничение объема заправки. (до 80%)

Мультиклапан устанавливается в — Блок вентиляции. Он позволяет избежать возможного накопления газа в результате каких-либо непредвиденных обстоятельств.

Вентиляционная камера TOMASETTO

Съемная крышка обеспечивает легкий доступ к мультиклапану.

Венткамеры, варианты и стоимость В среднем венткамера обойдется в 300 рублей.

Установка оборудования на авто

Для того, чтобы адаптировать двигатель под газовое топливо и настроить всю аппаратуру, нужно выполнить следующие действия:

  1. Редуктор разместить рядом с двигателем и соединить его с системой охлаждения. Он должен стоять параллельно по отношению к двигателю.
  2. Бензиновый клапан врезать в шланг от бензонасоса.
  3. Газовый клапан устанавливают на моторном щите. Это целесообразно с точки зрения безопасности и для возможности в ручную восстановить подачу бензина при неисправностях газового клапана. Но бывают и встроенные, непосредственно в редуктор.
  4. Смеситель должен монтироваться под двигателем. Во избежание утечек, нужно использовать герметик, так как поверхности стыковки могут быть деформированными.
  5. Желательно приобрести пластиковый трубопровод, так как в отличие от медного он легко гнется.
  6. Крепеж газовых баллонов осуществляется в полке багажника. Для этого сверлят 2 отверстия диаметром 10 мм. Крепежная лента проламинирована или имеет резиновую оплетку, чтобы избежать контакта металлических полос с поверхностью баллонов. Угол наклона мультиклапана у газового баллона должен составлять 30°, чтобы обеспечить корректную подачу газа в систему. Чтобы избежать взрыва, баллоны не следует заполнять более чем на 80 % объема.
  7. Заправочное устройство может находиться в любом месте под задним бампером.
  8. Переключатель топлива следует установить в салоне. Схема его монтажа зависит от марки и модели машины.

Важно: перед тем, как подключать ГБО в свой автомобиль, нужно выбрать способ установки, который совместим с конкретным видом двигателя машины. Полная инструкция по настройке приложения Torque Pro для устройств на Андроид

Полная инструкция по настройке приложения Torque Pro для устройств на Андроид

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий