Мотоцикл ИЖ Планета Спорт Rotax — разработка Ижевского завода

Сборка половинок картера

Обезжириваем разъем половинок, выбиваем немного направляющие втулки так, чтобы они вышли над плоскостью на 5-6 мм. В зависимости от вашего желания — собираем КПП. Лично я, КПП собираю только после сборки двигателя, мне так удобней.

Наносим на разъем любой автомобильный герметик, устанавливаем вторую половинку картера, достукиваем ее кияночкой, устанавливаем крышку КПП и стягиваем картер болтами.

Болты тянем не абы как, а строго по фен-шую: тянем примерно на треть усилия сначала середину крест накрест, потом периферию и постепенно увеличивая усилие за несколько кругов затягиваем болты на сколько хватает силы.

История особенностей комплектации

1974

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
    • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
    • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
    • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
    • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
    • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
    • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
    • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)

1975

  • Карбюратор «Микуни» VM32-89
  • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
  • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
  • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
  • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
  • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке

1976

  • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
  • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
  • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)

1977

  • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
    • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)

1978

  • Упраздняется мягкое крепление двигателя
  • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
  • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
  • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
  • Начало установки противоугонного замка
    • замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь

1979

  • Изменение конструкции задней подвески:
  • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)

1980 1981

  • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
  • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

Архив объявлений

Москва

доставка до ТК бесплатно

250 куб. см., исправен, птс, с пробегом

Москва

доставка до ТК 3 000

500 куб. см., исправен, птс, без пробега

350 куб. см., птс, без пробега
350 куб. см., исправен, птс, с пробегом
Под заказ Москва

доставка до ТК 1 000

350 куб. см., исправен, птс, с пробегом

250 куб. см., исправен, птс, с пробегом
350 куб. см., исправен, птс, с пробегом
500 куб. см., исправен, птс, с пробегом
650 куб. см., исправен, птс, без пробега
350 куб. см., исправен, птс, с пробегом
350 куб. см., исправен, без птс, с пробегом
350 куб. см., исправен, птс, с пробегом
125 куб. см., исправен, без птс, с пробегом
250 куб. см., исправен, без птс, без пробега
350 куб. см., исправен, птс, с пробегом
Москва

доставка до ТК бесплатно

200 куб. см., исправен, птс, без пробега

200 куб. см., исправен, птс, с пробегом
Москва

доставка до ТК бесплатно

250 куб. см., исправен, без птс, без пробега

500 куб. см., исправен, птс, с пробегом
196 куб. см., исправен, птс, с пробегом
Москва

доставка до ТК 5 000

1 000 куб. см., исправен, птс, с пробегом

Москва

доставка до ТК бесплатно

125 куб. см., исправен, без птс, без пробега

200 куб. см., исправен, птс, с пробегом
… 200 куб. см. 4х тактный С пробегом Исправен 5 468 км Есть ПТС Хорошее Хорошее Хорошее Не ЗИД…

200 куб. см., исправен, птс, с пробегом

… Кимры, ехать из Москвы от Савеловского вокзала В наличии GY5

200 куб. см., исправен, птс, с пробегом

990 куб. см., исправен, птс, без пробега
199 куб. см., исправен, птс, без пробега
200 куб. см., исправен, без птс, с пробегом
600 куб. см., исправен, птс, с пробегом
Москва

доставка до ТК бесплатно

250 куб. см., исправен, птс, без пробега

140 куб. см., исправен, без птс, с пробегом
Москва

доставка до ТК бесплатно

250 куб. см., исправен, птс, без пробега

250 куб. см., исправен, птс, с пробегом
3 000 куб. см., исправен, без птс, без пробега
600 куб. см., исправен, птс, с пробегом
600 куб. см., исправен, птс, с пробегом
49 куб. см., исправен, без птс, без пробега
Москва

доставка до ТК бесплатно

200 куб. см., исправен, птс, без пробега

125 куб. см., исправен, птс, с пробегом
250 куб. см., исправен, птс, с пробегом
400 куб. см., исправен, птс, с пробегом
125 куб. см., исправен, птс, с пробегом
750 куб. см., исправен, птс, без пробега
1 000 куб. см., исправен, птс, с пробегом
Москва

доставка до ТК 990

200 куб. см., исправен, птс, без пробега

1 000 куб. см., исправен, птс, с пробегом
200 куб. см., исправен, птс, с пробегом
1 000 куб. см., исправен, птс, с пробегом

Смотрите все объявления в архиве

Запрессовка коленвала

Запрессовать коленвал несложно, я не стал распресовывать хороший коленвал, объясню все словами. Желательно спрессовывать коленвал на наковальне или старом чугунном автомобильном блоке. Новый палец забивайте в ту щеку коленвала в которой остался палец при распресовывании, это позволит легче запрессовать вторую щеку. Новый палец забивается с внутренней стороны коленвала до конца. Одевайте новый игольчатый подшипник и шатун на палец. Положите щеку коленвала с забитым пальцем на наковальню, так чтобы палец уперся в наковальню. Направьте вторую щеку на палец, и забивайте тяжелым молотком как показано на фото ниже.

Когда будите набивать вторую щеку на коленвал, будьте внимательны чтобы не ударить по резьбе или конусу оси коленвала. Сильно заморачиваться в этот момент о соосности валов коленвала не надо, достаточно примерно поставить правильно.

Колевал спрессовали, теперь проверьте штангилем размер между щечками, если меньше разведите щечки, если больше побейте щечки до нужного размера.

Также будьте внимательны чтобы палец коленвала не выходил наружу с одной из щек, если вышел оправкой вбейте его.

Фото. Запрессовка коленвала мотоцикла

Двигатель Иж Планета Спорт

Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики — мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.

Слабые места двигателя ИЖ-П5

  • Воздушный фильтр;
  • Цилиндро-поршневая группа;
  • Коробка передач.

Более подробно о слабых местах силового агрегата ИЖ-П5…

Воздушный фильтр. Для предотвращения попадания пыли в двигатель требуется частая промывка и промасливание фильтрующего элемента. Установка бумажного фильтра позволила бы сократить время на обслуживании двигателя при ТО и улучшила бы качество очистки воздуха подающего в карбюратор.

ЦПГ изнашивается через 20 000-25 000 км по причине отсутствия водяного охлаждения.

Коробка передач. С годами вследствие выработки происходит самовыключение передач и регулировка проблему не устраняет. В этом случае необходима переборка КПП с заменой выработанных деталей.

Особенности «ИЖевского ПС’а»

Как бы то ни было, это первый советский байк, который стал конкурентоспособен не только в отношении Jawa и CZ из Чехословакии, но и японским аналогам. Мотоцикл получился лёгким и быстрым.

Для примера можно сравнить уровень мощности по отношению к массе Jawa 350/634 и Планеты-Спорта первых годов выпуска. У советского мотоцикла она равнялась 23,7 л. с. против 14,2 л. с у чехословацкого. По этому показателю «ПС’а» можно смело назвать спортивной моделью, но по классу этот ИЖ был «дорожником» – т.к. в Советском Союзе спортбайки населению не продавались.

Максимальная скорость байка по документам заявлена на 140 км/ч, но в реальности многие разгоняли его до 160 (дополнительно оснастив аэродинамическим обвесом). До сотни «спортивный» ИЖ ускорялся за, впечатляющие на то время, 11 секунд.

Благодаря типичной дорожной посадке, на Планете Спорт передвигаться было удобно, хотя на высоких скоростях передняя вилка могла вибрировать, особенно если вес райдера не достигал 80 кг.

Хотя двигатель и коробка передач мотоцикла разрабатывались в СССР, часть узлов была зарубежного производства и закупались они за валюту. Например, карбюратор японской фирмы Mikuni, оптика HELLA, спидометр Veglia Borletti.

Двухтактный двигатель ИЖа развивал более 30 л.с., что приводило советских мотоциклистов в восторг. Считается, что последующее уменьшение мощности связано с заменой японского карбюратора на отечественный, но на самом деле, проблема была в недостаточном ресурсе мотора. После дефорсирования «Спорт» мог проехать по 50-60 тысяч километров до капиталки – это рекорд для советских байков такого объёма.

Но главной особенностью, отличающей эту «Планету» от «одноклассников» из СССР, была система раздельной смазки, которой она через несколько лет, опять же, лишилась (в рамках программы удешевления).
Тормоза на всех колёсах барабанные, так что останавливался байк, мягко говоря, посредственно (из-за чего на нём часто разбивались неопытные владельцы).

Рама Планеты Спорт явно не соответствовала техническим характеристикам – в духе времени, она была простой трубчатой. Подвески этого мотоцикла ИЖ отличались жёсткостью… Всё это сказывалось на комфорте водителя в сельской местности и на сроке службы – не самым лучшим образом.

Технические характеристики Иж Планета Спорт

Для 1974 года мотоцикл выглядел очень современно. Покрашенный в яркий оранжевый цвет, ставший фирменным для машин этого семейства, он выделялся в потоке и был предметом зависти многих советских граждан, имевших водительские права категории «А». Но дело было не только в красивой стилистике. Под стать дизайну были и заявленные для Иж Планета Спорт технические характеристики. В 1974 году они выглядели следующим образом:

  • Габариты (длина/ширина/высота) мм – 2070/790/1150.
  • Колёсная база – 1390 мм.
  • Эксплуатационный дорожный просвет – 135 мм.
  • Масса (сухая) – 135 кг.
  • Двигатель – одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки.
  • Рабочий объём двигателя – 340 куб. см.
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – 76×75 мм.
  • Номинальная мощность – 32 л. с. при 6700 об. мин и степени сжатия 10,5:1.
  • Подача смазки – раздельная.
  • Охлаждение – воздушное.
  • Система образования горючей смеси – карбюраторная, с диаметром впускного канала 32 мм.
  • Бортовая сеть – 12 В.
  • Тормоза – барабанные, с диаметром переднего барабана 190 мм и заднего – 170 мм.
  • Коробка передач – четырёхступенчатая, с ножным переключением. Имеется передача заднего хода.
  • Максимальная заявленная скорость – 140 км/час.

Говоря об истории создания байка, нельзя не отметить, что главный конструктор проекта, Василий Иванович Панов, разрабатывая новый Иж Спорт 350, использовал технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на создаваемых вместе со специалистами МАМИ спортивных мотоциклах:

  • Двигатель с раздельной системой смазки, благодаря которой узлы силового агрегата выдерживали высокие нагрузки, а расход топлива в экономичном режиме сократился до 4,5 литра на 100 км.
  • Раму закрытого типа из трубчатого профиля, прошедшую термообработку после наложения сварных швов.
  • Амортизирующие резиновые подушки, на которых силовой агрегат крепился к раме. Благодаря этому снижались вибрации и повышался эксплуатационный комфорт.
  • Подвеску современной конструкции. На переднем колесе – телескопическая вилка. Подвеска заднего колеса – маятникового типа.

Полученные на Иж Планета Спорт 350 технические характеристики достигались, не в последнюю очередь, благодаря тщательной подгонке деталей. Из-за отсутствия необходимых технологий эту подгонку подчас приходилось выполнять вручную.

ccdevice › Блог › ПЕРВЫЕ МОДЕЛИ МОТОЦИКЛОВ ИЖ И СУДЬБА ИЖЕВСКОГО МОТОЗАВОДА

Первые модели мотоцикловИж

Все пять мотоциклов учавствовали во 2­м Всесоюзном мотопробеге, проходившем в периодс сентября по октябрь в 1929 году. Удивителен тот факт, что в своём первом пробегемотоциклы иж без труда преодолели планку в 3000 километров.

Однако продолжение данная история получила не сразу, так как после окончаниямотопробега, ижевский завод получил очень крупный заказ. Это привело к тому, чтоглавный инженер П.В. Можаров, разработавший чертежи и общую конструкцию для всехпяти первых моделей мотоциклов иж перебрался в Ленинград. Там он начал вестиразработку нового мотоцикла, получившего название Л­300. Новую разработку оносновывал на чертежах немецкой компании, которые он привёз из Германии, послепрохождения практики за рубежом.

Начало серийного производства мотоциклов Иж

Ключевым моментом в истории мотоциклов ижевского завода стало решение экспертов изПрезидиума ВСНХ СССР о том, что крупный отечественный мотоциклетный завод следуетпостроить именно в Ижевске. В городе для этого были все необходимые мощности испециалисты, имеющие высокую квалификацию.Спустя некоторое время, на основе оружейной фабрики на улице Базарной началосьсоздание Опытного мотоциклетного завода. К началу мая 1933 года, на построенном заводебыло произведено 4 мотоцикла НАТИ­А­750, разработанный всё тем же Можаровым. В тоже время велась работа над продолжением линейки мотоциклов иж, первым шагом ккоторому сталмотоцикл Иж­7, основанный на документах и чертежах, привезённых изЛенинграда. Это были практически копии модели Л­300, с 2­х тактным 1­о цилиндровымдвигателем, трёхступенчатой коробкой передач, цепной передачей и уже привычнаяштампованная рама. В конечном итоге Иж­7 оказался одной из самых удачных моделейразработанных за период старта завода и был избран флагманом, предназначенным длясерийного производства. В 1934 году, мотоциклетный завод набрал обороты и выпустил уже111 мотоциклов.Четыре года подряд, вплоть до 1938 года, мотоцикл Иж­7 был фаворитом. Однако на сменупришла новая модель в лице Иж­8. Улучшили систему зажигания и устройствоэлектропроводки, улучшили также и технические характеристики 300 кубового двигателя, засчёт чего выросла его мощность до 8­и л.с. Через два года, в 1940­м году началосьпроизводство модели Иж­9, мощность двигателя которого составляла уже 9 л.с. В том жегоду из Ленинграда пришли документы и чертежи мотоцикла Л­8, который оснащался уже4­х тактным двигателем с рабочим объемом в 348 кубиков и мощностью в 13, 5 лошадиныхсил. Мотоциклы иж получили новое дыхание и для разработки новой модели решилииспользовать ходовую от модели Иж­9. Получившийся в результате мотоцикл получилназвание Иж­12, производство которого должно было начаться летом в 1941 году. Однакоразвернувшаяся война остановила дальнейшее развитие мотоциклетной промышленности.

Послевоенный период в истории мотоциклов Иж

Модификации

Планета Спорт выпускался только в одной основной версии, хотя байки разных годов серьёзно отличались друг от друга.

Кроме того, на шасси этого мотоцикла собирали две модели ИЖ для мотокросса, которые распределялись по специализированным секциям (это К-15 и М-15 для ралли).

Часто можно услышать легенды про разработку 500-кубовой версии ИЖ ПС. Это скорее «байкерская байка», хотя она имеет под собой фундамент – некоторые умельцы в гаражных условиях растачивали двигатель, но там можно говорить про объём не более 400 см³.

На Ижевском машиностроительном заводе действительно велись работы над 500-кубовым мотоциклом, но это была не Планета, а опытный Юпитер 500, который так и не стал серийным.

Конструкция Планеты Спорт от Ижмото

Технические характеристики ПС поражали. Это был первый серийный стальной конь в СССР с системой раздельной смазки мотора. При чем последняя являлась собственной разработкой конструкторов Ижевского мотозавода. Такой особенностью могли похвастаться байки, спущенные с конвейера в 1974 году. Характерный признак наличия подобного ноу-хау у мотоцикла ИЖ Планета Спорт – наличие буквы«М» в его номере.

Двигатель ПС от Ижмото имел несколько увеличенный рабочим объёмом в сравнении с предыдущими моделями из Ижевска. Он составлял 349 см³. Примечательно, что железный конь получил с завода японский карбюратор «Микуни». Это позволило байку выдавать заветные 32 л.с. и 6 700 оборотов в минуту.

При сухой массе мото в 135 кг., он мог похвастаться завидными техническими характеристиками (237 лошадок на тонну веса). Это почти вдвое превысило подобный показатель Jawa 350 «634».

100 км/ч Иж ПС набирал за 11 секунд. Мотор этого коня крепился нав раму при помощи резиновых подушек. Для 1970-х — это было настоящее техническое новшество. Кроме того, байк активно оснащался японским электрооборудованием и даже оптикой. Те же модели мотоцикла ИЖ ПС, что оснащались отечественным карбюратором (К 62М) могли развивать несколько меньшую мощность в 28 лошадок. С 1978 года на этого железного коня устанавливалось советское электрооборудование и отечественный спидометр. У этих байков увеличивался диаметр спиц.

Технические характеристики ИЖ Планета Спорт

На протяжении 1975-1983 гг. байк часто проходил конструкционные изменения. Его модернизировали и совершенствовали. По этому, одинаковых технических характеристик все мотоциклы Иж ПС не имеют. Все же отдельные из них не изменялись.

Длина байка составляет 207 см. Ширина его достигает 79-81 см. При этом, высота мото — 115 см.

Максимальная рекомендованная скорость мотоцикла Иж ПС — 140 км/час. На 100 км этот байк расходует 3,5 литра топлива (при скорости в 60 км/ч). По городу расход несколько увеличивается и достигает 7 л.

Тормозной путь мотоцикла Иж Планета Спорт все же значителен и составляет 16 метров при скорости в 60 км/час. На скорости в 30 км/час для полной остановки мотоциклу потребуется всего 7 метров.

Технические характеристики двигателя ПС Ижмото тоже впечатляют. Мотор этого двухколесного спортбайка имеет двухтактный тип работы. Трёхканальная его продувка неплохо себя зарекомендовала.

Одного цилиндра этому байку более чем достаточно для развития немалой мощности. Диаметр последнего составляет 76 мм. Мотоцикл Иж Планета Спорт имеет силовой агрегат, который обладает достаточно-таки высокой степенью сжатия (10,5). Система охлаждения активно использует встречные воздушные потоки. Фильтр для очистки воздуха перед его подачей в смесь исполнен в сухом типе. Его дополнили бумажным элементом.

В первую очередь вызывают восторг передаточные числа КПП этого байка. В подарок от конструкторов, к тому же, мото получил усовершенствованную амортизацию. Электрооборудование, как для такой старинной модели «Планеты» у ПС Ижмото удивляет. В распоряжении байка бортовая сеть с напряжением в 12 вольт. Трёхфазный генератор переменного тока способен выдавать 14 вольт и мощность в 100 Вт.

Отметим, что самые первые железные кони данной серии оснащались зарубежными аккумуляторными батареями.

В комплект к самым первым ПС Иж прилагались итальянские свечи зажигания «Магнетти-Марелли». Нередко это были и свечи «NGK», что рекомендованы для использовать на высоких скоростях (от 100 км/ч). При этом, снималась прокладка с головки цилиндра.

Топливный бак мотоцикла Иж Планета Спорт располагал объемом в 14 литров. Бензин марки «АИ-93» считался наиболее приемлемым для заправки этого байка. Масляный же бак железного коня вмещал 1,5 литра.

Последние изменения в истории Иж Планета Спорт

1979 год внес некоторые, не самые лучшие, изменения в создание мотоциклов. Производители стремились полностью избавиться от иностранных частей и деталей, которые были более качественными, нежели запчасти отечественного производства. Цена на запчасти к мотоциклам соответственно была снижена.

Уже в апреле 1975 на основе столь популярного и любимого людьми Планеты Спорт было запущено производство новых моделей:

  • спортивный Иж М-15
  • кроссовый Иж-К-15

«Пес» – именно таким прозвищем советские мотоциклисты наградили Планету Спорт. Он был популярен и востребован на протяжении долгих лет, благодаря чему неоднократно подвергался моторному тюнингу. Цилиндр Пса затачивался, как правило, под поршень «ЧеЗет» или М-412 Москвича.

Вот таким был путь рождения Планеты Спорт 500. Его можно назвать поистине великим произведением искусства советским тюнингистов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий