Техническое обслуживание АКБ
При нормальных условиях эксплуатации автомобиля аккумулятор заряжается от генератора, и ему этой зарядки будет вполне достаточно. Однако не всегда есть возможность использовать машину так, чтобы генератор обеспечивал полный заряд АКБ. В некоторых случаях его работы будет недостаточно. Почему такое происходит, мы подробнее расскажем ниже.
Почему аккумулятор приходится подзаряжать зарядным устройством?
Зима – неблагодарное время для наших машин. Низкие температуры приводят не только к запотеванию стекол или замерзанию замков, они также снижают эффективность аккумуляторных батарей. Влияние низких температур на характеристики аккумулятора в машине весьма существенное:
- При нулевой температуре электрическая емкость аккумулятора уменьшается примерно на 20%.
- При температуре -20 °C емкость АКБ может упасть более чем на 50%.
При низких температурах проблему также усугубляет моторное масло, которое имеет свойство загустевать. Это, в свою очередь, потребует от батареи еще больше энергии для работы стартера, чтобы запустить двигатель.
Кроме того, зимой мы используем гораздо больше устройств, использующих электрический ток в машине, к ним относятся:
- Подогрев сидений;
- Обогрев заднего стекла и зеркал;
- Стереосистема;
- Противотуманные фары и так далее.
Все это приводит к увеличению длительности подзарядки АКБ, что, в конечном итоге, сокращает срок службы аккумулятора, особенно в тех случаях, когда вы часто преодолеваете короткие расстояния. Ведь при таких поездках у батареи постоянно не будет хватать возможности достаточно зарядиться.
Также существует вероятность случайного включения во время стоянки какого-либо потребителя, который вскоре посадит аккумулятор. Кроме этого, не стоит исключать такое явление как саморазряд АКБ. При длительных простоях любая батарея может значительно просесть. Поэтому периодически аккумулятор приходится дополнительно заряжать, особенно в зимний период, подключив его к зарядному устройству.
Проверка уровня и плотности электролита в АКБ
После зарядки обязательно проверяем уровень электролита, если аккумулятор обслуживаемый. Он должен полностью покрывать поверхности пластин и возвышаться над верхними границами примерно на 5-10 мм. Уровень выравнивается только тогда, когда АКБ полностью заряжен, а также имеет соответствующую температуру (обычно это 25 °C).
При отклонениях никогда не добавляйте электролит в разряженную батарею! Уровень раствора в батарее можно дополнить дистиллированной или химически очищенной водой. Не используйте для этих целей кислоту или химические вещества. Ведь это увеличит плотность раствора, что значительно ускорит деградацию пластин.
Полностью заряженный и исправный аккумулятор будет иметь плотность раствора в диапазоне 1,270-1,280 г/см³. Причем в каждой банке эти значения должны быть идентичными. Для точности измерения необходимо провести 3 проверки с интервалом в 1 час. Первый замер должен быть проведен через полчаса после зарядки АКБ. В случае отклонений потребуется процедура восстановления плотности.
Предыдущие статьи
- ESP, что это такое в машине, как работает, и нужна ли эта система в автомобиле?
- Классификация и виды моторных масел. Характеристика полусинтетики 10w-40
Маркировка
Аккумуляторы «Тюменский медведь» маркируются в соответствии с ГОСТ Р 53165-2008. Маркировка подобна той, что показана на изображении ниже.
Первая цифра обозначает число банок в составе аккумулятора. От этого зависит номинальное напряжение батареи. Далее буквами «СТ» указывается назначение АКБ. То есть, стартерный аккумулятор. После этого через дефис идёт число, обозначающее номинальную ёмкость в ампер-часах. Конструкторско-технологическое исполнение аккумуляторной батареи зашифровано в последней группе символов. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный. Здесь также может быть указан расход воды (N – нормальный, L – малый, VL – очень малый, VRLA – с регулирующим клапаном).
Пример.
Модель Buran 6СТ 65 VLA. Это означает, что аккумуляторная батарея имеет 6 аккумуляторных элементов, тип стартерный, ёмкость 65 Ач и очень низкий расход воды.
Дата выпуска аккумуляторов Тюменский медведь выбита на корпусе в виде 6 цифр – XXXXXX. Первые две цифры показывают порядковый номер месяца. Четыре последних – это год.
Пример.
Маркировка даты производства означает 082016, что АКБ была выпущена в августе 2021 года.
Маркировка АКБ для легковых автомобилей
Вся необходимая информация наносится на корпус аккумулятора в соответствии стандарту. Российский, европейский и азиатский способ обозначения параметров отличаются. Приведем расшифровку маркировка АКБ разными производителями.
Маркировка аккумуляторов в России
В России маркировка автомобильных аккумуляторов происходит по ГОСТ 959-91. Первое число показывает количество банок, соединенных последовательно. Если автомобиль должен иметь батарею с выходным напряжением 12 В, элементов 6. Буквы обозначают тип АКБ – СТ – стартовый. Следующие цифры обозначают емкость – оптимально от 55 А-ч. буквы после цифр означают дополнительные сведения:
- «З» — батарея залита электролитом, заряжена;
- «Э» — корпус эбонитовый;
- «Т» — корпус выполнен из термопласта.
Европейский стандарт маркировки АКБ
Европейские производители пользуются стандартом DIN (пятизначным)и FLT (девятизначным). Первые 3 цифры обозначают емкость аккумулятора, если вычесть 500. В пятизначном коде 2 цифры обозначают тип аккумулятора и его особенности. В девятизначном коде первые 3 цифры обозначают емкость, 3 последующих – конструктивные особенности, 3 крайних — 0,1 тока холодной прокрутки.
Маркировка АКБ из Японии и Кореи
Расшифровка маркировки аккумулятора из азиатских стран ведется по японскому стандарту JIS D 5301 “Lead-acid starter batteries”. Запечатанные необслуживаемые батареи здесь обозначены SMF. На картинке приведен пример обозначения аккумулятора Rocket SMF 85D26L. По европейской градации емкость этого АКБ 80 А-ч, резервная емкость 130 минут.
Американский стандарт маркировки АКБ
Маркировка американских АКБ для автомобилей соответствует стандарту SAE J537 (Society of Automotive Engineers). Код шестизначный. Первой указывается тип батареи – А, потом размер корпуса и полярность. Последние 3 цифры обозначают ток холодной прокрутки.
Мало расшифровать маркировку АКБ, необходимо знать взаимозависимость величин, указанных на этикетке. Главное, нужно правильно определить пусковой ток, чтобы сравнить приборы. При емкости аккумулятора до 90 А-ч, можно воспользоваться соотношением: ток SAE = 1.7*ток DIN
Типы корпусов – Азия, Европа, Америка
Среди автомобилистов распространенно заблуждение, что аккумулятор с жидко-абсорбированным электролитом (AGM) и его гелиевый аналог (GEL) – это однотипные АКБ с идентичными технико-эксплуатационными свойствами. Это не так! Второе ошибочное мнение – азиатские батареи отличаются от европейских и американских полярностью за счет левой «плюсовой» клеммы.
У всех серьезных производителей независимо от «географии» в модельном ряду присутствуют АКБ с обратной («0») и прямой («1») полярностью для максимально широкого охвата профильного рынка. Реальные же различия имеют только конструктивную основу и не связаны с направлением электрохимических процессов внутри батареи.
Маркировки по моделям аккумуляторов
У каждой конкретной модели и у каждого производителя используется своя маркировка АКБ. Друг от друга могут отличаться различные цифры и буквы.
До 2014 года производители честно указывали точную дату изготовления, однако с введением закона, регламентирующего новые требования, производители получили право не писать на аккумуляторах дату, а лишь маркировать для собственного использования и перевозки.
Varta и Bosch
Так как компании Bosch и Varta объединились, сохранив только свои индивидуальные названия, то и руководство над ними стало одинаковым. Поэтому коды таких моделей аккумуляторов выглядят и расшифровываются идентично.
Вариант маркировки Bosch представлен в более сложном виде, но и информации он предоставляет больше. С 2014 года компания перешла на 13-значную систему маркирования. На АКБ она находится на крышке сверху. Например: С7С8171523052.
Маркировка расшифровывается так:
- С — это производственные особенности, идет первой буквой;
- 7 — номер производственного ряда;
- С — третий символ, обозначающий страну производства (H — Германия, С — Чехия, S — Швеция, A — Австрия);
- 817 — это маркировка по дате выпуска.
Маркировку аккумуляторных батарей по году выпуска можно определить на основании данных следующей таблицы.
Topla
Код нанесен сверху на АКБ лазером и состоит из 14-ти символов. Третий и четвертый — это год выпуска, а пятый и шестой — неделя. Пример маркировки: F1110600941864.
Расшифровывается так: шестая неделя 2011 года (февраль).
Banner
Расшифровка данных моделей аккумуляторов довольно своеобразна. Она основана на 14-ти символах, первые четыре из которых представлены в виде английских букв. Код находится на крышке изделия и выжигается лазером. Например, DEBC.
Первая и вторая буквы означают неделю года. Третья и четвертая буквы — это последние две цифры определенного года выпуска.
Счет идет от A до M:
B — 1, C — 2, D — 3, E — 4, F — 5, G — 6, H — 7, I — 8, J — 9, K — 10, L — 11, M — 12.
Mutlu
Известная турецкая компания использует простой способ маркировки аккумуляторов. Она располагается на боковой части крышки АКБ и представлена в виде шести цифр.
Например, код 380125 расшифровывается так:
- 3 — это число, показывающее номер партии;
- 8 — точный год выпуска, в данном случае — 2018;
- 01 — месяц (январь);
- 25 — точный день производства АКБ — 25-е число.
Результат определения: 25 января 2018 г.
Cobat
Место нанесения аббревиатуры находится сверху на крышке, а маркируется АКБ специальным принтером на производстве.
Определить дату изготовления аккумулятора можно по пяти символам: первая цифра — это день недели, вторая и третья — номер недели в году от 01 до 53, четвертая — год изготовления, но только латиницей. Например, 2018 год — Т, 2019 — Х, 2020 — L.
Vortex
Компания использует свою систему кодирования. Весь код делится на две части. В первой — четыре, а во второй — шесть символов. Во второй части первые две цифры означают год, третья — полугодие, четвертая — номер месяца в прописанном до этого полугодии.
Ямал
Ямал — это типичный российский продукт. Потому и обозначение кода здесь такое же, как у тюменских батарей. Первые две цифры — это месяц изготовления, а последующие четыре — год. Все довольно просто.
Амур
Амур использует схожую с Тюменским медведем и Ямалом систему кодов, но еще проще. Маркировка состоит из четырех цифр: первые две — месяц, вторые две — год (точнее, две последние цифры года). Например, 05 16 — май 2016 года.
Тюменский медведь
Самым легким вариантом маркировки является использование шести чисел, два из которых обозначают месяц, а последние четыре — год производства.
Все российские батареи используют этот способ подачи информации, которая находится на верхней части аккумулятора. Например, код 032017 означает, что батарею произвели в мае 2017 года.
Единственным минусом такой маркировки является отсутствие дня выпуска — известен только месяц.
Купить аккумулятор для легкового авто в Москве
Каждый автолюбитель знает, насколько важны автомобильные аккумуляторные батареи для правильной работы собственного транспортного средства. Многие попадали в ситуацию, когда машина поутру не хочет заводиться, и причина кроется в ненадлежащем состоянии аккумулятора. На сегодняшний день все легковые аккумуляторы подразделяются на 2 вида: свинцово-кислотные (с жидким электролитом) и гелевые (с густым электролитом). И те, и другие в свою очередь классифицируются на типы, характеристики которых определяют возможности эксплуатации. Это так называемые аккумуляторные батареи для легкового автомобиля обслуживаемые, мало обслуживаемые, необслуживаемые.
Наряду с традиционными моделями с жидким электролитом гелевые аккумуляторы становятся все более популярными среди автолюбителей. Их особенность заключается в типе самого электролита (желеобразный состав, включающий в себя серную кислоту). Такие авто аккумуляторы быстрее восстанавливаются после глубокого разряда (после полной отдачи энергии) и имеют большее количество циклов зарядки. Среди минусов можно отметить высокую стоимость и использование для зарядки специальных программируемых устройств. Данные автомобильные батареи очень чувствительны к высокой температуре (постоянная эксплуатация в жару приводит к сокращению срока использования). Поэтому в большей степени гелевые устройства применяют в холодных климатических зонах.
Обслуживаемые легковые аккумуляторы имеют технические отверстия, через которые можно произвести замену электролита. Это очень удобно с точки зрения длительного срока эксплуатации при условии бережного использования. Однако обслуживаемые модели требуют постоянного контроля со стороны владельца за уровнем и составом электролита. Необслуживаемые модели пользуются популярностью из-за своей устойчивости к ударам и вибрациям. Их корпус полностью герметичен и не поддается вскрытию. Многие автовладельцы по ошибке называют их одноразовыми, несмотря на то, что устройства имеют не менее длительный срок службы.
Тип клемм
Европейские, стандартные
Все отечественные и многие иностранные аккумуляторы имеют клеммы конического типа. Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» — 17,9 мм.
Азиатские, тонкие (JIS)
По своему размеру отличаются от европейских. Клеммы японских аккумулятором могут быть одного из трех типов:
- Т1 – диаметр плюсовой клеммы составляет 14,7 мм, а минусового – 13 мм. Их форма – усеченный конус. Наиболее узкие, характерно «японские» клеммы, получившие наибольшее распространение на авто, произведенных именно в Японии.
- Т2 – эти клеммы можно встретить на батареях высокой емкости. Их размеры составляют 19,5 и 17,9мм для плюса и минуса, соответственно.
- Т3 – клеммы третьего типа представляют собой плоские штыри, имеющие специальные отверстия.
Боковые
Выводы под клеммы находятся на боковой поверхности верхней крышки и имеют «внутреннюю» резьбу. Стандарт для автомобилей производства США.
Винтовые
В виде винтов выступающих из верхней части аккумулятора. Так же являются типом клемм применяемых на американских аккумуляторах.
Какие могут быть отличия в конструкции
Перед покупкой аккумулятора надо четко представлять, какой именно аккумулятор нужен для конкретного автомобиля. Помимо технологии производства и основных электрических параметров, у АКБ имеются различия по конструктивному исполнению. Если ошибиться в этом плане, установить батарею под капот будет проблематично, а то и невозможно. Также могут возникнуть проблемы при эксплуатации.
Размеры
Размеры батарей различаются даже в рамках одной технологии. Физику обмануть сложно, и, например, увеличение емкости аккумулятора всегда вызовет увеличение габаритов. Также надо понимать, что АКБ на 24 вольта будет всегда по размерам больше 12-вольтовой батареи. У каждого производителя существует линейка габаритов аккумуляторов. Поэтому для автовладельца будет правильным перед покупкой замерить размеры установочного места для АКБ, а также определить максимально возможную высоту. Измеренные данные можно где-нибудь записать, в будущем пригодятся (хотя обычно АКБ покупается не каждый год). Это избавит от сомнений и от просьб продавцу разрешить примерить аккумулятор по месту установки – он вправе отказать.
Полярность
Полярностью аккумулятора называют расположение плюсовой и минусовой клемм. В легковых автомобилях отечественного производства устанавливаются аккумуляторы так называемой «прямой» полярности – если смотреть со стороны выводов, то слева находится плюс батареи, справа – минус. Других батарей промышленность не выпускала, выбор АКБ по этому параметру был излишним.
Батарея «прямой» полярности.
Но с массовым появлением иномарок, особенно разработки европейских фирм, на рынок батарей вышли аккумуляторы «обратной» полярности – у них плюсовая и минусовая клеммы (и провода к электрооборудованию автомобиля) располагаются зеркально.
У аккумуляторных батарей для грузовых автомобилей прямая и обратная полярность определяется по-другому. Если смотреть с лицевой стороны, при прямой полярности плюсовая клемма будет ближайшей, при обратной – наоборот.
Полярность АКБ для грузовых авто.
На эксплуатационные качества батареи расположение выводов не влияет никак, но подключить АКБ другой конструкции очень проблематично. Длины силовых проводов для перекрестного подключения в большинстве случаев не хватит, а их наращивание – не самое разумное решение. Дополнительный контакт в высокотоковой цепи надежность работы электрооборудования не повысит. А переполюсовка АКБ приведет к серьезным проблемам, начиная с неработоспособности многих устройств, заканчивая высокой вероятностью выхода из строя дорогостоящей бортовой электроники и самого источника питания.
Поэтому перед установкой надо убедиться, что полярность батареи соответствует конструкции автомобиля. Маркировка клемм и батарей приведена в таблицах.
Возможное обозначение полярности аккумулятора в документации или на шильдике | ||||
---|---|---|---|---|
Прямая | П.п. | Российская, азиатская | 1 | L |
Обратная | О.п. | Европейская | R |
Возможное обозначение полярности клемм | |||
---|---|---|---|
Плюс | + | Pos | P |
Минус | – | Neg | N |
Также некоторые производители делают диаметр клемм различным – плюсовой вывод несколько больше. Но если есть сомнения или обозначение отсутствует, самый надежный способ – проверка мультиметром. Если общий провод тестера в режиме вольтметра подключить к минусу АКБ, а измерительный к плюсу, напряжение на дисплее будет индицироваться со знаком «+», если наоборот – со знаком «-».
Мультиметр выставить на 20 вольт постоянного тока.
Диаметр клемм
Единого стандарта для аккумуляторных клемм нет
При подборе батареи для авто надо уделить внимание и этому элементу конструкции
Под зажим
Если в автомобиле для подключения АКБ предусмотрены зажимные терминалы, то существует два варианта клемм:
- стандарт А (европейский);
- стандарт B (азиатский).
Размеры клемм стандарта A и B.
В обоих стандартах плюсовой вывод выполнен с увеличенным диаметром. Это позволяет снизить вероятность ошибки при подключении. В России выпускаются АКБ, соответствующие стандарту А.
Резьбовые крепления
Если конструкция автомобиля предусматривает болтовое крепление выводов (что менее удобно, но более надежно), то здесь также существует несколько разновидностей коннекторов:
- стандарты F и G (применяются в машинах североамериканской разработки) – штырь или отверстие с резьбой соответственно;
- стандарт Т (российский) – отверстие с резьбой под болт.
Стандарты резьбовых терминалов.
Также существуют менее распространенные стандарты для автомобилей, а также системы подключения для мотоциклов, промышленных систем и т.п.
Тип крепления
Также батареи различаются по типам крепления при установке на штатное место. Отечественные машины и авто азиатских разработчиков крепятся скобой, которая обхватывает корпус АКБ сверху. Конструкции европейских разработчиков автомобилей предусматривают крепление батареи снизу.
Типы крепления АКБ.
Общие требования
Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.
На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:
- Название производителя.
- Номинальный показатель напряжения.
- Емкость аккумулятора.
- Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
- Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
- Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
- Полярность контактов.
- Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.
Типоразмер
Корпусы Европа и Америка имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота 17,5-19 см. У азиатских этот показатель чуть больше (до 22 см) за счет верхнего расположения электродов
Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать случайного касания токоотводами металлических частей кузова
В заключение
Более 95% штатных батарей на автомобилях с ДВС – свинцово-кислотные АКБ различных модификаций, которые не обладают эффектом памяти и отличаются максимальным временем удержания заряда. Чтобы улучшить эксплуатационные характеристики (стойкость к вибрациям, срок службы, высокие стартовые токи), применяют специальные технологии поддержки электрохимической реакции и упрочнения конструкции пластин. Батареи AGM способны эффективно функционировать под любым углом установки. Мокрые модели Ca+Ca и HIBRID обладают сниженным саморазрядом и электролизом воды, стойкостью к коррозионным процессам и осыпанию активной массы электродов.
Аккумуляторы в корпусе Азия, Европа или Америка – взаимозаменяемы при условии, что стандартизированы по единой системе (EN, DIN, SAE). В противном случае необходимо воспользоваться переходной таблицей для корректного определения подходящих стартерных токов. Могут возникнуть также сложности из-за различий в диаметрах выводных клемм. При выборе достаточной емкости АКБ можно ориентироваться на объем двигателя:
- 50-55Ач – 1,0-1,5л;
- 60-65Ач –1,5-2,0л;
- 70-75Ач – 2,0-2,5л;
- 80-85Ач – 2,5-3,0л;
- 90-110Ач – от 3,0л.
Но лучше всегда брать батарею с запасом 5-15Ач для достаточного резерва питания в холодную погоду и при увеличении потребителей бортовой сети.
Чтобы купить качественную АКБ Banner, Bosch, Hankook, не нужно дожидаться сомнительных акций и распродаж залежалого товара. Всегда можно дорого сдать автомобильный аккумулятор в Москве и компенсировать значительную часть стоимости новой батареи с хорошей датой выпуска и гарантией качества от производителя.
Назад | Все статьи
Маркировка и обозначение аккумуляторных батарей
Все свинцовые стартерные аккумуляторные батареи, которые производят в России, должны соответствовать требованием ГОСТ Р 53165-2008. В соответствии с требованиями условное обозначение типов батарей устанавливают по следующей схеме: Блок 1 – указывает на количество последовательно соединённых аккумуляторов в батарее. Блок 2 — характеризует батарею по её функциональному признаку ( СТ – стартерная). Блок 3 – номинальная емкость батареи, указанная в ампер-часах, А/ч Блок 4 – исполнение батареи
Исполнение батареи обозначается следующими символами:
- N – открытая с нерегламентированным расходом воды
- L – открытая с малым расходом воды
- VL – открытая с очень малым расходом воды
- VRLA – открытая с регулирующим клапаном.
Так, например, условное обозначение аккумуляторной батареи с 6СТ-60L указывает, что батарея состоит из 6 последовательно соединённых аккумуляторов общим напряжением в 12В, является стартовой с номинальной ёмкостью 60 А/ч, открытая с малым расходом воды.
Европейские производители присваивают стартерным батареям девятизначный номер – ETN (European Type Number). Схематично это можно изобразить так: Блок А. Содержит информацию о напряжении и ёмкости батареи. Для 12-ти вольтовых батарей номинальную ёмкость можно получить вычитая из первых трёх цифр (от 501 до 799) число 500. Например, батарея с обозначением 555065042 имеет ёмкость 55 А/ч ( 555-500=55 А/ч) или батарея с номером 680032100 имеет ёмкость 180 А/ч (680-500=180 А/ч) Блок B. Три средние цифры ETN-номера указывают на геометрические размеры аккумуляторной батареи, тип газоотвода, конструкцию крышки и крепёжных элементов.
Блок C. Последние три цифры ETN-номера численно равны 10% от тока холодной прокрутки аккумуляторной батареи. Например, если в обозначении АКБ последние три цифры 042, то ток холодной прокрутки равен 420 А.
Американские производители маркируют свои аккумуляторные батареи в соответствии с требованиями стандарта SAE. Где первые две цифры номера обозначают её типоразмерную группу и полярность, а последние три равны току холодной прокрутки при -18?С. Например аккумуляторная батарея с номером А27500 принадлежит к 27 размерной группе (306×173×225 мм), а ток холодной прокрутки, измеренный по методике SAE J537 при температуре -18?С равен 500 А. Или американский аккумулятор American c номером на корпусе 34R770 принадлежит к 34 размерной группе (260×173×225 мм) с обратной полярностью и с током холодной прокрутки 770 А.
Японские аккумуляторные батареи маркируются по внутреннему стандарту JIS. Маркировку японского аккумулятора можно схематично изобразить так:
Блок 1. Ёмкость аккумуляторной батареи измеренная по японскому стандарту, она отличается от европейского и зависит от множества параметров. Согласно этому стандарту ёмкость по японскому циклу измеряется по 5-ти часовому разряду, а европейского по 20-ти часовому. Поэтому для перевода значений ёмкости японского цикла в европейский лучше пользоваться таблицей 1. Таблица1. Характеристики АКБ японского стандарта.
Аккумулятор | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
50B24R | 36 / 45 | 390 | — | — | — | — |
55D23R | 48 / 60 | 356 | — | — | — | — |
65D23R | 52 / 65 | 420 | — | — | — | — |
75D26R | 60 / 75 | 490/447 | — | — | — | — |
95D31R | 64 / 80 | 622 | — | — | — | — |
30A19R(L) | 24 / 30 | — | 178 | 162 | 197 | 9.0 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11.20 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13.70 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17.80 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18.50 |
80D26R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19.40 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24.10 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28.30 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | — | — | — | |
46B24 R (L) | 36 / 45 | 330 | — | — | — | |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | — | — | — | |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | — | — | — | |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | — | — | — | |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | — | — | — | |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | — | — | — |
Блок 2. Указывает на размерную группу аккумуляторной батареи. Существует восемь размерных групп от А до Н.
Блок 3. Длина батареи в сантиметрах.
Блок 4. Обозначение полярности АКБ. Так если стоит буква R — полярность прямая, L — обратная. Для примера расшифруем японский аккумулятор с маркировкой 55D23R. Пользуясь таблицей узнаём, что ёмкость батареи при пересчете на европейский стандарт численно равна 60 А/ч а ток холодного запуска равен 525 А. Также из таблицы узнаём её габаритные размеры. Полярность прямая.
Как узнать дату изготовления аккумулятора
При покупке аккумулятора стоит обратить внимание на дату его выпуска — чем новее АКБ, тем лучше
. Производители аккумуляторов по разному указывают дату выпуска в виде цифрового года, так как единого стандарта не существует. Дата изготовления аккумулятора может быть указана на этикетке, выбита на крышке или на боковине АКБ.
Самые распространенные способы маркировки информации:
Аккумуляторы Зверь, Орион, АкТех, Хорс, Пульс,DUO, SOLO, VSA, Extra
– ООО «АкТех», Иркутск, Россия
Дата выпуска указывается сверху на корпусе в виде выплавленных четырех цифр — ММ.ГГ Две первые цифры — порядковый номер месяца, две последние — год выпуска. Например, на АКБ Зверь выбито 03.18
означает март месяц (03), 2021 год (18).
Аккумуляторы Тюменский медведь, Ямал, Batbear
Выбито семь цифр ММ ГГГГ Х. Две первые цифры — месяц года; четыре последние — год выпуска, последняя цифра — номер смены. Например, 03 2018
2 означает, что АКБ изготовлена в марте 2021 года во 2-ю смену.
Аккумуляторы Cobat, Titan
Нижегородская область, г. Бор
Дата изготовления указывается на верхней крышке АКБ по центру в виде 5-ти значного буквенно-цифрового кода. Первая цифра — день недели, 2-я и 3-я цифры — порядковый номер недели в году (от 01 до 53), 4-я год выпуска, который указывается в виде латинской буквы N(2013 год), Z(2014 год), P(2015 год), A (2016 год) S(2017 год), T(2018 год), X(2019 год), L(2020 год); 5- цифра — номер смены. Например, 437S1
— аккумулятор изготовлен в четверг, в 37 неделю года, в 2017 году в 1-ю смену.
Аккумуляторы производства «Курский аккумуляторный
Выбивается 10-тизначный цифровой код ХХХХ ГПХХХ.
Схема маркировки: 1-цифра – номер производственной линии
2, 3, 4 – индивидуальный код партии
5 – последняя цифра года
7 – порядковый номер месяца в полугодии: Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь 8,9 — день (число месяца) 0 — номер бригады (возможны 2 цифры)
Например на АКБ стоит маркировка 2167 812051
, это означает, что аккумулятор был изготовлен на 2-й производственной линии, код партии 167, в 2021 году, в 1-м полугодии, во 2-м месяце (февраль), 5 числа 1-ой бригадой.
Аккумуляторы Mutlu
Дата изготовления указывается на верхней части корпуса. Состоит он из шести цифр ХХХХХХ. 1-я цифра — номер производственной линии, 2-я — последняя цифра года , 3-я и 4-я — месяц изготовления, 5-я и 6-я — число. Например, 180121
:1 —производственная линия № 1; «8 » — год изготовления 2018; «01 » — январь месяц; «21 » — день изготовления. То есть аккумулятор изготовлен 21 января 2018 года.
Аккумуляторы Зубр
ООО СП «Полесские аккумуляторы», Беларусь.
Дата изготовления наносится в левом верхнем углу на крышке батареи. Например: 7М12E1. 7 – 2021 год, М – месяц (декабрь), 12 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч). (А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)
Аккумуляторы Varta и Bosch
С 2014 года VARTA и BOSCH
стали использовать новую 24-х значную кодировку даты изготовления аккумуляторов.
В длинном коде это 4,5,6 цифры. 4-я цифра год выпуска, 5-я и 6-я код месяца выпуска: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.
На аккумуляторах Varta и Bocsh выбит большой код с буквами и цифрами, дату изготовления в котором обозначают 4-ая, 5-ая и 6-ая цифры. 4-я цифра год выпуска, 5-я и 6-я месяца выпуска указывается в виде двузначного кода:
- январь -17
- февраль -18
- март-19
- апрель-20
- май-53
- июнь-54
- июль-55
- август-56
- сентябрь-57
- октябрь-58
- ноябрь-59
- декабрь-60
Аккумуляторы Topla , Moratti Tab
Дата изготовления выбивается на верхней крышке АКБ около клеммы. 3-я и 4-я цифра — год изготовления, 5-яи 6-я цифра -неделя изготовления. Например, F1 1740.
Аккумулятор изготовлен в 2021 году в 40-ю неделю.
Аккумуляторы Magnum казахстанского производства
2-я и 3-я цифра числового кода -это месяц изготовления, 4-я и 5-я цифра -год изготовления. Например, код 6 0117
803516 — аккумулятор изготовлен в январе 2021 года.
Monbat (Enerberg)
Дата изготовления наносится в виде 6-ти значного кода на задней стороне крышки справа – 1-я и 2-я цифры — число месяца, 3-я и 4-я — месяц, 5-я — год, 6-я серийный номер ДДММГХХ. Например, 17038
1 . АКБ изготовлена 17 марта 2021 года.
BARS, Unikum
Производство ТОО «Кainar» АКБ Technologies, Казахстан
Место нанесения маркировки на крышке: ДДДХГХХХХХ 1,2,3 — день года 4 — номер бригады 5,6 — год. Например, 601
67 70020 .
Определение даты производства аккумуляторов по их маркировке
Определение даты выпуска аккумуляторов, которыми комплектуются аккумуляторные картриджи APC, Eaton и других производителей ИБП, необходимо для правильного планирования срока замены аккумуляторов.
Аккумуляторы от разных производителей могут иметь различную маркировку. Кроме того, даже в рамках одного производителя, маркировка аккумуляторов со временем может менять свой вид.
Аккумуляторы Kung Long
Маркировка XX00XX
Общее правило для аккумуляторов с 6-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX00XX таково:
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 символ | Код последних двух цифр года | L=12, M=13, N=14, O=15, P=16, Q=17, R=18, S=19, T=20 и т.д. |
2 символ | Код номера месяца в году | A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12 |
3 и 4 символы | День месяца | |
5 и 6 символы | – |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
Kung Long | Long WP5-12 | Аккумулятор 12V 5Ah – Kung Long WP5-12, Клеммы Faston F2 |
Аккумуляторы B.B.Battery
Маркировка XX000000
Общее правило для аккумуляторов с 8-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX000000 таково:
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 и 2 символ | – | |
3 и 4 символ | Цифровой код последних двух цифр года | 18=2018, 19=2019 и т.д. |
5 и 6 символ | Цифровой код номера месяца в году | 01, 02, 03 … 12 |
7 и 8 символы | День месяца | 01, 02 … 31 |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
Например, код DC180419 обозначает дату 19.04.2018 |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
B.B.Battery | BP5-12 | Аккумулятор 12V 5Ah – B.B.Battery BP5-12 VRLA Rechargeable Battery, AGM, 1.75VPC, 25C, Клеммы Faston F2, 1.8kg |
Аккумуляторы CSB Battery
Маркировка 000000X..
Правило для аккумуляторов с 6-значной цифровой маркировкой с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 и 2 символ | Цифровой код последних двух цифр года | 18=2018, 19=2019 и т.д. |
3 и 4 символ | Цифровой код номера месяца в году | 01, 02, 03 … 12 |
5 и 6 символы | День месяца | 01, 02 … 31 |
7 и последующие | – |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
На аккумуляторах CSB Battery маркировка даты производства всегда указана на отдельной жёлтой наклейке. Например, код 191021NV23A обозначает дату 21.10.2019 |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
CSB Battery | HR 1234W | Аккумулятор CSB HR 1234W F2 12V, 34W/8.5Ah, AGM Cell, 1.67V, 15Min, Клеммы 7mm, 2.5kg |
Аккумуляторы Vision
Маркировка XX00…
Правило для аккумуляторов с 4-значной буквенно-цифровой маркировкой (первые два символа – буквенные, третий и четвёртый символ – цифровые) с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 символ | Код года (разные варианты) | Вариант 1: A=2001, B=2002, C=2003, D=2004, E=2005, F=2006, G=2007, H=2008, I=2009, J=2010 |
Вариант 2: A=2011, B=2012, C=2013, D=2014, E=2015, F=2016, G=2017, H=2018, I=2019, J=2020 | ||
2 символ | Код месяца | A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12 |
3 и 4 символы | День месяца | |
5 и далее | – |
Первый вариант кодировки года мог использоваться для старых аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2001 по 2010 год. Второй вариант кодировки года может использоваться для аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2011 по 2020 год. Современные модели аккумуляторов помимо буквенно-цифрового кода дополнительно маркируются QR-кодом, в котором также может содержаться информация о дате производства.
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
Например, расшифруем код IL16….I= 2019 год.L= Декабрь. 16 – это день месяца. Получаем дату 16.12.2019. При считывании QR-кода также можно получить информацию о дате производства |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
Vision | CP 1250HC | Аккумулятор Vision CP 1250HC Valve Regulated Rechargeable Battery, 5.0Ah, 12V, Клемма F2 |
Автор первичной редакции:Алексей Максимов Время публикации: 11.10.2019 14:20
apc/apc-smart-ups-decoding-of-battery-production-date-code.txt · Последнее изменение: 09.09.2020 18:21 — Алексей Максимов