Преимущества и недостатки самоделки
Основные преимущества техники с переломной рамой:
- низкая стоимость по сравнению с серийными колесными квадроциклами;
- положительная плавучесть техники за счет камер и покрышек;
- сниженный расход горючего;
- простая конструкция двигателя и агрегатов трансмиссии.
Недостатки самодельных или мелкосерийных вездеходов:
- низкая надежность самодельных узлов, изготовленных из подручных материалов без расчета запаса прочности;
- недостаточная маневренность и жесткая ходовая часть, в которой отсутствуют демпфирующие узлы;
- сложное хранение техники из-за увеличенных габаритов вездехода;
- разрушение материала шин под воздействием ультрафиолетового излучения.
Самодельный вездеход «Гризли» на шинах низкого давления
Специально съездил в Москву, чтобы посмотреть и пощупать шины от известной . Но. не внушили они мне доверия: резина тонкая, больше напоминающая китайский «пластик», из которого делают колеса для садовых тележек. Хотел было уже начать делать схожие по функциональным качествам покрышки самостоятельно. Для этого обычно используют шины от большегрузных грузовиков — срезают лишнюю резину, формируя новый протектор -изготавливают так называемые «ободрыши». Однако как раз в этот момент в продаже появились . Снова посетил столицу, колеса понравились, и я их заказал. С этой покупки, по сути, и началось создание моего вездехода.
Сначала, за полтора месяца, изготовил ходовую модель, на которой прикинул компоновку агрегатов и отработал конструкцию трансмиссии будущей машины. Прототип оказался настолько удачным, что больше ничего додумывать и переделывать, кроме кузова, не пришлось. А опытная машина стала полноценной «рабочей лошадкой», и она до сих пор находится в эксплуатации у брата.
Поняв, каким должен быть будущий вездеход, «заложил стапель», и через три месяца машина была готова. Трудился в основном по выходным и вечерами, «черную» работу помогал делать внук. Использовался минимум оборудования: небольшой токарный станок, школьный фрезерный станок, «болгарка», сварка в среде защитного газа, пропановый резак.
Плоская рама сварена из профильной трубы сечением 60x80x1,5 мм. Мосты взял от УАЗа, однако серьезно их модернизировал, так как «родные» не подходят по длине — с учетом широких колес нужно существенно увеличивать колею машины. Но если взять передний «уазовский» мост и расширить его на 380 мм, чтобы с обеих сторон были одинаковые длинные полуоси, то все встает на свои места. Так я и поступил — установил и спереди, и сзади идентичные мосты, передние. К слову, «ТРЭКОЛ» — известный производитель вездеходов на «пневматиках» — ставит сзади расширенный задний мост (тоже «уазовский»). Но это, на мой взгляд, слабое место конструкции — полуоси, заменяющие заводские, частенько ломаются под большой нагрузкой. Я предпочел максимально использовать штатные автомобильные детали. Сделал следующим образом: с короткого чулка моста отрезал фланец крепления шаровой опоры и к остатку чулка встык приварил необходимой длины отрезок от длинного чулка с фланцем. Это обязательно нужно делать в специальном кондукторе, чтобы избежать малейшего перекоса детали. Таким образом, все четыре полуоси на моем вездеходе одинаковые, заводские.
Салон вездехода рассчитан на 4-5 человек, при этом в нем есть возможность устроить три спальных места. Также в нем есть стол-трансформер, а в крышу я врезал люк. Сиденье водителя расположено, само собой, в передней части машины, но не так, как на автомобилях. Поскольку арки передних колес глубоко вдаются в салон, расстояние между ними составляет всего 1050 мм, поэтому место водителя расположено по центру. За ним находится моторный отсек, в котором установлен двигатель ВАЗ-11113 в сборе с коробкой передач. Правда, в отличие от автомобиля «Ока», на котором он применяется, этот мотор развернут вдоль, так что приводы КПП «смотрят» вперед и назад. К заднему фланцу крепится короткий кардан, соединяющий силовой агрегат с раздаткой от BA3-21213. Понятно, чтобы такая схема работала, дифференциал в КПП нужно заблокировать. Тогда оба ведомых вала КПП будут вращаться синхронно. Задний, как уже замечено, служит для привода шасси машины, а передний вал можно использовать для подключения каких-нибудь вспомогательных механизмов: например, механической лебедки, циркулярной пилы или станка для переработки кедровых шишек. Управление КПП и РК осуществляется через самодельные кулисы.
Устройство
Повышенную проходимость обеспечивают гусеницы, в будущем возможен выпуск колесного варианта механизма. Сейчас на вездеход устанавливается гусеница шириной 440 мм, которая обеспечивает низкое давление на почву. Сама деталь изготавливается из легированной стали. Вездеход Борус 8 имеет прочную раму, которая создается путем сварки. В последних моделях повышена жесткость корпуса.
На раму может быть установлен практически любой двигатель по желанию заказчика, но более эффективными являются 2 двигателя — Lifan (29 л.с.) и Zongshen (21 л.с.), их чаще всего устанавливают при сборке вездехода. Такой мощности достаточно для того, чтобы обеспечить хороший ход по болотистой почве, песку и снегу.
У вездехода имеется 2 топливных бака вместимостью 30 л. Механизм поворота реализован с установкой усиленного 4-сателлитного дифференциала и силовой главной пары с увеличенной тягой. Ступичные узлы нового образца реализованы на 2 роликовых конических подшипниках, увеличивающих их надежность и ресурс.
В комплектацию «Боруса» может быть добавлен отвал для снега, он является дополнительным оборудованием и не входит в базовый вариант. Его управление осуществляется с помощью лебедки.
Что лучше: квадроцикл или каракат
При выборе караката или квадроцикла необходимо учитывать положительные и отрицательные стороны техники:
- Каракат оборудуется пневматическими шинами с увеличенными габаритами, снижающими давление на грунт и обеспечивающими плавучесть. Покрышки не разрушают верхний слой почвы, на квадроциклах используются шины с грубым рисунком протектора, который срывает дерн.
- Квадроцикл рассчитан на перевозку водителя и пассажира, каракаты оборудуются отдельными отсеками для размещения 4-6 человек и дополнительного багажа.
- На некоторых каракатах используются двигатели жидкостного охлаждения, позволяющие организовать контур обогрева кабины водителя и пассажира. На квадроциклах предусматривается электрический обогрев рукояток и подушки сидения (опция).
- Максимальная скорость квадроцикла достигает 100 км/ч, каракаты из-за конструктивных особенностей разгоняются до 50-60 км/ч.
Потенциальному покупателю необходимо знать, нужны ли права на управление каракатом.
Если на технику имеется паспорт, то в документе указывается категория транспортного средства, водитель должен иметь права категории В или С (в зависимости от массы машины).
Большинство производителей не оформляет документацию на самоделки, поэтому зарегистрировать каракат без экспертизы невозможно. Для езды на квадроцикле требуется удостоверение тракториста-машиниста, регистрация осуществляется на основе официального паспорта.
Общие параметры
«Бобр» начал серийно выпускаться с 2006 года на производственных мощностях завода гусеничных тягачей в городе Заволжске, который входит в группу компаний ГАЗ. Машина поставляется для нужд МЧС, служб оказания медицинской помощи в отдаленных районах, а также состоит на вооружении ряда силовых ведомств (ОМОН и пр.). Вездеход используется также любителями активного и экстремального отдыха, которых не останавливает даже высокая цена на машину.
Одной из особенностей вездехода ГАЗ-3409 «Бобр» является возможность передвижения на плаву. Ограничением может быть только скорость течения воды в преграде. Для улучшения поведения машины на плаву на ней могут устанавливаться опциональные дефлекторы. Передвижение по воде осуществляется за счет вращения гусениц, скорость движения при этом не превышает 6 км/час. При движении по хорошей дороге машина способна развить скорость до 65 км/час. Масса подготовленного к движению вездехода «Бобр» составляет 3,6 тонны.
Конструкция машины допускает эксплуатацию в широком диапазоне температур от минус 40 градусов до плюс 40. Двигательная установка позволяет применять транспортер в горах на высотах до 4650 метров.
Как управлять болотоходом
Управление всеми видами вездеходов Добрыня осуществляется с помощью 2 рулевых рычагов и двухпоршневой дисковой тормозной системы с гидроприводом. Эти болотоходы не требуют специальных навыков вождения, поэтому достаточно иметь водительские права любой категории, чтобы можно было уверенно передвигаться по болотистым местностям, надежно удерживая равновесие машины.
Все типы ДВС оснащены принудительной системой воздушного охлаждения и возможностью запуска мотора в ручном режиме на случай, если аккумулятор выйдет из строя. Небольшие размеры, качественная сборка и высокая степень надежности делают вездеходы Добрыня лучшими в своем сегменте как по скоростным показателям, так и по ходовым характеристикам.
Модификации
Для удобства потребителей было выпущено 5 различных модификаций вездехода, различной степени вместительности, грузоподъемности, объема двигателя и бензобака, размеров и других важных характеристик.
Мини
Заднеприводный вездеход, который может вместить 3 человека и груз, весом до 250 кг. На суше он может развить скорость максимум 55 км/ч, а на воде от 3 до 4 км/ч. За счет низкой степени давления на грунт, машина может легко перемещаться по снегу или заболоченной местности. Сзади отведено место для перевозки груза, но при необходимости его можно оснастить мягкими лавками для пассажиров.
Транспортер
В этом заднеприводном вездеходе может с удобством разместиться от 5 до 7 человек, не считая груза, весом до 250 кг. При необходимости жесткую водительскую и пассажирские лавки можно заменить мягкими подпружиненными сидениями с регулятором высоты и угла наклона. Сзади в машине напротив друг друга установлены мягкие лавки с небольшими спинками.
На твердой поверхности наибольшая скорость — 60 км/ч, на водной поверхности — 4 км/ч (если на машине установлен дополнительный подвесной мотор, его скорость увеличивается до 7 км\ч). Минимальное давление на почву (0,05 кг/см²) позволяет легко перемещаться по снегу и заболоченной местности.
Сафари
Эта переднеприводная модель рассчитана на 3 человек и багаж до 250 кг. На твердой поверхности она может разогнаться до 55 км/ч, а на воде — до 3-4 км/ч. Давление на почву составляет не более 0,045 кг/см², что позволяет легко перемещаться по снегу и болотистой местности. В базовом варианте предусмотрена лавка для водителя с низкой спинкой, но по желанию клиента можно оснастить машину с подпружиненным регулируемым по высоте и углу наклона сиденьем. Для пассажиров сзади расположена двухместная лавка со спинкой.
Булат
Этот заднеприводный вездеход, рассчитан на 4 человек и перевозку груза весом до 250 кг. Максимальная скорость на твердой поверхности составляет 60 км/ч, на воде — 5 км/ч. Машина оснащена роликом-натяжителем, уменьшающим угол атаки гусениц на 45˚ и позволяющим регулировать степень их натяжения. Также на ней установлено 2 глушителя, усиленные траки, водоотсекатели, грунтозацепы, размером 32 мм, и колеса R15 с усиленными грузовыми покрышками.
На приборной панели с подсветкой расположены датчики контроля давления масла в системе и температуры двигателя, а также вольтметр и часы. При необходимости на мост ГАЗ 3110 можно установить усиленный редуктор.
Макси
Этот снегоболотоход рассчитан на перевозку 3 человек и имеет увеличенное пространство для транспортировки груза весом до 350 кг. Наибольшая скорость на суше составляет 60 км/ч, а наводной поверхности — 4 км/ч. Впереди установлена лавка для водителя, которую можно заменить подпружиненным креслом с регулировкой высоты и угла наклона. Сзади находится жесткое сидение для 2 пассажиров.
Где можно приобрести и вопрос цены
Для предварительного заказа на приобретение Sherp необходимо воспользоваться официальным сайтом производителя. Покупателям-юридическим лицам компания предусмотрела систему лизинга. В нашей стране дилерскую сеть можно найти лишь в Иркутской, Мурманской, Тверской, Тюменской области, а ХМАО и Якутии. Помимо этого, есть представители и авторизованные дилеры в таких странах, как Украина, Казахстан, Соединенные Штаты Америки, а также Канада.
Цена вездехода Шерп в последнее время существенно выросла. Купить вездеход Шерп раньше можно было от 3 850 000 до 4 100 000 руб. Однако теперь приобрести модель в варианте Sherp PRO можно не менее чем за 5 500 000 руб. Базовый вариант Шерп MAX будет стоить минимум 6 500 000 р.
Tinger Track
Отечественная компания Tinger относительно недавно наладила выпуск открытого снегоболотохода Tinger Track. На сегодняшний день производятся три его модификации: Track S380, Track C500 и Track S500. Цифровой индекс означает ширину гусениц, параллельно с которой возрастает и габаритная ширина транспортного средства. Ассортимент доступных двигателей включает двухцилиндровый 35-сильный мотор объемом 0,6 л и трехцилиндровый ДВС на 57 л. с. при 800 «кубиках» объема. Оба силовых агрегата работают на бензине марок АИ-92 или АИ-95. Трансмиссия представлена бесступенчатым вариатором.
Кузов вездехода оборудован двумя передними сиденьями для водителя и пассажира, а также задней лавкой, на которой могут разместиться три человека во время движения по суше и два – на водоемах. В первом случае развивается скорость до 35 км/ч, во втором – 2-3 км/ч. Благодаря широкому низкому кузову и мощным моторам, Tinger Track способен преодолевать подъемы с уклоном 40 градусов и 45-градусные спуски, а также выдерживать боковой крен до 30 градусов включительно. Для преодоления крутых холмов и рек с высокими берегами может использоваться лебедка. Кроме того, вездеходу нипочем ямы шириной менее метра и выступы до 40 см в высоту. Самая дешевая модификация Track S380 обойдется Вам в 900 тысяч рублей, цена 500-й версии достигает миллиона.
ШЕРП 10: вездеход-амфибия в поисково-спасательных операциях
Чрезвычайные ситуации: пожары, аварии, экологические катастрофы. Эти люди, рискуя жизнью борются с последствиями стихий и человеческих ошибок. Но успех любой спасательной операции зависит не только от героизма людей, но и от надежного технического оснащения.
Вездеходы – необходимая техника для проведения операций МЧС. Зачастую подобные ситуации происходят в труднодоступных местах, куда невозможно проехать на автомобилях или грузовых машинах. А ведь доставить нужно не только людей, но и специальное оборудование. Легкие прочные вездеходы с высокой проходимостью оказываются единственным решением в таких ситуациях. Снегоболотоходы ШЕРП уже давно завоевали уважение в среде профессионалов. Они способны передвигаться по любому рельефу и поверхности. Лед, болото, снежные заносы, пески или полное бездорожье. Уникальные технологические особенности подвески и колес позволяют машине выходить из воды на лед или преодолевать метровые выступы. Конструкция вездеходов ШЕРП разработана специально для перевозки дополнительного оборудования: – Оригинальные крепления для бензопил и гидравлических ножниц внутри вездехода; – Крепления для баллонов и водолазного снаряжения; – Система крепления снаряжения и экипировки MOLLE на бортах внутри кунга, с возможностью крепить шанцевый инструмент, носилки, спинальные щиты, медукладки, реанимационные блоки и др. оборудование; Комплектация вездеходов предусматривает и дополнительное освещение, которое необходимо при проведении спасательных операций.СНЕГОБОЛОТОХОДЫ ШЕРП МОГУТ БЫТЬ ОСНАЩЕНЫ: – Светодиодной балкой 140 Вт; – Светодиодной фарой-искателем 60 Вт с дистанционным управлением; – Светодиодными прожекторами бокового рабочего света; – Светодиодными прожекторами заднего хода 40 Вт, – Багажником с нагрузкой до 70кг, сверхъяркими проблесковыми светодиодными маячками с 27 режимами работы. Отдельно стоит сказать о достоинствах вездехода ШЕРП при операциях, когда необходима эвакуация раненых или личного состава. КУНГ (кузов универсальный нулевого габарита) оснащен автономным отопителем 4 кВт и обшит термо и шумопоглощающими материалами. Благодаря специальной пневмоциркулярной подвеске даже на самом сложном рельефе машина сохраняет плавный ровный ход
При этом вездеход может развивать скорость до 40 км/час, что очень важно, когда речь идет о спасении человеческих жизней.
Технические характеристики
Вездеход предоставляется в двух вариациях: М и М 01. Производится агрегат в городе Вологда. Первый вариант легче и дешевле. Характеристики:
- объем двигателя — 15-30 л. с.;
- скорость — до 30 км/ч;
- грузоподъемность на воде 300 кг и 500 кг на суше;
- количество пассажиров — 1;
- коробка передач в 5 ступеней;
- объем топливного бака — 7 литров.
Версия М 01 отличается повышенной гибкостью, увеличенными емкостью бензобака и грузоподъемностью, закрытой кабиной.
- Стандартный на 15 л. с.;
- Спортивный;
- Про-версия;
- Дизельный;
- Улучшенный на 17-30 л. с.;
Возможность выбора комплектации проявляется как положительная сторона болотохода Охотник М. Если человеку требуется недорогой вездеход без дополнительных функций, он не будет указывать их в списке, не станет переплачивать за них. Если кому-то для сложных целей необходимо транспортное средство со всеми обвесами, он не будет вынужден искать дополнительно улучшения, а закажет их при покупке от производителя со 100% гарантией совместимости.
Размеры
Габариты вездехода Охотник М позволяют тому без затруднений разместиться на стандартной дороге. Допустимый предел ширины транспортного средства в РФ составляет 2550 мм. Размеры кузова:
- длина 2500 мм;
- ширина 1800 мм;
- высота 1900 мм.
Вес без модификаций не превышает 600 кг. Грузоподъемность версии М 01 составляет 500 кг. Стоимость начинается от 200000 рублей.
Снегоболотоход Бобр
ГАЗ 3409 Бобр представляет собой транспортер, относящийся к снегоболотному типу, оснащенный гусеницами, которые используются в качестве основной базы. Агрегат способен эффективно перевозить грузы и людей в условиях болотистой местности, обильного снежного покрова, а также пересеченной местности.
Серийный выпуск агрегата стартовал в 2006 году, когда первые экземпляры этого уникального транспортного средства были поставлены различным государственным структурам РФ, таким как Минздрав, МЧС, ОМОН и прочим. К числу характерных особенностей следует отнести возможность эксплуатации в диапазоне температур от -40 до +40 градусов, что позволяет использовать его на всей территории страны.
Вездеход обладает большой проходимостью
Другим преимуществом, которым обладает этот болотоход, принято считать наличие специальных резиновых башмаков, выступающих в качестве защиты грунта или дорожного покрытия от деструктивного воздействия гусеничного механизма. Поскольку функциональные возможности устройства невероятно широки, а цена сравнительно невелика, ГАЗ-3409 повсеместно используется охотниками и рыбаками.
К числу наиболее востребованных модификаций этой модели целесообразно отнести стандартную версию, которая предназначена для транспортировки пассажиров, а также грузовой аналог, обозначаемый 34091. Последний оснащен тентом, который призван защитить груз от осадков. На базе Бобра сконструировано множество спецсредств для различных ведомств.
Описание конструкции ГАЗ-3409
Подобный снегоболотоход сконструирован на традиционной для тракторной техники основе. Кузов транспортного средства изготовлен из популярного автомобиля «Соболь», однако имеет специальное защитное покрытие, значительно увеличивающее срок его службы. Пассажирская версия агрегата способна перевозить до 6 человек.
Важно отметить, что кузов полностью герметичен, а для соединения различных его элементов используется метод сварки. Это позволяет Бобру эффективно передвигаться не только по суше, но и по воде, что значительно расширяет его функциональные возможности. Интерьер кабины нельзя назвать аскетичным, поскольку модель оснащена:
Интерьер кабины нельзя назвать аскетичным, поскольку модель оснащена:
- комфортными сидениями с большим запасом свободного пространства;
- автономным обогревательным устройством, что незаменимо в условиях Крайнего Севера;
- кондиционером.
Важно отметить, что традиционное для гражданских транспортных средств рулевое колесо в салоне отсутствует, поскольку его заменяет колона. Другими важными органами управления являются рычаги с помощью которых осуществляется переключение передач, а также регулировка других параметров работы снегоболотохода. Устройство оснащено торсионной подвеской независимого типа, телескопическими амортизаторами, гусеницами, с помощью которых оно без труда преодолевает даже сложные препятствия
Устройство оснащено торсионной подвеской независимого типа, телескопическими амортизаторами, гусеницами, с помощью которых оно без труда преодолевает даже сложные препятствия.
Салон вездехода
Вологодский болотоход-каракат ЗИС-5
Вездеход ЗИС 5 – отечественный снегоболотоходный транспорт, который производят на заводе в Вологде. По конструкции является аналогом болотохода ТДН-300, но в производстве использованы восстановленные б/у комплектующие, что позволило существенно снизить цену. Этот каракат можно купить примерно за 135 000 руб., что является своеобразным рекордом – дешевле продают только машины с более слабыми техническими характеристиками.
Обзор конструкции
При разработке караката ЗИС 5 производитель отказался от установки вариатора, раздатки и сцепления. Это делает вездеход более неповоротливым, зато повысило практичность, ведь именно эти детали выходят из строя в первую очередь. Дополнительный плюс упрощенной конструкции – меньший расход топлива, так как из-за отсутствия вариатора ЗИС вынужден работать только на менее прожорливых больших оборотах.
ЗИС 5 является переломкой – треть деталей являются восстановленными. Но это не является минусом модели, так как б/у являются лишь второстепенные части. Ключевые компоненты являются новыми, купленными напрямую у заводов-производителей. Это позволяет максимально снизить цену машины.
От ВАЗ 2105 вездеходу досталась четырехступенчатая коробка передач, гидравлическая тормозная система, мосты, рулевая рейка. В качестве «сердца» для болотохода ЗИС 5 был выбран одноцилиндровый двигатель LIFAN 190FD объемом 420 куб/см и мощностью 15 лошадиных сил. С такими параметрами вездеходу удается легко тащить не только 470 кг базы, но и груз, весом до 600 кг (включая 4 пассажиров).
Сварная рама вологодского вездехода состоит из двух частей, которые вместе представляют собой металлический профиль квадратного сечения. Узел крепления большой звездочки сделан в виде шарнирного механизма, он собран из переделки поворотного кулака от автомобиля УАЗ.
Технические характеристики
Двигатель | Lifan 190FD |
Мощность | 15 л.с. |
Расположение вала | Горизонтальное |
Диаметр вала | 25 мм |
Диаметр цилиндра | 90 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Рабочий объем | 420 см³ |
Степень сжатия | 8.2:1 |
Максимальная выходная мощность | 10,5 кВт при 3600 об. в мин. |
Номинальная мощность | 8,5 кВт при 3600 об. в мин. |
Максимальный крутящий момент | 25 Н.м при 2500 об. в мин. |
Система зажигания | Бесконтактное полупроводниковое |
Запуск | Электрический стартер и Ручной |
Емкость топливного бака | 6,5 л |
Расход топлива | 374 г/кВт.ч |
Объем масла в двигателе | 1,1 л |
Размеры (мм) | 403х449х525 мм |
Размер упаковки (мм) | 525х455х525 мм |
Катушка освещения | 18 A |
Вес | 36 кг |
Тормозная система | Гидравлическая |
Коробка передач | ВАЗ |
Мосты | ВАЗ |
Длина | 3200 мм |
Ширина | 1870 мм |
Высота | 1450 мм |
Дорожный просвет | не менее 450 мм |
Колея колес | 1650 мм |
Количество посадочных мест | 5 |
Масса | 470 кг |
Грузоподъемность (включая водителя) | 300 кг |
Максимальная допустимая скорость | не более 25 км/ч |
Максимальная скорость по воде | 5 км/ч |
Цена | 120 … 150 тыс. руб. |
Как регулировать клапана
Простая конструкция снегоболотохода ЗИС 5 позволяет самостоятельно вносить правки – например, регулировать клапана. Делается настройка по инструкции:
- Убрать ключом на 8 мм крышку с цилиндра и вынуть свечу.
- С помощью ключа на 13 мм повернуть коленвал по часовой стрелке, чтобы оба клапана оказались закрытыми.
- Измерить щупом расстояние между толкателем и стержнем – зазоры должны быть 0,05 мм на впускном и 0,1 мм на выпускном клапане.
- При несоответствии с указанными зазорами ослабить контргайку ключом на 9 мм и отрегулировать положение клапанов.
- Для уменьшения зазора винт крутить по часовой стрелке.
- Для увеличения зазора винт крутить против часовой стрелки.
Доработки
Вологодский каракат ЗИС 5 легко дорабатывать под свои требования. Самыми распространенными видами переделки являются:
- Установка рулевого демпфера, чтобы облегчить процесс управления вездеходом.
- Усиление рамы, чтобы можно было использовать ЗИС в более экстремальных условиях.
- Установка лобового стекла и тента, если надо использовать вездехода в зимнее время.
- Оснастка фаркопом для прицепа и буксировочным рымом, чтобы можно перевозить больше грузов.
- Установить галогенные или светодиодные фары, для использования ЗИС 5 в темное время.
- Установка более мягкого сидения с амортизатором, если надо проводить на вездеходе много времени.
Найти подходящие комплектующие для ЗИС 5 не составит труда. Для машины подходят детали от ВАЗ 2105, а также вездеходов Вепрь, Охотник и Тайга.
Разновидности вездеходов
Вездеходная техника обычно делится на легкую и тяжелую. Примерами легкого вездехода являются модель Unex или кроссовый вездеход Tarus 2X2. К тяжелым вездеходам относятся такие аппараты, как, например, Unkor.
Все вездеходы классифицируются в соответствии с их специализацией. Существуют гусеничные модели, на воздушной подушке, четырехосные и трехосные, с полным приводом и шинами низкого давления.
На гусеничном ходу
Гусеницы обеспечивают лучшую проходимость, чем колеса. Даже самые узкие колеи имеют преимущество перед колесами на шинах. Однако гусеничные модели имеют тот недостаток, что потребляют больше топлива. Кроме того, они медленнее передвигаются.
Основными характеристиками гусеничного снегохода являются:
- высокая маневренность;
- малый вес;
- высокая трансграничная мобильность;
- приспособленность к холодному климату.
На шинах низкого давления
Благодаря описанным выше характеристикам, этот тип вездехода может без проблем пересекать болота и грязь. Недостатком является низкая скорость. Она также не подходит для скалистой местности из-за риска проколов.
Вездеходы-амфибии
Амфибийное транспортное средство — это транспортное средство, способное автономно передвигаться по воде или твердому грунту. В эту категорию входят модели, приводимые в движение воздушным винтом, колесом или водяным приводом.
Вездеход-амфибия на воздушной подушке — это разновидность. В качестве двигателя они используют воздушные винты. Сама подушка иногда наклоняется для обеспечения движения.
Худшей амфибийной машиной с точки зрения функциональности является колесная версия. Колесный вездеход-амфибия имеет мало возможностей для маневрирования на воде, так как поворот осуществляется с помощью колес.
С тремя мостами
Вездеход с тремя осями делятся на 2 разновидности:
- Небольшие вездеход, вмещающие до четырех пассажиров. Оси на этих машинах расположены симметрично. Расстояние между осями колес более или менее одинаковое. Компактные вездеходы показывают гораздо лучшие результаты на бездорожье по сравнению с аппаратами с двумя осями. Шины низкого давления еще больше повышают проходимость.
- Тяжелая техника, аналогом которой являются трехосные военные вездеходы. Оси расположены асимметрично — одна ось спереди и две оси сзади. Расстояние между осями сзади мало по сравнению с расстоянием до передней оси. Тяжелые вездеходы используются для перевозки больших групп охотников и рыболовов. Такие машины пользуются популярностью у организаторов охотничьих или рыболовных экспедиций.
С четырьмя мостами
Транспортные средства с четырьмя мостами имеют очень высокую пропускную способность. Количество колес напрямую влияет на внедорожные способности. Чем больше колес, тем меньше давление на грунт. В результате автомобиль меньше увязает в мягком грунте.
На рынке представлены преимущественно небольшие модели вместимостью до четырех-шести человек. Однако существуют и тяжелые вездеходы с четырьмя осями, которые могут перевозить гораздо больше пассажиров.
С полным приводом
Модели с полным приводом обеспечивают наилучшую проходимость на бездорожье. Это стало возможным благодаря конструкции трансмиссии, которая передает крутящий момент, создаваемый двигателем автомобиля, на все колеса. Колеса, соединенные полуосями, считаются за 1 колесо. Существуют различные макеты вездеходов, включая 2×2, 4×4, 6×6, 8×8.
Беркут-8 от Тюменского завода вездеходной техники
Грузовые платформы применяются еще с середины ХХ века для решения различных задач, связанных с транспортировкой оборудования, живой силы и провизии в необходимую локацию. Особой ценностью обладают вездеходные машины, которые используются в сфере добычи углеводородов и других полезных ископаемых , не говоря уже о предварительных экспедициях по геологической разведке. В СССР и России вездеходы всегда пользовались популярностью, так как здесь научные сотрудники, буровики и другие специалисты чаще других встречались со сложными климатическими условиями и пересеченной местностью. Именно в результате анализа спроса на грузовые платформы вездеходного типа на Тюменском заводе и приняли решение о конструировании машины Беркут-8 (по числу колес).
Беркут-8 от Тюменского завода вездеходной техники на гусеничном ходу
Основными преимуществами вездехода перед конкурентами является комбинация из крупных колес и высокого клиренса. Огромные покрышки выше человеческого роста с низким давлением обеспечивают лучшее сцепление с грунтом и по эффективности работы могут сравниться с гусеницами. Также проходимость увеличивается за счёт переламывающейся рамы, которая адаптируется к профилю преодолеваемой поверхности и позволяет решить проблемы с зависанием одного из колес над грунтом или болтом. Беркут-8 отлично подходит как для преодоления пересеченной местности, так и при штурме заболоченных территорий — в этом плане машина показывает небывалую универсальность. Также, снегоболотоход отлично ведет себя на снежных полях с любым уровнем осадков — за счет гусеничных обводов одеваемых прямо на колеса, даже полностью загруженная машина оказывает минимальное давление на поверхность (0,06 кг/см2). Затопленные или плавающие луга в период разлива рек также не будут представлять особой сложности для подобного устройства.
Следует отметить, что снегоболотоход Беркут-8 это копия вездехода Странник от компании «Норд-Авто». Оба экземпляра берут за основу внешний привод колеса по средствам дополнительного эластичного ролика который приводит в действие колеса на шинах низкого давления. Такое решение имеет как преимущества так очевидные недостатки. Например в случае падения давления в шинах ведущий ролик будет крутится в холостую, в при преодолении глинистых участков местности проскальзывание будет следствием налипания глины (неплохого смазывающего материала).
Спрос на Беркут-8 обусловлен относительно небольшой ценой за базовую комплектацию (но об этом позже), так как ни одно транспортное средство не может обеспечить достаточного потока груза, если не считать вертолетов. Последние же являются слишком дорогими в обслуживании и ремонте, потребляют значительно большее количество топлива, имеют значительно более низкую грузоподъемность. Также стоит учитывать, что использование вертолетов сопряжено с огромной зависимостью от погодных условий. Существует множество сценариев, при которых буровики или геологическая разведка останутся без соответствующего оборудования — Беркут-8 же такому влиянию не подвержен вообще. Машина развивает среднюю скорость до 10 километров в час по заболоченной территории, а также сможет порадовать вдвое большим показателем на снежной целине. Причиной такой динамики стал двигатель — 2.5-литровый турбированный дизель D4BF марки Hyundai. Стоит отметить развитую и отлаженную линию производства: каждый экземпляр «Беркута» изготавливается по индивидуальному заказу за срок не более полутора месяцев. Кроме того, каждому покупателю предоставляется трехмесячная гарантия на машину.
Из основных минусов можно назвать: низкое качество отечественных комплектующих — трансмиссии, ходовой, электрики; штучную сборку (возможно читатель увидит в этом плюс); продольную и поперечную раскачку на плаву…
Вернусь к цене вездехода Беркут, как я и говорил выше базовая цена машины не так велика в сравнении с аналогами, но! Для полной уверенности и комфорта следует доукомплектовать снегоболотоход необходимым минимумом, а это еще 500 000 рублей.
май 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94
Снегоболотоход Шерп
Вездеход-амфибия российского производства «Шерп» эффективно решает оперативные задачи подразделений МЧС, разведывательных и медицинских служб. С его помощью возможно оказание помощи в труднодоступных районах, включая болотистые местности.
Колеса диаметром 160 см оснащены шинами со сверхнизким давлением. Наличие особой пневмоциркуляционной подвески обеспечивает равномерное распределение давление внутри шин. Это позволяет легко преодолевать препятствия высотой до 70-100 см. Подкачка шин осуществляется за счет отработанного газа от мотора. Такая взаимосвязанная система позволяет полностью подкачать колеса за 30 с.
Благодаря особому расположению протекторов (лесенкой) снегоболотоход без труда вплавь преодолевает водоемы. Скорость на воде составляет 6 км/ч, а на суше вездеход способен набирать скорость до 45 км/ч.
Он оснащен стальным кузовом и сиденьями с ремнями безопасности. Грузоподъемность груза достигает 1000 кг.
Устройство
Снегоболотоходы Зырянин — это пассажирские и грузопассажирские автотранспортные средства повышенной проходимости, которые предлагаются с 4, 6 и 8 колесами. Сегодня компания предлагает различные модификации автомобиля, отличающиеся между собой не только техническими характеристиками, но и возможностью установки дополнительных опций.
Все автомобили выполнены в прочном алюминиевом кузове, на мостах автомобиля ГАЗ-66 с центральной системой подкачки шин. Это большие и мощные машины с размером колесной базы 4х4.
Размеры вездехода:
- длина — 4,8 м;
- ширина — 2,5 м;
- высота — 2,85 м;
- дорожный просвет — 51 см.
Благодаря минимальному давлению на грунт (от 0,06 до 0,1 кг/с2), машины легко проходят как по заснеженным, так и заболоченным участкам пути. Максимальный угол подъема вездеходов составляет 38˚, а угол горизонтальной устойчивости — 35˚, что дает возможность преодолевать даже самые высокие препятствия без риска опрокидывания.
Снегоболотоход выполнен в базовом сером цвете, но по желанию клиента производитель может предложить модели в синем (кобальтовом) или других цветовых решениях. Внутри машины установлены 2 пассажирские лавки с поднимающимися сидениями для хранения различных малогабаритных грузов или вещей. Впереди находится водительское и пассажирское мягкое кресло с регулятором высоты и угла наклона.