Мотоцикл «Сова» — советское чудо техники

По восходящей от 3 к 3М

Ковровский завод имени В. А. Дегтярева с 1983 года перешел на выпуск модернизированного мотоцикла «Восход— ЗМ». Изменения, направленные на повышение безопасности, надежности и долговечности машины, в том или ином объеме затронули практически все узлы и системы. Покажем важнейшие отличия новой машины от «Восхода — 3» («За рулем», 1979, N11).

ДВИГАТЕЛЬ. В верхней головке шатуна установлен игольчатый подшипник, горловина цилиндра на картере имеет теперь ребра с увеличенной поверхностью охлаждения. Тем самым улучшены условия работы деталей, повышен моторесурс. В результате срок гарантии на мотоцикл увеличен с 18 до 20 месяцев.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. На «Восходе — ЗМ» напряжение 12 В. Это позволило облегчить пуск двигателя, применить световые приборы с улучшенными характеристиками, отвечающие требованиям пассивной и активной безопасности: фару ФГ-137Б с рассеивателем типа «европейский луч», новый задний фонарь с боковыми отражателями, в котором стоп-сигнал включается как от ножного, так и от ручного тормоза.

В соответствии с современными тенденциями над фарой установлен блок контрольных приборов, объединивший спидометр, замок зажигания и контрольные лампы указателей поворота, ближнего и дальнего света. Приборы электрооборудования соединены в цепи при помощи штеккерных разъемов.

Источник питания — новый генератор переменного тока мощностью 65 Вт. Для выравнивания напряжения в схему введем стабилизатор, конструктивно объединенный с электронным коммутатором.

УПРАВЛЕНИЕ. У мотоцикла — новый руль, конструкция которого обеспечивает более широкий диапазон регулировки в зависимости от роста водителя и индивидуальных особенностей посадки. Резиновые рукоятки руля — глубоко профилированные.

Новая конструкция теперь и у переключателей света, указателей поворота. Тот, что расположен слева на руле, служит для цепей ближнего — дальнего света, включения звукового сигнала, указателей поворота. На правой рукоятке руля — аварийный выключатель зажигания и переключатель «день — ночь». В положении «день» могут работать только цепи указателей поворота, звукового сигнала и стоп-сигнала. В среднем положении для вечерней езды можно включить подсветку спидометра, освещение номерного знака и стояночный свет в фаре. В положении «ночь» подается питание к фаре для ближнего или дальнего света.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Передние амортизаторы получили вместо металлических резиновые гофрированные чехлы. Они лучше защищают узлы от пыли и грязи, намного легче. «Восход—ЗМ» снабжен индикатором износа накладок в тормозах обоих колес, что позволяет систематически контролировать их состояние без разборки.

ДЕТАЛИ ОБЛИЦОВКИ. Новый щиток переднего колеса изготовляют не штамповкой, а методом профилирования роли-нами, что улучшило внешний вид. Конструкция крепления позволяет изменять зазор между щитком и колесом, увеличивая его для езды на проселках и уменьшая для ровных дорог.

Назовем другие изменения, не столь заметные, но достаточно существенные для удобства и безопасности эксплуатации: противоугонное устройство (замок) рулевой колонки, рычаг кик-стартера с откидной педалью взамен цельной, откидные подножки водителя, световозвращатели на передней вилке, два (прежде было одно) зеркала заднего вида. Розничная цена мотоцикла «Восход — ЗМ» — 580 рублей.

Г. МАРИНИН, заместитель начальника СКБ г. Ковров завода имени Дегтярева

Техническая характеристика мотоцикл Восход 3М

Общие данные: сухая масса — 125 кг; максимальная нагрузка — 150 кг; наибольшая скорость — 105 км/ч; время разгона на участке 400 м — 22 с; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 20 м; контрольный расход топлива — 4,4 л/ 100 км; запас топлива — 14 л.

Размеры: длина — 2000 мм; высота — 1090 мм; ширина — 730 мм; база — 1300 мм; дорожный просвет — 125 мм; радиус поворота— 2,5 м.

Двигатель: двухтактный, одноцилиндровый, воздушного охлаждения; рабочий объем — 173,7 смЗ; диаметр цилиндра — 61,72 мм; ход поршня — 58 мм; степень сжатия — 9,5; мощность — 14 л. с./ 10 кВт при 5500— 5800 об/мин; топливо — смесь бензина АИ-93 или А-76 и масла (25: 1); система зажигания — электронная, бесконтактная.

Электрооборудование: напряжение — 12 В; генератор переменного тока модели 43.3701 мощностью 65 Вт; трансформатор — высоковольтный 21.3705; блок «коммутатор — стабилизатор» — 261.3734; свеча зажигания — А23В.

Ходовая часть: рама — трубчатая, сварная, одинарная; передняя вилка — телескопическая; задняя подвеска — маятниковая; амортизаторы — гидравлические; ход колес: переднего — 160 мм. заднего — 80 мм; колеса — взаимозаменяемые; размер шин — 3,25—16 дюймов.

В этой машине усовершенствованы практически все узлы и системы.

1984N03P9

Схема двигателя

Для мотоциклов Восход, объем двигателя был одинаков. Он составлял 173 см.куб. В целом, у всех байков этого производителя устанавливался одинаковый одноцилиндровый мотор с двумя рабочими тактами и воздушной системой охлаждения. Очень малый объем движка выдавал 10 лошадиных сил и со временем доработка мотора стала выдавать мощность в 14 л.с.

Если вы обнаружили неисправность, и она связана с работой двигателя, не стоит откладывать ремонт в долгий ящик. Усугубление неполадки приведет к непредвиденным затратам. Бояться перебирать мотор не стоит. Не только разборка, но и сборка двигателя Восход очень проста.

Перед ремонтом тщательно осмотрите мотоцикл на предмет износа или поломки деталей. После осмотра отчистите двигатель от грязи. Лучше хорошенько промыть его с чистящим средством. Поскольку основной проблемой двигателя являются подшипники коленвала, сальники и прокладки, рассмотрим процесс их ремонта:

  1. Для начала разберемся с установкой подшипников коленвала. Для этого необходимо установить в половинки поддона стопорные кольца. После чего, используя оправки, вставить коренные подшипники. Если вы не проделывали подобного ремонта ранее, поможет схема двигателя Восход. В новые подшипники коленвал заходит с усилием, что создает дополнительную нагрузку на ось шарикоподшипников при движении.
  2. Вставьте коленвал в левую часть поддона. Чтобы исключить вращение шатуна, закрепите его, в противном случае есть вероятность погнуть его.
  3. Переверните мотор. Одеваем на гайки цапфу и вкручиваем на шпильки полученный элемент.
  4. Изнутри на подшипник должно создаваться давление. Для этого подойдет любая втулка, подходящая по размеру. Если подобрать неподходящий размер она соскочит и нарушит работу.
  5. После надежной установки подшипников и втулки переходим к коленвалу. Затягивайте его на расстоянии не более 3-4 миллиметров от перегородки кривошипной камеры.
  6. Теперь возьмите тонкий стержень и водите им между коленвалом и кривошипной камерой, пока он не будет проходить без сильных усилий.
  7. Убираем весь жир с поверхности поддона. Укладываем новые прокладки и соединяем половинки поддона между собой, надев вторую часть на цапфу.

В это же время следите за тем, чтобы не перетянулся коленвал, иначе он сместится или погнется. Таким легким способом можно заменить подшипники и прокладки в двигателе. Как видите, при работе не требуются труднодоступные средства или редкие инструменты.

Чем отличался Восход 3М- 01 от обычного 3М

Как известно, постановка нового изделия на производство проходит довольно длительно . Это требует переоборудование конвейера, технологического подхода и т.д, иногда такие переходы затягиваются вплоть до того, что изделие уже тяжело назвать новым. По этой причине заводы изготовители придумывают некоторые ухищрения, сегодня мы и поговорим об одном и таких. А именно об интересной модели Ковровского ЗИДа, последней модели «Восхода».

Так вот модель 3М- 01 и была той самой точкой опоры для постановки на производство нового семейства мотоциклов «ЗДК». Как это понимать? Все просто: «Восход 3м» устарел, но тем не менее спрос на него был и снимать его с производства попросту нельзя было, этого и не делали, пока переоборудовали линию под новый мотоцикл, стали выпускать переходную модель 3м- 01, которая по большей части была все тем же 3м, но при этой взяла в себя некоторые новшества из нового поколения ЗДК. А что именно, об этом мы сейчас и поговорим.

Техническая характеристики Восхода 3М- 01 (3М)

Спасибо за внимание друзья, оценивайте статью и пишите свое мнение, как считаете, стал ли 3м-01 лучше 3м?

Источник

«Сова 175»

Данная модель, которая также может называться мотоцикл «ЗиД Сова 175», является очень качественной дорожной моделью среднего класса и предназначается в первую очередь для туристического путешествия или прогулки, как с пассажиром, так и в одиночку. Может ездить как по бездорожью, так и по дороге с асфальтовым покрытием. В отдельных случаях мотоцикл «Сова 175» может быть оснащен прицепом типа «Енот». Технические параметры модели являются достаточно высокими. Кроме того, данную модель существенно отличают от других высокая степень экономичности топлива, повышенный уровень комфортабельности, а также эксплуатационная надежность.

Рабочий объём двигателя составляет двести пятьдесят пять кубических сантиметров. Двигатель является одноцилиндровым, двухтактным. Система распределения оснащена специальным лепестковым клапаном на впуске. Охлаждение происходит за счет потока встречного воздуха.

Размер мотоцикла – 62,5 на 57,6 см. Рабочий объем двигателя составляет 173,7 кубического сантиметра. Максимальная мощность двигателя – 29,5 л. с. при 5800 оборотов в минуту. Тип передачи – моторный, цепной, первичный. Общее количество передач – четыре. Главная вторичная передача является цепной. Рама сварная, трубчатая. Передняя вилка является телескопической. Ход передней подвески составляет 0,155 миллиметра. Задняя подвеска оснащена двумя амортизаторами и является маятниковой. Ход передней подвески составляет сто пятнадцать миллиметров. Тормоз переднего, равно как и заднего колеса, является барабанным. Сухая масса – сто двадцать два с половиной килограмма. Длина мотоцикла составляет две тысячи сто миллиметров. Ширина – восемьсот пятьдесят миллиметров. База – тысяча триста пятьдесят пять миллиметров. Высота седла – восемьсот двадцать пять с половиной миллиметров. Дорожный просвет – сто двадцать пять с половиной миллиметров. Максимальный уровень скорости – сто пять километров в час. Расход топлива составляет четыре с половиной литра на сто километров. Объем бензобака – пятнадцать литров.

Размеры и вес

  • Сухая масса мотоцикла составляла 122 кг.
  • Снаряжённая (дополнительные багажники, полный бак, все технологические жидкости) — 145 кг.
  • Полезная (максимальная) нагрузка — 200 кг.

Внешне мотоцикл имел:

  • в длину — 2 100 мм;
  • в ширину — 850 мм;
  • в высоту — 1 200 мм;

Высота по седлу — 780 мм.

Колёсная база — 1 350 мм.

Клиренс — 125 мм.

Для кого предназначен?

Мотоцикл покупали для ежедневного передвижения по городу, поездок на рыбалку или по грибы (в сухую погоду).

Будучи обновлённым или экспортным вариантом «Восхода», как называют её отдельные пользователи, «Сова» получила то же предназначение.

К сожалению, низкий клиренс предлагал использовать байк только на асфальте или хорошо укатанной грунтовке. Ни в лёгкое, ни тем более в жёсткое бездорожье на нём лучше не соваться.

Но наличие стоковых багажников позволяло отправляться на нём в далёкий путь. А полный комплект дополнительных деталей (ручки, подножки, и седло не меньшей ширины чем у водителя) давал возможность комфортно себя ощущать и второму номеру.

По отзывам пользователей, мотоциклист должен был иметь рост от 165 до 180 см. Для рослых или низких — управление было бы сложным.

Технические характеристики мотоцикла восход — 2 м силовая передача

Сцепление — многодисковое в масляной ванне с числом дисков: ведущих (пластмассовых)- 7, ведомых(металлических)- 8 Управление сцеплением — ручное Коробка передач — двухходовая, четырехступенчатая Переключение передач — ножное Передача от двигателя к сцеплению — втулочно-безроликовая цепь ПВ 9,525-1100-44 звена Передаточное число двигатель-сцепление — 2,07 Передача от коробки передач к заднему колесу — втулочно-роликовая цепь ПР-12,7-1800-2 Передаточное число коробка передач — заднее колесо — 2,93 Общие передаточные числа в коробке передач: на 1 передаче — 3,04 на 2 передаче — 1,993 на 3 передаче — 1,482 на 4 передаче — 1 (прямая) Общие передаточные числа(от двигателя к заднему колесу): на 1 передаче — 18,42 на 2 передаче — 12,08 на 3 передаче — 8,98 на 4 передаче — 6,06

Технические характеристики мотоцикла восход — 2 м электрооборудование

Генератор — тип Г-427, однофазный синхронный с возбуждением от постоянного магнита, мощность 60 ват, номинальное напряжение 7 вольт Трансформатор высоковольтный — Б-300 Б Коммутатор электронный — КЭТ-1,тиристорный с накоплением энергии в емкости Дроссель цепи ламп городской езды,подсветки спидометра и номерного знака — ДР-100 Реле-прерыватель указателей поворота — тип РС-421,тепловой Звуковой сигнал — тип С-34 электромагнитный вибрационный Фара — ФГ-130 (с лампами А6-32+32 и А6-2) ГОСТ 2023-75 Центральный переключатель — 124005490201(с ключом автомобильного типа Переключатель света с кнопкой звукового сигнала — П-200 Указатели поворотов — 125005590001(с лампой А6-6) ГОСТ 2023-75 Переключатель указателей поворота — П-201 Выключатель сигнала тормоза — ИК-854 Задний фонарь — ФП-246(с лампами А6-3 и А6-15) ГОСТ 2023-75 Свеча искровая зажигательная — А-23 ГОСТ 2023-75 Лампа подсветки спидометра — А6-1 Спидометр со счетчиком пройденого пути — СП-31 ГОСТ 1578-76 Соединительная колодка проводов — 124001592101 трехклемная Экранный наконечник свечи — тип А-14

Модификации и конкуренты

ЗИД Сова 200 Курьер – модификация с задним моноамортизатором и передними дисковыми тормозами.

Мотоцикл Зид Сова 200 сам стал модификацией модели Сова 175, запущенной заводом ранее.

Не стало создаваться и моделей других классов. Как говорится, из деталей пылесоса авиалайнер не собрать. Имея набор деталей для дорожника — чоппер сделать будет сложно.

Зато на других конвейерах того же завода стали выпускать новые ЗиДы и Lifan, которые рассчитывались на покупателей из стран советского блока. Все они были малокубатурниками, все относились к лёгкому классу., и любой из них мог называть себя конкурентом Совы.

Конкретные модификации перечислять можно долго. Но все обладали одной чертой, которая выгодно отличала их от этого байка. Мотор. Мотоциклы собираемые впоследствии на ЗиД, Baltmotors, Irbis и иностранных предприятиях имели 4-тактный движок с 2-, или 4-клапанной системой распределения в ГБЦ.

Это интересно: Мотоцикл Honda Magna VF750C 1987 — это необходимо знать

Мотоцикл сова характеристики, габариты и основные показатели.

В GTA SA

Рамма стальная трубчатая однорядная, оборудована маятниковой системой задней подвески с амортизаторами закрытого типа с витой пружиной, что обеспечивает ход в 115 мм. Смещенный вперед топливный бак установлен под углом так, что исключает возможность образования «мертвого запаса» бензина, с другой стороны смещение бака позволило оптимизировать развесовку мотоцикла и уменьшить нагрузку на заднее колесо. Передняя телескопическая вилка снабжена демпферами, которые исключают передачу ударов и вибраций на руль. Большие радиальные размеры колес обеспечивают отличную проходимость и устойчивость мотоцикла на неровных дорогах.

Двигатель совы оборудован одним цилиндром, вертикально установленным с небольшим углом наклона в носовую часть. На цилиндре методом литья изготовлены ребра охлаждения, которые размещены поперечно относительно оси цилиндра, что в сочетании с наклоном вперед, позволяет эффективно охлаждать большую площадь поверхности набегающим потоком воздуха. Цикл работы двигателя двухтактный, на нем применена пятиканальная схема продувки c пластинчатым впускным клапаном. Объем камеры сгорания составляет 175 см3 (мотоцикл сова 175) и 197 см3 (мотоцикл сова 200). Предельная мощность развиваемая двигателем достигает 14 и 15 л.с. соответственно. Коробка передач и корзина сцепления находится в одном корпусе с мотором, что повышает прочность конструкции и, следовательно, ее надежность. Для повышения эргономики привод переключения передач и кикстартер размещены на одной оси. Коробка передач оснащена четырьмя скоростями с разными передаточными числами, четвертая передача прямая. Привод колеса осуществляется однорядной звеньевой цепью, передающей крутящий момент с ведущей шестерни на ведомую, расположенною на заднем колесе. Тормоза переднего и заднего колеса — барабанного типа. Передние приводятся в действие ручкой на руле посредством троса, задние включаются ножной педалью. Система смазки двигателя осуществляется подачей масла вместе с топливом. Благодаря трубчатой раме и компактному двигателю, вес мотоцикла без нагрузки и рабочих жидкостей — 122 кг. Полезная несущая нагрузка достигает 200 кг, что обеспечивает транспортировку двух человек и небольшой груз, без ущерба для технического состояния мототранспорта. Мотоцикл может развить максимальную скорость до 107 км/час. Средние затраты топлива на 100 километров пробега составляют 4 л. (4,2 для сова 200). Мотоцикл сова 200 имеет удобную посадку благодаря небольшой высоте седла (820 мм), длина не превышает 2150 мм, а ширина — 850 мм. Колесная база находится в пределах 1350 мм, при этом величина «клиренса» достигает 125 мм. Мотоцикл оборудован современной светотехникой, которая работает от 12 вольт.

Репродукция из журнала

Для владельцев мотоциклов наиболее важным качеством является безопасность управления мототранспортом. В мотоцикле Сова характеристики безопасности зависят от ряда факторов как технического направления так и навыков вождения. С технической точки зрения, баланс и устойчивость мотоцикла играет большую роль для управления и маневренности. Как говорилось выше, мотоцикл имеет хорошую развесовку, что позволяет уверенно контролировать аппарат на разных скоростных режимах и дорожном покрытии. Применение разобщенной системы привода тормозов для переднего и заднего колес, позволяют увеличить надежность тормозной системы в целом. На мотоцикле могут применяться дуги безопасности, предотвращающие травмирование ног при возможном опрокидывании.

Мотоциклы дорожного класса пользуются высокой популярностью в нашей стране. Но именно мотоцикл Сова заслуженно держит первенство востребованности, благодаря своей надежности и доступности. Сравнительно невысокая цена выгодно отличает мотоцикл зид от прямых конкурентов. Широкая область применения позволяет использовать сову для деловых поездок, прогулок, путешествий и активного отдыха. Хорошая динамика двигателя совмещенная с низким расходом топлива, дает возможность получать удовольствие от езды без ущерба для собственного бюджета.

М-1А «Москва»

Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.

Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.

Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.

На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.

Сова (мотоцикл) – Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Восхо́д

» — марка советских дорожных мотоциклов, производства Завода имени Дегтярёва (ЗиД). Является дальнейшим развитием серии «К-175» («Ковровец») выпускавшейся с 1957 по 1965 год.

Все мотоциклы «Восход» имели одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения рабочим объёмом 175см3 (диаметр цилиндра 61,72 мм, ход поршня 58 мм).

«Восход»

«Восход

» (1965—1971 гг.) имел одноцилиндровый двухтактный двигатель, двухканальную петлевую продувку по патенту Шнюрле, четырёхступенчатую коробку передач. В отличие от предшественника (мотоцикл К-175В), мощность двигателя повышена до 10 л.с. (при 5 200—5 400 об/мин), крутящий момент до 14 Н·м (при 5 100 об/мин), контактное зажигание, генератор Г-411, изменена форма бензобака, появился багажник и наколенные щитки. Максимальная скорость — 95 км/ч, сухая масса — 110 кг.

«Восход-2»

«Восход-2

» (1972—1977 гг.) от своего предшественника отличался техническими решениями, направленными на повышение эксплуатационных качеств, надёжности и внешнего вида. В 1976 году был модернизирован. Внешне отличался от предшественника круглыми фонарями указателей поворота (раньше они были прямоугольными), задним фонарём, глушителями новой формы. Применены новые приборы световой сигнализации, электронная бесконтактная система зажигания с генератором Г-427, новый глушитель. В коробке передач повышена прочность зубьев, в сцеплении применены более совершенные ведущие диски, что увеличило коэффициент запаса сцепления до 1,47. Мощность двигателя составила 10,5 л.с. (при 5 400 об/мин), крутящий момент 15 Н·м (при 5 200 об/мин). Максимальная скорость — 95 км/ч, сухая масса — 112 кг.

«Восход-2М»

«Восход-2М

» (1977—1979 гг.) имел повышенную мощность двигателя до 14 л.с. при 5 500—5 800 об/мин (сохранив прежний рабочий объём 173,7 см3) и максимальный крутящий момент до 1,6 кгс·м (16 Н·м) при 5600 об/мин за счёт изменения конфигурации каналов в картере и цилиндре и новой головки цилиндра (степень сжатия увеличена до 9,2, отсутствует декомпрессор, центральное расположение свечи зажигания в камере сгорания). Модернизированный двигатель рассчитывался на высокооктановый бензин АИ-93, но мог работать и на А-76. Изменена передняя вилка — увеличен диаметр труб и усовершенствованы амортизаторы, ход вилки увеличился на 20 мм и составил 160 мм. Максимальная скорость — 105 км/ч, сухая масса — 121 кг.

«Восход-3»

«Восход-3

» (1979—1983 гг.) от своего предшественника отличался другим бензобаком (вмещает на 2 литра топлива больше), системой впуска, задними амортизаторами с регулировкой и увеличенной энергоёмкостью (расположенные под углом 12° к вертикали, обеспечивают колесу ход 105 мм), пружины задних амортизаторов стали открытыми. Применены модернизированные тормоза (увеличен со 125 до 160 мм диаметр тормозных барабанов), колёса с более прочными спицами, генератор Г-427 (номинальное напряжение 7 В), внедрён демпфер ведомой звёздочки задней передачи, улучшено седло, установлен более лёгкий щиток переднего колеса, применена катушечная ручка «газа». Максимальная скорость — 105 км/ч, сухая масса — 125 кг.

«Восход-3М»

«Восход-3М

» (1983—1993 гг.) имел рёбра цилиндра с увеличенной поверхностью охлаждения. Некоторые моторы комплектовались карбюраторами чехословацкого производства. Установлено 12-вольтовое электрооборудование, фара ФГ-137Б с рассеивателем типа «европейский луч», новый задний фонарь с боковыми отражателями. Над фарой установлен блок контрольных приборов в пластиковом исполнении: замок зажигания, спидометр, контрольные лампы указателей поворотов, ближнего и дальнего света. Кроме того был установлен противоугонный замок. Передние амортизаторы получили резиновые гофрированные чехлы. Был установлен индикатор износа тормозных накладок обоих колёс. Мотоцикл получил новый

Помни свои корни

Краденый трофейный

Поначалу завод не занимался выпуском собственной, оригинальной, продукции, а клепали копию трофейного немецкого мотоцикла DKW-RT125.

DKW-RT125

Назвали его К-125 и выпускали по пять тыс. экземпляров в год. Модель прижилась на советском рынке

Прототип

В 54-ом году на заводе создали свое конструкторское бюро, целью которого было поставить на поток продукцию, придуманную гением союзного ума. Итогом долгой работы стал мотоцикл “Ковровец К-125”, увидевший свет в 57-ом. Был прост в своей основе, отсюда — надежен.

Какой мотоцикл для вас лучше?

ЯваВосход

И приятно радовал своей доступной ценой. Пользовался популярностью среди сельских жителей и городских любителей прогулок на природу. Считается прототипом мотоциклов серии “Восход”

История создания

История создания мотоцикла

Многолетний опыт производства мототехники позволил конструкторам и инженерам создать качественную и недорогую модель многоцелевого назначения. Мотоцикл легкого класса «Сова» выпускается мощностями ОАО «Завод им. В. А. Дегтярева» — это хорошо зарекомендовавшая себя модель дорожного транспортного средства, разработана для одного или двух наездников. Мотоцикл Сова может эксплуатироваться на дорогах с покрытием разной структуры и на участках без покрытия (бездорожье). Сове свойственны высокие технические характеристики, технологичен в производстве, экономичен, прост в эксплуатации, обладает высокой степенью надежности и долговечности. Однозначно мотоциклу присущи и некоторые «детские болезни» и свои недостатки, но достоинства покрывают их с лихвой. Весомым аргументом в пользу «Совы» выступает его сравнительно низкая цена, которая в соотношении с качеством заметно выигрывает на фоне конкурентов. Высокая степень ремонтопригодности, унаследована от предшественников, радует владельца, не вызывая проблем с обслуживанием и ремонтом. Доступность деталей позволяет снизить затраты времени и сил на поиск сломавшейся запасной части. Но это если аппарат сломается, так как при надлежащем уходе и периодическом контроле технического состояния узлов и агрегатов, поломки случаются довольно редко.

Применение современных износостойких материалов обеспечивает долговечность работы двигателя и шасси, увеличивается ресурс наиболее нагруженных ответственных деталей.

Внешний вид на то время был очень привлекательный

Современный мотоцикл Сова выгодно отличается своим внешним обликом, тем самым привлекая внимание не только практичных соискателей транспортного средства, но и искушенных ценителей мототехники. На ходовую часть мотоцикла сова установлены амортизаторы закрытого типа, которые менее подвержены воздействию внешней среды, что повышает долговечность узла. Двойная система перепускных клапанов амортизатора позволяет обеспечить плавность хода мотоцикла и повышает безопасность вождения

Модернизированный силовой агрегат мотоцикла зид сова комплектуется камерой сгорания с вихревой пятиканальной продувкой, обеспечивающий полноту сгорания топливной смеси и полноценный отвод выхлопных газов. Благодаря оптимизированному циклу и применению нового карбюратора мощность двигателя достигает 15 л.с. у мотоцикла сова 200 (14 л. с. — мотоцикл сова 175). На двигателе установлена одна выхлопная труба с глушителем. Ребра на цилиндре сделаны шире, это обеспечивает большую поверхность охлаждения

Двойная система перепускных клапанов амортизатора позволяет обеспечить плавность хода мотоцикла и повышает безопасность вождения. Модернизированный силовой агрегат мотоцикла зид сова комплектуется камерой сгорания с вихревой пятиканальной продувкой, обеспечивающий полноту сгорания топливной смеси и полноценный отвод выхлопных газов. Благодаря оптимизированному циклу и применению нового карбюратора мощность двигателя достигает 15 л.с. у мотоцикла сова 200 (14 л. с. — мотоцикл сова 175). На двигателе установлена одна выхлопная труба с глушителем. Ребра на цилиндре сделаны шире, это обеспечивает большую поверхность охлаждения.

Смещение топливного бака вперед позволило увеличить сидение для водителя и пассажира, обеспечив повышение комфорта особенно в длительных поездках. Руль стал эргономичным и удобным. Передняя вилка мотоцикла сова телескопическая с демпферными проставками, обеспечивающая хорошую управляемость на любых дорогах. На мотоцикле применяется 12-ти вольтное оборудование, которое питает систему зажигания, световую и сигнальную иллюминацию. Фара формата ФГ-137Б с оптимизированным световым рассеивателем обеспечивает надежное освещение дороги в ночное время. Приборная панель оборудована спидометром, замком зажигания, индикаторы света и поворотов, а так же специальный индикатор износа накладок в тормозах. Мотоцикл Восход сова получил новое заднее крыло, объединенное в один блок с сидением. Спереди установлено профилированное крыло, придающее стремительный образ мотоциклу. Сравнительно небольшая масса совы обеспечивает легкость в управлении и позволяет эксплуатировать мотоцикл водителям с разной комплекцией.

Основные характеристики Восхода 3 М

Технические характеристики «Восход З М» приятно радуют, позволяя совершать прогулки как по трассе, так и по просёлочным дорогам.

Протяжённость базы от колеса до колеса, метры 1,3

Внешние показатели размеров (длина/ширина/высота), метры2,0/0,76/1,09
Сухой вес, килограммы122ДвижокОдин цилиндр на два такта, ёмкостью 173 см3Система охлажденияВоздухПредлагаемая мощь на 5600 оборотах в минуту15 лошадиных силКрутящий момент на 5200 оборотах в минутуДостигает отметки в 16 НмСкоростной максимум110 километров в часРасход горючего, литры4,2 на километражную сотнюГенератор12 вольтПередняя подвескаВилка-телескоп, ход—1,6 смЗадняя подвескаМаятник по углом в 20 Градусов давал ход на 8,5 смТормозной механизмБарабаны, с диаметром 16 сантиметров, имел индикатор колодочной выработкиКлиренс12,5 сантиметровНагрузочный предел160 килограммОбъём топливного бака14 литровКППЧетырёхступенчатаяКолёсаСпицованные, шины камерные, 16 дюймов

Ремонт и тюнинг

Несомненным достоинством любой советской мототехники является простота ремонта и обслуживания. А вот к минусам можно отнести то, что ковыряться в гараже приходится чаще, чем хотелось бы. Во многом это связано с солидным возрастом всех сохранившихся экземпляров мотоциклов, и Восход 3М не стал исключением из этого правила.

Ремонт

Починить в нём можно всё! Нет, серьёзно – почти все узлы ремонтопригодны в той или иной степени. Многие байкеры, рассекающие ныне на «Хондах» и «Харли-Дэвидсонах», начинали именно с советских мотоциклов, и именно с их помощью они получили первые навыки мотомеханика, которые необходимы любому любителю двух колёс. Так что если вы в жизни не держали в руках даже гаечного ключа, бояться ремонта с этой моделью не надо – в ней всё просто.

Запчасти

Сейчас запчасти можно найти только с рук или в узкоспециализированных магазинах, причём часто подержанные, а не новые. Из-за их недостатка некоторые владельцы выкручиваются, пытаясь приспособить китайские или японские комплектующие. В ряде случаев проделать это возможно, но придётся постараться, а также затратить много времени на подбор подходящих железок.

Тюнинг

Если вы хотите восстановить байк до оригинального состояния, как он того и заслуживает, то забудьте слово «тюнинг», как страшный сон. Но если Восход 3М используется вами по прямому назначению, то есть в качестве транспорта, то тут возможны варианты. Чаще всего владельцы меняют амортизаторы на более совершенные (недорогих китайских вариантов хватает), или заменяют карбюратор. Особенно это актуально для экземпляров, которые с завода оснащались не чехословацкими карбюраторами, а советскими, менее качественными. По данной теме у нас есть отдельная статья: Как сделать тюнинг Восход 3м своими руками.

«СОВА» – важная птица советского мотопрома!

“Сова” – это мотоцикл, построенный на основе модели “Восход-ЗМ-01”, старт продаж которого был объявлен в 1993 году. Причиной его появления стал поток иностранных машин, который хлынул на рынок после распада СССР – новая модель была призвана конкурировать с зарубежными мотоциклами, на сколько это было возможно.

Завод выпускал две основные версии: “Сова-175” и “Сова-200”. По внешнему виду они отличались от “Восхода” более современным дизайном. Мотоциклы имели компактные габариты, оснащались удобными креслами и эргономичными приборными панелями.

“Сова” получила новый спортивный руль, оснащенный дугами безопасности, перемычкой и двумя зеркалами заднего вида. На мотоцикл можно было установить дополнительное туристическое оборудование: боковые сумки из заменителя кожи; сумку-планшет; заднее багажное отделение, оборудованное боковыми секциями.

Если по внешнему виду модели “175” и “200” были практически идентичны, то по своему содержанию они разнились. “Сова-175” была оснащена 15-сильным двигателем с одним цилиндром, который достался ещё от “Восход-3М-01”. Для более мощной “Совы-200” был изготовлен совершенно новый двигатель. Он тоже был одноцилиндровым, но его рабочий объем удалось увеличить до 196,9 куб. см.

Модификации “Сова” имели также полностью новую подвеску, собранную инженерами «ЗиД» с нуля. Сзади была применена инновационная, на то время, маятниковая система, оснащенная двумя амортизаторами, спереди использовалась телескопическая вилка.

Поначалу мотоцикл имел большую популярность, но в последние годы выпуска (2000-2003) популярность резко снизилась, так как на рынке появились доступные иностранные модели, которые могли предложить больше комфорта и мощности.

Впечатления же от эксплуатации “Совы” у разных людей расходятся: кто-то считает эту модель превосходной и несравненной, а кто-то говорит, что заводилась она через раз и что на езду с пассажиром тяги хватало в обрез. Если у вас был подобный опыт, поделитесь, нам будет интересно!

И все же, несмотря ни на что, этот мотоцикл навсегда останется частью истории нашего мотопрома и будет настоящей находкой для любого коллекционера советских мотоциклов, хоть и появился он уже после распада Советского Союза – по факту, база, стиль и ходовая часть все равно соответствуют тому времени.

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий