Как работает ESP в автомобиле
Как мы уже писали выше, эта сложная система состоит из различных составляющих, а именно:
- Наружных измерительных устройств, которые отслеживают определенные параметры;
- Специального блока управления;
- Гидравлического исполняющего механизма.
С помощью внешних датчиков ESP прослеживает за углом поворота руля, положением педали газа, системой торможения (по сути, следит за действиями водителя) и различными изменениями в текущем движении автомобиля. Данные обрабатываются и направляются в центральную систему управления, которая при малейшей необходимости может задействовать любые исполняющие устройства, связанные с системой активной безопасности.
Блок управления непрерывно проводит анализ поступающей с датчиков информации, причем делает это с частотой до тридцати раз в секунду. И в случае обнаружения каких-либо отклонений в положении элементов управления транспортного средства от текущих параметров движения машины – ESP вмешивается в управление. Тем самым помогая водителю сохранить контроль над машиной, а также противодействовать боковому движению.
В свою очередь корректировка направления движения автомобиля может осуществляться:
- С помощью системы торможения, которая по сигналу блока управления может прижимать и отпускать диски тормозов определенных колес.
- С помощью изменения частоты вращения коленчатого вала. Последнее достигается вследствие вмешательства ESP в систему подачи топлива.
Какие действия следует предпринять в той или иной ситуации, чтобы стабилизировать движение машины – определяет блок управления. Например, если в критической ситуации автомобиль начинает заносить, ESP может снижать обороты двигателя и одновременно с этим подтормаживать внешним передним колесом, чтобы стабилизировать машину на дороге.
Конкретный пример работы ESP
Давайте рассмотрим работу ESP на реальном примере, когда водитель неожиданно попадает в ситуацию, которая требует быстрого маневрирования. Например, на дороге перед машиной неожиданно возникает препятствие. Водитель для объезда препятствия резко поворачивает руль влево, в то же время датчик поворота рулевого колеса передает эту информацию ESP. Но датчик угла поворота информирует о том, что машина поворачивает недостаточно. А это означает, что ведущие колеса потеряли сцепление с дорожным покрытием и теперь машина движется прямо на препятствие.
Для выхода из сложившейся ситуации ЕСП за доли секунды принимает решение и резко замедляет вращение левого заднего колеса на короткий промежуток времени – это действие производит желаемое противодействие заносу. Таким образом, система помогает водителю сохранить управление над машиной и эффективно увернуться от столкновения с препятствием.
Но что произойдет, если водитель с целью удержания машины на левой полосе после уклонения резко начнет крутить руль в сторону противоположную заносу? В результате такого маневра машина может повернуться слишком сильно, и задняя часть кузова войдет в занос влево. То есть крутящий момент вправо будет стремиться развернуть машину вопреки желаниям человека за рулем.
Чтобы этого избежать, ESP моментально замедляет вращение левого переднего колеса – это воздействие позволит уменьшить крутящий момент кузова и с большой вероятностью не даст автомобилю войти в занос. Таким образом, благодаря ESP машина остается управляемой, в то время как автомобиль без системы стабилизации могло бы полностью развернуть и отправить в кювет.
Система электронной стабилизации
Функция контроля курсовой устойчивости или, как маркируют её автопроизводители, ESP является практически неотъемлемой частью современного автомобиля и относится к разделу электронных помощников водителя. Очень часто стабилизационная система неразрывно связана с другими электронными опциями, такими, как антипробуксовочная, ESR и антиблокировочная тормозная система.
Последняя является неотъемлемой частью функции курсовой устойчивости автомобиля и неразрывно с ней связана.
Все эти опции значительно облегчают процесс вождения в сложных дорожных условиях и неплохо помогают неопытным водителям, которые не знают, как вести себя в экстренной ситуации.
Принцип работы ESP
Чтобы понимать важность установленных электронных помощников в автомобиле, достаточно просто знать принцип их работы и результаты подключения подобных систем. Все эти помощники делятся на два типа:
- активные;
- пассивные.
Одним из первых разработали и применили систему курсовой устойчивости инженеры из Daimler, концерна Mersedes-Benz. Однако с первых попыток ничего не вышло. Понадобились годы исследований и усовершенствований, прежде чем в 1995 году такие электронные помощники появились на серийных автомобилях. С того момента эта система зарекомендовала себя с лучшей стороны, однако была доступна только в моделях премиум сегмента.
Блок курсовой устойчивости обрабатывает множество данных, поступающих с колёс и руля, датчиков тормозной системы и оборотов двигателя. Однако основные и самые важные данные поступают с датчиков угловой скорости относительно вертикальной оси и датчика поперечного ускорения.
Говоря простым языкам, ESP контролирует момент начала заноса автомобиля, предотвращая потерю направления и опрокидывания транспортного средства. Вступает в работу эта функция, когда величина бокового скольжения на вертикальной оси начинает превышать допустимую, то есть в момент возникновения заноса она помогает вернуть автомобиль в исходное положение и направляет на прежний курс путём выборочного подтормаживания одного из колёс. Выбор определяется в зависимости от ситуации: за секунды решается, какое из колёс необходимо замедлять — переднее или заднее, левое или правое.
Такое выборочное торможение происходит как раз с помощью АБС, создающего необходимое тормозное давление в необходимом колесе. В это же время блок управления двигателем снижает подачу топлива, помогая снижать крутящий момент в колёсах. ЕСП действует в любом режиме езды — разгоне, торможении и при движении накатом на нейтральной скорости.
Стоит ли отключать системы безопасности
Многие водители, считающие себя опытными, предпочитают отключать систему электронной стабилизации, руководствуясь тем, что она мешает им контролировать поведение автомобиля. Делать это не рекомендуется, ведь человеческая реакция не всегда способна предотвратить момент заноса и его последствия.
Очень полезной ЕСП будет для начинающих водителей, которые ещё не имеют опыта управления машиной на скользкой или заснеженной дороге и вряд ли смогут правильно применить полученные в автошколе знания касательно того, как противодействовать заносу и скольжению движением рулевого колеса.
Основные проблемы, которых помогает избежать электронный стабилизатор курсовой устойчивости:
- неконтролируемый занос;
- опрокидывание автомобиля.
Выехав из снежного или грязевого плена, необходимо снова включить все электронные системы для предотвращения неожиданных аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в любой момент и в любом месте вне зависимости от опыта и класса водителя. Об этом стоит помнить, ведь на кону подчас могут оказаться человеческие жизни!
Как завести электронный кошелек: выбор ЭДС
Регистрация электронного кошелька осуществляется в несколько этапов. Первый — выбор оператора электронных денежных средств. Список действующих операторов ЭДС представлен на сайте Банка России.
Оператор ЭДС до заключения договора с клиентом обязан предоставить полную информацию о тарифах, условиях использования и перевода денежных средств.
Условия договора публикуются на сайте банковской организации, экранах платежных терминалов и банкоматов. Стоит учесть, что банк может расценивать определенные действия как согласие на заключение договора. К примеру, первая операция, выполненная с предоплаченной карты.
При нарушении правил использования электронного кошелька банк может приостановить либо полностью прекратить его использование.
Принцип работы
Система ESP – это активная система безопасности транспортного средства, которая автоматически включается при появлении заноса или потери управления автомобилем. В компьютер системы поступают данные с нескольких датчиков (поперечного ускорения, вращения колёс, положение руля, положения педали газа и тормоза, состояния тормозной системы и угловой скорости движения).
Работа ЕСП основана на активизации торможения и снижения крутящего момента мотора с целью не допустить заноса автомобиля.
Ещё одна хорошая статья: Черный дым из выхлопной трубы: на бензине, карбюраторе, дизеле, инжекторе, причины, что делать
Какие команды могут поступать при той или иной ситуации на дороге:
- Притормаживание одного или всех колёс. Это поможет предотвратить занос, либо поможет увеличить поворотный радиус при высокой скорости. Также ESP в определённой ситуации может снизить тормозное усилие, даже если испуганная блондинка будет со всей силы давить все педали подряд.
- Подключение к блоку управления двигателя с целью отключения его цилиндров, чтобы снизить его обороты (крутящий момент), вплоть до полного отключения педали газа.
- Регулирование поворота передних колёс.
- В автомобилях с адаптивной подвеской влияет на работы амортизаторов, а они на демпфирования пружин (степень амортизации).
- Регулировка автоматической коробки передач с целью изменения передачи.
- Если проблема при управлении появилась в результате работающего круиз-контроля, то он будет действовать вместе с ESP и другими системами, выравнивая движение автомобиля.
Несмотря на то, что это очень продвинутая система безопасности, но она не может видеть реальную ширину дорожного полотна, а также точно рассчитать траекторию движения машины, которая будет наиболее безопасна. Отсюда следует, что водителю надо самому направлять автомобиль в нужном направлении, а ESP обеспечит стабильность и управляемость.
Противозаносная система может работать при любой скорости движения и режиме работы автомобиля (накатом, торможении, ускорении).
На повороте ESP следит за траекторией движения, которая должна быть при положении рулевого колеса. Если появятся отклонения, то система стабилизации будет снижать обороты мотора, притормаживать, чтобы быстрее возвратить транспортное средство к прежней траектории. Особенно полезна ESP на обледенелой или мокрой дороге.
Видео: ESP. Что может и как работает
Например, на очень высокой скорости при повороте начался занос автомобиля. Если водитель станет тормозить, то машину может развернуть. Если он не будет нажимать на тормоз, то есть шанс слететь с дороги в кювет. Активная антизаносная система моментально определит, какие колёса надо притормозить или на сколько надо уменьшить подачу топлива, чтобы выровнять траекторию движения. Согласитесь, это мегаполезная штука в критичных ситуациях. Вы просто крутите руль, а система стабилизации сама думает, как лучше вписаться даже в крутой поворот.
Что ещё есть полезного в системе ESP?
- Функция блокировки дифференциала, что позволяет передавать крутящий момент именно на то колесо, чтобы выровнять автомобиль. Дифференциал должен иметь электронную начинку. Это такое устройство, которое передаёт разные крутящие моменты на каждый потребитель.
- Помощь водителю держать рулевое колесо в нужном положении. Особенно это полезно в колее.
- Подруливание задними колёсами. Главное, чтобы эта функция уже была установлена на автомобиль.
Рассмотрим работу ESP на реальных примерах.
Когда нужно отключать ESP
Вокруг отключения системы стабилизации возникают горячие споры. С одной стороны рубежа водители с горячей кровью – любители острых ощущений и запредельных углов заноса. С другой стороны – опытные водители, предъявляющие аргумент, что система стабилизации мешает выйти из очень сильного заноса. Для того чтобы развеять лишние мифы относительно отключения ESP, перечислим её минусы:
- ESP не умеет выводить переднеприводные автомобили из сильного заноса, т. к. для этого нужно не уменьшение, а резкое увеличение крутящего момента на передних колёсах.
- На полноприводных автомобилях в условиях гололёда увеличение крутящего момента также предпочтительнее торможения.
- ESP ведёт себя неадекватно на рыхлом снегу при небольшой скорости движения.
- На сильно сдутых колёсах ESP может сильно мешать водителю.
Довольно часто у счастливых обладателей новых и современных автомобилей возникает вопрос – что такое ESP, для чего это нужно и нужно ли вообще? С этим стоит подробно разобраться, что, собственно, и сделаем далее.
Вопреки распространенному мнению управление автомобилем дело не всегда простое. В особенности это утверждение актуально для ситуаций, когда траектория движения затрудняется различными внешними факторами – будь то сложные дорожные изгибы или непростые погодные условия. А нередко и то, и другое вкупе. Главная опасность в таких случаях – занос, который может вызвать сложности с управлением, а в некоторых моментах даже неконтролируемое и непредсказуемое движение транспортного средства, способное привести к аварии. Причем трудности могут возникнуть и у новичков, и у уже достаточно опытных водителей. Справиться с подобной проблемой призвана специальная система, обозначаемая аббревиатурой ESP.
Логотип системы ESP
ESP или Electronic Stability Program – это название в русскоязычном варианте означает электронная система динамической стабилизации автомобиля или по-другому система курсовой устойчивости. Другими словами, ESP представляет собой составляющую активной системы безопасности, которая способна компьютером управлять моментом силы одного или даже одновременно нескольких колес, тем самым устраняя боковое движение и выравнивая положение автомобиля.
Подобные электронные устройства выпускаются разными компаниями, но крупнейшим и признанным производителем ESP (и именно под этой торговой маркой) является концерн Robert Bosch GmbH.
Аббревиатура ESP является наиболее распространенной и общепринятой для большинства европейских и американских автомобилей, но не единственной. У разных автомобилей, на которых система курсовой устойчивости устанавливается, ее обозначения могут отличаться, но сути и принципа действия это не меняет.
Пример аналогов ESP для определенных марок машин:
- ESC (Electronic Stability Control) – для Hyundai, Kia, Honda;
- DSC (Dynamic Stability Control) – для Rover, Jaguar, BMW;
- DTSC (Dynamic Stability Traction Control) – для Volvo;
- VSA (Vehicle Stability Assist) – для Acura и Honda;
- VSC (Vehicle Stability Control) – для Toyota;
- VDC (Vehicle Dynamic Control) – для Subaru, Nissan и Infiniti.
Удивительно, но широкую известность ESP получила не тогда, когда была создана, а несколько позже. Да еще и благодаря скандалу в 1997 году, связанному с серьезными недостатками, разработанного тогда Mercedes-Benz А-класса. Этот компактный автомобиль ради улучшения комфорта получил довольно высокий кузов, но при этом и высокий центр тяжести. Из-за этого машина обладала склонностью к серьезным кренам, а также подвергалась опасности опрокидывания при выполнении маневра «переставка». Решен вопрос был установкой на компактные модели Мерседес системы курсовой устойчивости. Так ESP получила известность.
Что нужно знать
Все прекрасно известно, что такое ABS. Антиблокировочной системой сейчас должны быть оснащены все легковые автомобили в РФ. ABS позволяет выполнять торможение без потери управляемости. Конечно, таким образом тормозной путь увеличивается, но сделать тут ничего нельзя. Ведь ABS просто так отключить не получится. Для этого придется или снять датчик или вытащить предохранитель. Однако делать этого не стоит. Ведь за счет увеличенного тормозного пути водитель сохраняет управление в экстренной ситуации.
После ABS в автомобилях начали появляться противобуксовочные системы, которые не дают ведущим колесам буксовать. Конечно, в большинстве случаев это полезная функция, однако когда надо выбраться из грязи или снега, ее необходимо отключать.
Проблемы и неисправности системы
Если горит ESP, то автомобиль сообщает водителю, что комплекс по каким-то причинам не работает. Может, водитель самостоятельно отключил систему с помощью кнопки. Но проблема в том, что комплекс почти полностью электронный.
В комплексе задействовано огромное количество датчиков. Если хотя бы один из них не будет работать нормально, то водитель увидит ошибку ESP, а система полностью отключится. Проблемы могут заключаться в плохом контакте или же в проводе. К примеру, сбои вызывает даже монтаж колеса другого размера.
Что касается ремонта, то нужно понимать, что это электроника, и ремонтопригодность системы крайне низкая. Теоретически можно проверить все датчики, проверить схождение. Но проще всего считать ошибки сканером и, по обстоятельствам, заменить то, что вышло из строя.
Технологический прорыв
Различные автопроизводители сегодня наделяют свои системы стабилизации курса расширенными функциональными схемами, но основная цель такой электронной опции – это обеспечение безопасности управления автомобилем. Используемая автоматика способна приспособиться к манере езды и любым дорожным условиям. Это высокотехнологичные современные устройства, которые помогают нам правильно управлять автомобилем.
ESP включает датчики покрытия, блок управления, многочисленные анализаторы скорости. В случае нарушения безопасности система выдаёт предупреждающий сигнал, что позволяет автомобилисту самостоятельно снизить скорость или принять необходимые действия, чтобы предупредить занос. Основной задачей анализатора является коррекция движения в зависимости от полученной информации по скорости и состоянию дорожного полотна.
Также система включает специальные датчики и блоки управления, которые в доли секунды принимают решение о перекрытии подачи топлива в мотор, что позволяет без активации тормозов замедлить автомобиль. Это позволяет предупредить занос, который может возникнуть в повороте только за счёт нажатия на педаль газа. Машина полностью остаётся под управлением водителя, который даже не замечает, что система внесла нужные корректировки, предупредив тем самым занос в повороте.
ESP или опыт?
Некоторые водители, имеющие действительно большой опыт, считают, что электроника мешает движению. Многие опровергли этот миф. Первым делом, человек даже при условии полного контроля физических возможностей, при наличии феноменальных способностей не сможет действовать так же точно и быстро, как электроника. И далее, чтобы убедиться в эффективности электроники, можно выехать на ледяной полигон.
На высоких скоростях шансы не улететь за пределы дороги гораздо больше у авто, на борту которых имеются электронные помощники, в том числе и ESP. Люди, уверенные, что система стабилизации лишняя в машине, просто закрывают глаза и забывают некоторые законы физики, не зная принцип действия ESP.
Можно ли отключить ESP, зачем и как это сделать
Разобравшись хотя бы в общих чертах, как работает ESP в автомобиле, некоторые водители начинают задумываться о целесообразности использования данной системы. Подвох в том, что отключение ESP автоматически ведет за собой несрабатывание и других электронных ассистентов, таких как антиблокировочная и противобуксовочная система. Срабатывание этих помощников может сослужить плохую службу в некоторых ситуациях, например, когда машина уже увязла в снежной каше, а двигатель не заводится именно по причине хорошей работы этих систем.
Отключение ESP происходит следующим образом:
- На приборной панели необходимо активировать режим «ESP off».
- Отключить опцию в настройках бортового компьютера.
Временное отключение поможет выполнить «раскачку» машины и миновать проблемный участок. Следует отметить, что предварительно необходимо убедиться, что колесам не мешает серьезное препятствие в виде снежных глыб, камня или льда. Пробуксовка колес проводится на показаниях 2500 – 3000 об/мин, иначе можно увязнуть еще сильней
После выполнения маневра, систему необходимо включить, ведь это важно для безопасной поездки в дальнейшем
Для обеспечения комфортного и безопасного движения в современных автомобилях используется много разных систем управления. ЭБУ авто получается много переменных данных, проводится их анализ и выдает оптимальные решения каждую секунду, обеспечивая водителю неоценимую помощь в экстренных ситуациях на дороге. На некачественном покрытии, в гололед или экстренных ситуациях, срабатывает система электронного контроля устойчивости ESP, которая помогает предотвратить занос авто и выровнять его траекторию. Полагаясь исключительно на свои навыки и скорость реакции, в подобных ситуациях возрастает риск ДТП, поэтому подобные меры безопасности вовсе нелишние и уже входят в обязательный перечень комплектования современных автомобилей.
Для чего нужен ESP в машине?
Приведём реальный пример работы противозаносной системы.
Например, вы спокойно едете по ровной дороге прямо. И вдруг впереди на дорогу выбегает крупное животное или пьяный человек. Что вы сделаете?
Выбор тут не особо большой – резко ударите по тормозам и резко крутанёте руль в надежде объехать препятствие. Если скорость движения небольшая, сцепление с дорогой приемлемое и рядом нет других машин, то манёвр будет успешен. А в худшем раскладе произойдёт срыв автомобиль в занос. А зимой даже при обычном повороте автомобиль начнёт крутиться на дороге.
Какие же есть варианты, если начался занос?
Если водитель опытный и знает приёмы экстремального движения, он сможет вытянуть эту ситуацию без всякой электроники и систем. Здесь уместно включить пониженную передачу, прерывисто подтормаживать, затем резкий газ, выравнивание, аккуратный доворот и так далее. Возможно, вы владеете этим мастерством. Тогда всё OK. Если у вас нет опыта, то тогда есть вероятность серьёзной аварии.
Нажмёте на тормоз до упора и выкрутите максимально руль, чтобы избежать столкновения. Если вам это удалось объехать препятствие, то резко крутаните руль в противоположную сторону, не отпуская педаль тормоза. Если нет ESP, то вне зависимости от того, какой привод, машина поедет в длинный занос или неконтролируемую «пляску». Всё это тоже может закончиться очень плачевно.
Если за рулём неопытная блондинка, но на авто имеется система ESP. Здесь потерять полный контроль над управлением станет очень сложно
Самое важное, чтобы автомобиль просто успел объехать препятствие, а система сама подкорректирует движение машины. Тогда аварии избежать удастся.
Как здесь сработает алгоритм работы противозаносной системы в случае заноса при повороте налево?
- Акселерометр фиксирует начало заноса и передаёт это в систему ESP.
- В тот же момент поступает информация с других датчиков.
- ЕСП моментально рассчитывает направление и скорость бокового смещения транспортного средства.
- Передаётся команда на сокращение подачи топлива и притормаживание левого заднего колеса.
- В итоге авто едет медленнее и выравнивается при повороте, независимо от того, что в этот момент делает водитель (хоть жмёт ногами на все педали).
Пользоваться ESP — просто. Она будет включаться по умолчанию. Но тут тоже есть нюансы. О них ниже.
Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля
Одна из подобных программ, в совокупности с датчиками, микрокомпьютерами и исполнительными механизмами, получила название Electronic Stability Program (ESP), что означает систему контроля над стабильностью автомобиля при потере колёсами сцепления с дорогой или на грани такой потери.
Не обязательно употребление именно такого термина, разные автомобильные фирмы могут использовать другие обозначения, в том числе и на других языках.
ESP призвана обеспечить курсовую стабилизацию автомобиля, то есть способность двигаться прогнозируемо для водителя и не терять управляемость, насколько это вообще возможно.
Естественно, когда сцепление потеряно окончательно и никакие действия уже не помогут, в пассажира превратится не только водитель, но и все его автоматические помощники, чуда не произойдёт.
Но если ещё существует возможность вернуть машину на траекторию и успокоить её колебания, просто водитель в силу разных причин с этим не справится, то электроника обязательно поможет.
В определённой степени ESP можно сравнить с идеальным человеком, обладающим мгновенной реакцией и самыми лучшими навыками, к тому же располагает такими органами управления, которых у водителя нет вообще.
Даже автогонщики, долго и упорно тренировавшиеся, могут повлиять на ситуацию только косвенно, поскольку они при всём желании неспособны, в частности, управлять торможением отдельных колёс. В лучшем случае они перераспределят тормозной баланс по осям и то, далеко не на каждом автомобиле такое возможно.
Принцип действия
Все вышеперечисленные составляющие помогают электронике понять, когда начинается занос авто, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.
Отклонение положения органов управления авто от фактических параметров движения автомобиля, провоцирует немедленное вмешательство Electronic Stability Program. К примеру, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, которые характерны для безопасных повадок авто при заданных параметрах рулевого управления. Таким упрощенным способом можно описать способ, каким ESP определяет развитие заноса.
Главное призвание ЕСП в том, чтобы предупредить начало либо усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выпрямить траекторию и сохранить контроль над машиной.
Конкретный пример
Рассмотрим, как работает система, на примере ситуации, в которой электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать авто.
Параметры при избыточной поворачиваемости (занос):
- задняя ось стремится обогнать передние колеса. Задняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость скольжения большая.
Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса внешнего радиуса.
Параметры недостаточной поворачиваемости (снос):
- передняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость рысканья невысока;
Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.
Разумеется, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков по несколько десятков раз в секунду, незамедлительно реагирует сигналами к исполнительным устройствам, постоянно ориентируясь на изменяющиеся условия движения.
Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить всю пользу помощника.
Омологация
Авто стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство предполагает подобное правило лишь в случае сертификации выпуска нового авто. Продление омологации не обязывает к внесению нововведений. Поэтому для большинства машин столь полезный помощник доступен лишь за дополнительную плату.
Установка своими руками
Вы можете самостоятельно дооснастить свой автомобиль ESP. Необходимые комплектующие рассмотрим на примере Opel Astra J 1,6Т 2010 г. в.
Вам потребуются:
- блок управления ABS/ESP, крепления в виде кронштейна для установки на штатное место;
- СИМ-модуль;
- датчик рысканья (еще одно название контроллера поперечного ускорения и осевого вращения), крепежный элемент;
- штекер.
Если вы знаете месторасположения всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Учтите, что такое внесение изменений необходимо прописать программно. Для этого необходим сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный пункт во всем процессе инсталляции.
Характерные неисправности
О поломке ESP в вашем авто будет сигнализировать соответствующий контрольный указатель на приборной панели. Причины, по которым ESP не работает, может быть несколько:
- обрыв цепи (наиболее характерно для датчиков скорости);
- неисправности блока управления;
- датчик тормозного усилия;
- щетки блока ESP и прочие.
Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику.
Враг или помощник
Стоит признать, что в некоторых ситуациях Electronic Stability Program может навредить. Но процент подобных случаев настолько мал, что это никоим образом не умаляет заслуги ЕСП.
Некоторые водители называют систему не помощником, а электронным «ошейником». Поскольку система всячески пресекает любые попытки «хулиганства» за рулем. Во многих машинах контроль курсовой устойчивости действительно нельзя отключить (разве что только отсутствием предохранителя, но мы вам этого не говорили!).
Порой это препятствует полной реализации мощности автомобиля на скользких покрытиях бездорожья, но в некоторых машинах Electronic Stability Program помогает реализовать электронную имитацию блокировок, что положительно сказывается на преодолении препятствий с диагональным вывешиванием.
Нажал на кнопку ESP. Что на самом деле отключилось?
По опросам, две трети водителей никогда не отключают систему ESP. Причина зачастую кроется в незнании того, что именно отключает соответствующая кнопка. «За рулем» объясняет, в какой ситуации нажать на кнопку «ESP OFF» просто необходимо.
Базовый набор
Вначале на автомобилях появилась система АБС, которая позволяла автомобилю тормозить с максимальной эффективностью. При этом колеса не блокировались «наглухо». Электроника допускала их проворачивание с проскальзыванием не более нескольких процентов. Это позволяло сохранять управляемость и курсовую устойчивость автомобиля при торможении. Дальше конструкторы добавили системы контроля тяги и электронной стабилизации. С 1 января 2021 года Технический регламент Таможенного союза не позволяет сертифицировать для продаж в России автомобиль без системы ABS.
Противобуксовочная система на разных автомобилях называется по-разному: TCS, ASR, A-TRAC, ETS и т.д., но суть всегда одна — не давать машине буксовать. Однако без пробуксовки в определенных условиях просто не обойтись.
К примеру, чтобы выбраться из глубокого снега зимой или песка летом, необходимо, чтобы автомобиль мог достаточно интенсивно проворачивать колеса. А с включенной противобуксовочной системой порой автомобили, особенно заднеприводные, застревают даже в неглубоком снегу.
Водитель видит на приборной панели моргающий индикатор ограничения тяги, при этом ведущие колеса поворачиваются короткими толчками по четверть оборота раз в полсекунды. Сугроб таким образом точно не преодолеть.
Работает противобуксовочная система совместно с Electronic Stability Program (ESP) — системой, обладающей более широкими полномочиями и более интенсивно вмешивающейся в процесс управления автомобилем.
На каких машинах есть ESP?
К сожалению, в России такую систему не всегда устанавливают даже на новые машины. Пострадавшие семья из Архангельской области ехала не на старых Жигулях, а на достаточно новом китайском кроссовере Lifan X60, но, к сожалению, в этой машине ESP нет даже в самой дорогой комплектации. Вторая семья разбилась на KIA Sportage. На все новые автомобили этой модели уже ставят ESP, но машины предыдущих годов оборудовались столько выборочно. В западных странах производители обязаны ставить ESP на все новые машины во всех комплектациях.
Такой закон есть только для системы ABS, которая помогает тормозить. С 2016 года все новые машины в РФ обязаны иметь ABS во всех комплектациях, а наличие ESP зависит от производителя. Вот топ 15 самых продаваемых моделей в России. В 9 из них все машины оборудованы ESP во всех комплектациях. То есть всё-таки большинство новых машин в России продается с ESP, но есть отстающие марки.
Под этим названием скрывается советская Нива, которую продают уже 40 лет без существенных изменений конструкции. Неудивительно, что на ней нет ESP. Также ESP нет совсем на Lada Largus, а на Lada Granta есть только в самой дорогой комплектации. В защиту АвтоВАЗа можно сказать, что без ESP продаются только уставшие модели. Новые Lada Vesta и Lada XRAY полностью оборудуются этой системой. Из иномарок отстает Volkswagen Polo, у него ESP только в самой дорогой комплектации. А у бюджетных Renault ESP не идет сразу, но ее можно установить за дополнительную плату.
Как видите, сейчас нет проблемы купить машину с ESP. Это система доступна для машин любого класса, ей оборудованы большинство новых машин, где-то есть варианты поставить ее за дополнительную плату. 15-20 тысяч не те деньги, которые стоит экономить в таком случае. Они отобьются, даже если система спасет от одной мелкой аварии, не говоря уже о тяжелых или смертельных случаях. На вторичном рынке, конечно, ситуация другая. В предыдущие годы этой системой оборудовалось меньше выпускаемых автомобилей, но при правильном подходе и тут не сложно подобрать машину с ESP.
https://youtube.com/watch?v=lITNpiJpOiE
С 2000-х годов она уже была на многих иномарках, по крайней мере, в богатых комплектациях, поэтому найти такую машину реально где-то с 300 000 рублей вариантов с ESP становится много.
А если ваш бюджет совсем небольшой, возьмите машину хотя бы с ABS. Это система помогает сохранить управляемость при торможении и тоже существенно увеличивает безопасность. Много старых иномарок с такой системой появляется уже на бюджете в 150 000 рублей.
ESP: что это такое в автомобиле
Зачастую систему ESP называют системой динамической устойчивости автомобиля. Кстати говоря, вариантов аббревиатур и названий множество: ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, в зависимости от производителя машины, но сути это не меняет – всё это одна и та же система.
Схема торможения автомобилей с и без ESP
Главная задача ESP – обеспечение контролируемого и отзывчивого управления автомобилем вне зависимости от степени потери его управляемости. В каком-то смысле эта система является расширенной версией антиблокировочной системы (ABS), за тем исключением, что контролируется не степень блокировки, а момент сила колеса (силы его вращения). В упрощённом виде система состоит из 3 главных модулей:
- Центрального компьютера;
- Измерительных механизмов: акселерометра, датчика положения рулевого колеса;
- Системы передачи информации.
ESP не является самостоятельной системой и может выполнять свои функции только в сочетании с другими компонентами автомобиля:
- Системой распределения тормозных усилий;
- Антиблокировочной системой;
- Системой контроля тяги;
- Антипробуксовочной системой.
ESP сохраняет траекторию движения, курсовую устойчивость и стабилизирует автомобиль во время выполнения маневров
Становится понятным, что ESP только интерпретирует данные, получаемые с измерительных датчиков, затем вмешиваясь в управление путём задействования тормозных механизмов и вышеперечисленных вспомогательных систем безопасности. В расчётах участвуют следующие основные параметры:
- Частота вращения колёс;
- Частота оборотов мотора;
- Давление в тормозных магистралях;
- Частота срабатывания ABS;
- Положение рулевого колеса;
- Положение педали газа;
- Положение дроссельной заслонки;
- Угловая скорость по вертикальной и горизонтальной оси;
- Значения поперечного ускорения (в простонародье G-сенсор).