Необходимое оснащение
Далее уже все работы производятся на снятом вариаторе. Для выполнения работ потребуется:
- Наборы рожковых, торцевых и накидных ключей;
- Мощная отвертка;
- WD-40;
- Герметик;
- Съемник для подшипников.
Чтобы в дальнейшем облегчить себе работу, желательно запастись фотоаппаратом для фиксирования всех действий, а также емкостями, при помощи которых можно будет отсортировать все элементы по мере снятия их. То есть сняли одну крышку – положили ее вместе с болтами крепления в одну емкость, демонтировали другой элемент – положили в другую емкость и так далее. Это исключит возможность перепутывания, а при наличии фотоотчета разборки позволит быстро собрать вариатор, причем правильно.
Устройство вариатора скутера
Вариатор — деталь, отвечающая за плавное изменение скоростного режима. Он представляет собой агрегат из двух шкивов (ведущий и ведомый), скрепленных с ремнем. Степень нагрузки на главный вариатор зависит от интенсивности вращения двигателя. При езде на высокой скорости количество вращений максимальное, из-за чего детали вариатора изнашиваются быстрее.
Ремень прикрепляется к шкиву боковыми частями. Если втулка вариатора изнашивается, ремень глубже врезается в шкив. При работе ведущего шкива ремень плавно сжимается и разжимается. Спортивный вариатор на скутере совершает больше оборотов. Замена ремня может потребоваться раньше.
Из-за неправильной эксплуатации со временем может выйти из строя даже новый скутер
Размеры ремней на Скутеры Ямаха (Yamaha)
На этой страничке мы приводим размеры ремней, на модели скутеров такие как Ямаха (Yamaha). Очень много любителей Скутеров б.у. часто не могут найти, какой именно им нужен размер ремня на их скутер и потому я решил выложил размеры ремней, те которые я смог найти в интернете. Это может значительно облегчить в дальнейшем поиск, нужных запчастей на мопеды.
Стандартный размер ремня (Шx Д) | Модель скутера | Модификация | Номера рам | Маркировка ремня |
16.5 x 750 | BWS 5DA1 | YW50 | SA02J-100101~ | 3AA-17641-00 |
16.5 x 795 | Jog 3KJ-5 | CY50D | 3KJ-4719101~4992000 | 3VP-17641-00 |
Jog 3KJ-7 | CY50H | 3KJ-5729101~5770000 | 3VP-17641-00 | |
Jog 3KJ-9 | CY50H | 3KJ-6615101~ | 3VP-17641-00 | |
Jog 3KJ-A | CY50HS | 3KJ-6676101~ | 3VP-17641-00 | |
Jog 3WF-1 | CY90Z | 3WF-000101~031000 | 3WF-17641-00 | |
Jog 3WF-2 | CY90Z | 3WF-122101~ | 3WF-17641-00 | |
Jog 3WF-3 | CY90Z | 3WF-179101~ | 3WF-17641-00 | |
Jog Z 3YK-4 | YG50Z | 3YK-5096101~5337000 | 3VP-17641-00 | |
Jog Z 3YK-6 | YG50Z | 3YK-6221101~6342000 | 3VP-17641-00 | |
Jog ZR 3YK-7 | YG50Z | 3YK-6715101~7323300 | 3VP-17641-00 | |
Jog ZR 3YK-8 | YG50ZR | 3YK-7323301~ | 3VP-17641-00 | |
Jog Aprio 4LV-2 | YJ50S | 4LV-7107101~ | 3VP-17641-00 | |
Jog Aprio 4LV-4 | YJ50S | 4LV- | 3VP-17641-00 | |
16.5 x 798 | Jog 3KJ-B | CY50 | 3KJ- | 4JP-17641-00 |
Jog 5BM-2 | YV50Z | SA01J- | 4JP-17641-00 | |
Jog 5EM-1 | YV50Z | SA04J- | 4JP-17641-00 | |
Jog 5EM-2 | YV50Z | SA04J- | 4JP-17641-00 | |
Jog 5EM-3 | YV50Z | SA12J- | 4JP-17641-00 | |
Jog 5KN-1 | CV50 | SA16J- | 4JP-17641-00 | |
Jog 5KN-2 | CV50 | SA16J- | 4JP-17641-00 | |
Jog 5SU-1 | CV50R | SA16J- | 5SU-E7641-00 | |
Jog 5SU-2 | CV50A | SA16J- | 5SU-E7641-00 | |
Jog 5SU-3 | CV50R | SA16J- | 5SU-E7641-00 | |
Jog 5SU-4 | CV50A | SA16J- | 5SU-E7641-00 | |
Jog Poshe 3KJ-C | CY50H | 3KJ- | 4JP-17641-00 | |
Jog Poshe 3KJ-D | CY50HS | 3KJ- | 4JP-17641-00 | |
Jog Poshe 5GD-1 | YV50H | SA08J- | 4JP-17641-00 | |
Jog Poshe 5GD-2 | YV50H | SA08J- | 4JP-17641-00 | |
Jog Poshe 5GD-3 | YV50H | SA08J- | 4JP-17641-00 | |
Jog ZR 5PT-1 | CV50ZR | SA16J- | 4JP-17641-00 | |
4JP-17641-00 | ||||
Jog Aprio 4LV-3 | YJ50S | 4LV- | 4JP-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-6 | YJ50 | 4JP-7187101~ | 4JP-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-7 | YJ50 | 4JP- | 4JP-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-8 | YJ50 | 4JP- | 4JP-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-9 | YJ50 | SA11J- | 4JP-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-A | CV50 | SA11J- | 4JP-17641-00 | |
Jog Basic 5XN-1 | YL50 | SA24J- | 5SU-E7641-00 | |
Vino 5AU-(1~7) | YJ50R | 5AU- | 4JP-17641-00 | |
Vino 5AU- (8,9,A,B,C, D,E,F,G,H,J) | YJ50R | SA10J | 4JP-17641-00 | |
17 x 760 | Gear 4KN-1 | BA50 | 4KN-000101~ | UJ03J- 4KN-17641-00 |
Gear 4KN-2 | BA50ST | 4KN-061101~ | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-3 | BA50S | 4KN-092101~ | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-4 | BA50 | 4KN- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-5 | BA50S | 4KN- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-6 | BA50N | 4KN- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-7 | BA50 | 4KN- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-8 | – | – | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-9 | BA50S | UJ03J- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-A | BA50S | UJ03J- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-B | BA50N | UJ03J- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
Gear 4KN-C | BA50NH | UJ03J- | UJ03J- 4KN-17641-00 | |
17.5 x 774 | Grand Axis 100 5FA1 | YA100 | SB01J- | 4VP-17641-00 5FA-17641-00 |
17 x 790 | Jog 3KJ-1 | CY50 | 3KJ-1000101~1541000 | 3KJ-17641-00 |
Jog 3KJ-2 | CY50 | 3KJ-1884101~2020120 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-2 | CY50 | 3KJ-5087101~5095000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-3 | CY50 | 3KJ-2432101~2492900 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-3 | CY50 | 3KJ-4992101~4996000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-4 | CY50 | 3KJ-2416101~2432000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-6 | CY50 | 3KJ-4996101~5084000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-6 | CY50 | 3KJ-6433101~6504000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-8 | CY50 | 3KJ-6504101~6594840 | 3KJ-17641-00 | |
Jog 3KJ-8 | CY50 | 3KJ-7323101~7374000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Z 3YK-1 | YG50Z | 3YK-2660101~2780000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Z 3YK-2 | YG50Z | 3YK-3117101~4575000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Z 3YK-3 | YG50ZS | 3YK-4575101~4676000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog EX 3YK-5 | YG50EX | 3YK-5337101~5428000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog EX Aprio 4LV-1 | YJ50EX | 4LV-6342101~6433000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-1 | YJ50 | 4JP-5770101~6221000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-2 | YJ50S | 4JP-6707101~6715000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-3 | YJ50 | 4JP-6896101~7107000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-4 | YJ50SP | 4JP-7168101~7187000 | 3KJ-17641-00 | |
Jog Aprio 4JP-5 | YJ50SP | 4JP-7187101~ | 3KJ-17641-00 |
Проверка и замена ремня вариатора скутера
Многие скутеристы-новички, особенно те, кто с техникой в целом не дружит, при покупке скутера вообще не догадываются, что такой элемент, как ремень вариатора однажды/вскоре придёт в негодность, тем паче если скутер не новый
Тем не менее, всегда важно вовремя констатировать «точку кондиции» ремня, иначе есть опасность где-нибудь крепко встрять. Вообще говоря, нормальный ремень вариатора должен отходить в нормальных условиях не меньше 6000 км, — это минимум. Под нормальными условиями здесь подразумевается, во-первых, корректная установка ремня, с заявленными размерами
Во-вторых, манера езды скутериста, ведь можно и за неделю «ушатать» новый ремень, без конца буксуя и не по-детски ускоряясь. В-третьих, следует иметь ввиду, что при продолжительном простое ремень может также приходить в негодность. В этом смысле, ремень на новом скутере (особенно китайском) может и не проходить положенного минимума — следствие томительных простоев в сырых складах
Под нормальными условиями здесь подразумевается, во-первых, корректная установка ремня, с заявленными размерами. Во-вторых, манера езды скутериста, ведь можно и за неделю «ушатать» новый ремень, без конца буксуя и не по-детски ускоряясь. В-третьих, следует иметь ввиду, что при продолжительном простое ремень может также приходить в негодность. В этом смысле, ремень на новом скутере (особенно китайском) может и не проходить положенного минимума — следствие томительных простоев в сырых складах.
Хотя в большинстве случаев износившийся ремень начинает сильно проскальзывать*, что заметно (по динамике скутера) и без визуального осмотра, я рекомендовал бы проверять ремень каждые 1500 — 2000 км, но не тольно на наличие признаков износа. Некоторые ремни (опять же, особенно китайские) в период первых своих 1000 — 3000 км начинают «терять» верхний слой, представляющий из себя матерчатую оплётку. Остатки этой оплётки в виде пуха забивают все возможные щели, углы и вентиляционные отверстия во внутренней части корпуса вариатора, что мгновенно приводит к повышению рабочих темеператур узлов вариатора скутера. Сами понимаете, это крайне нежелательно.
* износ ремня — не единственная причина проскальзывания, — это может быть и, например, слабая жесткость пружины ведомого шкива.
На глаз довольно легко определить состояние ремня — наличие трещин говорит о его скором крахе. Трескаться ремень может как вдоль (расслаиваться), так и поперёк (рассыпаться). В этом случае замена необходима без промедления.
Чем грозит разрыв ремня в дороге? На фото запечатлен типичный случай расслоения ремня. Заменить порваный ремень не так трудно, для этого не обязательно разбирать часть вариатора. Зато в тот момент, когда ремень выходит из строя, подвижная щека ведущего вала становится «неконтролируемой», и грузикам в этот момент рассыпаться очень легко. Два раза у меня рвался ремень, и оба раза грузики рассыпались, в одном случае несколько вылетело из щеки, а в другом они остались внутри, но со своих дорожек послетали. Если в гараже разобрать вариатор можно, — с помощью газового ключа, — то в дорожных условиях открутить крепёжную гайку вариатора крайне проблематично, почти невозможно, в этом я убедился. На этот случай необходим специальный съёмник.
А вот тоже самое делается с помощью газового ключа.
А что будет, если поставить ремень неправильных размеров? Может быть и ничего особеннго, просто изменится динамика скутера, возможно максимальная скорость. Однако не зря для каждой модели скутера существует свой размер ремня. И установка нестандартного может плохо кончиться. Вот наглядный пример. После плановой замены отработавшего ремешка, новый (тайваньский ремень, приличного качества) проходил всего около 1500 км, как вдруг на спуске с горки, при повышенных оборотах двигателя, его разорвало на куски. Оказалось, новый ремень шире стандарта примерно на 1,5 мм, вопреки прописанным на нём самом размерам. В итоге, при высоких оборотах ремень вышел из щёк выше, чем надо, и в один момент просто зацепился за край щеки, и вылез «наружу» (ведь ремень находится под постоянным давлением «по бокам», за счёт чего он и выталкивается щеками на больший диаметр), где диаметр щеки намного больше. Не в силах больше растягиваться, ремень отдал концы, коих получилось аж 6 штук, — его разорвало на 3 части. Так что, даже при покупке «праильного» ремня, сравнивайте его с аналогичными, а то мало ли.
Всё, попутного ветра, и хороших вам ремней.
Устройство вариатора скутера
Вариатор — деталь, отвечающая за плавное изменение скоростного режима. Он представляет собой агрегат из двух шкивов (ведущий и ведомый), скрепленных с ремнем. Степень нагрузки на главный вариатор зависит от интенсивности вращения двигателя. При езде на высокой скорости количество вращений максимальное, из-за чего детали вариатора изнашиваются быстрее.
Ремень прикрепляется к шкиву боковыми частями. Если втулка вариатора изнашивается, ремень глубже врезается в шкив. При работе ведущего шкива ремень плавно сжимается и разжимается. Спортивный вариатор на скутере совершает больше оборотов. Замена ремня может потребоваться раньше.
Из-за неправильной эксплуатации со временем может выйти из строя даже новый скутер
Какой оптимальный вес для роликов?
И так, повторим принцип действия роликов для вариатора скутера. Когда коленвал вращается, ролики расходятся на некое значение. Чем выше обороты силового агрегата и вращение коленвала, тем больше это значение. Значит ремень выдвигается больше и старт скутера происходит быстрей. Двухтактный силовой агрегат на скутер характеризуется работой на максимальных оборотах. С этой задачей, в большей части справляются ролики скутера.
Достаточно тяжелые ролики сопутствуют выдвижению ремня на низких оборотах. При этом наблюдается падение динамики. Но, в то же время достигается значение максимальной скорости. Принцип действия легких роликов обратный. То есть производительный элемент работает на максимум, дабы набрать максимальную скорость. Динамические качества обратно снижаются. На старте скорость будет расти довольно быстро, но до 30 км/час. После, скорость будет набирать все труднее.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод. Вес роликов должен быть средним, оптимальным. Нужно учитывать, что скорость мопеда не всегда зависит от веса роликов. Существенное влияние оказывает пружина токдрайва – пружина большого размера, которая размещена за сцеплением. Для чего она нужна? – отвечает за утомление ремня и его натяжение. При её ослаблении, происходит выброс ремня на больший радиус. Таким образом, при нормальном весе роликов, затруднительно достичь предельной скорости. Зачастую, в таких ситуациях заменяют пружину.
Сначала нужно пробовать ролики на пол грамма легче, нежели указано в инструкции. Опытные скутеристы всегда имеют в своем запасе ролики различного веса «шагом» 0.5-1 грамм. Методом проб и ошибок устанавливаются оптимальные ролики. Указать какие ролики ставить на скутер без «экспериментов» трудно и практически не возможно. Ведь на каждом скутере может быть разное состояние ЦПГ, ремня и пружины, вариатора. Одно можно сказать точно, без всяких сомнений: устанавливать в одном комплекте ролики разного веса нельзя. Это ведет к дисбалансу работы коленвала и быстрой замене его подшипников.
Устройство вариатора на скутере
Вариатор – это современное устройство КПП, и его применение в различной технике с каждым днём набирает популярности. Механизм вариаторной коробки на скутерах очень прост: его разработчики основывались на действии центробежной силы, чем и добились легкости конструкции.
Составляющие вариатора
Скутер имеет небольшую массу и габариты (по сравнению с мотоциклами и авто), соответственно, и коробка переключения передач должна быть небольшой.
От автомобильного, вариатор скутера унаследовал:
- два шкива – ведущий и ведомый (правда здесь они имеют клиновидную форму, и каждый состоит из двух половинок);
- ремень (его форма – трапециевидная, в отличие от автомобильного).
Вот и всё наследие.
Положение клиновидных половинок (щёк) ведущего шкива регулируют ролики. Размыканием и смыканием щёк ведомого шкива занимается центральная пружина, соединённая со сцеплением.
Подробнее о принципе работы
Итак… Скутер заведён и работает на холостом ходу. Что происходит в вариаторе? Ведущий шкив вращается на минимальных оборотах. Ремень находится чуть выше от центра соприкосновения щёк. Щёки ведомого сжаты центральной пружиной. Ремень на них движется по максимальному радиусу.
Скутер пришёл в движение. Здесь стоит упомянуть ролики. Они находятся за внутренней щекой ведущего шкива. Когда увеличивается скорость вращения этого шкива, центробежная сила выталкивает ролики к внешнему радиусу, тем самым сжимая половинки ведущего шкива вместе. Ремень между этими половинками смещается наружу – увеличивается радиус его оборота на ведущих щеках.
Ведомый шкив действует с точностью до наоборот. Во время набора скорости на него так же, как и на ролики действует центробежная сила, с помощью которой щёки раздвигаются, сжимая центральную пружину и пропуская ремень между собой. Так происходит разгон.
За счёт такой синхронной работы шкивов набор скорости происходит на постоянных оборотах и максимальной мощности двигателя.
Настройка вариатора на скутере
Регулировкой вариатора добиваются желаемой динамики скутера. Улучшить её можно с помощью замены как заводских роликов, так и пружины.
Работа роликов на вариаторе скутера зависит от их веса. Изготовитель подбирает оптимальный при сборе коробки. Но любители быстрой езды меняют их на более тяжёлые. С утяжелёнными роликами скутер с вариатором медленнее разгоняется на старте, зато после набора максимальных оборотов двигатель выдаёт скорость на 10-15 км/ч больше, чем с заводскими роликами.
Использование роликов меньшего веса приводит к обратному принципу: скутер стартует резко, но достичь максимальной скорости ему тяжело.
Изменение жёсткости пружины также влияет на скорость. Растянутая и слабая, она не сможет плотно прижимать щёки ведомого шкива. Это приведёт к работе ремня постоянно на меньшем радиусе, чем необходимо. Слишком жёсткая пружина, наоборот, не даст уменьшить этот радиус (соответственно увеличить обороты ведомого шкива) и развить максимальную скорость скутера.
Ремонт вариатора на скутере. Замена элементов
Изменение скорости разгона и появление посторонних шумов в вариаторе свидетельствуют о том, что какая-то деталь (или детали) изношена и требует замены.
Чтобы узнать причину неисправности, следует вариатор разобрать:
- Снимаем крышку. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить её. Как правило, крышка вариатора на скутерах имеет уплотнительную прокладку. Необходимо оценить её состояние и, при необходимости, поменять.
- Чтобы снять ремень с вариатора, нужно убрать ведущий шкив. А добраться до него можно, только сняв стопорное кольцо, муфту и шестерню.
- Когда ремень и половинки шкива готовы, снимаем и ролики.
- Все элементы должны быть тщательно осмотрены и проверены. Исправные щёки имеют ровную поверхность без сколов и задиров. На ремне исключается присутствие каких-либо смазочных веществ. Если он выглядит потрёпанным, то пора его менять.
- После выявления неисправностей собираем вариатор в обратной последовательности.
Существует два главных признака, по которым определяется качество работы вариатора: движение ремня и обороты двигателя. В исправном вариаторе ремень не проскальзывает в шкивах. Но, если мотор ревёт, а скутер не едет – это первый сигнал о том, что пора заглянуть внутрь устройства и изучить состояние ремня и пружины.
Рабочие обороты двигателя должны соответствовать оборотам его максимальной мощности. Если же этого не происходит – пора заняться настройкой работы вариатора.
Как подобрать ремень на скутере?
В отличие от обычных мопедов вместо цепи скутер едет при помощи специального ремня, поэтому движение скутера и его ходовые характеристики сильно отличаются. К сожалению, ремень на скутере часто подлежит замене, ведь это расходный материал. Менять ремень придется в случае, когда его износ будет больше чем на 1 мм от допустимой нормы. Процедура замены ремня достаточно простая и выполняется без помощи специалистов. Но главная трудность именно в том, как подобрать ремень вариатора на скутере.
В зависимости от модели скутера выделяют разные ремни, их классифицируют по размеру и маркировке. Если вы не хотите волноваться по поводу подходящего размера рекомендуем спросить у продавца, опытные продавцы могут подобрать нужный размер по модели скутера. Но бывают такие случаи, когда по модели сложно определить размер и маркировку ремня, поэтому придется обратиться за специальной таблицей размеров.
Она должна быть в инструкции по вашему скутеру, также можно найти полные характеристики вашего скутера, где будет написано размер ремня. Учтите, что в большинстве случаев придется смотреть на производителя двигателя, зачастую он берется от одного известного производителя как основа для новой модели. Такая проблема может возникнуть при подборе ремня на китайский скутер, ведь они всегда воруют двигатели у более известных брендов. Скутеры японского производства, такие как Yamaha Jog, Honda Dio, Suzuki Sepia и другие обладают оригинальной конструкцией и соответственно, найти ремень на них будет гораздо проще.
как правильно подобрать ремень вариатора?
Как известно, достаточно большое количество китайской мототехники, будь то скутер или снегоход комплектуется автоматической КПП с клиноременным вариатором. Как и в любом узле у него есть слабое место. Как правило, это ремень вариатора, который рано или поздно приходит в негодность и подлежит замене. Стоит заметить, что по регламенту ремень необходимо менять каждые 20 000 км пробега. Но не стоит думать, что под крышку вариатора не стоит заглядывать до прохождения этой отметки. К тому же, если Вы приобрели технику уже не новую и как относился к ней предыдущий хозяин на первый взгляд узнать сложно. Поэтому не ленитесь и проверьте состояние ремня хотя бы перед началом сезона, тем самым, в будущем Вы сэкономите не только потраченное время, но и значительную сумму денег. Итак, как же определить пора менять ремень вариатора или можно еще поездить? Во-первых, нужно тщательно осмотреть ремень, сгибая и разгибая его. На нем не должно быть трещин и разрывов. Во-вторых, измерить ширину ремня
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ширину ремня нужно измерить в разных точках, поскольку износ мог происходить неравномерно. Минимально допустимый износ 1-1,5мм в зависимости от производителя
В случае, если все-таки требуется замена ремня, то обязательно обратите внимание на его маркировку (см. рисунок ниже)
1 – длина ремня; 2 – ширина ремня; 3 – длина зуба ремня
1 – длина ремня; 2 – ширина ремня; 3 – длина зуба ремня.
В том случае, если Вам не удается прочитать маркировку, то сделайте соответствующие замеры и сообщите продавцу, чтобы он смог подобрать аналогичный ремень вариатора.
Замена ремня вариатора на скутере
Обычно в нормальных условиях ремень вариатора скутера способен прослужить на протяжении 6-ти тысяч км. На износ ремня может влиять и манера езды пилота скутера, и длительный простой скутера. Проверять состояние ремня рекомендуется через каждые 1,5 — 2 тыс. километров.
Признаки износа ремня вариатора можно легко определить визуально. Чаще всего износившийся ремень начинает проскальзывать (бывает, что проскальзывает ремень не из-за износа, а из-за ослабления пружины ведомого шквала), ухудшая динамику скутера. Но даже при отсутствии проскальзывания стоит лишний раз взглянуть на ремень: если на нем имеются трещины, то скорее всего ремень скоро придет в негодность. Трещины могут быть как продольными, так и поперечными.
Для замены ремня вариатора необходимы: новый ремень, специальный съемный или газовый ключ, ключи или головки для снятия крышки вариатора, возможно молоток и плоскогубцы, отвертка.
Снятие старого ремня.
Поставьте скутер на его центральную подножку. Открутите болты, крепящие правую часть крышки вариатора, после чего открепите такие-же болты с левой половины. Снимите крышку вариатора. Вытащите аккуратно бендикс стартера. Выкрутите гайку центробежного сцепления. Далее очень может пригодиться помощник, который должен сзади скутера сильно надавить, максимально сжав амортизатор, и одновременно выжать задний тормоз.
Снимите ремень вариатора, возможно придется использовать молоток. Для снятия, нужно раздвинуть руками половины шкива сцепления, после чего надо будет протолкнуть ремень к основанию.
Установка ремня вариатора.
Перед установкой обязательно посмотрите направление ремня, которое показано стрелками. Бывает, что на ремне нет стрелок, что означает о возможности установки его в любом направлении. После установки, закрутите все как было в обратном порядке.
Если у вас другой тип двигателя.
После снятия крышки вариатора, нужно открутить гайку от ведущего шкива специальным съемным либо подошедшим гаечным ключом(так-же можно обойтись и газовым ключом), предварительно нужно фиксировать неподвижную щеку вариатора.
Ремень вариатора снимается в сборе с неподвижной щекой. Далее нужно снять внутреннюю часть шкива с вала. После этого стоит снять ролики вариатора с его корпуса и проверить их на наличие износа. Рабочую часть ведущего шкива так-же следует осмотреть и убедиться в отсутствии повреждений.
Тщательно очистите детали от загрязнений (часто бывает довольно-много резиновой пыли от старого ремня и роликов), затем установите шкив на место. Установите на ведомый шкив новый ремень, протолкните его на внутренний радиус, раздвигая половины шкива. Чтобы ремень принял рабочее положение при минимальной скорости, прокрутите вариатор несколько оборотов. Осталось собрать корпус вариатора и закрутить крепежные детали.
Ремни GATES
Руководство: как измерить длину ремня вариатора Gates
Есть разница между длиной внешней окружности ремня вариатора и его рабочей длиной(длиной шага, длина корда, pitch length). Если с длиной внешней окружности всё понятно и измеряется она легко с помощью рулетки или портняжного метра, прикладывая их к внешней стороне ремня, то с длиной текстильного корда внутри ремня всё не так просто, а ведь это — гораздо более важная величина, ведь именно корд несёт на себе практически всю нагрузку. Сейчас, когда вышли ремни с зубчатой внешней и внутренней поверхностью, измерения одной только внешней окружности недостаточно. Я покажу простой метод измерения рабочей длины и внешней окружности ремня с помощью плоского стола маркера и рулетки.
Традиционный метод: внешняя окружность
Дайте начнём с ремня Polaris 3211115. Чтобы измерить длину внешней окружности, мы просто оборачиваем ленту рулетки и портновского метра вокруг внешней поврехности ремня и записываем результат. Теперь берём аналог Полариса — ремень Gates 44C4553. Снова просто прикладываем ленту и записываем результат. У Полариса получилось 46 и 11/16 дюйма(1185.86 мм), у Гейтса — 46 и 9/16 (1182.68 мм). Многие скажут, что Гейтсовский ремень короче и это правда в отношении внешней длины, но не в отношении рабочей длины ремня, которая гораздо важнее.
Новый метод измерения: рабочая длина
Рабочая длина, которая гораздо важнее — это длина текстильного корда внутри ремня. Чтобы её измерить мы ставим маркером метку на ремне, прикладываем ремень меткой к столу, ставим отметку на столе там, где и на ремне. Теперь медленно катим ремень по столу, стараясь, чтобы ремень был ровным и плотно прилегал к столу. Как только метка на ремне сделала полный круг, отмечаем её снова на столе. Дистанция между этими двумя точками не равна внешней окружности, как многие подумали бы. На самом деле это — рабочая длина ремня, длина его внутреннего корда. Используйте рулетку, чтобы замерить дистанцию между метками на столе.
И Поларисовский и Гетсовский ремень имеют одинаковую рабочую длину равную 45 1/2 дюйма(1155.7 мм). Несмотря на разницу в длине внешней окружности, у них одинаковая рабочая длина и эта длина самая важная. Рабочая длина вариаторного ремня GATES можно найти в его маркировке. Просто поставьте десятичную точку между четырёх последних цифр. У GATES 44C4553 рабочая длина будет 45.53 дюйма.
Подытоживая, метод с маркером и столом — это простой неразрушающий метод для измерения и сравнения рабочей длины двух ремней.
Устройство вариатора на скутере
Вариатор – это современное устройство КПП, и его применение в различной технике с каждым днём набирает популярности. Механизм вариаторной коробки на скутерах очень прост: его разработчики основывались на действии центробежной силы, чем и добились легкости конструкции.
Составляющие вариатора
Скутер имеет небольшую массу и габариты (по сравнению с мотоциклами и авто), соответственно, и коробка переключения передач должна быть небольшой.
От автомобильного, вариатор скутера унаследовал:
- два шкива – ведущий и ведомый (правда здесь они имеют клиновидную форму, и каждый состоит из двух половинок);
- ремень (его форма – трапециевидная, в отличие от автомобильного).
Вот и всё наследие.
Положение клиновидных половинок (щёк) ведущего шкива регулируют ролики. Размыканием и смыканием щёк ведомого шкива занимается центральная пружина, соединённая со сцеплением.
Подробнее о принципе работы
Итак… Скутер заведён и работает на холостом ходу. Что происходит в вариаторе? Ведущий шкив вращается на минимальных оборотах. Ремень находится чуть выше от центра соприкосновения щёк. Щёки ведомого сжаты центральной пружиной. Ремень на них движется по максимальному радиусу.
Скутер пришёл в движение. Здесь стоит упомянуть ролики. Они находятся за внутренней щекой ведущего шкива. Когда увеличивается скорость вращения этого шкива, центробежная сила выталкивает ролики к внешнему радиусу, тем самым сжимая половинки ведущего шкива вместе. Ремень между этими половинками смещается наружу – увеличивается радиус его оборота на ведущих щеках.
Ведомый шкив действует с точностью до наоборот. Во время набора скорости на него так же, как и на ролики действует центробежная сила, с помощью которой щёки раздвигаются, сжимая центральную пружину и пропуская ремень между собой. Так происходит разгон.
За счёт такой синхронной работы шкивов набор скорости происходит на постоянных оборотах и максимальной мощности двигателя.
Настройка вариатора на скутере
Регулировкой вариатора добиваются желаемой динамики скутера. Улучшить её можно с помощью замены как заводских роликов, так и пружины.
Работа роликов на вариаторе скутера зависит от их веса. Изготовитель подбирает оптимальный при сборе коробки. Но любители быстрой езды меняют их на более тяжёлые. С утяжелёнными роликами скутер с вариатором медленнее разгоняется на старте, зато после набора максимальных оборотов двигатель выдаёт скорость на 10-15 км/ч больше, чем с заводскими роликами.
Использование роликов меньшего веса приводит к обратному принципу: скутер стартует резко, но достичь максимальной скорости ему тяжело.
Изменение жёсткости пружины также влияет на скорость. Растянутая и слабая, она не сможет плотно прижимать щёки ведомого шкива. Это приведёт к работе ремня постоянно на меньшем радиусе, чем необходимо. Слишком жёсткая пружина, наоборот, не даст уменьшить этот радиус (соответственно увеличить обороты ведомого шкива) и развить максимальную скорость скутера.
Ремонт вариатора на скутере. Замена элементов
Изменение скорости разгона и появление посторонних шумов в вариаторе свидетельствуют о том, что какая-то деталь (или детали) изношена и требует замены.
Чтобы узнать причину неисправности, следует вариатор разобрать:
- Снимаем крышку. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить её. Как правило, крышка вариатора на скутерах имеет уплотнительную прокладку. Необходимо оценить её состояние и, при необходимости, поменять.
- Чтобы снять ремень с вариатора, нужно убрать ведущий шкив. А добраться до него можно, только сняв стопорное кольцо, муфту и шестерню.
- Когда ремень и половинки шкива готовы, снимаем и ролики.
- Все элементы должны быть тщательно осмотрены и проверены. Исправные щёки имеют ровную поверхность без сколов и задиров. На ремне исключается присутствие каких-либо смазочных веществ. Если он выглядит потрёпанным, то пора его менять.
- После выявления неисправностей собираем вариатор в обратной последовательности.
Существует два главных признака, по которым определяется качество работы вариатора: движение ремня и обороты двигателя. В исправном вариаторе ремень не проскальзывает в шкивах. Но, если мотор ревёт, а скутер не едет – это первый сигнал о том, что пора заглянуть внутрь устройства и изучить состояние ремня и пружины.
Рабочие обороты двигателя должны соответствовать оборотам его максимальной мощности. Если же этого не происходит – пора заняться настройкой работы вариатора.