Частота замены
Чтобы понять, через сколько менять масло в двигателе, необходимо в первую очередь заглянуть в инструкцию по эксплуатации. В ней прописано, что менять расходный материал для мотора необходимо через каждые 10-14 тыс. км.
Однако этот показатель является усредненным. На него влияют нагрузки, которым подвергается двигатель при работе. Например, стоя в пробках, мотор плохо охлаждается. Расходный материал в этих условиях стареет гораздо быстрее. Разница при этом действительно колоссальная. В этом случае масло придется поменять гораздо раньше.
Если машина ездит в основном по трассе со скоростью 100-130 км/ч, система охлаждается полноценно. Это уменьшает тепловую нагрузку на мотор и, соответственно, масло. Это позволяет произвести замену расходного материала позже.
Идеальным для работы мотора является езда на средней скорости, а также небольшое количество времени работы на холостом ходу (после того как двигатель прогрелся).
Замена масла по количеству использованного топлива
Есть и такое распространенное мнение, что ориентироваться нужно по количеству сожжённого топлива, этот метод тоже имеет место быть. К примеру – израсходовали 1000 л топлива, меняем масло. Но в этом методе нужно быть очень большим педантом, записывать расход или собирать чеки, чтобы вести точный подсчет.
Еще один минус – сложно высчитать золотую середину конкретно для своего автомобиля, так как сравнивать двигатели с разным количеством цилиндров, объемом и мощностью нельзя, расходы будут отличаться в разы на один и тот же километраж, при этом, как уже говорит выше, у более мощных и объемных моторов и старение масла происходит медленней, чем у малолитражек, так как высокая скорость для двигателя 2 литра и для двигателя 0,8 л дает разные нагрузки, в первом случае мотор ее даже не заметит, во втором может просто надорваться, хотя и съесть меньше бензина, чем более мощный собрат. То есть отталкиваемся от среднего расхода и высчитываем по нему оптимальное значение. Но здесь также нужно делать поправку на стиль вождения.
Способ №3 — Определять интервал между заменами автомасла по расходу топлива
Это самый интересный и, по непонятной причине, самый малоизвестный вариант. И расход масла, и расход топлива по сути являются производными одних и тех факторов. Коррелируют они оба большего всего с объемом выполненной работы. И это логично.
Задача моторного масла (motor oil, engine oil) предотвращать, насколько возможно, износ двигателя. Износ в норме большего всего зависим от объема выполненной работы. И расстояние и время работы ведь только составляющие самой работы. И подходят они для измерения времени деградации масла только по этой причине. И расход топлива точнее отражает проделанную аппаратом работу, чем предыдущие параметры. Потому что поступающий бензин (газ, дизель, спирт) как раз ее и обеспечивает. Никому не нужно объяснять, что 100 моточасов работы двигателя на 2000 оборотах далеко не тоже самое, что 100 моточасов на 6000 оборотов. Передвижение автомобиля весом 2 тонны на расстояние в 1000 км отличается от передвижения однотонной машины на ту же дистанцию. Включенный климат-контроль (автокондиционер, любая другая электроника), неисправности систем, все это увеличивает и выполняемую работу, и нагрузку на двигатель. И расход топлива. И, конечно, сокращает время жизни двигательных масел. Все логично и даже почти все понятно… кроме самого главного. Как считать-то? Какое именно количество топлива должно быть израсходовано до следующей замены масла? И как узнать сам общий расход топлива? Считать все заправки и дозаправки, записывать на стикеры и расклеивать их по всему салону? Кто-то так и делает. Кто-то расплачивается картой и подсчитав расход за какой-то период (месяц-два) экстраполирует данные на больший срок. Кто-то передоверяет эту работу автоматике. Часть счетчиков моточасов на самом деле считают именно расход топливо и затем автоматически конвертируют в условные моточасы. Это самый простой и удобный способ.
От вас требуется ввести три параметра:
- Пробег, рекомендованный автопроизводителем до замены масла
- Расход топлива заявленный производителем на 100 км
- Фактический расход топлива на 100 км
и вам выдается периодичность смены вашего моторного масла.
Водители, которых не пугают формулы, могут воспользоваться одной из формул расчета интервала замены двигательного масла, например формулой Кублина.
формула Кублина:
Пробег(км) = (244.38 х TBN x Vм х Vдв) / (L100 x Pлс)
Vм = кол-во литров масла при замене;Vдв = паспортный объём двигателя в кубических сантиметрах;L100 = расход топлива в литрах/100км;Pлс = паспортная мощность двигателя в лошадиных силах;TBN= щелочное число масла.
В ней ключевой показатель для расчета расход топлива, но последний пункт — это щелочное число масла. И это подводит нас к способу №4
Как часто менять тормозные колодки
Как такового четкого ограничения по частоте замены тормозных колодок нет. Колодки могут износится за 30 — 40000 км, а могут превратиться в пыль уже за 5 тысяч. Здесь очень много факторов, влияющих на износ. И как в такой ситуации быть? Я расскажу Вам, как лично я определяю нужно менять колодки или нет. Два раза в год я выполняю обязательную процедуру — переход с летней резины на зимнюю и наоборот. Попутно, сняв колесо, я осматриваю тормозные механизмы на наличие подтёков жидкости, каких-либо повреждений, так же очищаю их от скопившейся пыли
Ну и естественно обращаю внимание и на степень износа тормозных колодок. Толщина накладок колодки для дисковых тормозов не должна быть меньше 2-3х мм, а для барабанного типа тормоза — не меньше 2-1.5 мм
Если толщина колодок соответствует этим цифрам, то нужно собираться и ехать в автомагазин за новыми колодками.
Думаю, теперь замена расходников не должна вызвать у Вас какие-либо трудности.
Зачем нужна регулярная замена масла
Индикация на приборной панели
Что может случиться с машиной, если долго не менять масло в двигателе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, какие функции оно выполняет. Любое масло состоит из так называемой “базы” и некоторого количества присадок. Именно они выполняют защиту деталей двигателя.
Во время эксплуатации машины, и даже ее стоянки, происходит беспрерывное химическое разрушение присадок. Естественно, что при езде этот процесс выполняется быстрее. При этом формируются естественные отложения на картере двигателя, происходят окислительные процессы с отдельными составляющими масла, меняется его вязкость и даже уровень кислотности pH. Именно эти факты являются ответами на вопрос — зачем менять масло раз в год минимум.
Некоторые автопроизводители и производители моторных масел указывают, через сколько надо менять масло в двигателе не по пробегу, а по периодичности, как правило, по месяцам.
А при значительной нагрузке описанные процессы в масле происходят с еще большей скоростью. Особенно при большой температуре. Однако современные производители постоянно улучшают технологии и химические составы своих масел. Поэтому они способны длительное время противостоять загрязнению и воздействию высоких температур.
Во многих современных автомобилях ЭБУ постоянно отслеживает, через какое время менять масло в двигателе. Естественно, это решение принимается на основе эмпирической методики. В ее основе лежат фактические данные — среднее количество оборотов двигателя, температура масла и мотора, число холодных пусков, скоростной режим и так далее. Кроме этого, в программе учитываются погрешности и технические допуски. Поэтому компьютер сообщает лишь приблизительное время, когда нужно менять масло в двигателе.
К сожалению, на полках магазинов не только Российской Федерации, но и других стран СНГ, в настоящее время продается большое количество некачественных или попросту поддельных моторных масел. А учитывая, что и топливо у нас зачастую некачественное, то периодичность замены масла нужно еще корректировать. В частности, если говорить, через сколько км менять масло в двигателе, то рекомендуемое количество нужно уменьшить приблизительно на треть. То есть, вместо часто рекомендуемых 10 тысяч менять через 7…7,5 тысяч.
Меняйте масло НЕ РЕЖЕ одного раза в год вне зависимости от того, эксплуатируете вы машину или нет.
Перечислим причины и последствия несвоевременной замены моторного масла:
Отложения в двигателе
- Формирование отложений. Причины этого явления заключаются в процессе разрушения присадок или загрязнении масла продуктами сгорания в картере двигателя. Следствиями становятся значительное снижение мощности мотора, увеличения содержания токсичных веществ в выхлопных газах, их почернение.
- Значительный износ двигателя. Причины — масла теряют свои свойства из-за изменения состава присадок.
- Повышение вязкости масла. Это может произойти по тем же причинам. В частности, из-за окисления или нарушения полимеризации присадок вследствии неправильного подбора масла. К проблемам, возникающим на почве этого, стоит отнести трудности с циркуляцией масла, значительный износ двигателя и отдельных его элементов. А возникающее масляное голодание двигателя может привести к трудностям с запуском на холодную, в критических случаях возможен даже отказ двигателя.
- Проворот шатунных вкладышей. Это происходит по причине засорения масляного канала загустевшим составом. Чем меньше площадь его поперечного сечения, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши. Из-за этого возникает их перегрев и проворот.
- Значительный износ турбокомпрессора (при его наличии). В частности. велик риск повреждения ротора. Он возникает по причине того, что отработанное масло оказывает значительное воздействие на вал компрессора и подшипников. Вследствие чего на них образуются повреждения и царапины. А кроме этого, грязное масло приводит к засорению каналов смазки компрессора, что может привести к его заклиниванию.
Не эксплуатируйте машину с подгоревшим и загустевшим маслом. Это подвергает мотор значительному износу.
Описанные выше проблемы свойственны машинам, эксплуатирующихся в городских условиях. Ведь именно она считается одной из самых сложных для двигателя. Далее приведем интересные фактические данные, которые были получены экспериментально. Они помогут вам определиться, через какой пробег менять масло в двигателе.
Как часто менять масло в двигателе
В материале изложены основные подходы и правила по периодичности замены моторного масла. Приведены тяжелые условия эксплуатации и иные факторы для сокращения интервала смены моторного масла.
По сути смена моторного масла бывает:
- Регламентная периодическая замена
- Индивидуальная периодическая замена
- Внеочередная замена
Индивидуальная периодичность замены масла.
Внеочередная замена моторного масла.
Для внеочередной замены масла есть несколько поводов:
1. завершение обкатки двигателя (нового, либо после ремонта цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и т.п.) 2. попадание в моторное масло в результате неисправности охлаждающей жидкости либо большого количества топлива 3. при приобретении транспортного средства с пробегом, когда нет документального подтверждения факта предыдущей замены
Исходя из периода обкатки ДВС, который может быть до 6000 км для легкового автомобиля, возможными выглядят 3 основных варианта:
Владелец может разработать и свою схему.
Тяжелые условия эксплуатации и факторы сокращения интервала замены моторного масла:
- Нерегулярное использование авто.
- Регулярные поездки на короткие расстояния («докторский режим»).
- Частые холодные пуски.
- Длительная работа на холостом ходу (прогрев в холодное время и др.).
- Длительное движение в городских пробках.
- Режим старт-стоп.
- Езда под нагрузкой (холмистая и гористая местность, буксировка прицепа).
- Работа двигателя на высоких оборотах.
- Эксплуатация в условиях запыленного и загрязненного воздуха.
- Эксплуатация в условиях экстремально высоких или экстремально низких температур окружающего воздуха.
- Преодоление тяжелого бездорожья.
- Низкое качество топлива.
- Малообъемный двигатель в относительно большом автомобиле.
- Малый заправочный объем моторного масла (емкость картера) относительно расхода топлива и развиваемой мощности.
- Турбонаддув.
- Износ цилиндро-поршневой группы с падением компрессии.
- Систематический перегрев двигателя (в результате поломки термостата и других причин).
- Вакуумная экспресс-замена масла.
- Использование масляного фильтра с малой площадью фильтрующего элемента.
Безусловно, использование качественных фильтров способствует защите двигателя в общем, и моторного масла в частности.
Межсервисная замена воздушного фильтра – эффективное средство при эксплуатации техники в условиях запыления и загрязненного воздуха. Однако самые мельчайшие частицы все равно способны проникать через фильтрующий элемент — только полная замена масла способствует удалению из двигателя нефильтруемых загрязнений.
При вакуумной экспресс-замене масла немалая часть отработанного масла остается в двигателе, удерживая в себе и загрязнение, поэтому такой метод так же отнесен к факторам сокращения интервала замены.
В заключение стоит упомянуть, что при сокращенном интервале замены подойдет масло на любой основе (минеральное, полусинтетическое или синтетическое), а для больших регламентных интервалов (15000 км) лучше выбирать синтетическое моторное масло.
Факторы, которые влияют на работу ДВС
Важнейшим фактором считается дата выпуска машины (количество моточасов, отработанных двигателем внутреннего сгорания), потому как от нее зависит степень изнашивания всех агрегатов. Смазочный комплекс – не исключение. Чем больше моточасов отработал силовой агрегат транспортного средства, тем чаще надо менять нефтепродукт.
Интенсивность эксплуатации подразумевает поездки на большие и маленькие расстояния. При продолжительных поездках машинная смазка прогревается, проходит по всем запчастям ДВС, формируя на них пленочку. При коротких поездках автомасло не успевает нормально смазать все моторные детали.
Рекомендуем: Провалилась педаль сцепления в пол – ищем причины и способы решения проблемы
Стиль вождения тоже весьма значим. Перегазовка, внезапные остановки, заносы – все это перегружает агрегаты авто. Автомасло, предназначенное для компенсирования трения в движке, неспособно справиться со своей задачей, неравномерно распределяется по деталям. В результате этого трение в двигателе возрастает.
Качественное топливо залог здоровья двигателя
Общеизвестно, что при прогорании низкокачественного горючего появляется специфический осадок, покрывающий все моторные запчасти, затрудняющий ход подвижных элементов. Налет мешает автомаслу нормально смазывать детали. Ввиду этого если вы хотите сохранить ДВС и обеспечить его бесперебойное функционирование, применяйте только высококачественное топливо.
Высокие нагрузки на оси и узлы автомобиля могут довести до повреждения запчастей. Поездки по пересеченной местности приводят к расшатыванию моторных узлов, нарушению хода подвижных частей.
Пыль, которая поступает в движок, является причиной появления осадка на его запчастях. Она, как и налет от прогоревшего горючего, препятствует нормальной работе двигателя.
Классический способ замены
Для слива потребуются инструменты: ключ для масляного фильтра, комбинированный ключ, воронка, емкость, канистра, фонарик, а также ветошь.
Замена масла в двигателе будет происходить путем его слива через специальное отверстие, расположенное на поддоне картера. Он осуществляется в несколько приемов.
- Мотор прогревают до нормальной рабочей температуры, иначе механические включения останутся на дне. Затем откручивается пробка для слива, расположенная на поддоне картера, предварительно подставив емкость для сбора смазочного состава. Сократить время слива можно, сняв крышку с заливной горловины.
- При использовании промывки, ее необходимо залить после полного удаления масла. Запустить мотор на холостом ходу, немного подождать, потом слить. При помощи специального ключа откручивают масляное фильтрующее устройство. А сливную пробку заворачивают обратно в поддон, предварительно протерев ее чистой ветошью.
- Желательно поменять старую прокладку на новую. Перед установкой нового фильтра, в него надо залить масло. Закрутить фильтр на место можно только руками, чтобы оградить себя от сложностей при последующем его снятии.
- Происходит заливка свежего масла. Снимается крышка с двигателя, с помощью воронки вливается новый смазочный материал. Контроль уровня осуществляется при помощи щупа, он должен быть между отметками MIN и MAX. После заливки, крышка устанавливается на место.
- Меняется масляный фильтр.
- Произвести запуск мотора, и внимательно проверить, не вытекает ли масло. Масляный индикатор должен пребывать в положении «нормально».
Преимущества:
- открыт доступ к днищу машины, а также к ее ходовой части. Можно заодно выполнить диагностику ходовой части авто;
- полный слив масла, без остатка.
Недостатки:
- долгий процесс, по сравнению с экспресс — заменой;
- разбрызгивание масла при сливе вокруг машины, что ведет к загрязнениям и угрозе попадания грязи в мотор.
Для чего необходимо менять масло?
Как бы банально не звучал вопрос замены масла в двигателе, у доброй трети автолюбителей-новичков он вызывает затруднение. Попробуем разобраться, для чего производится замена масла в двигателе.
Моторное масло
Основная функция, которую выполняет любая моторная жидкость, — это, конечно же, защита работающих механизмов от преждевременного износа. Обволакивая всю поверхность задействованных деталей, масло снижает силу трения между ними. Такая функция позволяет повысить ресурс мотора и продлить его срок службы.
Ежедневная эксплуатация автомобиля вызывает постоянные перепады температур внутри двигательной системы. Масло «смягчает» данный эффект, не позволяя рабочим механизмам перегреваться или перемерзать, но само оно со временем теряет свои свойства. Жидкость начинает терять вязкость, ухудшается ее структура, нагар и копоть, образующиеся в процессе работы двигателя, загрязняют ее состав. В результате, ГСМ уже не помогает автомобилю, а, наоборот, медленно выводит его из строя. Старое масло не сможет обеспечивать должного уровня антикоррозийной и износостойкой защиты, кроме того, большое содержание загрязнений и отложений на механизмах двигателя попросту затруднят их работу
Вот почему так важно вовремя производить смену моторной жидкости
Как часто менять масло в дизельном двигателе
Что касается дизельных двигателей, то здесь действует такая же логика расчета, как и для бензиновых агрегатов. Необходимо лишь учитывать, что рабочая жидкость в них подвергается большему внешнему воздействию. Вследствие этого менять масло в дизеле необходимо немного чаще. Кроме этого, отечественное дизельное топливо отличается большим содержанием серы, которая пагубно влияет на двигатель автомобиля.
Относительно показаний, приведенных производителем автомобиля (особенно это касается западных производителей) их, аналогично бензиновым двигателям, необходимо делить в 1,5…2 раза. Это касается легковых автомобилей, а также фургонов и малых грузовиков.
Как правило, большинство отечественных автовладельцев машин с дизельными двигателями меняют масло через каждые 7…10 тысяч километров пробега в зависимости от машины и используемого масла.
Теоретически выбор масла основывается на значении общего щелочного числа (TBN). Оно измеряет количество активных антикоррозионных присадок в масле и говорит о склонности их составов к образованию отложений. Чем больше число — тем больше способность масла нейтрализовать кислотные и агрессивные продукты, образующиеся при окислении. Для дизельных двигателей TBN находится в пределах 11…14 единиц.
Второе немаловажное число, характеризующее масло, — это общее кислотное число (TAN). Оно характеризует наличие в масле продуктов, провоцирующих увеличение коррозии и интенсивности изнашивания различных пар трения в двигателе автомобиля
Однако перед тем как определиться, через сколько моточасов менять масло в двигателе, работающем на дизельном топливе, необходимо разобраться с одним нюансом. В частности, можно ли использовать моторные масла, имеющие низкое щелочное число (TBN), в странах с некачественным горючим (в частности, российским, в котором содержится большое количество серы)? В процессе эксплуатации двигателя, и соответственно, масла, щелочное число падает, а кислотное растет. Поэтому логично предположить. что пересечение их графиков при определенном пробеге автомобиля говорит нам о том, что масло полностью отработало свой ресурс, и далее его эксплуатация только губит двигатель. Представляем вашему вниманию графики испытаний четырех типов масел с различными показателями кислотных и щелочных чисел. Для эксперимента брались четыре типа масел с условными названиями букв английского алфавита:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5);
- масло B — 5W30 (TBN 9,3);
- масло С — 10W30 (TBN 12);
- масло D — 5W30 (TBN 9,2).
Как видно из графика, результаты испытаний оказались следующими:
- масло A — 5W30 (TBN 6,5) — полностью было отработано через 7000 км;
- масло B — 5W30 (TBN 9,3) — полностью было отработано через 11500 км;
- масло С — 10W30 (TBN 12) — полностью было отработано через 18 000 км;
- масло D — 5W30 (TBN 9,2) — полностью было отработано через 11500 км.
То есть, самым стойким оказалось масло для тяжело нагруженных дизельных двигателей. Какие выводы можно сделать на основании приведенной информации:
- Высокое значение щелочного числа (TBN) критично для тех регионов, где реализуется дизельное топливо плохого качества (в частности, с большими примесями S). Использование такого масла обеспечит вам более длительную и безопасную эксплуатацию двигателя.
- Если вы уверены в качестве используемого вами топлива, то вам будет достаточно использовать масла со значением TBN в районе 11…12.
- Подобные рассуждения справедливы и для бензиновых двигателей. Лучше заливать масла с TBN = 8…10. Это даст вам возможность не так часто менять масло. Если же вы используете масло с TBN = 6…7, то в этом случае будьте готовы к более частой замене жидкости.
Из общих соображений стоит добавить, что в дизельных двигателях менять масло необходимо немного чаще, чем в бензиновых. А выбирать его стоит в том числе и по значению общих кислотного и щелочного чисел.
Почему в дизелях масло меняют чаще?
Дизель без замены масла
Моторесурс дизельного агрегата зависит от качества и соответствия используемого масла с соблюдением всех рекомендаций в руководстве по эксплуатации от автопроизводителя. Для европейских автомобилей замена масла в дизелях рекомендована примерно каждые 10 тыс. километров пробега, в то время как в бензиновых агрегатах масло можно менять каждые 15-17 тыс. километров. Отметим, что это справедливо только для хороших эксплуатационных условий европейских стран.
Важно отметить, что бензин и солярка в Европе более качественные, чем в России и странах СНГ в целом. В отечественной солярке содержится больше серы и прочих вредных примесей
В связи с этим моторное масло быстрее стареет и окисляется. В дилерских автосервисах нашей страны по регламенту обычно меняют масло в бензиновых моторах через 10, а в дизельных через 7,5 тыс. километров пробега. При эксплуатации машины в суровых условиях и поездках на небольшие расстояния интервал придется сократить. В таких случаях на дизелях замена масла осуществляется каждые 5 тыс. километров пробега.
Синтетик ас полусинтетикой отличается способностью лучше сохранять первоначальные свойства и технические характеристики. Подобные масла лучше чистят внутренности двигателя от продуктов износа, лучше его защищая от износа в течение всего срока эксплуатации. Таким образом, дорогая синтетика имеет более высокие эксплуатационные характеристики, но даже ее нужно менять регулярно.
Что касается смазочных составов с отметкой Longlife, которые предназначены для более существенных пробегов, а также универсальных масел, с ними все не так просто. Изначально они разрабатываются для дизелей, работающих на хорошей солярке, соответствующей стандартам европейских стран. В СНГ подобное дизельное топливо встречается редко, поэтому и упомянутые масла работают не так, как предполагает производитель.