Как заменить свечу зажигания
Эта статья предназначена для новичков. Проверять состояние свечи имеет смысл, когда двигатель работает неустойчиво, плохо заводится, либо потребляет много топлива. По внешнему виду свечи зажигания можно определить, правильно ли выполнены настройки топливной системы, в частности, карбюратора. Если проверка показывает, что свеча сильно загрязнена, либо имеет повреждения, её следует заменить. Благо, что свечи стоят очень недорого. Как подобрать свечу для скутера и что значат буквенно-цифровые значения в её маркировке, можно прочитать здесь. Для выполнения этой работы нам понадобится торцевой ключ на 10, а также свечной ключ или свечная головка на 21.
Итак, нам надо подобраться к свече зажигания. К счастью, доступ очень лёгкий.
Сначала нужно открыть сидение и ключом на 10 открутить 4 болта крепления сидения к раме. У скутера Honda Tact потребуется отвинтить и снять крышку маслобака. После откручивания болтов снимаем сидение.
Теперь, покручивая свечную головку влево-вправо, стягиваем её со свечи.
После этого берём свечной ключ и насаживаем его на свечу. Может так оказаться, что свечной ключ слишком длинный, и он упирается в раму, что сделает невозможным надеть его на свечу. Так было и в моём случае. Поэтому вместо свечного ключа я просто взял головку на 21 и разводной ключ. Выкручиваем свечу против часовой стрелки.
Вот и всё. Теперь можно оценить внешний вид свечи и при необходимости заменить её на новую, действуя в обратном порядке.
Внимание: данная статья и изображения в ней являются объектами авторского права. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласования запрещено
Когда нужно менять свечу на скутере
В идеале, электроды свечи должны быть светло-коричневые, без заметного отложения нагара и ржавчины. Образование бархатистого нагара свидетельствует о богатой смеси или чрезмерном износе ЦПГ. Белые электроды, с явным признаком плавления или перегрева свидетельствуют о бедной смеси, когда пропорция кислорода к бензину увеличена.
В любом из вышеперечисленных случаев, необходимо настроить качество смеси. Если регулировочные винты на карбюраторе не реагируют на настройку, как и перемещение иглы, очевидно, что карбюратор забит или износ ЦПГ достиг того уровня, когда без замены элементов поршневой группы не обойтись.
При правильно работающем двигателе и правильно настроенном карбюраторе, как говорилось выше, цвет свечи зажигания на скутере должен быть светло-коричневым. Как и любой элемент в конструкции скутера, свеча имеет номинальный срок службы, после которого рекомендуется ее замена вне зависимости от наличия повреждений или отклонений. Замену рекомендуется проводить каждые 8-10 тыс. километров пробега.
Какие основные характеристики имеет свеча зажигания?
Самыми главными характеристиками свечи зажигания являются ее калильное число и установочные размеры — именно они в обязательном порядке отображаются буквенно-цифровыми индексами в ее маркировке. Здесь следует отметить, что в маркировках нет и намека на какой-либо международный стандарт — каждая компания-производитель использует свои собственные «шифры». Что касается того же калильного числа, то даже сам принцип обозначения может быть диаметрально противоположным. Например, у «NGK» чем больше соответствующая цифра в маркировке, тем «холоднее» свеча, в то время каку «Bosch» все наоборот. Кстати, свечами японской компании «NGK» комплектуются практически все выпускаемые в мире подвесные моторы, соответственно рекомендуют их и фирмы-производители.
Калильное число — это выраженный в условных единицах показатель, определяющий тепловые свойства свечи зажигания
Важно помнить, что свечи не генерируют, а только отводят тепло от камеры сгорания. Чем больше отводится тепла, тем «холодней» свеча, чем меньше — тем свеча «горячей»
Визуально принадлежность свечи к соответствующей тепловой группе можно определить по длине «носика» изолятора. Чем короче «носик», тем «холодней» свеча, и наоборот. При этом температура кончика свечи должна находиться в диапазоне от 500 до 850 °С — вне зависимости оттого, используется ли она в двигателе газонокосилки, лодки или автомобиля. Температура в камере сгорания различных двигателей может быть разной — отсюда и необходимость в свечах с различным калильным числом. Если температура носика ниже 500 °С (свеча слишком «холодная»), поверхность изолятора, окружающего центральный электрод, будет недостаточно нагретой для сгорания углеродистых и прочих отложений. Накопление отложений может вызвать загрязнение свечи, что ведет к пропускам зажигания. Если температура кончика выше 850 °С, свеча будет перегреваться, что может вызвать повреждение керамической оболочки центрального электрода и плавление самих электродов.
Чересчур «горячая» свеча великолепно справляется с нагаром, но при этом накаляется настолько, что начинает поджигать рабочую смесь за счет собственной высокой температуры — это явление называется калильным зажиганием. Смесь поджигается в момент наполнения цилиндра — раньше, чем это должна сделать искра в соответствии с предусмотренным для данного двигателя показателем опережения зажигания, поэтому он ощутимо теряет в мощности и испытывает разрушающие перегрузки (при повторном запуске мотора с перекаленной свечой коленвал может даже прокрутиться в обратную сторону!) Поскольку температурные режимы у разных двигателей разные, различаются и калильные числа применяемых свечей — при более высокой температуре в камере сгорания требуются «холодные» свечи, при низкой — «горячие». Для одинаковых типов свечей зажигания изменение теплового диапазона на одну единицу приводит к изменению температуры в камере сгорания на величину от 70 до 100 °С.
Различаются и посадочные размеры свечей, определяемые конструктивными особенностями того или иного двигателя. Основные диаметры резьбовой части — 18, 14, 12 и 10 мм. На подвесных моторах наиболее распространены 14-миллиметровые, а более тонкие (диаметром 12 и 10 мм) чаще всего используются на четырехтактных и впрысковых моторах по причине более плотной компоновки головок цилиндров, требующей экономии пространства. Длина резьбы тоже может быть разной. Водномоторникам обычно приходится иметь дело с «короткой» (1/2 дюйма, или 12,7 мм) и «длинной» (3/4 дюйма, или 19 мм) резьбой свечей. Первые устанавливаются на подавляющее большинство двухтактных моторов, вторые применяются на четырехтактных и впрысковых.
VESPA ET,LXAUTOMATIK BOOK
- All air-cooled two- and four-stroke engines from 1996 onwards
- As the world’s most important scooter manufacturer, Piaggio markets the completely updated versions of the legendary Vespa: since 1996 the ET and LX series, and more recently also the LXV and S. With its steel chassis and front fork designed like an aircraft’s landing gear, Piaggio has stuck to tradition. However, the engine and automatic CVT are modern. Besides some beginner models with 50 cm³ two-stroke engines, the Italians mainly supply economical, environmentally friendly four-stroke scooters to Germany, usually with 125 cm³, but also or 50 and 150 cm³, engine size.
- In 152 pages and with around 530 photos and drawings, the updated and extended new edition of the book, which first came out in 2006, describes all the maintenance, adjustment and assembly work for these models, beginning with taking apart the body and chassis and removing and dismantling the engine, OHC valve train and automatic transmission, through to servicing the brake system, carburettor, fuel injection system (ET 50 Iniezione) and electrics. Colour circuit diagrams, troubleshooting tables, complete technical specifications, tables for tightening torques and cylinder measurements and an index complete the contents of this book, which is clearly structured in sections dealing with individual components and jobs.
- Servicing and repair tips for 18 models:
- Overview of contents:
- Vespa ET, LX specifications
- Body, body electrics
- Instruments, controls
- Front fork, steering, cables
- Rear wheel and suspension, exhaust system
- Disc brake hydraulics
- Drum brake mechanism
- Petrol tank (all models), oil tank (two-stroke)
- Lubrication, oil pump (four-stroke)
- Fuel-oil mix, oil pump (two-stroke)
- Two- and four-stroke engines in detail
- Cylinder head, piston, cylinders
- Valve train and timing chain (four-stroke)
- Crankcase and crankshaft
- Drive with variator, clutch, transmission
- Carburettor in detail, fuel injection
- Alternator, electric starter
- Engine electrics, spark plugs, ignition system etc.
- Maintenance schedule for all models
- Servicing and checks
- Buying and using tools
- Tyres: tips on riding style, purchase, care, checks
- Colour circuit diagrams, main wiring diagrams
- Technical data, settings
- Torque values for all models
- Cylinder and piston measurements, carburettor specs
- Troubleshooting and quick tips on rectifying faults
- Index
- Only in German language!
Перегрев.
Вид свечи: чрезвычайно белый изолятор с маленькими черными вкраплениями и преждевременной электродной эрозией.
Последствия: потеря мощности скутера на высокой скорости или при нагрузке.
Вероятные причины: свеча зажигания недостаточно вкручена; система охлаждения двигателя скутера работает ненормально; слишком раннее зажигание скутеа; неправильно подобран тепловой диапазон – слишком “горячая” свеча.
Способы устранения: проверить момент затяжки свечи зажигания скутера; работу системы охлаждения двигателя скутера; отрегулировать угол опережения зажигания; правильно подобрать калильное число свечи зажигания.
Вид свечи: расплавленные и сожженные центральный и заземляющий электроды (либо один из электродов) свечи скутера; вспузырившийся изолятор с металлическими отложениями на нем.
Последствия: значительная потеря мощности двигателя скутера; перебои зажигания. При дальнейшем использовании таких свечей возможно серьезное повреждение двигателя скутера.
Вероятные причины: термическая перегрузка; значительный перегрев деталей свечи из-за калильного зажигания – возгорание начинается раньше, чем появляется надлежащая искра зажигания; использование некачественного топлива; догорание остатков воздушно-топливной смеси в камере сгорания из-за неправильно отрегулированной топливной системы скутера или угла опережения зажигания скутера; неправильно подобран тепловой диапазон – слишком “горячая” свеча зажигания.
Способы устранения: проверить двигатель скутера, систему зажигания и топливную систему, а также качество рабочей смеси и угол опережения зажигания скутера. Установить новые свечи зажигания с правильно подобранным калильным числом.
Piaggio Fly 100 4t tuning
И немножко о тюнинге … Несомненно, этот агрегат — не для ценителей выдавить из личного двухколесного транспортного средства максимум быстроты. Из-за слабого мотора и инжектора, его тюнинговый запас совершенно маленький. К примеру, 190-кубовый «котелок», каковой Malossi предлагает для Piaggio Fly 125, сюда уже не получится установить. Максимум — тюнинговый вариатор, который будет тут очень кстати, так как поможет повысить динамику разгона.
При сопоставлении Piaggio Fly 100 с его наиблежайшим для нашего рынка соперником в особе Yamaha Cygnus RS 125 (Honda Lead SCV 100 уже давным-давно не продается), можно отыскать как плюсы, так и минусы обоих. Несомненно, Piaggio Fly 100 смотрится куда презентабельней, и по удобству перемещения располагается впереди соперника. Однако Yamaha Cygnus RS 125 располагает более могучим движком, а следовательно — способен гарантировать лучшую динамику разгона и максимальную скорость. А вот по соответствию стоимости и качества невозможно наименовать очевидного фаворита. Cygnus RS 125 стоит заметно меньше — 14985 гривен. Но ежели установить эти два скутера рядом, то мигом видно, что подход к дизайну и качеству проработки деталей значительно больше у Piaggio Fly 100.
Так что этот итальянец из Китая — совершенно достойный соперник для Yamaha Cygnus. Жалко лишь, что явился он на нашем рынке так запоздало. Как-никак доступные байки и скутера в нашей стране пользуются значительно большим спросом, чем дорогостоящие крупнокубатурные модификации, а поэтому потребность на Piaggio Fly 100 обязан быть большим.
Что делать, если залило бензином свечи
Имеется 2 варианта решения проблемы. В «разумной» книжке по эксплуатации, как правило, написано: в случае если залиты топливом свечи инжектора, то необходимо выкрутить их и просушить. При снятых свечах провернуть стартер в течение 10-15 с. Вставить обратно свечи и завести мотор.
Надежный народный метод. Если у вас залило свечи бензином, прежде, чем их выкручивать и просушивать, попробуйте запустить движок последующим приемом: режим продувки.
Ручку газа выкручивается полностью, в пол. Стартером крутите мотор 10-12 секунд, отпускаем рукоятку газа. Двигатель обязан запуститься. Дело в том, что подобным образом вы, закрывая подачу горючего, продуваете воздухом свечу.
Если двигатель не завелся, то попытайтесь тогда просушить свечи. Свечи зажигания для инжектора, ничем не отличаются, от двигателя с карбюратором. Следовательно, опять применяем «старинный» метод: выкручиваем свечи, очищаем их от нагара щеткой, сушим или феном, или на газовой плите либо в духовке. Контролируем зазор и вкручиваем свечи на место. Мотор должен запуститься.
Для бывших в употреблении скутеров консультация профессионалов – почаще осуществлять очистку свечей, а еще правильнее, их смену.
В случае, если дальше заливает свечи бензином постоянно, необходимо проводить диагностику: свечей на качество подачи искры, чистоту форсунок, выход искры с катушки зажигания, датчик Холла.
Где у скутера находится свеча?
На одних моделях скутеров к свече можно подлезть не снимая ни пластика ни сиденья ни лючков. На других моделях к свече можно подлезть сняв на капоте двигателя специальный лючок, на других придется снимать седло затем подседельную емкость и только потом можно добраться до свечи.
«Китайцы»
Осматриваем правую сторону двигателя и если найдете там толстый черный провод на конце которого будет непонятная вставленная в двигатель Г-образная фигня. Определяйтесь — удобно вам будет или нет, если удобно — снимайте эту фигню со свечи и по мере необходимости одевайте на свечу специальный ключ и выкручивайте
Если осмотр двигателя ничего не дал — осматриваем капот двигателя и если увидите в его передней части лючок — снимайте его
Если лючка на капоте нет — снимайте либо капот либо подседельную емкость
Снимайте подседельную емкость или только лючок на ее дне
Как поменять?
Берем, покупаем, просим у кого-то специальный свечной ключ. Надеваем ключ на свечу, вставляем отвертку в ключ и выворачиваем свечу. После того как выверните свечу — аккуратно так, чтобы случайно ее не выронить в кожух охлаждения — выньте ее вместе с ключом
По мере необходимости, вставляем новую свечу в ключ и очень аккуратно и не спеша заворачиваем ее на свое место. Когда будите заворачивать свечу, не прилагайте к ней большого усилия и если почувствуете, что в самом начале свеча заворачивается туго — значит вы не попали в резьбу: выкручивайте ее и попробуйте закрутить по-новой.
Если свеча пошла легко — заворачивайте ее до конца и слегка притяните. Сильно затягивать свечи не желательно, достаточно будет немного ее притянуть и этого будет вполне достаточно.
Как проверить искру?
Вставляем свечу в свечной колпачок, ложем свечу на двигатель так, чтобы ее металлический цоколь коснулся любой металлической детали двигателя. Включаем зажигание, жмем кнопку запуска или лапку кикстартера и смотрим на электроды свечи.
- Если искра между электродами есть — свеча рабочая
- Если искры между электродами нет — свеча пробитая, чтобы в этом точно убедится — попробуйте заведомо исправную или новую свечу
- Если искры нет и на исправной свече — свеча тут не причем и дело не в ней, а например в катушке, коммутаторе или генераторе
Зазор
Зазор между электродами свечи зажигания скутера мопеда или китайского мотоцикла должен быть в районе о,6-о,7мм. Перед установкой свечи — проверьте зазор щупом и в случае необходимости подкорректируйте его отгибанием бокового электрода
Может ли быть так, что при проверке вывернутой из мотора свечи искра на ней есть, а при установке обратно на мотор — нет?
Такое вполне возможно. Воздух тоже обладает электрическим сопротивлением, которое растет вместе с увеличением давления, поэтому при завершении такта сжатия величины напряжения по каким-то причинам может оказаться недостаточно, чтобы пробить искровой промежуток. При проверке на воздухе искра, как говорится, «вялая» и имеет желтый цвет, в то время как на исправной она обычно синего цвета и проскакивает с ощутимым щелчком. Причиной недостаточного напряжения на рабочих электродах способна оказаться и какая-либо неисправность системы зажигания, но первым делом стоит грешить на саму свечу, особенно если она покрыта нагаром, по которому часть тока уходит на «массу». Самый же простой способ диагностики в этом случае — это поставить заведомо исправную свечу из запасного комплекта, который надо обязательно иметь на борту. В ряде случаев можно временно исправить ситуацию, немного уменьшив зазор между электродами сомнительной свечи.
Не забывайте о том, что электронное зажигание проверять «на искру» запрещено (имеется в виду, нельзя отсоединять провод высокого напряжения от свечи и пытаться получить искру при большем, чем у свечи, промежутке, чтобы смоделировать условия в камере сгорания — могут выйти из строя элементы системы зажигания). Проверить искру можно только непосредственно на свечах, подсоединенных к проводам, при этом их резьбовые части должны иметь плотный контакт с «массой». Если для этого вывернута только одна свеча, не забывайте о том, что мотор в ходе проверки способен запуститься и на оставшихся цилиндрах.
С какой целью в некоторые свечи вмонтирован резистор? Не мешает ли он искрообразованию и не может ли он «сгореть», как это случается, например, с дополнительными сопротивлениями автомобильных трамблеров?
Встроенный резистор сопротивлением от 3 до 10 кОм призван подавлять создаваемые свечой радиопомехи
Важно это не только для любителей кататься с включенной магнитолой. Если мотор впрысковой, а система впрыска управляется компьютерным блоком, на который помехи могут оказывать отрицательное влияние, лучше всего использовать рекомендованные инструкцией свечи с резистором (у «NGK» они обозначаются индексом «R»)
Правда, согласно международным законам по охране окружающей среды, использование свечей с резистором обязательно для всех без исключения моторов, предназначенных для экспорта в страны ЕС и Канаду, и если такой мотор с обычным карбюратором эксплуатируется у нас, можно обойтись свечами с той же маркировкой, но без индекса «R».
Случаев «сгорания» резистора специалисты не припомнят. Хотя диагностировать такую неисправность достаточно сложно, общая статистика не свидетельствует о том, что подобные свечи выходят из строя чаще обычных. На «силу» искры наличие резистора влияния тоже не оказывает. Не очень существенная разница заключается лишь в цене — такие свечи наиболее распространенных типов дороже обычных на 5-10%, редких маркировок — примерно на 30.
В продаже есть свечи с одинаковыми основными характеристиками, но с разной конструкцией концевого наконечника для крепления провода высокого напряжения — на одних он резьбовой, накручивающийся на верхнюю часть центрального электрода, на других — глухой и закрепленный намертво. В чем их основное отличие?
Справа — свеча зажигания в «морском» исполнении. |
«Глухой» несъемный наконечник предназначен в первую очередь для морских условий — эксплуатации мотора в соленой воде. Соль имеется и в водяных парах, поэтому резьбовое соединение более распространенного съемного наконечника быстро разрушается из-за коррозии, подкрепленной вибрацией мотора. Соединение начинает искрить, отнимая энергию у рабочих электродов. Если специальных «морских» свечей достать не удалось, электродную резьбу обычных стоит дополнительно защитить — отверните со свечи наконечник, нанесите на нее густую водостойкую смазку (если нет фирменной защитной, сгодится обычный «Литол-24») и опять туго закрутите наконечник.
Модельный ряд: описание, технические характеристики и цены
Ниже будет представлена более подробная характеристика модельного ряда скутеров «Веспа».
Vespa LX 50
Скутер “Vespa 50” — комфортный и надежный вариант для любителя ретро моделей. Двигатель объемом на 49,4 см³ и мощностью в 4,2 л.с. обеспечит надежную работу модели. Максимальная скорость – 45 км/час, объем топливного бака – 8,6 литров. Вес модели всего 96 кг. Средняя стоимость модели – 138 000 рублей.
Vespa S 50
Эта модель имеет аналогичный предыдущей модели двигатель на 50 см³. Электронная система зажигания позволяет быстро набирать необходимую скорость. Автоматическая трансмиссия центрифужного типа с ременным приводом поможет легко управлять транспортом. Объем топливного бака – 8 литров, мощность всего 4 л.с. Средняя стоимость – 140 000 рублей. Ниже представлен обзор скутера Vespa s50.
Vespa LX 125
Итальянский скутер Vespa lx 125, цена которого достигает 170000 рублей, считается более быстрой моделью. Максимальная мощность достигает 91 км/час. Четырехтактный одноцилиндровый двигатель с воздушной системой охлаждения позволяет удобно передвигаться по городу. Расход топлива составляет 4,4 литра на 100 км.
Vespa S 125 ie
Удобный скутер за 275000 рублей. Багажные полки и крючок на сидении позволяют отправляться в ежедневные поездки. Небольшой двигатель на 50 см³ с воздушным охлаждением и электронным впрыском надежно выполняет свою работу.
Vespa LXV 125 ie
Модель с рабочим объемом двигателя 124 см³. Воздушная система охлаждения и электростартер позволяют удобно и безопасно пользоваться транспортом. Модель развивает мощность на 10,7 л.с. при 8250 об/мин. Стоимость нового скутера – 186 000 рублей.
Vespa GTS 125
Скутер Vespa GTS 125 имеет вариаторную коробку передач. Топливного бака объемом на 7 л вполне достаточно для двигателя объемом 124 см³. Дисковые гидравлические тормоза спереди и сзади обеспечивают безопасное передвижение на самым сложных дорогах. Максимальная скорость этого итальянского скутера – 95 км/час. Стоимость модели достигает 390 000 рублей.
Vespa GTS Super 125 ie
Стильная и простая в эксплуатации модель с 4-тактным 4-клапанным двигателем объемом в 124 см³. Мощность модели составляет 11 кВт при 9.750 об/минуту. Максимальная скорость модели – 103 км/час. Увеличенный объем бака для топлива на 9,5 литров. Цена модели – 420 000 рублей.
Модель Vespa GTS Super 125 ie
Vespa LX 150
Скутер с одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 150 см³. Надёжный алюминий на колесах, передняя шина – 110/70 R11, задняя – 120/70 R10. Качественные передние дисковые тормоза и барабанные тормоза сзади позволяют безопасно передвигаться на скутере Vespa LX 150 даже на самых сложных дорогах. Вес скутера составляет 102 кг, средняя стоимость – 200 000 рублей.
Vespa S 150 ie
Стильный скутер Vespa S 150 ie начал производиться в 2008 году. Удобная качественная модель с экономичным расходом топлива – 3,1 литра на 100 км. Объем двигателя достигает 150 см³. Как и в остальных моделях, наличие передних гидравлических колес, а также заднего барабана. Присутствует удобное сидение для водителя и пассажира, а также стандартная багажная сумка. Стоимость – 250 000 рублей.
Vespa GTV 250 ie
Утонченная модель скутера со стальной рамой и дисковыми гидравлическими тормозами спереди и сзади. Рабочий обьем двигателя на 244 см³ позволяет достигать мощности в 22 л.с. Увеличенный топливный бак на 9,2 литра позволяет совершать длительные поездки. Стоимость скутера – 277 000 рублей.
Модель скутера Vespa GTV 250 ie
Vespa GTS 250ie
Модель 2010 года имеет двигателем с объемом в 244 см³ и схожие характеристики с предыдущей моделью. Масса скутера составляет 151 кг. Транспорт подойдет для активных людей, которые хотят использовать Vespa не только для спокойной езды, а также для спортивных поездок.
Vespa GTS Super 300ie
Спортивная мощная модель с объемом двигателя на 278 см³. Жидкостная система охлаждения не позволяет перегреваться двигателю во время продолжительной езды. Рама выполнена из высокопрочного металла, на корпус приварены усиления. Скутер Vespa GTS Super 300ie способен развивать максимальную скорость в 130 км/час. Расход топлива составляет 3 литра на 100 км. Цена модели – 448 000 рублей.
Vespa GTV Via
Спортивная модель весом в 146 кг. Отличительной чертой является мощный 278-кубовый двигатель с жидкостным охлаждением и электронным впрыском. Максимальная мощность составляет 22 л.с. при 7500 об/мин. Стильный дизайн, комфортное кожаное сидение, а также 12-дюймовые диски с хромированными вставками. Стоимость модели – 480 000 рублей.
https://youtube.com/watch?v=KgwboNcRRDs