Можно ли наложить штраф за мигание дальним светом и является ли это нарушением ПДД?

Когда разрешён проезд на жёлтый сигнал светофора?

И начнём мы с того, что жёлтый свет, согласно ПДД, фактически является запрещающим. То есть, если он загорелся, вам нельзя продолжать движение через перекрёсток, пешеходный переход или другие участки дороги, перед которым установлен светофорный объект.

Формально такой сигнал выполняет 2 функции:

  1. жёлтый свет запрещает движение по ПДД,
  2. он также предупреждает о скорой смене сигнала на красный.
  • перед стоп-линией при её наличии,
  • если она отсутствует, то на перекрёстке перед пересекаемой проезжей частью, но не создавая помех движению пешеходов,
  • на иных участках дорог – перед самим светофором.

Таким образом, если у вас была возможность полностью остановиться на жёлтый сигнал светофора, но вы, тем не менее, проехали дальше, а на данном участке висит камера автофиксации нарушений, то штраф будет вполне законен. Вот только далеко не всегда… А, если быть точнее, то никогда.

Почему? Вы узнаете немного ниже.

Если это мигающий зелёный свет?

Именно так это работает и на практике. Ещё не было случаев, чтобы водителям приходили “письма счастья” за проезд на мигающий зелёный. Разве что по ошибке.

Если речь идёт о движении на мигающий жёлтый?

Штрафуют ли камеры за мигающий жёлтый сигнал светофора в 2021 году? Вполне себе да. Но, опять же, речь идёт об ошибочной фиксации.

И вот если светофор сломался, вследствие чего загорелся жёлтый мигающий, то камера, висящая над ним, может продолжать фиксировать нарушения проезда. Хотя, это редко, потому как чаще всего средства автофиксации синхронизируются с режимом работы светофора, и при поломке последнего также перестают снимать.

Вас также заинтересует:

  • Штраф за неработающую подсветку заднего номера в вопросах и ответах
  • Есть ли штраф за езду с разбитым, лопнутым или треснувшим лобовым стеклом и какой?
  • Можно ли остановиться, если после знака “Остановка запрещена” есть знак “Парковка” и наоборот?

Что, если знак без таблички?

Особое внимание уделяется знаку ограничения скорости. Именно за это нарушение автолюбители штрафуются чаще всего

Часть из них покорно оплачивает “письма счастья”. Другие, несогласные с постановлением, оспаривают решение в суде.

При этом, довод для отмены штрафа один – на дороге не было информации о камере видеонаблюдения. На этом моменте мнения расходятся. Водители настаивают на необходимости дорожных служб обозначать места видеосъёмки табличкой, а дорожники отмахиваются – таких требований нет.

Нормативного акта, который бы строго определял необходимость обозначать место ограничения скорости с камерой, нет. ГОСТом 52289 указаны знаки, с которыми может применяться табличка “Фотофиксация”. Ограничение скорости в том числе допускается обозначать таким знаком. Но обязанности сопровождать знак 3.20 такой табличкой нет.

Например, переносные камеры, которые устанавливают организации, вообще не обозначаются никак. А вот стационарные, установленные на столбах, могут иметь табличку фотофиксации нарушений ПДД.

Критерием, согласно которому сотрудники ГИБДД определяют места установки знака 8.23, являются особенности участка дороги. Наличие впереди школы, детского сада или особо аварийного участка требует ограничить скорость. Наличие камеры, указанной на табличке, заставляет притормозить нарушителей.

Таким образом, табличку видеофиксации устанавливают, чтобы водитель обязательно снизил скорость, ведь впереди могут быть маленькие дети. Штрафы здесь не главное. И обязанности устанавливать табличку вместе со знаком нет.

На федеральных трассах, городских дорогах стационарные пункты фиксации превышения скорости могут и вовсе не обозначаться. Это решение зависит от местных властей.

Как разговаривать с инспектором, выписывающим штраф?

Итак, теперь любой водитель, прочитавший эту статью, знает о пунктах ПДД, на основании которых сотрудники ГИБДД пытаются выписывать штрафы, и о ситуациях, в которых данные правила не применяются. С помощью этого защитить свои права будет достаточно просто. Нужно всего лишь ответить: «Я просил водителя встречного движения переключить дальний свет на ближний» или «Я просто хотел предупредить водителя, едущего передо мной, о том, что намереваюсь обогнать его». При этом, второй аргумент можно использовать даже в тех зонах, где обгон запрещен, так как самого нарушения не произошло, а за намерение нарушить правило наказывать не могут.

Чаще всего инспекторы, пытающиеся выписать штраф за моргание фарами, надеяться на неопытность или скромность автомобилиста. Если они чувствуют, что он готов аргументированно спорить с ними и отстаивать свои права, то в большинстве ситуаций отпускают без протокола и ищут новую «жертву».

Какой штраф предусмотрен за невключенные фары?

Еще несколько лет назад езда без постоянно включенных ближних фар считалась нормой на дороге и не считалась правонарушением, соответственно, никакого наказания за нее не предусматривалось. С 2010 года положение изменилось: согласно ст.12.20 КоАП запрещено двигаться без включенных световых приборов 24 часа в сутки.

Вынужденная данная мера была заимствована у зарубежных коллег и привела к сокращению аварий на дорогах. Впрочем, поспособствовало снижению ДТП не только требование двигаться с включенными фарами, а и ряд других факторов: отремонтированные дороги, запрет к езде за рулем в нетрезвом виде и др.

Тем не менее, многие инспекторы ГИБДД отмечают немалую заслугу в уменьшении статистики ДТП именно благодаря требованию включать фары перед тем как двинуться в дорогу.

Езда без ближнего света днем

Начиная движение, включайте фары ближнего света независимо от того, в какое время суток вы совершаете передвижение.

Штраф за езду без ближнего света днем предусмотрен в размере 500 рублей. Вас не оштрафуют, если нарушение было совершено впервые (инспектор ГИБДД может ограничиться устным предупреждением).

Дальний свет в городе

Штраф за дальний свет в городе несет административное взыскание в размере 100 рублей, так как является нарушением, в данном случае – правил пользования световыми приборами.

Такие требования к дневным ходовым огням обусловлены тем, что дальний свет в городе ослепляет встречных водителей, что может привести к аварийной ситуации на дороге.

Не включайте дальний свет фар при движении в населенном пункте. Ослепив водителя в встречном транспорте, вы создаете тем самым угрозу для жизни и безопасности других людей!

Езда с одной фарой

Какой штраф полагается, если не горит одна лампа ближнего света и можно ли продолжать движение в этом случае? Инспектор ГИБДД, если заметит, то практически всегда остановит «одноглазого» водителя и выпишет штраф в размере 100 рублей.

Если не жаль времени, то можно попытаться оспорить данное административное наказание в течение 10 суток после вынесения решения. Только вот перед тем, как это сделать, стоит спросить себя – правильно ли это?

ВАЖНО: Ведь, не соблюдая правила на дороге, вы тем самым создаете аварийную ситуацию как для себя, так и для встречных водителей.

Впрочем, если говорить в рамках закона, то он в данном случае весьма противоречив

С одной стороны, вроде как можно двигаться к месту назначения с повреждением световых приборов, соблюдая предосторожность, включив аварийные огни

По факту же, при остановке автомобиля сотрудником госавтоинспекции, водителю редко удается уехать без штрафа. Так что, если кажется, что инспектор был к вам несправедлив, можно попытаться оспорить в суде вынесение административного наказания в виде денежного взыскания.

Возможно, вам будет интересно узнать о следующих нарушениях ПДД и положенных за них штрафах, а именно: за проезд на красный свет на ж/д переезде и разговор по телефону за рулем, за превышение скорости и пересечение двойной сплошной линии, за непристегнутый ремень безопасности и нарушение дорожного знака «Въезд запрещен», за тонировку, за парковку на месте для инвалидов, на газоне зимой или на тротуаре.

Какой размер штрафа в 2021 году за дальние фары?

Итак, требования Правил мы рассмотрели. Пришёл черёд ответственности за их нарушение. А мер наказаний может быть несколько, в зависимости от конкретного нарушения.

Общий штраф за нарушения ПДД

500 рублей или предупреждение. Есть в КоАП РФ 2021 года статья 12.20, предусматривающая санкции за любые общие нарушения использования внешних световых приборов и звукового сигнала.

В частности, данное наказание будет наложено на водителя в следующих случаях:

  • езды с дальним светом на освещённом участке дороги в городе,
  • ослепления встречного потока,
  • моргания дальним как предупреждения об экипаже ДПС
  • и других нарушениях требований ПДД к использованию этим светом.

Если не горит, когда это требуется?

Обратите внимание, что дальний вообще не требуется включать ни в каких случаях. То Правила дают вам право включить его во всех случаях, кроме запрещённых

Но обязанности пользоваться им при каких-то дорожных или погодных условиях у вас нет.

Поэтому штрафа за неиспользование дальних фар в принципе не может быть. Другое дело, что… читайте ниже.

Если не работает – перегорела лампа?

Например, вы едете с дальним, и вашу машину издалека видит стоящий на дороге инспектор. Но у вас не горит одна лампочка, поэтому, к примеру, левая фара светит дальним, а правая – ближним.

В этом случае положен штраф – тоже 500 рублей или предупреждение. Только уже по другой норме КоАП – части 1 статьи 12.5 за движение с неработающими в установленном режиме световыми приборами (нарушение пункта 3.3 Перечня неисправностей).

Однако, тут же этот штраф может быть незаконен. Потому что есть в Правилах ещё пункт 2.3.1, указывающий, что при возникновении в пути неисправностей вы обязаны устранить их, а если это невозможно, то у вас есть право следовать до места ремонта или стоянки. Таким образом, вам достаточно указать сотруднику ГИБДД, что неисправность с перегоревшей лампочкой возникла у вас в пути.

Есть ли лишение прав за нарушения по световым приборам?

Да, но только в одном случае – по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ, если режим работы и цвет огней не соответствуют требованиям Перечня неисправностей. Про цвет огней пишет пункт 3.6 – они должны быть белые, жёлтые или оранжевые. Про режим работы ни слова. Многие (даже судьи) полагают, что речь идёт о галогеновом, ксеноновом, светодиодном режиме. Но это не совсем так. Единственное упоминание этого термина содержится в некоторых ГОСТах и том же Техрегламенте. И там режим работы огней упоминается как постоянный или проблесковый.

Следовательно, лишиться прав (на срок от 6 месяцев до года) можно, только если у вас моргающие фары – в нашем случае дальнего света, а также их цвет отличается от указанных. Ну или, как указывает норма части 3 статьи 12.5, за испускаемый фарами красный свет.

Обратите внимание, что если ваши фары маркированы только для галогеновых ламп дальнего, но вы установите ксеноновые (биксеноновые) с блоками розжига или светодиодные, то в этом случае применение данной санкции законным не будет, как указал недавно Верховный суд РФ. Тем не менее, на практике 2021 года иногда можно натолкнуться на незаконное применение нормы КоАП с лишением за это

Как доказать, что нарушение ПДД было из-за знака, которого не видно

Недавно мы разбирали непреднамеренный тип нарушений, связанных с остановкой в неположенном месте, обсудив тему вынужденной остановки под знаками 3.27 «Остановка запрещена», 3.28 «Стоянка запрещена» и другими. Нередко в крупных городах автомобилисты получают штрафы за неправильную парковку только из-за того, что у них произошла поломка автомобиля.

Тогда в материале мы подчеркнули, что стоянка в неположенном месте не только распространенное, но и многогранное нарушение. С очередной «гранью» которого мы познакомимся прямо сейчас. Речь также идет о спорной ситуации, в которой автомобилист явно не виноват, а именно о тех случаях, когда запрещающий знак не видно. Он либо находится на удалении за свисающей веткой дерева, либо знак не видно из-за того, что его развернуло ветром или он наклонился/упал… вариантов много, но результат один — дорожного знака нет, а штраф по итогу есть.

Проблема хоть и чаще всего связана с парковками, но, по сути, внезапный штраф можно получить любой: это и превышение скорости, и движение по односторонней дороге, и игнорирование других Правил дорожного движения. В общем, смотря какой знак оказался незаметным для автомобилиста.

Увы, бремя доказательств при подобных казусах всецело лежит на плечах автомобилистов, особенно настойчивые из которых доходят до суда, вплоть до Верховного. Один из таких примеров как раз недавно и разбирал Верховный суд, в постановлении от 14 апреля 2020 г. N 5-АД20-37 .

Некая москвичка нарушила требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, часть 5 статьи 12.16 в городе федерального значения, получив за это штраф в 3 000 рублей. Проще говоря, автоледи припарковалась в неположенном месте на одной из улиц Москвы, за что и получила крупный штраф, в результате чего через некоторое время получила «письмо счастья».

Единственный нестандартный, но важный нюанс был связан с тем, что знака 3.27 «Остановка запрещена» там не было. Вернее, знак там стоял, но был обращен в противоположное от парковочной зоны направление, и его действие, по Правилам дорожного движения, не должно было распространяться на парковочное место, где оставила машину автомобилистка.

Тем не менее парковку зафиксировало средство фотосъемки ПАК «ПМ» (программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы»), на основании данных, полученных в результате работы данного комплекса, автомобилистка и была привлечена к административной ответственности без составления протокола об административном правонарушении.

Штраф гражданка попыталась обжаловать, сначала подав жалобу в инспекцию (жалобу рассмотрел исполняющий обязанности заместителя начальника инспекции в отсутствии заявителя), но безуспешно: постановление было оставлено в силе. Далее в районном, а затем и в городском судах — также безуспешно: суды оставили решение замначальника инспекции без изменения. Единственным из судов, вставшим на защиту прав автомобилистки, стал Верховный суд.

Почему водители стали ездить без ближнего света

Чтобы разобраться, почему привычка не включать днём положенный ближний свет фар переросла среди водителей возрастных авто в эпидемию, необходимо углубиться в суть вопроса.

В Правилах дорожного движения данная ситуация трактуется чётко и недвусмысленно:

Игнорирование этого требования влечёт за собой наказание в виде денежного штрафа размером в 500 руб., что предусмотрено ст. 12.20 КоАП РФ.

Движение днём без включённых фар может обойтись водителю в 500 рублей

Необходимость более чёткого обозначения авто на дорогах с помощью включённых фар ближнего света или дневных ходовых огней (ДХО) появилась вместе с возросшими скоростями передвижения транспорта. Например, чтобы автомобиль, движущийся по трассе со скоростью 90 км/час, смог обогнать впереди идущий транспорт, ему нужно ускориться примерно до 110 км/час. При этом участок дороги, необходимый для совершения этого манёвра, может достигать полукилометра. На таком расстоянии движущиеся навстречу автомобили, особенно если они серого цвета или окрашены в тёмные тона, сливаясь с асфальтом, становятся практически незаметными со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.

Ещё хуже различаются подобные авто в зеркале заднего вида, что делает для идущего впереди автомобиля перестроение в левый ряд для обгона опасной. Эти и подобные обстоятельства делают требование к автомашине как можно чётче обозначить себя на дороге совершенно обоснованными.

Автомобилистов, передвигающихся на машинах устаревших моделей, ввело в заблуждение свободное передвижение новомодных авто без включённых фар ближнего света. Вместо этого у них сияют какие-то продолговатые светильники рядом с головными фарами. Дорожная полиция, проявляя к ним большее уважение, считает их дневными ходовыми огнями и дозволяет их использование вместо фар ближнего света. При этом самовольное оснащение ДХО пожилых авто, конструктивно к ним не приспособленных, запрещается.

Дневными ходовыми огнями разрешено заменять включение фар ближнего света

Чтобы устранить подобную «несправедливость», владельцы авто без ДХО стали вместо фар ближнего света включать габаритные огни, посчитав их достойным эквивалентом. Но, увы, эти маломощные светильники в разы хуже светят, чем и ДХО, и ближний свет фар, обозначая приближающее авто, лишь когда оно поравняется с другим авто, что не имеет никакого профилактического смысла. Поэтому сотрудники ГИБДД не считают габаритные огни эквивалентом ближнего света, наказывая за подобные подтасовки.

Включённые габаритные огни не могут заменить фары ближнего света при движении в дневное время

Но при этом разрешается невключённый ближний свет заменять светом противотуманных фар, если они имеются в наличии и отвечают требованиям ПДД, т. е. не слепят встречных водителей.

А вот противотуманные фары вполне заменяют ближний свет головных фар

Когда и как следует включать противотуманки, ближний и дальний свет фар?

Правила пользования ближним и дальним светом, противотуманными фарами прописаны в главе 19 ПДД «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами».

Ближний и дальний свет

Согласно ПДД, фары ближнего света в светлое время суток обязаны включать все водители. Это необходимо для обозначения транспортного средства на дороге. При несоблюдении этого требования водителю грозит штраф в размере 500 рублей.

Также фары ближнего света разрешено включать вместе с габаритными огнями при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости.

В тёмное время суток водитель сам решает, какие фары должны быть включены: ближнего или дальнего света. Это же касается случаев, когда автомобиль движется в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.

Однако здесь есть несколько оговорок. Правила указывают, что есть случаи, когда водитель обязан переключить дальний свет на ближний. Это необходимо делать:

  • в населенных пунктах, если дорога освещена,
  • при встречном разъезде транспортных средств на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства,
  • при встречном разъезде на расстоянии больше 150 м, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого,
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

За несоблюдение этих требований КоАП предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Использование ближнего и дальнего света также разрешено для предупреждения об обгоне другого участника движения вне населенных пунктов. В этом случае перед началом манёвра можно подать световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет. Его можно использовать как совместно со звуковым сигналом, так и вместо него.

Противотуманки

Использование противотуманных фар не является обязательным. При этом ПДД регламентируют их использование. Так противотуманки разрешено включать:

  • при недостаточной видимости вместе с ближним или дальним светом фар,
  • в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар,
  • в светлое время суток вместо ближнего света фар с целью обозначения автомобиля на дороге.

Кроме того, противотуманные фары разрешено использовать вместе с габаритными огнями при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости. Это условие относится и к задним противотуманным фонарям.

Во время движения задние противотуманные фонари можно включать только в условиях недостаточной видимости.

Можно ли включать дальний свет в населенном пункте

Все ситуации, при которых разрешается использование дальнего света, вполне себе однозначно описаны в 19-й главе ПДД «Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами». Но современные водители редко заглядывают в свод дорожных законов, регулирующих обязанности участников движения, и потому большинство из них не знает, что включать «дальний» без опасений «поймать» штраф можно и в городе.

Согласно пункту первому упомянутой выше главы 19, «в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары дальнего или ближнего света».

Из этого следует, что «дальний» можно спокойно «зажечь» в тоннеле, даже если он находится в самом центре города. А все потому, что «коридоры» освещаются искусственно, и никаких гарантий исправной работы «иллюминации» нет. Другой вопрос — уважение к водителям соседних авто. Мало кому нравится, когда их слепят через зеркала огни машины, идущей сзади. Так что лучше включать все-таки ближний.

Пункт второй говорит о том, что дальний свет необходимо «переводить» на ближний, как только автомобилист въезжает на территорию поселения. Однако лишь в том случае, если дорога освещена. То есть на участках, где фонари по каким-либо причинам не работают или отсутствуют в принципе, использование «дальнего» не воспрещается. Да, даже в мегаполисах.

Применение фар дальнего света в населенном пункте допускается еще в одном случае — когда автомобилисту необходимо подать световой сигнал для предупреждения об обгоне водителю впереди идущего авто. Правда, речь идет исключительно о кратковременном переключении фар с ближнего на дальний. Эта ситуация обговаривается в пункте 11 главы 19 ПДД.

Остается добавить, что согласно статье 12.20 КоАП, нарушение правил пользования внешними световыми приборами — в частности, дальним светом — в лучшем случае влечет за собой предупреждение, а в худшем карается штрафом в размере 500 рублей. Кроме того, если периодически «забывать» переключать дальний свет на ближний при разъезде со встречным транспортом, можно навлечь на себя множество проклятий соседей по потоку.

Можно ли моргать дальним по ПДД?

  • если вас слепит встречный автомобиль дальним светом,
  • для предупреждения об обгоне.

Но ПДД прямо не запрещают мигать фарами встречным и в других случаях. Дело в том, что в России в правоприменительной практике используется принцип, когда то, что прямо не запрещено, то разрешено. То есть отсутствие разрешения или возможности в законодательстве вовсе не означает обратное – запрет на определённое действие.

Поэтому в теории можно моргнуть дальним светом встречному и для определённого предупреждения:

  • при приближении встречного автомобиля к посту или дежурящему экипажу ДПС на дороге,
  • чтобы предупредить о своей высокой скорости (если, к примеру, тот намерен выехать на дорогу с прилегающей и обязан вам уступить),
  • в иных случаях прямо не запрещённых в 2021 году.

И вот последний пункт имеет определённую тонкость в нашем вопросе. Как мы уже объяснили выше, если ПДД не запрещают что-то делать, то это можно. Но раздел 19 Правил имеет ряд запретов использования дальнего света. Так, его нельзя включать (а включенный дальний должен быть переключен на ближний):

  • на освещённой дороге в населённых пунктах,
  • если по встречной полосе едет автомобиль менее чем за 150 метров от вас,
  • в любых других случаях, когда вы можете ослепить водителей (сюда относится ситуация, когда вы едете за кем-то).

Таким образом, вам ничего не запрещает моргнуть дальним как для предупреждения об экипаже ДПС, не писанному в ПДД, так и для прямо разрешённых обгона или при ослеплении “встречкой”, но только при выполнении всех нижеперечисленных условий:

  1. впереди вас попутно никто не едет либо едет достаточно далеко, чтобы вы его не ослепили, моргнув дальним,
  2. ближайшая машина, которая едет навстречу вам, находится не ближе 150 метров перед вами (пункт 19.2),
  3. в любых других случаях, когда вы можете ослепить других водителей.

То есть фактически можно сказать, что почти все попытки моргнуть дальним, которые практикуются на дороге, являются нарушением ПДД, потому как чаще всего мигают фарами непосредственно перед встречным автомобилем или попутным при обгоне.

Три главных преимущества

При оценке противотуманок нужно учитывать несколько основных факторов:

Это возможность сделать наценку на автомобиль при перепродаже. За счет этого нивелируются другие недостатки. Машина может быть слегка поцарапанной, кузов или разрушенная подвеска. Однако противотуманки становятся серьезным аргументом в пользу того, чтобы переплатить.
Это возможность передвигаться на машине безопасно в любую погоду. Профессиональная оптика обеспечивает хороший обзор в экстремальный снегопад, проливной дождь и ураган

Особенно это важно на загородных трассах, где нет дорожных фонарей.
Это возможность не попасть в форс-мажорную ситуацию и не оказаться за решеткой. В непогоду наиболее распространенным видом ДТП становятся случаи, когда водители из-за плохой видимости попросту сбивали тех, кто останавливается на обочине.

Как обжаловать штраф за дальний?

Максимально подробно вопрос подачи жалобу на постановление мы рассмотрели в специальной статье об оспаривании штрафа ГИБДД. Здесь отметим отдельные тонкости касательно пользования светом.

До недавнего времени повсеместно действовала практика “нет оснований не доверять сотруднику полиции” (ведь он принимал присягу). На это основании суды принимали решение в пользу инспектора, который только на словах вынес постановление с наказанием. Но Верховный суд не так давно указал, что одного только зоркого ока полицейского и протокола о нарушении недостаточно – должны быть изучены иные доказательства правонарушения.

И, хотя и в 2021 году активно всё ещё водителей признают виновными в нарушении ПДД на основании одного только протокола, такую практику следует оспаривать. Следовательно, если в отношении вас вынесли штраф за езду с дальним, когда это запрещено, то у инспектора должны быть по меньшей мере свидетели нарушения. Но оптимально для него будет видеозапись или фотоматериалы. Если этого нет, шансы успешно обжаловать штраф за дальний по крайней мере не нулевые.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий