Классификация маломерных судов по назначению
Транспортные суда — катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее 12 человек.
Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда, суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.
Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.
Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируют с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.
Суда индивидуального пользования (любительские) служат для удовлетворения культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. Из всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%.
Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и разнообразные габариты, обводы и прочность корпуса.
Особую признательность получили мотолодки и катера для прогулок — прогулочные суда, серийно выпускаемые нашей промышленностью для продажи населению. В соответствии с ГОСТ 19105-73 валовая вместимость этих судов до 10 регистровых тонн, а пассажировместимость до 12 человек. Кроме того, катера и мотолодки судоводители-любители строят своими силами.
Общее устройство маломерного моторного судна
Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:
Корпус — Основная часть судна, в которую входят набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки. Передняя часть корпуса называется баком (бак), средняя часть — шканцами (шканцы), кормовая часть — ютом (ют).
Надстройка — Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине корпуса судна.
Рубка — Часть надстройки или конструкция на палубе не занимающая всей ширины корпуса судна (расстояние от борта до стены рубки более 4% от ширины корпуса). Является помещением для управления судном и двигателем. На маломерных судах надстройка и рубка совмещается.
Моторная ниша — Отсек в кормовой части корпуса судна для размещения главного судового двигателя, узлов и агрегатов систем двигателя, топливных емкостей. Моторная ниша может быть открытая (как правило для подвесных двигателей) и закрытая (для стационарных двигателей).
Главный двигатель , реверс-редукторное устройство с гребным винтом — Механизмы, приводящие в движение маломерное судно.
Кокпит — Вырез или углубление в палубе маломерного судна на юте, как правило отделен от остальной палубы буртиком. Предназначен для размещения пассажиров, грузов и экипажа.
Леер — Туго натянутый тонкий трос в качестве ограждения вдоль бортов судна при отсутствии фальшборта. Фальшборт — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой части судна.
Мачта — Часть рангоута маломерного судна, установленная в диаметральной плоскости судна, возвышающаяся над рубкой и предназначенная для установки приборов сигнализации (ходовых огней ) и связи.
Надводный борт , подводный борт , днище — Элементы внешней обшивки корпуса выше и ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ).
Редан — Уступ на поверхности днища маломерного судна в носовой части, который обеспечивает при движении судна его подъем из воды до положения скольжения (глиссирования).
Каюта , кубрик — Помещения на судне, предназначенное для проживания экипажа судна и пассажиров.
Форпик — Носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.
Классификация моторных яхт:
Класс А (океанские яхты)- это тип моторных судов (яхт), построенных с учётом возможности преодоления ветра силой более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по шкале Бофорта ) и сопротивлению волны высотой более 4 метров, оборудованные автономным обеспечением .
Класс В (морские яхты)-это категория моторных судов (яхт), способных преодолеть силу ветра не более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по шкале Бофорта) и высоту волны не более 4-х метров.
Класс С (прибрежные яхты)- это группа яхт, которые предназначены для эксплуатации в различных дельтах рек, крупных каналах и иных прибрежных водах, при скорости ветра не более10,8-13,8 м/сек (6 баллов по шкале Бофорта) и высоте волны не более 2 метров.
Класс D (мини-яхты и катера)- это подвид моторных яхт, место эксплуатации которых — небольшие закрытые водоемы, защищенные от волнения. Это могут быть небольшие реки, озера, каналы. Способны преодолеть волну высотой не более 0,5 м и скорость ветра не более 5,5-7,9 м/сек (4 балла по шкале Бофорта). Теоретически на таком судне можно выйти и в открытое море, но исключительно при отличном прогнозе погоды и на небольшое расстояние от берега, так как запас автономности у них крайне мал, а даже незначительное ухудшение погоды грозит полноценным кораблекрушением.
2. Парусные яхты – это суда, основной движущей силой которых является сила ветра, действующая на парусное вооружение. Материал корпуса современных парусных яхт – стеклопластик. Парусные яхты в зависимости от назначения имеют разное количество парусов. Судна, предназначенные для спортивных целей, не имеют кают вовсе или же они минимальны по размерам. Такие модели оснащены большим количеством парусов. Парусные яхты, которые рассчитаны на длительные прогулки и проживание на борту судна, имеют минимальное количество парусов и хорошие условия для размещения.
3. Парусно-моторные яхты представляю собой симбиоз парусных и моторных моделей. Наличие двигателя на парусных яхтах делает её универсальной для выходов в море при любой погоде. Парусно-моторные яхты являются автономными и не зависят от наличия топлива в баке, что является весомым преимуществом при длительных прогулках и круизах. Парусно-моторные яхты разделяются по количеству корпусов на однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трёхкорпусные (тримараны). Наиболее популярными на данный момент считается двухкорпусные парусно-моторные яхты. Их неоспоримым преимуществом является хорошая устойчивость, наличие свободного пространства, неплохая скорость движения, маневренность.
4. Гулеты – один из видов яхт, который представляет собой деревянную яхту, двухмачтовую. Движение осуществляется с помощью парусов и двигателя. На данный момент гулет чаще всего и=применяется в качестве прогулочных яхт. По комфорту и оснащенности они не уступают моторным и парусным яхтам. Внешне гулеты сохранили свой первоначальный стиль, изящность, традиционную форму: широкая палуба, округлая носовая часть, низкий профиль корпуса.
5. Теплоход – моторное судно, способное разместить на борту большое количество пассажиров. Теплоходы используются для часовых экскурсий, проведения мероприятий корпоративных, организация праздников.
Далее перейдем к разнообразию парусных яхт. Среди них, в зависимости от предназначения выделяют различные типы.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины по ИСО 3828, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 укомплектованная шлюпка (non-loaded boat): Полностью укомплектованная спасательная или дежурная шлюпка без людей.
Примечание – Далее спасательная шлюпка и дежурная шлюпка называются «шлюпка».
3.2 легко нагруженная спасательная шлюпка (light-loaded lifeboat): Полностью укомплектованная спасательная шлюпка с командой на борту.
Примечание – Количество членов команды обусловливается проектом, и команда шлюпки состоит по меньшей мере из двух человек массой 75 кг каждый.
3.3 полностью нагруженная спасательная шлюпка (fully loaded lifeboat): Спасательная шлюпка, полностью укомплектованная людьми и снаряжением.
3.4 шлюпбалка (boat davit): Основная конструкция спускового устройства и ее принадлежности, включающие в себя несущий такелаж, цепи, найтовы, прижимные устройства и т. д.
3.5 оснастка шлюпбалки (loose gear): Элементы или узлы в сборе, выдерживающие тяговое усилие при подъеме шлюпки.
Примеры – Лопари, блоки, подвесные цепи, связующие звенья, проушины с приливом, хомуты, гаки, вертлюги, крепления и другие элементы, которые несут нагрузку при спуске и подъеме шлюпок.
3.6 лебедка спасательной шлюпки (lifeboat winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема спасательной шлюпки.
3.7 лебедка дежурной шлюпки (rescue boat winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема дежурной шлюпки.
Примечание – Далее лебедка спасательной шлюпки и лебедка дежурной шлюпки называются «лебедка».
3.8 максимальная рабочая нагрузка (maximum working load): Нагрузка, приложенная к спусковому устройству при спуске полностью нагруженной шлюпки с максимально допустимой массой.
3.9 максимальная нагрузка при подъеме (maximum recovering load): Нагрузка, приложенная к спусковому устройству при подъеме шлюпки с максимально допустимой для подъема массой.
Примечание – Это определение относится к массе легко нагруженных спасательных шлюпок и к массе полностью нагруженных дежурных шлюпок. Для спасательных шлюпок, которые также используются для спасания людей в чрезвычайных ситуациях, определение 3.9, относясь к массе укомплектованной шлюпки, включает в себя дополнительно массу минимум 6 человек.
3.10 наименьшая нагрузка при спуске (lightest launching load): Нагрузка в спусковом устройстве при спуске укомплектованной шлюпки с наименьшей массой, которая может быть использована с данным устройством.
3.11 максимальное тяговое усилие лебедки (maximum working load of winch): Максимальное усилие в лопарях на барабане лебедки при спуске и подъеме шлюпки.
3.12 грузоподъемность лебедки (hoisting load of winch): Усилие в лопарях на барабане лебедки при подъеме груза с максимально допустимой для подъема массой.
3.13 максимальная нагрузка на лебедке при спуске (maximum governing load): Усилие в лопарях на барабане лебедки при спуске шлюпки с максимально допустимой массой.
3.14 угол наклона троса по отношению к оси барабана лебедки (fleet angle): Угол между направлением троса при выходе с барабана и плоскостью, перпендикулярной оси барабана.
Специальные суда
Сравнительно небольшой объем нетранспортных работ выполняется на судах специального назначения. Специальные суда, как правило, называют стоечными судами. Это суда, которые постоянно эксплуатируются у берега с оборудованными надежными путями для эвакуации людей на берег. К ним относятся:
- дебаркадеры, плавпричалы
- брандвахты
- причальные понтоны
- плавучие гостиницы
- несамоходные понтоны
- бункеровочные станции
Брандвахты предназначены для проживания команд земснарядов, изыскательских партий и выправительных бригад.
Несамоходные понтоны предназначены для транспортировки техники массой до 60 тонн, установки экскаватора для производства работ по разработке подводных траншей или очистки водоемов, установки грейферного крана грузоподъемностью до 25 тонн. Также может использоваться для установки водолазного комплекса и бурового станка.
Плавучая бункеровочная станция предназначена для заправки топливом или питьевой водой малых судов и яхт длиной до 40 м.
Речной транспорт является составным звеном единой транспортной системы любой страны. Речной транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает рядом преимуществ при перевозке массовых грузов; в отдельных районах ему принадлежит решающая роль в развитии экономики. Рост объема перевозок обеспечиваться исключительно за счет пополнения речного флота новыми экономичными судами и всемерного улучшения использования действующих транспортных средств.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины по ИСО 3828, а
также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 укомплектованная шлюпка (non-loaded boat): Полностью укомплектованная спасательная или
дежурная шлюпка без людей.
Примечание – Далее
спасательная шлюпка и дежурная шлюпка называются «шлюпка».
3.2 легко нагруженная спасательная шлюпка (light-loaded lifeboat): Полностью
укомплектованная спасательная шлюпка с командой на борту.
Примечание – Количество
членов команды обусловливается проектом, и команда шлюпки состоит по меньшей
мере из двух человек массой 75 кг каждый.
3.3 полностью нагруженная спасательная шлюпка (fully loaded lifeboat): Спасательная шлюпка, полностью
укомплектованная людьми и снаряжением.
3.4 шлюпбалка (boat davit):
Основная конструкция спускового устройства и ее принадлежности, включающие в
себя несущий такелаж, цепи, найтовы, прижимные устройства и т. д.
3.5 оснастка шлюпбалки (loose gear):
Элементы или узлы в сборе, выдерживающие тяговое усилие при подъеме шлюпки.
Примеры – Лопари, блоки, подвесные цепи, связующие
звенья, проушины с приливом, хомуты, гаки, вертлюги, крепления и другие
элементы, которые несут нагрузку при спуске и подъеме шлюпок.
3.6 лебедка спасательной шлюпки (lifeboat
winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема спасательной
шлюпки.
3.7 лебедка дежурной шлюпки (rescue
boat winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема дежурной
шлюпки.
Примечание – Далее
лебедка спасательной шлюпки и лебедка дежурной шлюпки называются «лебедка».
3.8 максимальная рабочая нагрузка (maximum
working load): Нагрузка, приложенная к спусковому устройству при спуске
полностью нагруженной шлюпки с максимально допустимой массой.
3.9 максимальная нагрузка при подъеме (maximum recovering load): Нагрузка, приложенная к спусковому
устройству при подъеме шлюпки с максимально допустимой для подъема массой.
Примечание – Это
определение относится к массе легко нагруженных спасательных шлюпок и к массе
полностью нагруженных дежурных шлюпок. Для спасательных шлюпок, которые также
используются для спасания людей в чрезвычайных ситуациях, определение 3.9,
относясь к массе укомплектованной шлюпки, включает в себя дополнительно массу
минимум 6 человек.
3.10 наименьшая нагрузка при спуске (lightest launching load): Нагрузка в спусковом устройстве при
спуске укомплектованной шлюпки с наименьшей массой, которая может быть
использована с данным устройством.
3.11 максимальное тяговое усилие лебедки (maximum working load of winch): Максимальное усилие в лопарях
на барабане лебедки при спуске и подъеме шлюпки.
3.12 грузоподъемность лебедки (hoisting
load of winch): Усилие в лопарях на барабане лебедки при подъеме груза с
максимально допустимой для подъема массой.
3.13 максимальная нагрузка на лебедке при спуске (maximum governing load): Усилие в лопарях на барабане лебедки
при спуске шлюпки с максимально допустимой массой.
3.14 угол наклона троса по отношению к оси барабана
лебедки (fleet angle): Угол между направлением
троса при выходе с барабана и плоскостью, перпендикулярной оси барабана.
5.4 Техническое обслуживание
5.4.1 Спусковое устройство необходимо проектировать с учетом необходимого минимального технического обслуживания в повседневных условиях.
5.4.2 Все детали, требующие периодического технического обслуживания экипажем судна, должны быть легкодоступными и пригодными для технического обслуживания. Все точки смазки необходимо периодически проверять и смазывать.
5.4.3 На борту судна следует иметь полный комплект инструкций по техническому обслуживанию, изданных изготовителем спускового устройства, чтобы использовать при всех операциях, связанных с осмотром, содержанием, техническим обслуживанием, регулировкой и наладкой.
5.4.4 Еженедельные и ежемесячные осмотры и техническое обслуживание следует проводить под непосредственным контролем помощника капитана судна в соответствии с инструкцией изготовителя спускового устройства.
5.4.5 Спусковые устройства шлюпок подлежат ежегодному освидетельствованию. При освидетельствовании необходимо провести динамическое испытание тормоза лебедки при спуске на максимальной скорости укомплектованной шлюпки на воду. Через интервалы, не превышающие пяти лет, следует проводить динамические испытания тормоза массой, в 1,1 раза превышающей максимальную нагрузку на лебедку.
5.4.6 Все осмотры, техническое обслуживание и ремонт, кроме еженедельных и ежемесячных осмотров и повседневного технического обслуживания, следует поручать представителю изготовителя или специалисту, подготовленному и аттестованному изготовителем.
5.4.7 Лопари должны поворачиваться концами через интервалы, не превышающие 30 мес, а также заменяться по причине старения или через интервалы, не превышающие пяти лет, с учетом того, что из вышеупомянутого наступит раньше.
5.4.8 Уполномоченный орган может установить вместо требований о поворачивании лопарей концами по 5.4.7 периодический осмотр лопарей, а при необходимости – их замену на новые по причине износа через интервалы, не превышающие четырех лет, с учетом того, что из вышеупомянутого наступит раньше.
5.4.9 Спусковые устройства шлюпок должны иметь хорошо видимые и стойкие к воздействию окружающей среды таблички с инструкциями по эксплуатации и техническому обслуживанию.
5.4.10 Спусковое устройство шлюпки должно быть снабжено средствами освобождения тормоза для проведения технического обслуживания.
6.2 Испытание шлюпочных лебедок
6.2.1 Процедура испытания опытного образца лебедки приведена в таблице 5.
Таблица 5
Вид испытания | Пробный груз | Процедура испытания | Критерий приемки |
1 Без нагрузки | Отсутствует | Работа в течение 10 мин | Плавный пуск и останов, легкое управление. Отсутствие повышенной температуры, шума, протечки масла |
Подъем вручную пробного груза на высоту 1 м (не менее двух раз) | |||
2 Подъем груза с использованием механического привода | Грузоподъемность лебедки | Подъем пробного груза на достаточную высоту. Измерение скорости подъема (не менее двух раз) | Плавная работа при легком управлении. Эффективная работа тормоза. Скорость подъема или эквивалент соответствуют требованиям таблицы 2 в 5.1.2.2 |
3 Опускание груза | Максимальная нагрузка на лебедке при спуске | Тормоз выключают с пробным грузом на достаточной высоте. Измеряют скорость спуска после опускания пробного груза на 3 – 4 м | Эффективная работа тормоза. Скорость опускания пробного груза или ее эквивалент в соответствии с данными таблицы 1 в 5.1.1.4 |
4 Динамическое испытание | 1,1 максимального тягового усилия лебедки | Тормоз выключают с пробным грузом на достаточной высоте. Резко включают тормоз, когда скорость спуска достигает максимума, а пробный груз опустится по меньшей мере на 3 м (повторяют не менее двух раз) | Эффективная работа тормоза. Опускание пробного груза после включения торможения не должно превышать 1 м |
Повторяют испытание, смочив поверхность тормоза, если он открытого исполнения | Опускание пробного груза после включения торможения может превышать в этом случае 1 м | ||
5 Статическое испытание | 1,5 максимального тягового усилия лебедки | Пробный груз вывешивают на трос, выходящий с верхнего слоя намотки барабана. Удерживают тормозом после опускания пробного груза по меньшей мере на один полный оборот барабана | Лебедка удерживает пробный груз. Отсутствуют признаки деформации или повреждения, которые могут нарушить работоспособность лебедки |
6 Подъем вручную (1) | Грузоподъемность лебедки | Пробный груз поднимают вручную на высоту 1 м | Плавная работа, соответствующая требованиям 5.2.12.2 |
7 Подъем вручную (2) | 1,5 массы оснастки | Быстро поднимают пробный груз вручную, если лебедка рассчитана на быстрый подъем | Плавная работа вручную, соответствующая требованиям 5.2.12.2, и скорость подъема отвечают проектным требованиям |
8 Осмотр лебедки | Вскрывают лебедку и производят осмотр | Отсутствуют признаки остаточной деформации или повреждения | |
Примечание – Суммарная дистанция спуска на всех испытаниях должна быть не менее 150 м. |
6.2.2 Процедура испытания лебедки на предприятии-изготовителе приведена в таблице 6.
Таблица 6
Вид испытания | Пробный груз | Процедура испытания | Критерий приемки |
1 Без нагрузки | См. пункт 1 таблицы 5 | ||
2 Подъем с использованием механического привода | См. пункт 2 таблицы 5 | ||
3 Спуск | Максимальная нагрузка на лебедке при спуске | Выключают тормоз и опускают пробный груз на достаточную высоту. Измеряют скорость, когда груз опустится на 3 – 4 м (повторяют не менее двух раз) | Эффективная работа тормоза. Скорость опускания или эквивалентное значение соответствуют данным таблицы 1 в 5.1.1.4 |
Нагрузка на лебедке при спуске укомплектованной шлюпки | |||
4 Динамическое испытание | 1,1 максимального тягового усилия лебедки | Выключают тормоз и опускают пробный груз на достаточное расстояние. Резко тормозят, когда скорость достигает максимума. Повторяют два раза после опускания груза на 3 – 4 м | Эффективная работа тормоза. Опускание груза после включения тормоза должно быть менее 1 м |
5 Статическое испытание | См. пункт 5 таблицы 5 |
В законодательстве Российской Федерации
Регистрацию и надзор в отношении маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России.
До 2017 года при регистрации судну присваивались регистрационные номера вида «Р 00-00 АА» для физических лиц, «РАА 00-00» для юридических лиц и «00-00 АА» для гребных и несамоходных судов; АА — двухбуквенный код региона регистрации с использованием кириллицы.
С 2017 года судам присваивается номер вида «ББ ЦЦЦЦ RUSXX», где Б — буквы русского алфавита, совпадающие по начертанию с латинским, Ц — цифра, XX — цифровой код региона, совпадающий с автомобильным (кроме Республики Крым, которой присвоен номер 91).
До 2012 года регистрации подлежали гребные лодки грузоподъёмностью более 100 кг, байдарки грузоподъёмностью более 150 кг, надувные лодки и катамараны грузоподъёмностью более 225 кг. В 2012 году был установлен иной критерий необходимости государственной регистрации в виде «Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л.с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров (29,5 фута), которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха».
ГИМС аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 регистовых тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт (5 и 74,78 л.с. соответственно) или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт (5 л.с.), водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.
Согласно статье 11.9 того же кодекса
В Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской федерации также указано:
Удостоверения на право управления маломерным судном
Согласно статье 11.8.1. КоАП (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 134-ФЗ):
С другой стороны, удостоверения на право управления беспарусной байдаркой на данный момент законодательством не предусмотрено, то есть получить его невозможно. Согласно разъяснению Начальника управления ГИМС В. В. Серёгина:
Но складывается практика, что инспекторами ГИМС считается нарушением управление байдаркой без удостоверения (пусть даже на другой тип маломерных судов) в зоне «внутренние водные пути» (ВВП), то есть там, где незнание правил судовождения опасно для других судоводителей.
Приказ № 423 от 21 июля 2009 года «О внесении изменений в правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, утверждённые приказом МЧС России.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 2944 Приводы гидравлические и пневматические и их элементы. Номинальные давления (ISO 2944, Fluid power systems and components – Nominal pressures)
ИСО 3828 Судостроение и морские сооружения. Палубные механизмы. Словарь терминов и обозначения (ISO 3828, Shipbuilding and marine structures – Deck machinery – Vocabulary and symbols)
ИСО 4413 Гидравлика. Общие правила и требования, касающиеся гидравлических систем (ISO 4413, Hydraulic fluid power – General rules and safety requirements relating to systems)
ИСО 4414 Пневматика. Общие правила и техника безопасности, касающиеся пневматических систем и их компонентов (ISO 4414, Pneumatic fluid power – General rules and safety requirements relating to systems)
МЭК 60092 (все части) Электрооборудование судов
(IEC 60092 (all parts), Electrical installations in ships)
МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемой корпусами (код IP) (IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code))