Чем опасен износ амортизаторов
Неисправность амортизаторов приводит к потере устойчивости машины на дороге: возникают заносы и крены, хуже работают тормоза. При такой нестабильной езде, быстрее изнашиваются шины, ломаются опоры, выходят из строя другие важные элементы подвески, что ведет к увеличению риска аварии.
При 50%-ном их износе, тормозной путь автомобиля увеличивается на 2 м (если машина движется со скоростью 50 км/час). То есть, изношенные амортизаторы так же опасны, как и неисправные тормоза.
Причинами ускоренного износа амортизаторов могут быть заводские дефекты, коррозия, скопление грязи, температурная и механическая деформация, неисправность других элементов подвески.
Признаками износа амортизаторов являются:
- раскачивание кузова при маневрах;
заносы на поворотах;
проседание задней части кузова при разгоне машины и передней части при торможении;
повышенная чувствительность к неровностям дороги;
неравномерный износ шин, «визг» при поворотах и торможении;
вибрирование руля в процессе движения авто;
частое включение антиблокировочной системы ABS.
О необходимости срочной замены амортизаторов говорит также появление подтеков масла на стойках.
Если наблюдается явный износ одного из амортизаторов (заднего или переднего), необходимо менять сразу оба баллона, поскольку они работают в паре, и их качество, скорее всего, ухудшается синхронно.
Специалисты советуют проводить диагностику амортизаторов через каждые 20.000 км пробега, причем, делать это следует в СТО, где есть для этого специальное высокоточное оборудование
Важно помнить, что водителю обычно сложно «на глаз» определить начальные признаки ухудшения работы амортизаторов
Какие амортизаторы лучше: газовые или масляные?
Тип амортизаторов | Достоинства | Недостатки |
Газовые | + Сохраняют амортизационные свойства при низких температурах + За счёт высокой жёсткости обеспечивают лучшую управляемость на большой скорости + Обладают заведомо более высоким рабочим ресурсом + Эффективный теплоотвод, предотвращающий возникновение кавитации + Обеспечивают работу как на разжим, так и на сжатие (двухкамерная конструкция) + Не подвергается сильному крену при наборе скорости и торможении | – Высокая стоимость – Усложнённая конструкция, в сравнении с жидкостными амортизаторами – Низкие показатели комфортности (пригодны исключительно под гоночные состязания и езду по ровным дорогам) – Выход из строя одной из двух камер спровоцирует поломку амортизатора в целом |
Масляные (гидравлические) | + Мягче, чем обеспечивают более комфортабельную езду по неровным дорогам + Высокая распространённость на вторичном рынке + Запаса прочности хватает на пробеги от 20 тысяч километров + Довольно дешёвые, в сравнении с газовыми амортизаторами + Просты конструктивно и в ряде случаев ремонтопригодны | – Предрасположены к кренам из-за действия только на сжатие – Теряют характеристики при перегреве рабочего тела, проявляется эффект кавитации, разрушающий металл и манжету – При попадании вовнутрь воздуха рабочие кондиции амортизаторов ухудшаются в разы |
Амортизатор газовый: особенности
Прежде всего, чтобы лучше понимать, что такое газовый амортизатор, необходимо обратить внимание на общий принцип работы этого элемента в целом. Начнем с того, что амортизаторы бывают однотрубными и двухтрубными
Первым на автомобили стали устанавливать двухтрубный масляный амортизатор или амортизатор гидравлический.
Данное решение самое дешевое и простое в плане конструкции. Среди основных компонентов можно выделить:
- корпус в форме цилиндра;
- рабочий цилиндр;
- клапан сжатия, встроенный в рабочий цилиндр;
- поршень и клапан обратного хода, интегрированный в поршень;
- шток и кожух;
Если коротко, рабочий цилиндр находится в корпусе амортизатора, выступающим резервуаром. Резервуар заполнен маслом. В свою очередь, поршень присоединен к штоку и находится в рабочем цилиндре.
Работает масляный амортизатор на сжатие таким образом, что поршень и шток смещаются вниз, вытесняя масло через клапан прямого хода из рабочего цилиндра. Далее масло попадает в корпус. В свою очередь воздух в верхней части резервуара незначительно сжимается. Если же рассматривать работу на отбой, поршень движется обратно работе на сжатие, пропуская через клапан обратного хода масло из корпуса обратно в рабочий цилиндр.
Казалось бы, решение простое и эффективное, однако на деле во время работы гидравлической стойки масло активно нагревается и плохо остывает. Результат — происходит вспенивание горячего масла, качество работы амортизатора ухудшается, сами такие стойки активно «потеют», масло постепенно вытекает.
Чтобы частично решить проблему, был разработан двухтрубный газовый амортизатор. Так вот, на деле это не газовые амортизаторы, как многие ошибочно полагают, а газо-масляные (стойки газомаслянные). При этом в плане конструкции от гидравлической стойки отличий нет. Единственная особенность — в полости корпуса амортизатора закачан газ вместо воздуха. Обычно таким газом является азот.
Использование газа позволяет уменьшить интенсивность вспенивания масла, при этом газомасляные стойки все равно нагреваются, так как проблема нагрева масла никуда не делась. В свою очередь, шток газонаполненного амортизатора всегда немного «выталкивается» наружу, в отличие от масляного.
Теперь перейдем непосредственно к однотрубному газовому амортизатору. На самом деле, именно они по праву могут называться теми самыми газовыми амортизаторами, однако, даже в данной конструкции все равно присутствует масло.
Конечно, масло не имеет контакта с газом, а сама конструкция такой стойки несколько иная. Устройство однотрубного газового амортизатора включает в себя следующие составные компоненты: корпус, шток и поршень, соединенный со штоком. Также поршень имеет два клапана (клапан прямого и обратного хода). Также имеется поплавок-поршень, который отделяет масло от газообразного наполнителя.
Если рассмотреть конструкцию, в таком амортизаторе нет рабочей камеры, вместо нее задачу выполняет сам корпус амортизатора. Фактически, однотрубный амортизатор разделен на две камеры посредством поплавка-поршня. Нижняя часть корпуса заполнена азотом под высоким давлением, тогда как в верхней части находится масло. В этом масле работает шток с поршнем. С учетом того, что рабочая камера отсутствует, клапан прямого хода находится прямо на поршне возле клапана отбоя.
Данная конструкция позволяет закачать в тело амортизатора достаточно много масла и газа, при этом сам размер корпуса не меняется. Такая конструкция позволяет избежать нагрева масла, разделение газа и масла исключает его вспенивание, амортизатор стабильно работает на разных режимах.
Если говорить о минусах, как передние амортизаторы, так и задний амортизатор однотрубный отличаются достаточно большой жесткостью изначально. Более того, газ все равно нагревается во время работы стоек, что дополнительно увеличивает жесткость. Также, если корпус будет замят, поршень заклинивает внутри однотрубного амортизатора и стойка перестанет работать.
Топ российских
Несмотря на множество противоречивых мнений, российские амортизаторы тоже имеют хорошее качество. Они подходят большинству марок и имеют приемлемую стоимость. В представленном рейтинге собраны компании, чья продукция не уступает по качеству зарубежным фирмам.
СААЗ
Во времена активного развития промышленности, Скопинский завод стал одним из лучших по производству запчастей. Сегодня компания является лидером на рынке автомобильных деталей. Продукция изготавливается на технологичном оборудовании с применением системы контроля
Даже европейские производители не смогли не обратить внимание на отечественный СААЗ. Главным преимуществом выпускаемых деталей является их ремонтопригодность
БелМаг
Амортизаторы от Белмаг понравятся водителям, которые не любят ездить по бездорожью и предпочитают спокойную езду. Комфортную эксплуатацию обеспечивает двухтрубная конструкция с масляным наполнением. Запчасти стали хорошей альтернативой заводским деталям от АвтоВаза. Они подходят даже для НИВЫ, хотя машина предназначена для эксплуатации в сложных условиях. Кстати, компания поставляет стойки не только «своим», но и отправляет их на конвейеры Ниссан, Рено и Датсун. Это еще раз доказывает, что амортизаторы имеют достойное качество.
FENOX
Амортизаторы FENOX довольно популярны на российском рынке. В ассортименте есть газомасляные и масляные варианты. Они надежные и качественные, обеспечивают безопасность на дороге и комфортное вождение. Однако эффективность снижается при сильных нагрузках. При езде по дорогам России амортизаторы выдерживают до 80 тыс. км рабочего ресурса. Таким образом, запчасти FENOX могут использоваться в отношении отечественных моделей марок авто и для популярного Рено Логан.
TRIALLI
Компания TRIALLI предлагает запчасти среднего и дорогого ценового сегмента. Товары пользуются спросом не только в России, но и на территории Америки и в Европе. Передние и задние амортизаторы бренда устанавливают на машины Рено Дастер, Шевроле Ниву и на Lada. К сожалению, на рынке встречаются подделки. Оригинальные демпферы представлены двумя линейками – масляными и газовыми амортизаторами. К их преимуществам относят многоуровневую систему обработки штока, многокромочное уплотнение и применение масла высокой степени очистки.
Какие амортизаторы бывают
Какие виды амортизаторов бывают и как они классифицируются? Какие амортизаторы и на какие автомобили можно устанавливать? Все амортизаторы подразделяются на двухтрубные и однотрубные. И те и другие могут быть масляные, газомасляные и газовые. Но здесь можно немного оговориться.
Эти три вида скорее всего маркетинговый ход производителей амортизаторов или просто удобство их как то различать. В каждом из них есть в каком то объеме масло или иная жидкость (производители не стоят на месте), которая выполняет роль рабочего тела. А вот газ, это в основном азот (или другой инертный газ), присутствует именно в двух последних. Разберемся, чем же они различаются.
Газомасленный амортизатор
Как я уже писал сверху это всего лишь подтип газовых, но их почему то упорно выводят в отдельный вид, хотя это не правильно.
Здесь конструкция уже значительно отличается от двух первых предшественников – все дело в том, что это так называемый «двухтрубный амортизатор«.
В одной камере располагается также масло и поршень со штоком, он также имеет обратные клапана. Внизу в камере есть еще один похожий на поршень элемент, он также имеет обратные клапана, вот только он соединяет первый контур и второй, в котором закачен воздух под средним давлением, около 3 атмосфер.
На стадии сжатия поршень давит на масло, оно проходит через клапана, а также заходит в резервную камеру с воздухом.
НА стадии разжатия, шток начинает идти вверх, что создает небольшое вакуумное усилие в первой камере, и тогда из второй камеры с воздухом, заходит масло которое туда зашло на такте сжатия. Таким образом, масляная камера всегда остается в масленом пространстве, а весь воздух всегда отводится во вторую камеру.
Газомасленные варианты, более комфортны на дорогах (чем просто газовые), но менее комфортны чем масляные, также они прекрасно сглаживают крены, намного лучше, чем масляные варианты. Их можно назвать «золотой серединой».
Плюсы
- Умеренная комфортность на любой поверхности
- Отвод тепла и воздуха из рабочей камеры
- Практически не перегреваются
Минусы
- Стоят дороже (если сравнить с масляными вариантами)
- Сложнее конструкция
- Ресурс меньше чем у собратьев, из-за двух камер
Не смотря на то, что этот вариант дорогой, его можно назвать «золотой серединой» именно он прекрасно держит дорогу и дает умеренное комфортное движение, то есть «эффекта телеги» здесь не будет. Как я считаю, именно двухтрубные газовые подходят для большинства современных автомобилей в городе.
Сейчас небольшое видео, смотрим
Как вы считаете, какие амортизаторы лучше масляные или газовые?
НА этом заканчиваю, читайте и смотрите наш АВТОБЛОГ.
(16 голосов, средний: 4,25 из 5)
Похожие новости
ГУР (гидроусилитель) или ЭУР (электроусилитель) руля. Что лучше .
Передний или задний привод. Что лучше и надежнее, основные отлич.
Устройство шаровой опоры. Как она работает и где находится в авт.
Как и любая другая деталь в автомобиле, независимо от качества, амортизаторы выходят из строя, имеют свой срок службы и требуют замены. Многие автовладельцы понимают их предназначение и функциональные характеристики, но далеко не все могут определить, какая неисправность амортизаторов имеется на авто.
Стоит отметить, что амортизаторы используются не только в качестве дополнительных элементов подвески, которые улучшают комфорт. Правильный выбор влияет на безопасность, управляемость, тормозной путь и скоростные характеристики. Не стоит пренебрегать услугами диагностики специализированных сервисных центров, придерживаться регламентируемых сроков ТО и замены деталей.
1 Kayaba
Молодая, но потенциально очень сильная компания, снабжающая амортизаторами около 80% китайского рынка, а также поставляя товар на европейские и американские автомобили. В своей стране широко используются в машинах марки «Мазда», «Хонда» и практически всех «Тойта» (за исключением «Камри» и «РАВ-4»).
Со времён основания боссы компании хотели отхватить кусок рынка побольше, поэтому запустили сразу несколько конвейерных линий для производства дорожных и спортивных амортизаторов. В общем же номенклатура серий выглядит следующим образом:
- Exel-G – газомаслянные амортизаторы для городских дорог, отличающиеся повышенной управляемостью и минималистичным комфортом (для тех, кто любит «понаваливать» в черте города);
- Premium – серия масляных амортизаторов повышенной комфортности;
- Gas-a-Just – усиленные однотрубные задние амортизаторы, подходящие для популярного японского дрифта;
- Ultra SR – облегчённая серия спортивных демпферов для обеспечения лучшей устойчивости авто;
- AGX – регулируемый газовые амортизаторы спортивного типа, которые можно подогнать под стиль вождения;
- MonoMax – газомаслянная серия, работающая под высоким внутреннем давлением. Минимум комфорта и максимум управляемости в отсечке.
Виды амортизаторов по исполнению
В зависимости от своего исполнения амортизаторы могут выполняться масляными или газовыми, одно или двухтрубными. В последние годы также появился спрос на газомасляные амортизаторы, которые отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками, они долговечны и надежны. При этом выбор амортизаторов в зависимости от их исполнения будет зависеть от конкретного автомобиля.
Однотрубные газовые
Однотрубные амортизаторы выполняются газонаполненными, они имеют лишь один цилиндр, в нижней части которого располагается камера, с газом под давлением около 3 мегапаскалей. К преимуществам таких амортизаторов относят их хорошее охлаждение, стабильность и прекрасное демпфирование. Такие лучшие амортизаторы прослужат вам на протяжении многих лет. Если же говорить о недостатках, то следует отметить их посредственную устойчивость к различным механическим воздействиям, а также существенную длину амортизатора.
Двухтрубные масляные
Двухтрубные масляные амортизаторы имеют две трубы полости, которые заполнены специальным маслом. Шток перемещается с поршнем по внутренней полости, которая сообщается с внешней трубой, также заполненной маслом. Такие амортизаторы имеют компактные размеры, они устойчивы к механическим повреждениям, а благодаря невысокому давлению жидкости существенно продлевается их срок службы.
Двухтрубные газовые
Двухтрубные газовые амортизаторы также отличаются компактными размерами, они устойчивы к механическим повреждениям. Особенностью амортизаторов такого типа является тот факт, что колёса постоянно прижаты к дороге, что обеспечивает прекрасную управляемость автомобиля. Неудивительно, что амортизаторы этого типа сегодня пользуются популярностью у владельцев спортивных автомобилей, где важна хорошая управляемость на высоких скоростях.
Газомасляные
Газомасляные амортизаторы сочетают преимущества газовых моделей, они компактны, устойчивы к механическим повреждениям, при этом имеют куда более доступную стоимость. Последнее и сделало их достаточно популярными у автовладельцев, которые по достоинству оценили их отличные эксплуатационные характеристики и доступный уровень цен. Сегодня можно подыскать такие газомасляные амортизаторы для различных автомобилей, как для бюджетных авто, так и для спортивных моделей. Универсальной рекомендации, какие стойки амортизаторов лучше для автомобиля нет, необходимо, в том числе учитывать состояние дорог и манеру езды водителя.
Лучшие масляные подвески
Водителям, которые часто ездят по бездорожью, неровным и плохим дорогам, подойдут масляные демпферы. Они отлично адаптируются к условиям езды, обеспечивая водителя комфортом, имеют простую конструкцию и подлежат недорогому ремонту. Но при всех своих достоинства имеют один недостаток. Мягкие масляные амортизаторы — хорошие помощники в теплые времена года. В морозы состав густеет, что снижает амортизационные качества. Мы выяснили, какие амортизаторы лучше покупать.
BOGE Automatic — лучшее сочетание качества, надежности и цены
Рейтинг амортизаторов: лучшие стойки и их характеристики
Водители ставят мягким германским демпферам из серии Автоматик 10 звезд из 10, эксперты 9.5. Подвеска обеспечивает плавную и ровную езду. Производитель заявляет, что эта серия устройств разработана для максимального повышения качества и комфорта езды. Цель достигнута. Водители отмечают, что стойки фирмы Boge надежны, имеют увеличенный срок службы и устойчивы к низким температурам. Они не теряют своих амортизационных качеств даже при -35С.
Плюсы Boge Automatic:
- доступная цена;
- прочность конструкции (использована точечная сварка);
- представлены модели для большинства популярных марок авто;
- срок службы;
- ремонтопригодность.
Если выбор амортизаторов привел к моделям серии Automatic от Boge, то на их покупку придется потратить в среднем 2 057 -2980 рублей. Цена зависит от точки продаж.
Минусы:
- не подходят для агрессивной езды;
- представлены не во всех магазинах.
Эксперты отмечают, что установка на автомобиль Boge Automatic существо влияет на управляемость. Транспортное средство лучше ведет себя на дорогах.
Monroe Radial-Matic — отличный рабочий ресурс, демпфирующие характеристики
Рейтинг амортизаторов: лучшие стойки и их характеристики
В рейтингах производителей амортизаторов компания из США всегда занимает лидирующие позиции, но она больше популярна у европейских покупателей, чем у водителей из стран бывшего союза. Причина в низком эксплуатационном ресурсе. При езде по относительно плохим дорогам подвесок хватает всего на 20 000 км. Поэтому водители ставят этой серии мягких демпферов 9.2 звезды, а эксперты 8 звезд. Производитель рекомендует устройства для езды по ухабистым трассам, но тест драйвы показали, что при такой эксплуатации ресурс сокращается в двое.
Плюсы Monroe Radial-Matic:
- великолепное качество сборки;
- приемлемая цена;
- двухтрубный механизм;
- наличие защиты от коррозии;
- использованы клапанные двойные диски.
Если, решая вопрос, какие амортизаторы выбрать и поставит на авто, выбор пал на модели Radial-Matic от бренда Monroe, то потратить придется от 2 050 до 2 650 рублей. У официальных дилеров покупать дешевле.
Минусы:
- сложность ремонта из-за инновационной конструкции;
- полный ресурс подвеска расходует только при езде по ровным дорогам без ям и ухабов.
Не все производители стоек амортизаторов выпускает устройства, которые могут гарантировать высокую устойчивость автомобиля и легкую его управляемость. Бренд Monroe может, что доказывает серия Radial-Matic.
Miles — доступная цена, высокий эксплуатационный ресурс
Рейтинг амортизаторов: лучшие стойки и их характеристики
Демпферные системы компании представлены на рынке стран СНГ не так давно, да и в рейтингах стоек амортизаторов производитель принимает участие не так часто, как предыдущие два бренда. Но в последние 3-5 лет продукция Miles стала необычайно востребована у владельцев российских авто. Секрет успеха — устойчивость демпферов к механическим нагрузкам и морозам. Водители ставят товарам компании 8.5 звезд, эксперты согласны с их оценкой. Бренд ориентирован на выпуск технологичной продукции.
Плюсы масляных стоек Miles:
- переносят морозы до -40С;
- бесшовная труба цилиндра увеличивает устойчивость к нагрузкам;
- устойчивость к коррозии (хромированные детали);
- уплотнители из каучука;
- использовано масло со специальными присадками против вспенивания, аэрации.
Многие водители, решая вопрос, какой фирмы амортизаторы лучше покупать на авто отечественного производства, отдают предпочтение Miles. В среднем за демпферную систему бренда придется заплатить от 1 300 до 1 980 рублей.
Минусы:
- передние амортизаторы не выдерживают экстремальной езды;
- не во всех магазинах есть продукция бренда.
Тест-драйв подвесок доказал превосходную управляемость и устойчивость автомобиля на дорогах с ухабами и ямами.
Какой фирмы амортизаторы лучше?
Российский рынок амортизаторов для иномарок с долей основных игроков 10 и более процентов по данным журнала “Автоинструкция” представлен несколькими известными фирмами (диаграмма на рисунке выше):
- KYB (Каяба) – 35%;
- Boge (Боге) – 16%;
- Fenox (Фенокс) – 15%;
- Monroe (Монро) – 14%;
- Bilstein (Бильштайн) – 11%;
- Другие фирмы – 9%.
Интересно, что при опросе сервисных центров, проведенном изданием «Кузов», на предмет рекомендаций профессионалов по выбору производителя качественных амортизаторов, картина получилась несколько иная.
Рейтинг амортизаторов, рекомендуемых механиками независимых СТО г. Москвы
При бесспорном лидерстве таких фирм, как KYB, Bilstein и Boge, профессионалы только в 5% случаев советуют Monroe, хотя рыночная доля этой фирмы почти втрое выше. И практически не рекомендуют белорусский бренд Fenox, доля продукции которого весьма значима – 15%.
Чтобы разобраться, какие амортизаторы лучше поставить, необходимо кратко остановиться на характеристиках ведущих игроков российского рынка.
- KYB (Каяба) – продукция японского концерна популярна не только в России, но и в Европе благодаря высоким показателям качества и надёжности при относительно невысоком уровне цен. Амортизаторы этой фирмы можно встретить на конвейерах известных европейских автопроизводителей. Газомаслянный амортизатор серии Ultra SR пользуется особой популярностью у российских любителей спортивной езды;
- Bilstein (Бильштайн) – всемирно известная немецкая компания, выпускающая амортизаторы более 50 лет. Именно здесь была разработана конструкция однотрубного газонаполненного амортизатора. Продукция Bilstein устанавливается на европейские премиум-бренды: BMW, Porsche, Mercedes, Ferrari, Maseratti, Jaguar;
- Boge (Боге) – бренд принадлежит концерну ZF Friedrichshafen AG (Германия) – одному из старейших в мире производителей амортизаторов. С недавнего времени отошел к другой известнейшей торговой марке – SACHS и теперь однотипная продукция выпускается под двумя торговыми марками. Продукция концерна покрывает более 90% номенклатуры мировых автопроизводителей. На российском рынке предоставляется гарантия 1 год независимо от пробега;
- Monroe (Монро) – американская компания, продукция которой является, наверное, смой известной в Европе и предназначена для 99% выпускаемых в мире марок и моделей машин. Последние разработки Monroe – газовые амортизаторы серии Sensatrac обеспечивают высокие показатели управляемости и мгновенную реакцию на изменяющиеся условия движения;
- Koni (Кони) – амортизаторы – это единственный вид продукции голландской компании на протяжении почти 70 лет. Главная отличительная особенность амортизаторов Koni – возможность регулировать параметры жёсткости, адаптируя автомобиль, как к внешним условиям, так и к индивидуальным особенностям водителя и манере управления машиной.
Но все ли крупные производители амортизаторов широко представлены на российском рынке? На рисунке ниже – первые шесть игроков этого рынка в США по данным опроса издания Ranker.
Первая тройка состоит из участников российского рейтинга. А вот продукция американской Fox Racing и шведской Ohlins специфическая – она предназначена для мотоциклов, квадроциклов и внедорожников. Американская Rancho Suspension в России достаточно известна и специализируется на поставках продукции для популярных в США пикапов и больших внедорожников. А несколько лет назад Rancho была приобретена концерном Tenneco, владеющим в свою очередь торговой маркой Monroe.
Таким образом, первая тройка фирм-производителей амортизаторов c высокой репутацией для России – это KYB, Monroe и Bilstein.
Что касается объективных характеристик, обеспечиваемых амортизаторами и влияющими на безопасность, управляемость и комфорт автомобиля, выглядят они по данным самих производителей следующим образом.
Тормозной путь на скорости 40 км/час:
- Bilstein – 8,0 метров;
- Monroe – 8,5 метров;
- KYB – 9,0 метров.
Отличия довольно существенные, если помнить, что в критической ситуации бывают важны сантиметры тормозного пути.
Снос задней оси на 90° (режим крутого поворота):
- Bilstein – 59 км/час;
- Monroe – 52 км/час;
- KYB – 48 км/час.
Испытания на плавность хода (характеристики, тесно связанной с субъективным ощущением комфорта) и курсовую устойчивость проводятся применительно к каждой конкретной модели автомобиля, поэтому и сравнивать амортизаторы разных производителей можно только для конкретных машин.
Интересно, что такие испытания иногда дают парадоксальные результаты: маститые фирмы могут проиграть аутсайдерам, как по отдельным показателям, так и по совокупным результатам испытаний.