Как выбрать покрышку для мотцикла и правильная эксплуатация шин

Зашифрованная информация

Самыми большими буквами на изделии пишется имя производителя (бренд) и название модели. Следующей по размеру идет «колбаса» из цифр и букв латиницы, сообщающая ширину, высоту профиля, диаметр обода, для которого предназначена шина, ограничение по весу на ось (зад/перед), и на скорость, до которой можно разгоняться на этой резине. Чуть мельче – страна-производитель, сертификат, сведения о материале, конструкции. Дальше «мелким шрифтом» указывают не менее важные свойства, которые мы тоже рассмотрим отдельно.

Индекс и типоразмер в метрическом формате

Сразу отмечу самую распространенную ошибку в чтении индекса типоразмера резины: буква R – это не «радиус», как полагают некоторые мото и автовладельцы. Эта буква означает модель «radial» и указывает на радиальное направление внутренних армирующих слоев каркаса у этой покрышки. Есть две основных конструкции – радиальная – когда слои корда идут поперек мотошины, и диагональная – когда они перекрещиваются.

Не видите в индексе букву «R», а видите пропуск, или «В» – значит резина диагональная, а если неподалеку написано «reinforced» или «reinf» – то еще и усиленная дополнительным слоем корда.

Типоразмер

«Колбаса из букв и цифр», например, 120/70 ZR17 (73W) TL, расшифровывается как:

  • 120 – общая ширина шины в миллиметрах (по боковой части, не по протектору).
  • 70 – полная высота профиля, выраженная в процентах от ширины (70% от 120).
  • Z – индекс (необязательный), указывающий, что что шина может эксплуатироваться на скорости свыше 240 км/ч.
  • R – радиальная конструкция каркаса мотопокрышки.
  • 17 – посадочный диаметр закраины (для обода какого диаметра предназначена покрышка).
  • 73W – индекс максимальной нагрузки и скоростного режима (73 и W в соответствующих таблицах равно 365 кг и 270 км/ч).
  • TL – тип tube less – бескамерная мотошина.

Направление вращения

Стрелка со словами «wheel rotation» жестко регламентирует, куда должна крутиться шина в процессе эксплуатации. Если на борту присутствуют буквы ND (non directional) – ее можно ставить в любую сторону.

Front или Rear

Если производитель четко ограничивает место установки мотошины – он пишет на ней «Front», для переднего или «Rear» – для заднего. Без этой маркировки резину можно ставить с любой стороны.

Тип TL или TT

TL или tube less – как мы уже расшифровали ранее – бескамерная. TT– означает tube type, или «рассчитанная на использование камеры».

Другие обозначения

  • XL (extra load) – допускает повышенную нагрузку.
  • SAG (super all grip) – внедорожная, повышенной проходимости.
  • NHS (not highway service) – не предназначенная для езды по магистрали (для большой скорости).
  • SL (limited service) – ограниченные условия эксплуатации (спортивная).

Расшифровываем метрическую маркировку мотошин

Это стандартная метрическая система маркировки, которая встречается на абсолютном большинстве мотоциклетных и автомобильных моделей. Она располагается рядом на одной дуге и первой бросается в глаза при взгляде на любую покрышку.

В качестве примера возьмем такой: 180/60 ZR16 74W TL. Все элементы идут в строгом порядке – один за другим, так что расшифровка не должна вызвать сложностей. Разберем каждое обозначение:

  • 180 – ширина профиля от одного края покрышки до другого, выраженная в миллиметрах;
  • 60 – высота профиля в процентном соотношении к ширине. Эта цифра может отсутствовать, если ширина выражена в дюймах.
  • Z – так обозначается высокоскоростная шина, которую можно использовать на скорости выше 240 км/ч.
  • R – радиальный тип конструкции. B или «–» означает диагональную конструкцию.

Разница между ними в способе «шитья», который используется в каркасе. Если текстильные нити протянуты по диагонали от одного обода к другому с перехлестом, то это диагональная резина. В ней может быть только четное количество слоев, чаще всего встречается четыре. В радиальной модели нити идут перпендикулярно направлению движения – от обода к ободу, и слоев у нее под протектором гораздо больше. Последнее делает радиальную моторезину куда более безопасным видом – она лучше цепляется за трассу и более стабильно ведет себя под нагрузкой, меньше деформируется и лучше сопротивляется износу. Однако ее очень сложно чинить в отличие от диагональной резины, которая легче поддается ремонту и обладает куда более крепкими боковинами.

  • 16 – посадочный диаметр, выраженный в дюймах. Он должен соответствовать тому же значению на диске.
  • 74 – индекс нагрузки, т.е. максимальный вес для одного колеса, при котором оно способно правильно выполнять свои функции с учетом рекомендованного давления внутри (см. в руководстве по эксплуатации байка или табличку на раме). В нашем случае индексу 74 соответствует 375 кг веса на одно колесо.

Все индексы нагрузки см. в таблице:

Индекс нагрузки кг
60 250
61 257
62 265
63 272
64 280
65 290
66 300
67 307
68 315
69 325
70 335
71 345
72 355
73 365
74 375
75 387
76 400
77 412
78 425
79 437

W – индекс скорости, т.е. с какой максимальной скоростью шина может сохранять свои сцепные свойства, прочность и стабильность хода. В нашем случае индекс W советует 270 км/ч.

Все возможные индексы скорости есть в таблице, которая едина для всех видов маркировок:

Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч
A 40
B 50
C 60
D 65
E 70
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
W 270
Y 300
VR >210
ZR >240
(W) >270
Z >300

Ремонт – только для того, чтобы добраться до дома

Последствия внезапной потери давления в шине мотоцикла гораздо более серьезны, чем в случае с автомобилем, поэтому стандарты для шин мотоцикла более строгие. По мнению некоторых производителей, отремонтированные материалы уже не имеют тех параметров, которые имели вначале, поэтому ремонт шин должен быть только временным, а максимальная скорость на такой резине не должна превышать 120 км/ч. После такого случая, по возращению домой, рекомендую сразу же заказать новую шину! Я уверяю, что потраченные деньги будут ничем по сравнению с месяцами, проведенными в реанимации – в случае аварии!

Весьма приятным аспектом замены старых шин на новые является ощущение, что мотоцикл работает намного лучше.

Шины для шоссейно-кольцевых гонок

Классификация мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок практически не отличается от классификации мотоциклов для кроссовых и многодневных соревнований: классы до 50 см3, до 125 см3, до 175 см3, до 250 см3, до 350 см3, до 500 см5, до 650 см3.

Двигатели гоночных мотоциклов имеют более высокую мощность, чем двигатели кроссовых мотоциклов (в одних и тех же классах), а характер трассы позволяет развивать на гоночных мотоциклах очень высокие скорости.

В свою очередь максимальная скорость мотоцикла и его способность к быстрому разгону в значительной степени зависят от размера применяемых шин.

Учитывая, что мотоцикл движется за счет силы тяги Рт, возникающей под действием подводимого к ведущему колесу крутящего момента Мкр и зависящей от радиуса качения Rк (следовательно, от размера шины), рассмотрим тяговый баланс мотоцикта.

При движении по прямой с некоторым ускорением общее сопротивление движению мотоцикла будет равно сумме сопротивлений:

Поскольку все сопротивления движению мотоцикла преодолеваются тяговым усилием на ведущем колесе, уравнение тягового баланса будет иметь вид:

В случае установившегося движения (движение без ускорения) получим:

На рисунке в координатах Р—V дан график избыточной силы тяги. Из графика видно, что максимальное значение сопротивления движению соответствует наибольшему значению избыточной силы тяги (точка а касания прямой Рд и кривой Pт—Pв. Координаты точки а дают максимальные значения скорости движения и величины избыточной силы тяги.

Очевидно, величина избыточной силы тяги будет иметь максимальное значение (при постоянных условиях движения — обтекаемость мотоцикла, сила ветра и т. п.) при наибольшем значении тягового усилия на ведущем колесе.

Ранее было показано:

Тогда

Учитывая, что Мдв = 716,2 * Nдв/nдв, получим:

Допустим, что мотоцикл имеет мощность двигателя Nдв, развивает максимальную скорость Vмакс при числе оборотов двигателя пд, причем в этом случае тяговое усилие на ведущем колесе Рт.

При установке на этот же мотоцикл на заднее (ведущее) колесо шины большего размера (по диаметру) увеличится радиус качения Rк. Крутящий момент Мкр в этом случае сможет развить силу тяги Рм < Рт и, следовательно, снизится максимальная скорость движения.

Установка же шины меньшего размера приводит к появлению запаса избыточной силы тяги, поэтому максимальной скорости можно достигнуть, но увеличением числа оборотов двигателя. Однако в этом случае обороты двигателя могут превысить свое максимально допустимое значение, что вызовет его разрушение. Кроме того, большой запас избыточной тяговой силы приводит к повышенному проскальзыванию в зоне контакта шины с дорогой, а следовательно, к ухудшению устойчивости мотоцикла.

Если при установке меньшей по размеру шины оптимальные динамические параметры мотоцикла можно восстановить изменением (уменьшением) передаточных отношений коробки перемены передач (КПП) — iк и главной передачи — iт, то при установке шины большего размера изменением передаточного числа можно восстановить только максимальную скорость.

Большое влияние на динамические качества мотоцикла, особенно на его приемистость, оказывает масса шины.

При разгоне мотоцикла общая сила сопротивления разгону равна сумме сил:

Из формулы видно, что масса шины существенно влияет на величину силы, определяющей ускорение вращения колес. Чем меньше масса шины, тем меньше потребуется сила Pjк и, значит, меньше будет общее сопротивление разгону.

Таким образом, из вышеизложенного ясно, что габариты и масса шин оказывают существенное влияние на динамические качества мотоцикла

Особенно важно это для гоночных мотоциклов

Возраст не портит шину

«Старая точка», означающая неделю и год выпуска шины, является предметом многих дискуссий в Интернете. У меня есть друг, который каждый день ездит на спортивном мото и любит надевать старые, поношенные шины, которые раньше использовались на трассе, утверждая, что в середине у них много «мяса», но все же он в основном ездит по городу. К сожалению, проскальзывание заднего колеса в повороте и впечатляющий колокол не связаны с шиной без «мяса» по бокам и все же работают, но некоторые не поддаются реформированию.

Для тех, кто беспокоится за свою жизнь, объясняю: новая шина со «старой точкой», лучше чем та, которая вышла с завода на прошлой неделе, но была сорвана с трассы. Почему? Потому что шины в магазинах стареют в 17 раз медленнее, чем при использовании. Инженеры из Metzeler провели сравнительные испытания на трассе новых и 5-летних шин, хранящихся в правильных условиях. Оказалось, что различия в достигнутых результатах настолько минимальны, что можно с уверенностью сказать, что возраст шин не повлиял на них. Поэтому прежде чем надеть на свой мот «идеальные стимуляторы из Германии», даже если на первый взгляд они выглядят неиспользованными, cпросите о них, потому что вы никогда не можете быть уверены, откуда они взялись. Может быть, они были вовлечены в аварию, и каркас был деформирован. А может быть, они были отремонтированы, либо, возможно, им просто не хватает протектора по бокам.


Маркировка шин, инфографика

Принципы подбора

Ещё несколько слов о том, как следует поступать при покупке шин для мотоциклов. Прежде всего, следует смотреть на размерность колёс, которая указана в инструкции по эксплуатации вашей техники. Отходить от рекомендованной размерности шин мотоцикла крайне нежелательно — на высокой скорости такое колесо может самопроизвольно разрушиться, что приведёт к серьёзной аварии с тяжёлыми последствиями. Единственным исключением является приобретение дисков нестандартной размерности при тюнинге двухколёсной техники. Маркировка мотошин также может подсказать, из скольких слоёв состоит корд резины и какие материалы применялись при его изготовлении, хотя такая информация заинтересует не каждого мотоциклиста.

Индекс скорости мотошин полностью аналогичен автомобильному — он представляет собой букву, которая проставляется после размерности. Наиболее популярные варианты — P (150 км/ч), V либо ZR (240 км/ч)

Если вас интересует жёсткость мотоциклетных шин, стоит обратить внимание на индекс, который следует после буквы К — он варьируется от 0 до 2, что соответствует мягкой и умеренно жёсткой резине. В случае с гоночными колёсами индекс жёсткости проставляется после букв RS — он изменяется в пределах 1–3, что в этот раз означает колёса средней жёсткости и очень жёсткую резину

Типы шин для мотоциклов

Особо опасный вид транспорта, мотоцикл – это довольно сложная система

Поэтому так важно, чтобы все его детали и механизмы работали очень надежно. И шины для мотоциклов считаются одними из самых важных элементов данного транспорта.Мото шины делятся на два типа и существенно различаются между собой:

Диагональные шины

Чаще всего используются в тяжелых мотоциклах. В диагональных шинах каркас состоит из перекрестных слоев корда. Слои направляются от одного борта к другому диагональным способом. Слои корда в них перекрестные.

Радиальные шины

Предназначены для мотоциклов спортивных. Слои корда в них расположены под углом в девяносто градусов к направлению вращения шины.

Разработчики шин в своей работе сталкиваются с очень сложными и порой противоречивыми задачами. Во-первых, шины для мотоциклов не должны скользить. Мощность двигателя должна передаваться этими шинам достаточно эффективно. Во-вторых, изнашиваться покрышки должны с минимальной скоростью и равномерно. Шины выбираются для конкретных условий их использования. И выбирая их, чем-то нужно жертвовать.

Изготовители покрышек все рассчитали и нам предлагаются уже готовые решения для каждого конкретного случая.

Гоночные шины.

Эта резина для мотоциклов, которая используется для соревнований. Поэтому продукт этот узкоспециализированный. Поверхность ее гладкая без каких-либо рисунков, потому что контакт колес должен достигаться оптимальный. На дорогах общего пользования гоночные шины не используются. Ресурс шин крайне ограниченный. После участия в соревнованиях или тренировки они должны меняться. С трассой у них беспрецедентное сцепление.

Спортивные шины.

Эти шины – отличное решение для спортивных мотоциклов. Можно использоваться и для дорожных. В России они очень популярны. Ими можно пользоваться и на общих дорогах. Но они также имеют те качества, которые присущи гоночным моделям. В рабочий режим такие шины входят очень быстро. Ресурс спортивных шин до семи тысяч километров. Это зависит от мощности двигателя и стиля езды мотоциклиста.

Дорожно-туристические шины.

Здесь главное – их ресурс. Потому что их приобретают для многотысячного путешествия по странам. В долгую поездку всегда берется много необходимых вещей, поэтому туристические шины хорошо выдерживают тяжелый вес и большие нагрузки. Их основная цель – не сверхскорость, а безопасный режим и сохраняющийся контроль над транспортом. Канавки в таких шинах более развитые, и лучше отводят воду. Их ресурс – до двадцати тысяч километров. Отличный вариант для увлекательных и долгих путешествий.

Шины двойного назначения.

Чаще всего используются для мотоциклов «эндуро». Их можно использовать для езды по любым дорогам, асфальтированным и грунтовым. По своим параметрам — это туристические шины. Особого свойства шины могут выдержать огромные расстояния. Их протектор обеспечит нужный зацеп на бездорожье.

Шины для мотокросса.

Требования всех райдеров очень индивидуальны, поэтому такие шины имеют три группы. Они изготавливаются для твердой поверхности, средней и мягкой. Их можно использовать для спортивной езды кроссовых трассах

Выбирая такие шины, особое внимание уделяется их каркасу. Именно от него зависит прочность шины и ее сопротивление деформации. Но купить мотошины – это еще не все

Их нужно обязательно обкатать. Это делается для приработки каркаса шины, и ее резинового слоя. Шине необходимо выйти на свои расчетные характеристики. Для обкатки вам придется проехать километров сто. При отсутствии каких-либо нарушений в их работе, их можно полноценно эксплуатировать

Но купить мотошины – это еще не все. Их нужно обязательно обкатать. Это делается для приработки каркаса шины, и ее резинового слоя. Шине необходимо выйти на свои расчетные характеристики. Для обкатки вам придется проехать километров сто. При отсутствии каких-либо нарушений в их работе, их можно полноценно эксплуатировать.

Бескамерные или камерные

Покрышки камерного типа активно использовались в старых моделях. Их и сегодня выпускают, при чем в большом количестве, особенно, если у человека присутствует спицованное колесо, потому что установить бескамерную покрышку не получится, иначе весь воздух выйдет через отверстие. Эту проблему решили специалисты из компании BMW. Они стали крепить спицы не посередине, как в большинстве моделях, а по краям.

Недостаток камеры заключается в том, что если случится прокол, то дальнейшее движение запрещается, да и воздух весь выходит за считанные секунды. Отремонтировать ее можно и в дорожных условиях, если у водителя присутствует качественный герметик, но после того как дырка заклеена, балансировать колесо придется заново. Большинство профессионалов рекомендуют не ремонтировать камеру. Если в этом нет нужды, лучше сразу купить новую покрышку.

Обозначение камерных шин – TT, но если покупается российская модель, то оно может отсутствовать, так как отечественные производители в основном производят только камерные варианты. Бескамерные модели все чаще встречаются в продаже, потому что они имеют ряд неоспоримых преимуществ. Например, если случится прокол во время движения, то воздух будет медленно покидать шину, что положительно сказывается на безопасности.

В камерных покрышках давление потеряется за несколько секунд, что может создать аварийные условия. Обозначение бескамерных шин – TL. Некоторые водители устанавливают в подобную конструкцию камеру, но так делать нельзя, потому что из-за этого стирается внутренний слой, это делает дальнейшую эксплуатацию невозможной. Лучше всегда использовать продукты по назначению, чтобы в будущем не было никаких проблем.

Метрическая система маркировки

Метрическая система маркировки встречается в нашей стране куда чаще других. В классическом виде она представляет собой приблизительно такой код: 120/70 — Z17 M/C. Все его элементы идут в строгом порядке. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первая цифра (в нашем случае – 120) означает ширину шины по прямой линии от края до края. В метрической системе маркировки она измеряется в миллиметрах.

Вторая цифра (на примере – это 70) обозначает высоту профиля шины с учетом протектора. Оно выражается, как процент от ширины резины в мм.

Использование шины с шириной или высотой обода, не предусмотренными заводом-изготовителем мотоцикла, может привести к потере динамики на поворотах, увеличению расхода топлива и сокращению срока службы резины.

Далее идут буквенные латинские обозначения. Первая буква (Z) означает, что это шина высокоскоростная и может использоваться на скоростях свыше 240 км/ч.

Буква W — это индекс скорости, то есть показатель, превышение которого негативным образом сказывается на состоянии шины и уменьшает срок ее эксплуатации. Латинские обозначения индекса скорости являются международными и используются во всех типах маркировки моторезины.

Ниже мы приведем сводную таблицу скоростных индексов.

Индексы скорости

Обозначениекм/чмиль/ч
B5031
C6037
D6540
E7044
F8050
G9056
J10062
K11068
L12074
M13081
N14087
P15093
Q160100
R170106
S180112
T190118
U200124
H210130
V/VBдо 240до 149
(V)/(VB)более 240более 149
Wдо 270до 168
(W)более 270более 168
ZRболее 240более 149

Последняя цифра (в нашем случае 17) — это диаметр обода. Даже в метрической системе маркировки этот параметр измеряется в дюймах. Установить покрышку, предназначенную для обода диаметром 16 дюймов, на диск с диаметром в 17 не получится (а если вам и удастся, ничем хорошим это не закончится).

Буквосочетание M/C говорит о том, что резина предназначается именно для мотоциклов.

Помимо основного кода (120/70 — Z17 M/C) в разных частях шины может быть зашифрована и другая информация.

В первую очередь, нужно сказать об индексе нагрузки (см. рисунок). Он показывает максимальный вес, который выдерживает шина в полностью накаченном состоянии. Таблица индексов нагрузки представлена внизу страницы.

Специальная стрелка (иногда сопровождающаяся надписью Wheel Rotation) указывает направление вращения.

Код TUBE или TT означает необходимость использования покрышки только с камерой, а TUBELESS или TL говорит, что она бескамерная.

На некоторых покрышках можно встретить аббревиатуру DOT. Она наносится на модели, соответствует нормам безопасности Транспортного департамента США. Аббревиатура EUCX означает такой же сертификат, выданный одной из стран Евросоюза.

Буква B в кружочке – знак официального утверждения по результатам испытаний в рамках правил EЭК ООН, цифра рядом — страна где проводилось испытание.

Дату изготовления шины можно понять по последним четырем цифрам в овале, например 4207 — 42 неделя 2007 года.

Индексы нагрузки

ОбозначениекгОбозначениекгОбозначениекгОбозначениекг
2080371285421271345
2182.5381325521872355
2285391365622473365
2387.5401405723074375
2490411455823675387
2592.5421505924376400
2695431556025077412
2797441606125778425
28100451656226579437
29103461706327280450
30106471756428081462
31109481806529082475
32112491856630083487
33115501906730784500
34118511956831585515
35121522006932586530
36125532067033587545

Все перечисленные коды метрической маркировки моторезины и комментарии профессионалов по ним вы можете увидеть на видео ниже.

Колеса крутятся, резина трется

Можно ли что-то сказать об эксплуатации мотоцикла по его резине? Да, и очень многое.

Во-первых, сразу оценить, насколько хозяин байка чувствует его и как использует дорожные возможности. Например, перед вами классический мотоцикл или спортбайк. Посмотрите на задний баллон. По центру будет след вытирания резины об асфальт, а ближе к краям – полоска недозаклада (это место на резине, которое конструктивно предназначено для езды, но не используется). Чем тоньше полоска недозаклада, тем лучше байкер владеет мотоциклом.

Полностью рабочая поверхность мотошины вытирается либо при максимальном использовании технических возможностей мотоцикла, либо при езде на недокаченной шине.

Как определить, что владелец ездил на недокаченной шине? При такой езде вытирается центральная часть (сантиметра по 3-4 в обе стороны от центра). Причем вытирается ступенькой к боковым рабочим поверхностям. Кроме того, любая эксплуатация при неправильно давлении в колесах приводит к угловым и «ямным» вытираниям покрышки.

На фотографии видно, что при совершенно новом протекторе колесо полностью загублено!

Следующая беда обычна для любителей «пожечь резину».

Часто у тех, кто любит «зажечь», резина действительно горит. Это происходит, когда они с места дают много газа, и заднее колесо начинает проскальзывать по асфальту. Кстати, такое может случиться и просто по неопытности на холодной резине.

Особенно заметно, что резину нещадно жгли, после зимнего стояния мотоцикла – под воздействием холода горелые и негорелые участки ведут себя по-разному, и в итоге разрывают резину перпендикулярно вращению колеса.

Менять резину лучше в специализированных сервисах, которые регуляроно занимаются заменой и балансировкой моторезины. У них есть для этого оборудование и квалификация специалистов. Там вы потеряете минимум времени и нервов.

Вот как выглядит резина мотоцикла после 20 000 км при правильной эксплуатации

Не лишним будет напомнить, что хранить мотоцикл нужно на центральной подножке, что бы разгрузить нагрузку на шины. Так же лучше подложить под раму подставку, для того что бы оба колеса висели в воздухе. Так колеса не получат вмятое пятно на колесах. Если резина новая-пятно уйдет за несколько дней. Если резина старая- пятно может не уйти вовсе и вносить дисбаоланс при движении.

Кстати, не обязательно гоняться за самой продвинутой резиной. Выбирайте исходя из своего кошелька!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий