Прогрев коробки автомат: сколько прогревать АКПП зимой

Прогревать или нет?

Для того, чтобы дать ответ на вопрос, сколько нужно прогревать машину автомат зимой, сначала необходимо выяснить целесообразность прогревания автоматической трансмиссии. В данном вопросе автолюбители и специалисты разделились на два лагеря: одни уверены, что прогревать автоматическую коробку передач нужно, другие считают, что это вовсе не обязательно. Давайте рассмотрим аргументы каждой группы мнений.

За

Автоматическая коробка передач – это сложный технический узел. Соответственно, чем сложнее механизм, тем больше требований и рекомендаций по его использованию. Одним из требований является использование качественного трансмиссионного масла. Под словом «качественное» необходимо понимать не просто марку, но и рабочие параметры, соответствующие условиям эксплуатации АКПП в каждый отдельно взятый момент времени. Иначе говоря, в процессе езды трансмиссионное масло должно находиться в нормальном жидком состоянии и обладать регламентированными производителем параметрами.

Зимой, как и в случае с моторным маслом, трансмиссионная жидкость на морозе густеет. Это приводит к масляному голоданию практически всех деталей трансмиссии, затрудненной работе масляного насоса и забиванию фильтра. Механизм в таком случае изнашивается гораздо быстрее, чем в теплое время года. Пластиковые и резиновые детали устройства при пониженных температурах теряют свою эластичность. Это может привести к выдавливанию уплотнителей, появлению трещин, протеканию жидкости. Следовательно, прогревать машину с АКПП до оптимальной рабочей температуры нужно обязательно!

Против

Современное ATF масло, как и моторное синтетическое, имеет низкую температуру замерзания. Следовательно, не стоит переживать, что зимой автомат не сможет нормально функционировать.

Если в «коробке» уже есть неисправность, то никакими ухищрениями, в том числе и прогревами, ситуацию уже не исправишь. Если трансмиссия «пинается», то пора ехать в ремонт, а не заниматься «самолечением».

Нет смысла перещелкивать селектор КПП в разные положения зимой перед поездкой, уповая на то, что в таком случае все шестеренки смажутся «как надо». Они и так смажутся, как только вы начнете движение. Прогрев АКПП – только лишняя трата времени.

Трансмиссионное масло начинает разгоняться по всему механизму уже с момента запуска двигателя. Поэтому никаких дополнительных манипуляций не требуется.

Что в остатке?

За то, чтобы прогревать машину зимой с автоматической трансмиссией, говорит физика. Здесь и увеличенные зазоры между трущимися деталями, и повышенный коэффициент трения, и риск поломки масляного насоса, и забивание фильтра с последующим масляным голоданием. Причина банальна, последствия разнообразны.

Понижение температуры, как мы знаем из курса физики, сказывается на изменении размеров деталей. Пусть на долю миллиметров, но детали реально становятся меньше. Отсюда и увеличение зазоров между ними. Увеличение зазоров создает неправильные точки соприкосновения между деталями автоматической коробки передач и паразитную вибрацию. Даже поэтому прогрев АКПП необходим.

Загустевшее на морозе трансмиссионное масло обладает меньшей текучестью, это неоспоримо. Чтобы перекачивать жидкость в подобном состоянии, насосу приходится работать в натяг. Это значительно сокращает его ресурс. Прогрев коробки автомат позволяет минимизировать подобные последствия.

Загустевание жидкости есть ничто иное, как кристаллизация ее молекул в той или иной мере. Размер кристаллов обычно всегда больше размеров молекул жидкости в случае с одним и тем же веществом. Так как масляный фильтр предназначен для фильтрации жидкости, то при ее кристаллизации он будет задерживать кристаллы на своих стенках. Это в конечном итоге приводит к забиванию фильтра и невозможности пропускания через него трансмиссионного масла. Как следствие, нарушается процесс смазки механизма. Прогрев автоматической коробки поможет решить эту проблему.

Специалисты, которые утверждают, что прогрев коробки автомат необязателен ввиду низкой точки замерзания современных трансмиссионных масел, правы лишь отчасти. Кроме точки замерзания есть еще диапазон оптимальных температур, в который жидкость обладает рабочими характеристиками. Нижняя точка этого диапазона, как правило, находится на 10-15 градусов выше точки замерзания. Следовательно, большинство трансмиссионных масел сохраняют свое жидкое состояние примерно до -20 градусов Цельсия. Поэтому морозной зимой перед поездкой АКПП, все же, нуждается в прогреве.

А вот теперь, основываясь на всем вышесказанном, ответьте: надо ли прогревать АКПП? Думаю, надо, если не хотите ее угробить.

Снежинка на АКПП – есть ли польза?

В некоторых автомобилях возле селектора автоматической коробки, наряду с традиционными символами, можно обнаружить кнопку с изображением снежинки.

Не каждый водитель сходу назовет функциональные возможности авто при активации режима. Тем более, многие не используют эту функцию при повседневной эксплуатации.

Особенности режима «снежинка». Нет сомнений, что кнопка с изображением снежинки непосредственно предназначена для сложных дорожных условий зимой. Но среди возможных вариантов изменения в поведении машины, неопытные владельцы авто называют:

  • снижение вероятности пробуксовки машины на старте;
  • ограничение рабочих диапазонов в целях безопасности.

Оба утверждения носят только отчасти верный характер рассуждений. Ведь водитель воздействует на коробку передач, а не на двигатель. Чтобы правильно использовать режим, следует разобраться в работе «автомата» в этом случае.

Начало движения на зимней дороге действительно часто происходит на рыхлой массе или на льду. Если включен будет низший рабочий диапазон, пробуксовки не избежать. Это нередко можно наблюдать на голом льду перед светофором, когда ведущие колеса буквально шлифуют асфальт.

Еще одной характерной ситуацией является маневрирование в условиях дворов, где рыхлый снег, вперемешку с песком, создают труднопроходимые завалы. Часто под этой массой образуются ледяные колеи, выбраться из которых машине затруднительно.

В этих условиях активация зимнего режима АКПП способна повлиять на поведение автомобиля. Агрегат трансмиссии при начале движения начинает свою работу сразу со второй (или даже третьей) передачи. Это ограничивает передачу крутящего момента на ведущие колеса — обеспечивается более плавное, без пробуксовки, трогание.

Во многих коробках заложен рабочий режим «1-2», когда дальше второй передачи агрегат не переходит. Это необходимо при движении по раскисшей дороге, при спуске с горы. Настройка работы «снежинка» — прямо противоположный вариант. В зависимости от количества передач АКПП, напротив, начинает свою работу на одну-две ступени выше.

Что с расходом топлива. Владельцы автомобилей отмечают небольшой рост расхода топлива при активации режима. Следует учитывать, что зимой потребление горючего всегда больше. Вряд ли можно утверждать однозначно, что только при старте с высших передач этот показатель возрастет.

В пользу этого убеждения можно только назвать необходимость активной подгазовки при разгоне. На другой чаше весов другие аргументы:

  • снижение потерь топлива в момент длительной пробуксовки;
  • работа мотора на более высоких передачах.

Возможная экономия также называется с позиции снижения нагрузки на автоматическую трансмиссию. Ведь не зря говорят, что АКПП пробуксовки «не любит».

В качестве заключения. Нередко владельцы автомобилей оставляют активированным режим в течение всей зимы. Но в случае сухого асфальта или при оттепели, его необходимость видится сомнительной. Наоборот, постоянное начало движения на более высокой передаче излишне нагружает двигатель. В случае его не прогретого состояния, густое масло в этот момент не обеспечит достаточной смазки рабочих поверхностей.

Прогрев коробки DSG (робот-автомат)

Это самый сложный и эффективный вариант КПП среди автоматов. Существует два вида таких коробок: с сухим и масляным сцеплением. «Мокрое» сцепление устанавливают на более мощные двигатели, так как часть энергии затрачивается на преодоление сопротивления масляной ванны. Как правило, это DSG6, то есть шестиступенчатая DSG. На двигателях меньшей мощности используют DSG7. В отличии от вида такой коробки, прогрев будет отличаться.

КПП с сухим сцеплением можно эксплуатировать как механику: запускаем двигатель, ждем как обороты падают и можем переключать в режим «D» и отправляться в путь. Но сухое сцепление лучше не портить долгим стоянием на тормозе, в особенности после холодного запуска. Если после старта вы попали в пробку, то первое время надо переводить селектор в положение «N», чтобы избежать быстрого износа дисков сцепления.

КПП с масляным сцеплением необходимо прогревать дольше, иначе из-за загустевшего масла почувствуете неприятные толчки. Такое сцепление можно разогреть кратковременным стоянием в режиме «D», но усердствовать не стоит, так как долго находиться в таком режиме непрогретому роботу нельзя из-за отсутствия гидротрансформатора.

Обеим коробкам не рекомендуется активная езда сразу после начала движения.

Советы по эксплуатации авто с АКПП зимой

Чтобы сохранить работоспособность АКПП, надо знать, как ее эксплуатировать в холодное время года. Правильная процедура технического обслуживания включает в себя проверку уровня смазочного вещества перед началом морозов. Если масла в коробке мало, его надо добавить. При наличии осадка, а также продуктов износа в трансмиссионном масле, расходный материал подлежит замене. Иначе с наступлением холодов отрицательные температуры могут повлиять на технические характеристики смазки и ее работа станет неэффективной.

Что делать когда автомобиль застрял

Если машина застряла в сугробе или грязи, надо попробовать выехать «в раскачку». Для этого нажмите примерно на треть на педаль газа, чтобы машина немного продвинулась вперед. После этого, удерживая ногу на тормозе, включайте режим R и сдавайте немного назад. Затем опять проезжайте вперед, процедуру повторите несколько раз, пока не получится выехать из препятствия. Этот метод опасный для гидротрансформаторного устройства, он может вывести его из строя. Если не смогли выехать из сугроба, после нескольких попыток пробуйте вытолкать авто. При выполнении задачи отключите ESP. Система стабилизации при попытке выехать из сугроба бесполезна.

Если трансмиссия работает в режимах «D1», «D2» и «D3», надо попробовать покинуть препятствие на пониженной скорости. Если сугроб небольшой, это поможет. Помните о том, что нельзя жать резко на педаль газа при движении по асфальтированной дороге, которая частично покрыта льдом. Это приведет к быстрому выходу из строя фрикционов. Такие участки рекомендуется проходить без ускорения.

Ситуации на дороге

При движении по дороге, покрытой льдом, для торможения лучше использовать мотор машины. Из-за того, что гидротрансформатор коробки передач может проскальзывать, метод не самый полезный для автоматических агрегатов, но эффективный. Чтобы затормозить силовым агрегатом, впереди должно быть достаточно места. Для сброса скорости уберите ногу с газа и продолжайте двигаться, понижая передачу. Если дорога слишком скользкая, такой метод может привести к пробуксовке колес, что чревато заносом.

Если попали в занос, то:

  • при езде на переднеприводном автомобиль газ не отпускайте, руль выкручивайте в сторону заноса;
  • если автомобиль заднеприводный, то газ надо отпустить;
  • при езде на полноприводной машине газ резко отпускается, после чего опять нажимается, только плавно.

Пользователь Николай Прохоров рассказал в своем ролике, как прогревать трансмиссионный агрегат при низких температурах.

Как прогревать коробку зимой

В том, что прогрев машины с АКПП зимой необходим, убедились. Теперь разберемся, как нужно греть автоматическую коробку. От того, насколько правильно вы будете выполнять эту процедуру, зависит здоровье трансмиссии вашего авто.

Что происходит с трансмиссионным маслом на морозе

Чтобы понять, как прогревать, нужно разобраться, как низкая температура влияет на трансмиссионную жидкость. Идем по порядку. ATF – это масло, значит, на морозе она густеет. Если охладить эту субстанцию ниже минус 45°C – минус 50°C, она потеряет текучесть и застынет.

Немного выправить ситуацию может применение специальных присадок для автоматической коробки. Хорошие результаты показывает триботехнический состав «АКПП» от российской фирмы Suprotec. Если добавить «Супротек» в трансмиссионное масло, средство поможет справиться с негативными последствиями низкой температуры, защищая поверхности трения от износа и задиров, но все равно без прогрева ATF движение начинать категорически не рекомендуется.

Присадка для автоматической коробки Супротек АКПП
Восстанавливает масляный насос и давление масла в гидроблоке АКПП, что убирает толчки и рывки при переключении передач. Снижает гул и вибрации. В вариаторах восстанавливает конусы и натяжение цепи.
подробнееотзывы

В московском регионе морозы ниже – 30 °C случаются редко, поэтому масло в коробке, как правило, не застывает, а густеет. В таком случае нужен правильный прогрев АКПП, чтобы избежать проблем и продлить ресурс агрегата. Разбираемся, как это делать правильно.

Греть АКПП нужно не торопясь

Первое, что нужно запомнить: для правильного прогрева автоматической коробки зимой требуется время. Не обязательно греть машину полчаса, но несколько минут потребуется обязательно. Длительность процедуры зависит от температуры окружающего воздуха.

Второе: греть нужно именно ATF жидкость. В интернете полно советов, что для прогрева масла необходимо прогнать селектор по всем положениям, задерживаясь в каждой точке на 10 – 20 секунд. При этом машину нужно удерживать на месте педалью тормоза. У большинства опытных мотористов подобные советы вызовут улыбку, остальные не станут улыбаться только потому, что будут раздражены.

Манипуляции с селектором в лучшем случае просто бесполезны. Открывая те или иные каналы (когда переводите селектор АКПП в разные положения), вы никак не влияете на температуру жидкости внутри коробки. При этом вы напрасно рискуете. Быстрое переключение селектора ЭБУ может интерпретировать как замыкание или другую поломку. И тогда здравствуй, «чек».

И еще одна опасность бессмысленного переключения селектора: если нога соскользнет с педали тормоза, машина неожиданно начнет движение. Хорошо, если на пути не будет препятствий…

Сколько длится прогрев автомата при разной температуре

Если «за бортом» мороз от -5 до -20 °C, правильный прогрев длится около 5 минут, пока датчик температуры охлаждающей жидкости покажет +60 — +80 °C. Затем можно трогаться и двигаться на оборотах от 1300 до 3000 в течение 5 минут. Так масло в коробке полностью прогреется.

Когда столбик термометра показывает от -20 до -35 °C, прогрев коробки должен длиться не менее 10 минут. Возможно появление небольшой вибрации. Это обусловлено тем, что насосное колесо гидротрансформатора заработало, а турбинное еще тормозит из-за вязкости ATF жидкости.

Нужно дождаться, когда обороты стабилизируются на штатном уровне, а затем плавно начать движение. До полного прогрева автомобиля следует избегать рывков. Скорость желательно ограничить на уровне 40 км/ч.

Приведенные нами рекомендации, как правильно прогревать АКПП, имеют общий характер. Это только ориентир. Необходимо вносить поправки на марку машины, ее пробег, качество трансмиссионной жидкости и температуру окружающего воздуха. Главное – начинать движение плавно, без резких разгонов и торможений. Двигаться желательно на 1500 – 2500 оборотах.

Где же на самом деле правда и нужен ли прогрев автомата зимой? На вопросы отвечают специалисты.

Главное, прогрев машины-автомат с коробкой передач гидротрансформаторного типа – процедура необходимая!

Это обусловлено её конструкцией. Надо понимать, что трансмиссионное масло в АКПП выполняет функции рабочей жидкости как для смазки и охлаждения деталей, так и для того чтобы передавать крутящий момент к валам и соединения фрикционов. Причём для успешного прогрева машины-автомат зимой должно выполняться два условия. Во-первых, все каналы гидроблока должны быть заполнены чистой ATF-жидкостью. В отработанном масле всегда присутствуют микрочастицы, которые затрудняют его циркуляцию и снижают эффективность выполнения возложенных на него функций.

Во-вторых, в системе должен быть обеспечен необходимый уровень давления масла. При несоблюдении этих правил будут чувствоваться удары и толчки при переключении скоростей, что приведёт к быстрому изнашиванию фрикционов. Из-за низкого давления фрикционы будут смыкаться с большим запозданием, фрикционный слой быстро сотрётся, а взвеси будут перенесены в каналы гидроблока со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Предвидя шквал вопросов, можно сразу ответить тем, кто всё равно против прогрева.

Зачем прогревать если:

· ATF-жидкость фактически является маслом и не замерзает?

Да она не замерзает, но на морозе сильно густеет, особенно в случаях значительного пробега. А процессы кристаллизации ATF – это прямой путь к неисправности.

· Прогрев деталей АКПП происходит от силового агрегата?

Правильно. Теплообмен на самом деле имеет место быть. Но надо учитывать тот факт, что на морозе этот процесс будет проходить очень долго, что приведёт к неоправданным тратам топлива.

· Сальники АКПП способны выдерживать высокое давление?

Всё верно. Только в условиях «холодного» старта не только сальники, но и другие детали АКПП будут подвергаться высоким нагрузкам. А, как известно, перегрузки любой детали не идут ей на пользу.

Нужно ли прогревать автоматическую коробку передач в зимний период и как это лучше делать?

Среди вопросов, часто обсуждаемых автомобилистами, тема о прогреве коробки-автомата зимой, занимает одну из ведущих позиций. Вопрос на самом деле не такой уж сложный, однако, вокруг него постоянно возникают нешуточные споры.

Некоторые водители считают, что для успешного начала движения машины-автомата зимой достаточно лишь на немного прогреть двигатель и помчались! Другие убеждены, что прогрев коробки-автомат зимой необходим и применяют для этого специальную методику. А третьи, услышав фразу продавца из салона, о том, что современные АКПП в обслуживании не нуждаются, вообще игнорируют какие-либо действия с коробкой, включая даже замену жидкости ATF.

Прогрев коробки автомат: сколько прогревать АКПП зимой

Как известно, езда на непрогретом автомобиле в холодное время года не только некомфортна и неэкономична, но и снижает срок службы отдельных узлов и агрегатов. В случае с АКПП это особенно актуально. Поэтому нередко у автовладельцев возникает вопрос о том, сколько нужно прогревать машину автомат зимой.

Зачем нужно прогревать машину

Большинство автомобилистов уверены в необходимости прогрева машины не только зимой, но даже летом. И температура воздуха играет здесь второстепенную роль. Прогрев проводится для того, чтобы привести масло в моторе, а также и в коробке передач в состояние, более подходящее для работы.

Оптимальная температура для функционирования большинства двигателей составляет 90 и выше градусов по Цельсию. В таких условиях узлы и детали воспринимают нагрузки с минимальным ущербом, что, в свою очередь, способствует продлению их срока службы.

В определенной степени можно провести аналогию с человеческим организмом. Ведь при нагрузках, особенно резких, без предварительной разминки (прогрева) велика вероятность получить растяжение или даже разрыв связок и мышц. С агрегатами то же самое, только в ДВС и КПП тепловые зазоры после прогрева приходят в норму, размягчаются уплотнения, разжижается масло и т.д.

Учитывая то, что автоматическая коробка передач – устройство сложное и также работает благодаря маслу (жидкость для коробок-автомат ATF), вопрос о том, нужно ли летом прогревать АКПП, как и зимой, отпадает сам по себе. Для нормальной и долговечной работы этого узла прогрев просто необходим.

Как и сколько прогревать АКПП

Существует множество взглядов на то, сколько прогревать машину с автоматом. Однако если следовать логике, то можно сделать простой вывод: до приведения масла в коробке до нужной рабочей температуры. Проблема заключается в том, чтобы этого добиться, коробку нужно немного нагружать.

Другими словами, многие автолюбители полагают, что достаточно какое-то время подержать машину заведенной на холостых оборотах и можно ехать. Но дело в том, что в случае с коробкой-автоматом такой меры будет недостаточно. Прогреется только двигатель. Коробка нужную температуру так и не наберет.

Один из вариантов прогрева трансмиссионной жидкости выглядит так:

  • запустить двигатель;
  • выжать педаль тормоза;
  • переключать рычаг в разные режимы, удерживая его в каждом положении от 15 до 30 секунд;
  • после этих процедур можно начинать движение, но без перегрузок АКПП, как и самого двигателя;

С другой стороны, существует мнение, на котором часто настаивают мастера автосервиса, что переключение рычага коробки передач абсолютно бесполезно и становится причиной дополнительного износа (хотя этот способ описывается даже в инструкциях по эксплуатации к некоторым автомобилям).

Основной аргумент в пользу отказа от включения режимов — циркуляция жидкости в АКПП начинается вместе с запуском мотора. Вместо этого предлагается просто оставить машину работать на холостых на 10-20 минут (в зависимости от мороза), после чего можно начинать движение, избегая нагрузок.

Полезные советы и рекомендации

Вне зависимости от того, сколько будете прогревать машину-автомат, в холодное время года не стоит сразу после выезда давать большую нагрузку. Рекомендуется минут 15-20 ехать плавно, без резких ускорений. Избегайте пробуксовок и экстремальной езды. Это продлит срок службы коробки автомат и убережет от поломок.

Кроме того, несмотря на заверения производителей, нужно регулярно проверять трансмиссионное масло и вовремя менять его, если возникнет необходимость. Дело в том, что нормальная циркуляция и работа жидкости возможна только тогда, если в ней нет загрязнений. В процессе эксплуатации коробки в жидкость попадают твердые микрочастицы, меняется ее консистенция и текучесть.

Что в итоге

По большому счету, ответ на вопрос о том, сколько надо прогревать машину с коробкой-автомат, зависит от температуры воздуха на улице, а также от того, как долго машина простаивала. Главное, добиться нормальной рабочей температуры масла без значительного износа трансмиссии.

Как правильно прогревать машину с АКПП зимой

Многие автовладельцы доверяют обещаниям дилеров о том, что их АКПП является необслуживаемым агрегатом. По их убеждениям, характеристики трансмиссионного масла не меняются даже после больших пробегов, равных более 60 тысяч километров. Такие водители часто сталкиваются с проблемой работы авто в зимние месяцы. Детали и механизмы коробки автомат также начинают вести себя не совсем адекватно:

  • появляются вибрации, пинания, толчки при переключении скоростей;
  • передачи не переключаются;
  • масло чернеет, в его составе появляются инородные фрагменты в виде металлической стружки, частиц фрикционных накладок;
  • масляный фильтр перестает выполнять свои функции.

Что в итоге

Как видно, даже с учетом того, что современные жидкости ATF имеют полный пакет активных присадок, с пробегом так или иначе происходит потеря свойств. Также сама жидкость накапливает в себе продукты износа коробки, снижается пропускная способность фильтрующих элементов АКПП, забивается масляный фильтр.

По этой причине коробку автомат необходимо обслуживать каждые 40-50 тыс. км., причем даже если коробка официально считается необслуживаемой. В рамках обслуживания АКПП выполняется частичная или полная замена трансмиссионного масла в автомате, осуществляется замена/чистка фильтра АКПП и поддона коробки автомат.

Более того, если масло не менять, уже к 60 тыс. км. пробега смазка потеряет свойства, также в жидкости будет скапливаться большое количество продуктов износа фрикционов, загрязнения, отложения и т.д.

Если к этому добавить то, что в сильный мороз ATF густеет, тогда появление рывков, толчков или пинков АКПП на холодную без прогрева является вполне прогнозируемым. При этом такая работа автомата приведет к тому, что проблема будет прогрессировать и может стать причиной последующего преждевременного ремонта коробки автомат.

Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.

Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.

Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.

Клапанная плита АКПП (гидроблок): устройство гидроблока, назначение, принцип работы. Неисправности гидроблока, причины поломок, диагностика и ремонт.

Соленоид АКПП: устройство соленоидов, принцип работы. Частые неисправности и поломки клапанов-соленоидов, диагностика, ремонт и замена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий