Причины износа шин автомобиля

Когда менять изношенные покрышки: нормы и расчёт

«Лысые» покрышки не выполняют своих функций и могут стать причиной увеличения тормозного пути, аквапланирования и заносов, что, в свою очередь, может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.

Способов измерения степени износа множество, однако цифровые измерители всегда остаются максимально точными

Регулярный визуальный осмотр колёс автомобиля поможет определить сроки замены резины. Осуществлять смену шин желательно в следующих случаях:

  • Достигнут максимальный предел износа, при котором высота протектора меньше 1,6 мм (детали см. ниже). На ламелях и протекторах шин обычно располагаются индикаторы износа. Замена колёс проводится каждые 40–50 тысяч километров пробега. Эксплуатационный срок колёс может разниться в зависимости от производителя, состава резины, манеры вождения, дороги;
  • Ненормальный износ шин. Бывает нескольких видов: износ боковой или центральной части, рабочих граней или асимметричный. Устранить его можно только избавлением от механической неисправности, ставшей его причиной;
  • Глубина канавок шин, установленных на одной оси, различается более чем на 5 мм. Сказывается на управляемости автомобиля;
  • Повреждения шин. Любые нарушения целостности покрышки могут стать причиной её разрыва на высокой скорости;
  • Колёса не соответствуют рекомендациям производителя: неправильно подобраны типоразмеры, не соблюдается скорость и нагрузки.
  • для легковых авто – 1,6 мм;
  • для мотоциклов – 0,8 мм;
  • для грузовых авто – 1 мм;
  • для автобусов – 2 мм.

Для России и стран Европы действуют единые нормативы износа шин. Для зимней резины они составляют 4–6 мм, для летней – 1,6 мм. Такие данные являются предельными. Летние покрышки можно безопасно эксплуатировать при высоте протектора не менее двух-трёх миллиметров.

Зачем менять колеса?

Опытные водители отлично понимают, что влияет на износ резины. В первую очередь страдают подвески, а преждевременное истирание является предупреждающим сигналом о возникших проблемах в работе механизмов. Хорошие технические показатели состояния автомобиля позволяют пользоваться автопокрышками максимально долго.

Напротив, оставление без внимания тревожных сигналов неполадок авто снижает износостойкость автошин. Нежелательные последствия недосмотра оборачиваются дорожно-транспортными происшествиями. В результате аварии страдают невиновные граждане, а работники ГИБДД взимают штраф. Движущийся автотранспорт по сей день представляет собой зону повышенного риска.

Внутренний износ колеса: мнения автовладельцев

  1. «Попал в ямку, проверь развал»

    После того, как попадаешь колесом в большую яму на дороге, следует сделать диагностику развала. Многие водители пренебрегают таким правилом. Более того, они не проверяют развал даже при прохождении регламентного ТО, да и сами автосервисы игнорирую эту процедуру. О развале мы часто вспоминаем только тогда, когда машина начинает конкретно жрать резину. При этом, мы часто ругаем всех вокруг, хотя наша вина в случившемся очевидна.

  2. «Внимательно с перегрузом!»

    Когда машина перегружена, ее колеса становятся «домиком». Это связано с особенностям задней многорычажной подвески, которая спроектирована так, чтобы обеспечивать безопасное прохождение поворотов. Поэтому, если вы часто ездите на авто с полной загрузкой, нужно либо принять ускоренный внутренний износ колес, как должное, или «обмануть» конструкцию подвески, отрегулировав схождение при  частично нагруженном автомобиле (можно бросить в багажник пару мешков картошки).

    Диагностика развала/схождения никогда не будет лишней, но при отсутствии явного износа колес об этой процедуре многие автолюбители забывают. Я проехал на своем авто без перестановки летних колес 25 000 км и после внимательного изучения рисунка протектора обнаружил стертость внутренних кромок на шинах задней оси, но я чаще езжу на перегруженной машине. После такого пробега, как у моей резины, стоит сделать перестановку колес внутренней стороной наружу. Такая процедура будет способствовать более равномерному стиранию колес. Стоит отметить, что радиальные шины (даже если они ненаправленные) не стоит устанавливать так, чтобы поменялось основное направление вращения колеса, поэтому такие шины просто меняют местами на одной оси.

  3. «Повышенный внутренний износ при резких поворотах»

    При резком вхождении машины в поворот, плохо накачанные покрышки подламываются, из-за чего больше начинает работать внутренняя кромка колеса (в этом месте происходит ускоренный износ). На моем авто имел место такой вид внутреннего износа на всех колесах. Признаюсь, долгое время не контролировал давление в шинах.

  4. «Учитывать загрузку авто при сход-развале»

    Рекомендую всегда регулировать развал на груженной машине и выводить показатели в начало верхнего предела допуска. Дело в том, что при воздействии разных сил во время движения авто при наличии большого числа сайлентблоков ходовки параметры меняются очень сильно. Именно поэтому достигается нужный результат. Например, схождение выставлено точно по нужным показателям, но после посадки водителя передние колеса начинают расходится и показатели схождения уходят в красную зону. Если в машину сзади сядут 2 пассажира, то и развал также выходит из нормы.

  5. «3D схождение – не панацея»

    После покупки новой резины сделал развал на 3Д стенде. После этого катался на машине, периодически контролируя износ шин и через время обнаружил, что протектор съеден неравномерно. Я объездил много разных сервисов и проверял развал на разных стендах, но в результате вывел все показатели углов установки колес в такие зоны, чтобы обеспечить равномерный износ шин. Мой рецепт от неравномерного стирания протектора – покупка новых шин и профессиональная регулировка развала на высокоточном стенде.

Виды износа шин и их причины

Даже если принято решение приобрести подержанные покрышки, не обязательно опираться лишь на заверения владельца. Условия их эксплуатации и нынешнее состояние можно определить по износу.

Центральный

Свидетельство того, что предыдущий владелец ездил на перекачанных шинах: пятно контакта сместилось в центр и поэтому протектор стерся быстрее именно там. Из-за перепадов температур чаще всего встречается на зимней резине.

Двусторонний

Очевидно, что давление в баллонах было ниже необходимого и автомобиль опирался на внешние ребра жесткости, на которых и видны сильные потертости.

Как образуется и выглядит двусторонний, центральный и нормальный износ покрышек

Пятнами

Чаще всего означает, что колеса отбалансированы некорректно. Если проблема не решается балансировкой, искать истоки нужно глубже: стоит проверить амортизаторы или рычаги.

Схема и причины одностороннего и неравномерного износа шин

Неравномерный на каждой покрышке из пары с одной оси

Возможно, эти баллоны из разных партий – это легко определить по дате производства. Если нет, то причина может быть в схождении колес.

Пилообразный

Актуален для шин с блочным протектором и появляется после систематических поездок по покрытию плохого качества.

Пример пилообразного износа шины с блочным протектором

Факторы, влияющие на «облысение» шин

Есть масса факторов, ускоряющих износ шин. Перечислим самые распространённые:

  • Небрежное вождение машины, особенно резкое торможение и старт с места с пробуксовкой. Сюда же относятся наезды на препятствия при движении на большой скорости, ситуации, когда боковины шин задевают за бордюры и т. д.
  • Редкое техобслуживание и ремонт покрышек. Если должный объём технических работ не выполняется в положенные сроки, это ведёт к тому, что посторонние предметы, застрявшие в рисунке протектора, вовремя не обнаруживаются и не извлекаются. В результате они проникают глубже в шину, что ведёт к ещё большим повреждениям.
  • Правила монтажа при установке и снятии шины были нарушены. Шины могут быть из разных комплектов, они могут быть разных размеров. Шину могут поставить на ржавый или повреждённый обод и т. д.
  • Колёса не сбалансированы должным образом. Если в колёсах нет должного равновесия, то при езде на высокой скорости в одном из колёс возникает динамический дисбаланс, который приводит к биению шины либо в радиальном, либо в боковом направлении. Это может привести как к преждевременному износу, так и к самопроизвольному разбортированию колеса.
  • Неверно отрегулированные развал и схождение ведут к износу как одного, так и двух передних колёс.
  • Выработавшийся тормозной барабан может стать овальным, в результате торможение идёт неравномерно, и на протекторе шины изнашиваются только отдельные участки. При этом барабан ещё и перегревается, а температура шины увеличивается, что тоже способствует преждевременному износу.
  • Наличие ощутимого люфта в системе рулевого управления и погнутые рулевые тяги, выступающие или изогнутые элементы рессор, провисшие из-за поломок крылья.
  • Масло, подтекающее из двигателя прямо на протектор.

Чем опасна езда на изношенных автомобильных шинах

Состояние автомобильной резины сказывается в первую очередь на подвеске. По сути, характер износа покрышек является индикатором состояния машины в целом. Неравномерный и повышенный износ протектора – последствия различных неисправностей, требующих устранения.

Автомобильные покрышки с изношенным даже наполовину протектором могут стать очень опасными спутниками во время езды на высоких скоростях. Сцепление машины с дорожным полотном в дождливую и снежную погоду ухудшается в несколько раз, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Проведённые тесты с использованием изношенных шин показали, что качество и надёжность их сцепления с покрытием в два раза хуже по сравнению с новыми покрышками.

Ламели, расположенные на зимних шинах, помогают автомобилю «вгрызаться» в снег, обеспечивая отличное сцепление даже с обледенелой дорогой. В случае с изношенным протектором небольшие наклонные ламели не справляются со своими обязанностями: качество сцепления ухудшается, как и тяга авто в целом.

При езде по мокрым дорогам повышается риск аквапланирования: чем быстрее движется автомобиль, тем выше вероятность этого, поскольку вода не успевает полностью вытечь через канавки протектора. Практически стёртый протектор значительно ухудшает ситуацию, поскольку под шиной остаётся большое количество воды. Высокий риск аквапланирования может привести к печальным последствиям вплоть до ДТП.

Аквапланирование автомобиля на влажной трассе очень опасно!

В дождливую погоду увеличивается тормозной путь, что может быть намного опаснее, чем аквапланирование. Если сравнивать с новыми шинами, изношенным требуется до 2 и более метров для полной остановки на небольшой скорости – порядка 64 км/ч – с учётом использования антиблокировочной тормозной системы.

Изношенные шины лучше всего себя показывают на полностью сухих трассах: практически полностью стёртые канавки и ламели лучше контактируют с дорожным полотном.

Несмотря на последнее преимущество изношенных шин ездить на них крайне опасно и нежелательно: увеличение тормозного пути, повышение риска аквапланирования и снижение сцепления с дорожным полотном могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

Зачем обращать внимание на износ

Основных аргументов пристально следить за состоянием шин три:

  1. Чтобы вовремя узнать о неисправностях, повлекших определенный тип износа. Например, стертая пятнами шина говорит о разбалансировке колес, которая может не только стать причиной вибрации, но и повлиять на работу и срок службы всей подвески.
  2. Ради безопасности. Глубина рисунка протектора напрямую связана с управляемостью автомобиля: чем мельче становятся ламели, тем хуже покрышка отводит грязь и воду, и поэтому повышается риск аквапланирования. В том же случае становится хуже сцепление с дорогой и увеличивается тормозной путь.

Основные типы индикаторов

Самый простой — определитель объемного типа, который функционирует просто и понятно. В процессе стирания протектора он начинает сравниваться с высотой, на которой располагается маячок. Это означает, что покрышка должна подлежать замене. Сегодня производители оснащают резину не только основным, но и промежуточными индикаторами, чтобы водитель мог заблаговременно отслеживать стирание рисунка и подготовиться к замене.

Несколько по иному выглядит цифровой индикатор на шинах. Представляет собой цифры, выдавленные в покрышке на определенной глубине. Самая маленькая цифра (обычно 2) находится на наибольшей глубине и наоборот. В процессе эксплуатации протектор будет изнашиваться, а сами цифры, соответственно, исчезать. Как только пропадет последняя, значит, резина достигла критической степени износа. Именно цифровые маячки получили наибольшее распространение по той причине, что их не требуется расшифровывать, а понять их значение может даже ребенок.

1 ПРИЧИНА ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИЗНОСА ПРОТЕКТОРА ШИНЫ: НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ.

Когда шины неправильно накачаны, существует большая вероятность, что она начнет изнашиваться более быстро и/или неравномерно. Производители автомобилей указывают рекомендуемое давление для передних и задних шин, не только чтобы оптимизировать производительность для комфорта, управляемости и топливной экономичности, они также учитывают износ шин. Правильное давление помогает оптимизировать распределение нагрузки транспортного средства, ускорения, торможения и прохождения поворотов по пятну контакта. Если давление в шинах слишком низкое или слишком высокое, пятно контакта протектора не равномерно соприкасается с покрытием дороги. Таким образом, различные части протектора могут быть стерты быстрее и/или неравномерно.

Причины неправильного давления в шине.

Проверяйте давление во всех шинах, включая запаску, 1 раз в месяц. Также проверяйте давление, прежде чем отправиться в дальнюю поездку или когда вы планируете перевозить дополнительный груз. Вы можете найти рекомендуемое давление шин для автомобиля на шильдике/наклейке у водительской двери или арке двери. Вы также можете найти рекомендации давления в шинах в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Опасность езды при изношенных шинах

Не все понимают, почему шины со стёртым протектором вдруг становятся не такими эффективными, и по каким причинам езда на таких шинах является опасной.

Текущее состояние колёс в первую очередь сказывается на состоянии подвески. Во многом по характерным признакам износа резины можно определить наличие неисправностей в авто. Тут речь идёт о неравномерном стирании протектора, а также о слишком интенсивном снижении ресурса изделий.

Даже когда износ составляет только половину протектора, ездить с такими колёсами на высокой скорости крайне опасно. Ухудшается сцепление даже с сухим и ровным асфальтом. Если выехать на мокрую или снежную дорогу, сцепление ухудшится ещё сильнее. Результатом таких поездок может стать серьёзное ДТП.

Исследования наглядно доказывают, что новые покрышки имеют более надёжное и качественное сцепление с поверхностью. В этом компоненте они опережают изношенные шины в 2 раза.

Конструкция зимних покрышек предусматривает наличие специальных ламелей, с помощью которых шина как бы вонзается в снежную массу, создавая высокий уровень сцепления даже при условии наледи. При износе эти ламели работают не так эффективно, падает тяга машины, авто не может выбраться порой из небольшого заснеженного участка.

В случае с мокрыми дорогами повышается вероятность аквапланинга. Вода попросту не будет успевать вытекать через предусмотренные для этого канавки. Если шина изношена почти полностью, под колёсами авто окажется большой объём воды. Тем самым водитель теряет сцепление, утрачивает управление и не может контролировать поведение машины.

Износ проектора негативно отражается на протяжённости тормозного пути. В некоторых дорожных ситуациях увеличенный тормозной путь заметно опаснее аквапланинга. Даже если в авто предусмотрена антиблокировочная система, при сравнительно небольшой скорости полная остановка займёт минимум 2 метра.

Единственным преимуществом изношенных покрышек можно считать их лучшее сцепление в условиях сухой и ровной трассы. Но в реальных условиях эксплуатации это точно нельзя воспринимать как повод оставаться на старых покрышках.

Как определить, насколько изношены шины

Если факт износа очевиден, то его степень еще предстоит измерить. Чтобы сделать это правильно, нужно знать нормы глубины протектора для сезонных покрышек и порядок их оценки.

Допустимый износ протектора летней и зимней резины

Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L – 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 – 1 мм;
  • для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 – 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий M2, M3 – 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками “M+S”, “M&S”, “M S” (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Обозначения категорий зафиксированы в Приложении №1 к техническому регламенту Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”. Легковые автомобили по этой классификации относятся к категории M1, малотоннажные грузовые – к N1.

При этом регламент не учитывает особенности летних и зимних шин, поэтому не указывает средние сроки, которые ходит резина до достижения этих отметок.

Индикатор износа шин

Отметки, обозначающие минимально допустимую глубину протектора, или показывающие текущую, считаются самым надежным показателем пригодности конкретной резины. И все же, ориентируясь на индикатор, стоит помнить о том, что рисунок на шине может быть стерт неравномерно.

Пример индикатора износа протектора

Как измерить протектор?

Для этой цели подходят несколько инструментов: специальный измеритель, штангенциркуль с линейкой или линейка с глубиномером. Чтобы получить максимально точные данные, измерить протектор нужно в нескольких местах – минимум в шести разных точках на окружности.

Формула для подсчета износа

Когда речь заходит о процентном значении износа (например, в объявлениях о продаже б/у покрышек), его часто считают от общей глубины протектора. Но в реальности использовать шины запрещено не с момента полного «облысения» резины, а при определенной высоте рисунка. Поэтому для правильного расчета нужно использовать формулу вида: 

I=(Hnew-Hnow)/(Hnew-Hmin)*100%

где I – износ, Hnew – высота протектора новой шины этой модели и размера, Hnow – фактическая высота протектора (минимальное значение), а Hmin – минимально допустимое значение высоты протектора.

Из-за чего шины изнашиваются быстрее

Но на срок годности шин, установленный ГОСТами и заявленный производителями, можно опираться лишь в идеальных условиях. К обстоятельствам, приближающим момент замены покрышек, относятся:

Неправильное хранение. О таком можно говорить, если шины весь сезон находятся в чрезмерно сухом непроветриваемом месте под прямыми солнечными лучами, в окружении коррозийных металлов, масел, смазок и кислот

Важно и положение покрышек: если они на дисках, лучший способ хранения – подвесить, а резину без дисков правильнее поставить на ребро Такие условия сложно создать на балконе или в гараже, поэтому идеальным вариантом станут услуги автосервисов со специальными хранилищами.

Правила хранения шин

Некорректное давление в баллоне. Повышенное или пониженное – не имеет значения: в любом случае нагрузка на шины не изменится, а лишь неравномерно распределится, уменьшив пятна контакта с дорогой. В этих местах протектор и будет стираться в несколько раз быстрее обычного.
Агрессивный стиль вождения. Из-за езды на высоких скоростях (выше 90 км/ч) и резких торможений даже самая жесткая резина истирается заметно быстрее.
Качество дорожного покрытия. Ямы и бугры становятся причинами частых ударов, формирующих на резине вмятины.
Систематические перегрузки автомобиля. Набитый до отказа багажник смещает центр тяжести автомобиля назад, и задние покрышки оказываются нагружены сильнее передних (не говоря о норме), что и приводит к их быстрому износу. А при постоянной перевозке тяжелых грузов страдают амортизаторы, тоже смягчающие нагрузку на колеса.

Как избежать преждевременного износа

Существуют основные рекомендации, соблюдение которых позволит дольше сохранить ездовые качества резины, как летней, так и зимней.

Исправная подвеска. Амортизация с хорошей амплитудой поможет снизить нагрузку на колеса во время езды на 30-40%

Часть энергии поглощается подвеской, поэтому важно вовремя устранять возникающие неполадки.

Выбор скоростного режима. Не стоит превышать порог индекса скорости покрышек. Вход в повороты на скорости вводит колеса в крен, что приводит к неравномерному износу.

Грамотное торможение и старт. Старайтесь плавно тормозить и начинать движение. Пробуксовка на старте буквально оставляет протектор на асфальте, а резкое торможение повреждает элементы протектора и приводит к потере шипов у зимних покрышек.

Качество шин. Существуют шины с высоким содержанием силикатов в составе резины, такие модели отличаются повышенной износоустойчивостью.

Своевременная замена шин. Не стоит затягивать с заменой летней и зимней резины. Оба типа покрышек приспособлены только к одному температурному режиму. Зимняя резина на жаре страдает чрезмерной мягкостью, а летняя «дубеет» на морозе. Все это негативно сказывается на сроке службы.

Причины износа шин

Существует несколько факторов, оказывающих негативное влияние на состояние протекторов:

Плохое качество трасс. С данным фактором придётся смириться и постараться выработать подходящую манеру вождения, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие;
Стиль вождения. Влияет не только на износ шин, но и на техническое состояние автомобиля;
Несвоевременное проведение ТО автомашины;
Некорректное давление воздуха в шинах;
Дисбаланс колёс;
Несоблюдение норм скоростного режима

На каждой покрышке располагаются соответствующие индексы, которые нужно брать во внимание при выборе новой резины;
Неправильно подобранная сезонная резина. Зимние шины отличаются большей мягкостью резины по сравнению с летней, из-за чего она довольно быстро стирается о покрытие трассы и лишается шипов

Летние покрышки твёрдые, при низких температурах становятся ещё тверже. В результате они могут очень сильно повредиться и не способны обеспечивать необходимый уровень сцепления с поверхностью дорожного полотна;
Некорректная установка колёс;
Неисправности рулевого управления и ходовой части автомобиля;
Волочение или протаскивание;
Структура покрышек;
Заносы.

Немаловажным фактором, который также желательно учитывать, является банальное старение колёс. С течением времени менять шины так и так придётся: максимальный срок эксплуатации составляет 10 лет. Даже если автомобиль не эксплуатировался и хранился в гараже на протяжении нескольких лет, сменить резину необходимо. Причиной снижения прочности и появления трещин покрышек может стать не только нечастое использование авто, но и воздействие окружающей среды — высокого уровня влажности и температуры.

Структурные изменения резины, вызванные длительным сроком эксплуатации, приводят к накоплению влаги, что может стать причиной деформации металлического корда.

Разрушение корда повлечёт за собой разрыв шины. Подобная поломка наиболее опасна на высоких скоростях: автомобиль в результате полностью теряет управление, что может повлечь за собой аварию.

Сроки замены

Если у вас нет желания постоянно измерять высоту протектора и определять износ шин, то можно просто менять их каждые 6 лет, тогда они не подведут вас на дороге. Однако такой период актуален только для спокойного стиля вождения.

Любителям «погонять» менять резину придется чаще, да и протектор лучше все-таки проверять, так как шины изнашиваются гораздо быстрее и сильнее.

Вывод

Следить за степенью изношенности покрышек необходимо всегда, независимо от того, по какой дороге автомобиль чаще всего ездит и какой стиль вождения у автовладельца. На дорогих моделях делать это несложно, для этого предусмотрен индикатор.

На бюджетных его нет, но понять, что шины износились, тоже можно. Как выяснилось, для этого есть несколько способов. Если резина изначально была куплена б/у или бюджетная, то за ее состоянием надо следить тщательнее, так как она быстрее приходит в негодность.

Последствия быстрого износа шин

Прежде чем рассказать о наиболее важных правилах эксплуатации и хранении шин, поговорим о причинах такого внимания к состоянию резины. Хотя покрышки на колесах или дисках машины относительно легко можно заменить в любой момент, от выбора правильной резины и надлежащего ухода зависит безопасность автовладельца и его пассажиров:

  1. размер и габариты шин должны соответствовать характеристикам производителя – в противном случае, вы столкнетесь с непредсказуемостью в управлении, быстрым выходом из строя покрышек и других агрегатов машины;
  2. повышенный износ покрышек существенно ухудшает сцепление с дорогой, что приводит к непредсказуемым последствиям при управлении;
  3. если изношенные шины используются еще и вне регламентированного сезона, они практически не смогут помочь в преодолении снежного или ледового покрытия, луж и т.д.

Определить на глаз степень износа шин крайне сложно. Естественно, если в результате эксплуатации внешний протектор был полностью стерт или поврежден, это заметит даже неопытный водитель. Однако в большинстве случаев, только специалисты шиномонтажа или СТО смогут сделать обоснованный вывод о степени износа и необходимости замены резины на новый комплект.

Износ шин будет проверяться при прохождении техосмотра и оформления диагностической карты. Если эксперт выявит превышение максимально допустимого износа, влекущее ухудшение характеристик, он не имеет права выдавать карту для получения страхового полиса ОСАГО.  Проверить состояние покрышек могут и инспекторы ДПС при остановке на дороге. Поскольку визуально оценить этот показатель крайне сложно, может выдаваться направление на инструментальный осмотр.

Таким образом, своевременный контроль за износом шин не только устраняет угрозу безопасности при вождении, но и существенно упрощает прохождение обязательных поверок и диагностик. Разберем, какие факторы влияют на износ покрышек, и что нужно учесть при их приобретении, эксплуатации, замене и хранении.

ВИДЫ ИЗНОСА ШИН

Пример №2. Двусторонний симметричный износ плечевых зон образуется из-за тех причин, что и износ центральной части протектора, только если у прежнего случая, давление, к примеру, было превышено, то в данном случае, давление будет ниже положенного.

Пример №3. Односторонний износ возникает из-за неправильных углов установки колес, в народе «развала», когда беговая дорожка шины не параллельна дороге. Положительный или отрицательный развал часто вызывает этот вид износа.

Пример №4. Пятнистый износ возникает в следствии неправильной эксплуатации сдвоенных шин. Возникает при волочении одной из шин. Изредка случается из-за подклинивания одного из колес.

Также на практике встречаются и другие виды износа колес.

Как определить уровень пробега шин

Индикатор износа

Представляет собой размещённый в канавках протектора небольшой столбик из резины высотой 1,6 мм. Собственно, шина требует замены после того, как высота протектора сравняется с данным блоком.

Размещенный в протекторе блок износа

Определить, где именно находится индикатор уровня износа, можно, отыскав на боковой стороне одну из меток:

  • треугольник;
  • знак TWI;
  • логотип торговой марки.

Многие производители выпускают шины, на которых располагаются промежуточные индикаторы. Их истирание говорит о том, что покрышки больше не способны обеспечивать какое-либо должное сцепление с влажным асфальтом.

Цифровые индексы на протекторах

В ламелях и протекторах резины выдавливаются цифровые индикаторы, каждый из которых отличается по глубине. Наибольшая цифра (стандартно это восьмёрка) выдавлена на небольшую глубину, наименьшая (для летней резины двойка, для зимней шипованной или липучки — четвёрка) на максимальную. По мере эксплуатации шины изнашиваются, цифры стираются и исчезают. Остаточный уровень протектора определяется по наибольшей из оставшихся цифр. Критический износ колёс фиксируется после стирания последнего индикатора.

Маркировка протектора шины цифровым индикатором износа: пример

Производители наносят на протекторы три основных типа цифровых индикаторов:

  • Ряд цифр от «2» до «4», маркируются индикаторы в миллиметрах;
  • Ряд цифр, маркируются индикаторы в процентном соотношении от высоты протектора;
  • Индикатор, имеющий одну сегментированную цифру, выполненную таким образом, что каждый её сегмент выдавлен на разную глубину. По мере износа шины проявляются разные цифры. Маркируются такие индикаторы в миллиметрах.

Изменение цвета шины

Сравнительно недавно в продаже появились колёса, которые меняют свой цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что спозволяет узнать о необходимости смены резины.

Определение уровня износа шины по изменению цвета удобно, но колёса не всегда выглядят эстетично

Измерение глубины профиля

Индикаторы позволяют быстро определить уровень износа, однако не дают точных результатов. Для получения точных показаний используют измеритель глубины профиля — маленький прибор, которым замеряется глубина канавок протектора в нескольких местах. Если полученные результаты меньше установленных законодательством, резина больше не должна использоваться.

Определение уровня износа протектора при помощи измерителя глубины профиля

Ручные способы: монета, линейка, штангенциркуль

Пожалуй, самый простой и лёгкий способ измерения глубины канавок протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого щуп штангенциркуля опускается на дно канавки и фиксируется полученное значение. Аналогично измеряется износ резины и при помощи линейки — её вставляют в протектор и проверяют его глубину.

Определить уровень износа шин можно любой металлической монеткой — долларом, евро или рублём. К примеру, доллар опускается головой президента в канавку протектора. Шину пора менять, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Аналогичным способом можно определяется износ шин монеткой в один цент — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.

Определение уровня износа протектора при помощи монетки — экспресс-методика

Российские монетки с двуглавым орлом также подойдут для такого способа. Два рубля помещаются в канавку головой орла вниз. Если резина в нормальном состоянии и не требует замены, то голову птицы видно не должно быть, менять же покрышки нужно в случае, если весь орёл на виду.

Выяснить состояние резины можно при помощи монетки в один евро. Если золотой ободок исчезает в канавке протектора, значит, менять резину не нужно, если же большая часть его видна, то придётся покупать замену.

Статьи по теме

Что делать, если пробило колесо: практические советы

Как установить датчик давления в шинах: алгоритм действий

Бьет колесо при езде: основные причины и способы устранения

Как правильно проверить давление в шинах

Какие колесные диски лучше: параметры для оценки

Как выбрать летнюю резину и не ошибиться

Как выбрать летнюю резину: 9 важных рекомендаций

Попал колесом в яму: что делать для получения компенсации

Как правильно подобрать резину: нюансы выбора для лета и зимы

Срок службы шин: когда их нужно менять и почему

Как правильно поставить колеса: подробная инструкция

Штраф за разную резину: во сколько обойдется езда на отличающихся колесах

Литые диски на БМВ: основные плюсы и минусы литья

Хранение шин на балконе: вред или допустимая необходимость

Шиномонтажные работы: этапы и стоимость

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий