Установка рулевой консоли для лодки ПВХ
Как подключить дистанционное управление лодочным мотором
Как правило – это не требует особых усилий, но на некоторые факторы нужно обратить внимание. Например:. Лучше монтировать приспособление по средине длины лодки, чтобы уравновесить реактивную составляющую гребного винта.
Перед процессом установки следует взять во внимание силу лодочного мотора.
Мощность редуктора всегда должна соответствовать мощности мотора
Например, редуктор Т67 предназначен для работы с мотором мощностью 60 л.с.
Соответственно этой паре следует подобрать и трос, например, марки Т09 или М58.
Для подобных элементов следует подобрать штурвал соответствующего диаметра, например, не больше 400 мм.. Если применяется мотор, мощностью 60-110 л.с., то следует устанавливать редуктор Т71
Лучше монтировать приспособление по средине длины лодки, чтобы уравновесить реактивную составляющую гребного винта.
Перед процессом установки следует взять во внимание силу лодочного мотора.
Мощность редуктора всегда должна соответствовать мощности мотора. Например, редуктор Т67 предназначен для работы с мотором мощностью 60 л.с.
Соответственно этой паре следует подобрать и трос, например, марки Т09 или М58.
Для подобных элементов следует подобрать штурвал соответствующего диаметра, например, не больше 400 мм.
Если применяется мотор, мощностью 60-110 л.с., то следует устанавливать редуктор Т71
Этот редуктор не требует дополнительной настройки. Кроме этого, он сделан из дюралюминия и не боится механических усилий
Если применяется мотор, мощностью 60-110 л.с., то следует устанавливать редуктор Т71. Этот редуктор не требует дополнительной настройки. Кроме этого, он сделан из дюралюминия и не боится механических усилий.
Редуктор Т85 предназначен для рулевых конструкций, работающих в паре с двигателями, мощностью до 160 л.с.
Характеристика устройства:
- Ход 220 мм.
- Штурвал осуществляет 3 оборота до блокировки.
- Устройство рассчитано на усилие до 350 кг.
- Допустимый минимальный изгиб троса М66 составляет 200 мм.
Рис. 2. Детали самодельного дистанционного управления
увеличить, 1280х2244, 300 КБ1 — щека передняя и задняя (пунктир), дюралюминий δ=4; 2 — серьга, дюралюминий δ=4; 3 — упор оболочки троса, сталь или латунь, 2 шт.; 4 — тяга троса, сталь или латунь, 2 шт.; 5 — втулка, латунь; 6 — шайба, латунь; 7 — распорная втулка, дюралюминий или латунь, 4 шт.; 8 — палец переключения реверса, латунь; 9 — палец газа, латунь; 10 — рычаг, дюралюминий δ=4; 11 — шайба, латунь, 4 шт.; 12 — шайба, текстолит, 2 шт.
Фигурные пазы должны быть изготовлены одновременно в обеих щеках. Для этого вырезанные заготовки скрепляются винтами, пропущенными через отверстия Ø4,2 по углам.
Лучше всего при обработке пазов придерживаться следующей технологии. Вначале просверлите отверстия Ø6 в щеках с координатами 30—30 и нижних концах рычага и серьги. Затем скрепите серьгу и рычаг со щекой болтом М6, так чтобы стороны рычага и серьги были параллельны короткой стороне щеки, и высверлите отверстие во всех этих деталях с координатами 30—70.
Теперь нужно снять серьгу и, пользуясь рычагом как кондуктором, засверлить два оставшихся отверстия в щеках. Затем, сняв рычаг, можно увеличить отверстия в щеках до Ø8,2 и прорезать пазы либо пальцевой фрезой на фрезерном станке, либо выпиливая лобзиком после засверливания отверстий.
Разъединив щеки, тщательно зачистите внутренние поверхности пазов, притупите острые углы и кромки. Ширина паза 8,2 не является точной величиной. Паз может быть и пошире; главное — чтобы пальцы 10 и 14 (рис. 1) после сборки перемещались по пазам без заеданий.
Рис. 3. Схема работы дистанционного управления
А — ось пальца газа; Б — ось пальца переключения реверса.
Смазав все детали маслом, собирайте привод. Работает он следующим образом (рис. 3). В начальном положении (рукоятка вертикально вверх) заведенный мотор работает на холостом ходу на минимальных оборотах. Отклонив рукоятку на себя до упора, можно увеличить число оборотов или, не включая реверса, приоткрыть заслонку карбюратора для запуска мотора. При повороте рукоятки вперед рычаг вращается вокруг оси А и перемещает ползун реверса в положение «передний ход». Самопроизвольное выключение муфты невозможно, так как в крайнем положении ось пальца 10 (см. рис. 1) оказывается ниже оси А, и пружина возврата ползуна на моторе «запирает» рукоятку.
При дальнейшем движении рукоятки рычаг поворачивается уже вокруг оси Б. При этом перемещается трос газа. Фрикцион, шайбы которого прижаты к внутренней поверхности щек, препятствует самопроизвольному возвращению рычага. При возврате рукоятки в исходное положение последовательно убавляется газ и выключается муфта.
Привод устанавливается на левом комингсе кокпита лодки около места водителя.
Самодельное дистанционное управление лодочным мотором оказалось достаточно надежным и удобным в работе. Четкое включение мотора происходит «автоматически» независимо от квалификации водителя.
В. А. Щеголев, «Катера и яхты», 1973 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Выбор троса для газа и реверса
Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.
Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.
Что выбрать: румпель или штурвал?
Конечно, это выбор каждого и так будет всегда. Но то, что я понял за последние несколько дней, сравнивая непосредственно производительность, комфорт, плюсы и минусы штурвала по сравнению с румпелем на Oceanis 30.1 – я, честно говоря, за румпель на этой маленькой лодке. Почему? Ну, если смотреть на факты, то плюсов румпельного управления, на мой взгляд, больше, чем минусов.
Штурвалы работают тем лучше, чем больше лодка
Поэтому, если вы ищете быстрый, маневренный яхтинг, выбирайте румпель
Порадуйтесь сэкономленным сейчас деньгам и реинвестируйте их в другие опции, такие как хороший геннакер или код 0, и наслаждайтесь вишенкой на торте — гораздо большим свободным пространством в кокпите, что очень важно на маленькой лодке, такой как Oceanis 30.1. Я и сам удивлен, что пришел к такому выводу сейчас, и это учит меня, что ничто так не способствует росту вашей компетентности как моряка, как… собственно время, проведенное в море на яхте
Счастливого воскресенья, ребята!
Электрическое рулевое управление
Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.
Итак:
- основное преимущество этой системы в возможности отказаться от частичного или даже полного использования тросов;
- пульт управления и двигатель соединены между собой лишь кабелем, который передает электрические сигналы к установленным на двигателе электромоторам, а уж они дают ход поршням гидроцилиндров;
- электрическая система также дает возможность исключить установку тросов на переключатели передач и газ/реверс;
- при наличии на судне спаренных двигателей, электрическая система единственный способ синхронного управления ими.
Алюминиевые лодки
Алюминий – практичный, износоустойчивый вариант для водного транспорта. Но даже такой легкий металл может быть преобразован и доработан, когда речь идет о тюнинге алюминиевой лодки своими руками.
- Модернизируйте подводные детали корпуса судна для улучшения ходовых качеств судна. Это совершенствование подводными крыльями, поперечными и продольными реданами, криолинами, транцевыми клиньями, тоннелями, гидрошайбами, брызгоотбойниками.
- Установите регулируемую плиту для изменения углового крена или рулевой механизм, с помощью которого будет проще пришвартоваться во время непогоды.
- Покройте лодочное днище специальным защитным составом.
- Замените гребной винт или водомет. Это позволит значительно сэкономить топливо и улучшить скорость.
- Снабдите алюминиевую лодку электронными системами и приводом. Например, трюмный водяной насос, помпу-запаску, навигатор, светодиодный вариант стояночных и ходовых огней.
- Улучшите рулевое управление. Например, установите гидравлический привод руля.
- Вооружите судно контрольными приборами (тахометром, указателем топлива, температуры, часами и прочим).
- Позаботьтесь о радиосвязи и эхолоте.
- Повысьте комфорт передвижения, оснастив лодку автономным отоплением, лебедкой с якорем, электромотором или музыкальной системой.
- Для привлекательного внешнего вида позаботьтесь об установке флагштока, защитного тента, держателей для инвентаря.
- Пассажирам будет комфортно в кокпите с установленными палубными кронштейнами для столешниц, кресел.
Какую рулевую консоль для лодки ПВХ купить?
Приспособление, которое выполняет функцию для изменения направления движения маломерного судна (лодки), а так же катеров дистанционно ─ рулевая консоль. На ней есть возможность установки приборов контроля, необходимые для управления работой двигателя.
Все нужное оборудование крепится на оригинальном шасси, к нему подводятся все системы управления мотором. Здесь могут располагаться: вольтметр и тахометр, а также триметр (прибор показывающий величину наклона подвесного мотора). Владельцы размещают на ней навигатор и эхолот. Существуют разные вариации дистанционного управления, которые подбираются по конструкционным особенностям маломерных судов из ПВХ.
Выбирая нужный вариант, рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы, это:
1. Вариант применения судна:
- рыболовство и охота;
- долговременные путешествия или водный отдых.
2. Как часто владельцем используется плавательное средство и какая протяженность маршрутов.
Перед покупкой надо изучить всю информацию о предлагаемых консолях, а именно:
- их виды, в чем отличие и преимущества;
- какой материал применяется в ее изготовлении;
- параметры рулевого изделия, его размеры.
На нее можно навесить дополнительные бардачки для нужных вещей, есть и быстро снимающиеся варианты дистанционного управления.
Обычная рулевая консоль
Обычное дистанционное управление для судов из ПВХ предусматривает устройства, это:
- удлинители румпеля;
- редуктор штурвала;
- рулевые тросики;
- реверсной машинки с газом.
Установку управления движением дистанционно владелец плавательного средства делает после приведения его в рабочий режим, непосредственно перед спуском на воду.
В обычное дистанционное управление входит:
- Мотор лодки (ПЛМ), который может работать дистанционно.
- Система управления движением, а именно:
- консоль рулевая (широкая или узкая), с наличием мест крепления штурвала и машинки реверса хода с газом;
- редуктор, он имеет много видов исполнений, подбирается под конкретную модель мотора и штурвала;
- штурвал;
- трос, который измеряется в футах;
- тяга;
- кронштейн для крепления тяги.
Редукторы делятся на два вида, это:
- для подвесных моторов до 55 лошадиных сил, у которых одинарная передача;
- для моторов от 60 лошадиных сил и выше, они изготавливаются планетарного вида.
Обычно панель дистанционного управления изготавливается из водостойкой фанеры или стеклопластика, а также из нержавейки (трубный вариант). Реже можно увидеть модели из других материалов.
Мини консоль для лодки ПВХ
Консоль мини отличается от обычной панели дистанционного управления, своими размерами, ее хорошо устанавливать на плавательные средства с небольшими габаритами.
Преимущества рулевой «мини», это:
- предусматривается установка на любой вид и размер судов из ПВХ;
- легкость в установке, вес управляющей движением конструкции;
- ставится конструкция на баллон лодки при помощи специальных переходников (наклеиваемые рымы), которые поставляются в комплекте с мини консолью;
- есть возможность установить дополнительно 2-3 прибора (навигатор, эхолот, вольтметр или тахометр).
Мини консоль использует в управлении стандартные редукторы, это:
- редуктор G08, T67;
- редуктор T-71FC, и другие аналогичные редуктора.
Мини панель дистанционного управления выпускается и с левосторонним применением машинки реверса и газа. Размеры «мини»: 750*920*720* миллиметров (длина, ширина, высота). Изготавливают изделие: стеклопластик, цвета: белый, серый. Весит консоль мини около 4 килограмм, стоимость от 7 тысяч рублей до 12 тысяч рублей.
Съемная рулевая консоль для лодки ПВХ
Съемная консоль мини для лодки ПВХ может устанавливаться как на левый баллон судна из ПВХ, так и на правый баллон, но чаще судоводители ставят правостороннюю модель изделия. Габариты съемной модели, это: 510*530*510 миллиметров (длина, ширина, высота), весом до 3 килограмм. Установка и снятие ее занимает несколько минут.
Съемная консоль из стеклопластика имеет характеристики:
- вес до 3 килограмм, легкость монтажа, компактность в транспортировке, нет увеличения расхода топлива из-за веса;
- рекомендуется для установки на маломерных плавательных надувных средствах, занимает мало места в кокпите;
- хорошо держит механические воздействия, не играет в процессе движения.
Транец – одна из основных деталей в креплении мотора
Евгений Бронов
автору
Итак, говоря о нюансах крепления мотора к лодке пвх, первое, о чем нужно упомянуть – это, конечно же, транец. Это приспособление помогает вашему мотору наилучшим образом находиться в лодке. Для этого необходимо досконально изучить конструкцию транца и методы крепления к нему лодочного мотора:
- саму конструкцию навесного транца вам нужно будет прикрепить к основанию лодки пвх. Именно таким образом функционирует эта деталь. К ней необходимо прикреплять лодочный мотор. Можно будет присоединять разные типы лодочных двигателей. Все уже сугубо индивидуально. Транец – это достаточно твердая пластинка из фанерного материала, толщина которой составляет порядка 18-20 миллиметров. Транец порой делают в виде Т-образной формы. Именно так лучше всего можно будет его закрепить в некоторых случаях в специальный кармашек в плавательном средстве;
- говоря про общую конструкцию транца, чаще всего она представляет собой доску, упор и ось, соединенная с кольцом и специальной скобкой. Внешний вид и размеры этих деталей могут отличаться – будет играть роль выбранный вами метод крепления лодочного мотора;
- размер такой пластинки будет составлять примерно 35 на 25 сантиметров. А, если говорить про общую ширину вашей конструкции от упора и до самой оси, она будет составлять порядка 108 миллиметров. Именно при таких размерах полное распределение нагрузки на ваше плавательное средство будет наиболее удобным и устойчивым. Интересно, что, когда речь заходит не о резиновых лодках, то в нижней части транца могут быть установлены колеса.
Рекомендуем прочитать: Достоинства японских лодочных моторов
Именно поэтому на резиновое плавательное средство передвижения по воде стоит подвешивать только мотор, обладающий небольшой мощностью. Он должен быть рассчитан на 1-1,5 часа полной работы. При этом такой мотор на лодку должен быть не более 2 лошадиных сил
Очень важно учитывать все перечисленные советы, чтобы мотор хорошо и бесперебойно функционировал в условиях вашего плавания; Обязательно стоит учесть, что в моторе при неправильном транце бывают некоторые отрицательные моменты, как «угон ноги». Это происходит, когда просто-напросто не достает давления внутри установленных баллонов. Если давление будет очень сильным, то баллоны могут сильно сжаться
Именно поэтому двигатель может начать довольно свободно перемещаться в своем захвате. Это означает, что ваши баллоны для мотолодки обязательно должны быть наполнены
Если давление будет очень сильным, то баллоны могут сильно сжаться. Именно поэтому двигатель может начать довольно свободно перемещаться в своем захвате. Это означает, что ваши баллоны для мотолодки обязательно должны быть наполнены.
Есть распространенное мнение, что от того, как именно вы установили транец будет зависеть дальнейший ход вашего судна
Поэтому крайне важно обращать внимание на все эти моменты. Управляемость моторной лодкой зависит от конкретного угла, под которым будет установлен ваш транец. Очень часто его устанавливают под угол в 90 градусов
Очень часто его устанавливают под угол в 90 градусов
Это очень удобный и правильный наклон. Но, нужно отметить, что, когда есть заводская установка, то этот угод может существенно отличаться. Например, транец может быть установлен под 77-79 градусов, что касается всей поверхности водной глади. Это происходит по той причине, что на маленьких баллонах транец, как правило, может выгнуться
Очень часто его устанавливают под угол в 90 градусов. Это очень удобный и правильный наклон. Но, нужно отметить, что, когда есть заводская установка, то этот угод может существенно отличаться. Например, транец может быть установлен под 77-79 градусов, что касается всей поверхности водной глади. Это происходит по той причине, что на маленьких баллонах транец, как правило, может выгнуться.
Рекомендуем прочитать: Характеристики лодочного мотора Ханкай
Стоит также отметить, что при низкой скорости вашего плавательного средства передвижения наклон особенно не может влиять на весь ваш транец. Хотя, если говорить про ситуацию, когда двигатель показывает очень высокую свою производительность и работу, то, нужно отметить, что второй вариант установки транца является даже более предпочтительным.
Устройство управления курсом лодки
Дистанционное рулевое управление лодочным мотором. В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.
При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора
Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно. В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным
За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.
В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.
Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.
Системы, позволяющие дистанционно управлять мотором, просто необходимы владельцам крупных лодок, а также тем, кто часто совершает длительные путешествия. Приобретать их рекомендуется одновременно с двигателем и, желательно, той же самой марки. В крайнем случае, подобрать ДУ можно к ранее купленному мотору. Это исключит вероятность несовместимости между ними.
При выборе систем дистанционного управления подвесным лодочным мотором необходимо учитывать характеристики двигателя, а также особенности конструкции лодки. Оптимальным представляется ДУ, которое позволяет одновременно контролировать как обороты, так и курс. В противном случае рулевому придётся постоянно перебегать от мотора к рычагам управления и обратно.
Немного теории и материалов
Прежде чем перейти непосредственно к тексту про создание лодки, я должен вкратце рассказать, из чего она состоит.
Картинка взята тут
Основные части, про которые я буду говорить, выделены синим цветом: 1 — перо руля/руль, 2 — винт, 3 — дейдвуд, 4 — тут должна быть муфта, 5 — мотор.
Основные материалы, которыми я вдохновлялся и пользовался
Книги:
Больше всего нужного мне материла я нашёл в книге John Finch. «Advanced R/C boat modeling». Смотрел и другие, но зашла именно эта.
Cтатьи:
- https://www.instructables.com/RC-Boat-2
- https://www.parkflyer.ru/ru/blogs/view_entry/600
Видеокурс как сделать ракетный катер
Что влияет на управление лодкой
Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.
Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.
При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.
Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой, следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.
Виды рулевого управления на маломерных суднах
На сегодняшний день рулевые устройства для водного транспорта классифицируют по принципу действия и конструкционным особенностям. Для начала предлагаем изучить нюансы работы устройств различного типа, а затем уже ознакомиться с возможными вариациями конструкций.
Механическое устройство
Установка на лодку рулевого редуктора механического типа наиболее проста и доступна по стоимости для владельцев малогабаритных суден. По своей конструкции механическая дистанция на лодочный мотор состоит из следующих узлов:
- Механический редуктор – различают 2 типа, используемые на ПЛМ мощностью до 55 л.с. и на ПЛМ с мощностью 55 – 150 л.с. Если на судне установлен более мощный двигатель, вместо механического устройства рекомендуют использовать гидравлику.
- Рулевой трос – металлический шнур с защитной пластиковой оболочкой. Длина зависит от габаритных параметров судна, а марка вновь определяется по мощности ПЛМ. Двигатели до 55 л.с. комплектуются тросами М58, а более мощные приборы снабжают тросами М66.
- Рулевые тяги – полностью соответствуют силе установленного мотора.
- Штурвал – собственно, сам рычаг управления, который крепится на рулевой редуктор. Особых требований к этой детали не выдвигается, и ключевыми параметрами считаются лишь габариты судна и предпочтения пользователя.
Дистанционное управление на лодку ПВХ механического типа действует по следующему принципу. Поворот руля в сторону приводит в движение шестерню редуктора, на которую намотан трос, проложенный вдоль борта судна. Этот трос с помощью рулевых рычагов прикреплен к двигателю, которому и передается импульс. Также конструкция предусматривает ряд тросов меньшего диаметра, посредством которых переключаются передачи, регулируются обороты и угол наклона двигателя.
Механические рулевые стойки для ПВХ лодок привлекательны невысокой стоимостью (до 10 тысяч рублей) и легкостью установки. Но вместе с тем, по сравнению с другими типами такая установка больше подвержена износу и требует более тщательного ухода.
Гидравлическая рулевая система
Гидравлика, как правило, устанавливается на судах с моторами мощностью в 150 и более лошадиных сил. Например, это могут быть мини-яхты и крупные стеклопластиковые или алюминиевые катера. При этом конструкция гидравлической системы включает в себя следующие элементы:
- Помпа рулевого привода (масляный нос);
- Гидроцилиндр;
- Гидравлические шланги;
- Рулевое колесо.
Принцип работы такого устройства, в отличии от механики, более сложный. Рулевое колесо закрепляется на валу помпы, и при вращении штурвала помпа посылает сдавленное масло в полости гидроцилиндра, который с помощью шлангов крепится на ПЛМ. Гидроцилиндр разделен на 2 полости, и при вращении руля давление в одном из отсеков повышается, отчего поршень направляет усилие в сторону двигателя или поворотной колонки.
Важным условием надежной работы гидравлики является качественное масло, не подверженное сжатию и вызывающее минимальное трение. Эти параметры важны для исключения люфта, мешающего качеству передачи сигнала. Кстати, высокая точность сигнала способствует тому, что рулевая машинка лодочного мотора чутко реагирует на малейшее усилие. Этот момент вкупе с надежной работой и ценят пользователи гидравлики. Минус такой конструкции лишь в цене, которая в среднем составляет порядка 30 тысяч рублей.
Электронное дистанционное управление на лодку
По своей сути электроника – это не отдельный тип управления, а скорее опция к гидравлике и механике. Установка электрооборудования просто помогает достичь ряда преимуществ, а именно:
- Отказ от использования тросов и, как следствие, повышение удобства и безопасности рулевой системы;
- Исключение установки тросов на переключатель передач;
- Возможность единого контроля нескольких спаренных двигателей.
В общем, электроника способствует большему комфорту и удобству управления, но и стоит такое дополнение не мало. В среднем, чтобы купить комплект рулевого управления на лодку с электрооборудованием и провести монтаж системы с помощью специалистов, потребуется порядка 100-120 тысяч рублей. Поэтому на малогабаритных лодках и катерах подобная система почти не встречается. Вообще, в подавляющем большинстве случаев руль для лодки ПВХ имеет механический тип управления, поэтому именно о нем далее подробно и поговорим.
Трос для дистанционного управления лодочным мотором
В системе рулевого управления при подборе троса нужно исходить из модели рулевого редуктора, а он подбирается по мощности навесного мотора.
Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.
Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.
При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.
Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.
Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.
Лодочные электромоторы Minn Kota
Компания Minn Kota специализируется на производстве лодочных электромоторов и оборудования для катеров — якорных лебедок, зарядных устройств для лодочных аккумуляторов и автоматических мелководных якорей. Минн Кота — лидер во внедрении технологических новинок, продукция компании популярна у рыбаков и образец для подражания конкурентов.
Модельный ряд лодочных электромоторов Минн Кота состоит из:
- электромоторов для водоемов с пресной водой
- электрических моторов для соленой морской воды
Электромоторы Minn Kota для соленой воды
Эксплуатация в агрессивной соленой воде требует повышенной защиты от коррозии, поэтому корпуса электромоторов этой группы выпускаются из легированных сплавов морского назначения, проходят семи ступенчатую очистку и затем анодируются цинком. После этого на все компоненты наносится порошковое покрытие на полимерной основе.
К электромоторам для соленой воды относятся серии Riptide SP, Riptide St и Riptide Ulterra.
Электромоторы Minn Kota для пресной воды
Эта группа электрических моторов делится на три части:
- моторы для установки на нос катера
- моторы для монтажа на бензиновом двигателе
- транцевые электромоторы
Электромоторы серий Edge, Maxxum, Fortrex, PowerDrive, Terrova, Ulterra устанавливаются на нос катера. Edge, Maxxum и Fortrex не работают с GPS устройствами i-Pilot и i-Pilot Link.
Рама электромоторов Edge сделана из анодированного алюминия, а головка из ударопрочного композитного материала, у них ручное управление, 5 передних и три задних скорости.
Maxxum — следующая за Edge серия. Выпускается в двух вариантах — с ручным управлением и с управлением педалью, с фиксированными и переменными скоростями. Электромоторы Maxxum развивают тягу до 80 lbs и устанавливаются на катера длиной до 6 метров.
Серия Fortrex предназначена для регулярного использования в жестких условиях на катерах размером до 7,5 метров. У электромоторов цельнокованный алюминиевый корпус, переменные скорости и тяга до 112 lbs. На моторах устанавливается гидролокационный датчик Universal Sonar.
Вторая группа носовых электромоторов оснащается GPS устройствами. GPS определяет координаты катера, а встроенная память хранит пройденные маршруты и точки лова. На основе GPS работает автопилот и электронный якорь, который не дает отклониться катеру от выбранной точки дальше чем на 1,5 метра. Скорость и курс у этих моторов изменяются педалью или беспроводным пультом. Скорость регулируется плавно. Это уменьшает потребляемую электромотором энергию аккумулятора и помогает добиться нужной глубины погружения и игры приманки при троллинге.
Первый в этой группе электромотор средней мощности Minn Kota PowerDrive V2. Он развивает тягу до 70 lbs, оснащен электронной педалью и дополнительно комплектуется пультами дистанционного управления CoPilot, i-Pilot и i-Pilot Link.
Серия Minn Kota Terrova предназначена для катеров размером от 5 до 7,5 метров. Terrova управляется и педалью, и пультом и этим отличается от PowerDrive, для которого придется выбрать или пульт, или педаль.
На вершине модельного ряда — Minn Kota Ulterra. Автоматические лодочные электромоторы выпускается с тягой 80 и 112 lbs, сразу комплектуются устройствами i-Pilot или i-Pilot Link и оснащаются водонепроницаемой педалью, отдельная клавиша на которой предназначена для включения электронного якоря.
Транцевые электромоторы Minn Kota
Модификация Endura С2 — серия Endura Max оснащается устройством Digital Maximizer, переменными скоростями и изменяемым по длине румпелем.
Румпель на электромоторах Minn Kota Traxxis регулируется по длине и уголу наклона. Электромоторы в этой серии имеют переменные скорости, а на головке у них установлен индикатор разряда аккумулятора.
Прежде чем купить лодочный электромотор Minn Kota определите полный снаряженный вес лодки или катера, на который вы планируете его установить. Выберите тягу электромотора исходя из веса и размеров лодки. Вес – более важный параметр. Подберите длину штанги вала, если планируете покупать электромотор с установкой на нос. Выберите аккумулятор, автоматический выключатель и зарядное устройство.
Выбор троса для газа и реверса
Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.
Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.