Что делать если отказали тормоза

Тормозная система, требования к обслуживанию

Не стоит напоминать водителю, что тормозная система транспортного средства является системой, требующей постоянного внимания и регламентного обслуживания. В тормозной системе необходимо соблюдать условия, которые рекомендует производитель:

  1. Толщина тормозных дисков должна соответствовать толщине, указанной производителем.
  2. Менять тормозные колодки необходимо при первых симптомах их износа, а сами они должны соответствовать обусловленному стандарту.
  3. Тормозная жидкость должна быть рекомендованного образца и менять ее нужно в указанные изготовителем сроки.

Не менее важно не экономить на элементах тормозной системы, так как подобная самодеятельность чревата неприятными или даже опасными последствиями

Характерные причины отказа тормозов автомобиля

Многолетний опыт огромного отряда отечественных, зарубежных автомобилистов помог собрать множество реальных фактов, касающихся внезапного отказа тормозов машины. Систематизация такой колоссальной «коллекции» помогла сформулировать основные причины того, почему отказывают тормоза. Эксперты рассказывают, что же случается, в силу каких технических и иных причин тормоза пропадают, почему это происходит:

  • Одно из первых мест в этом своеобразном «рейтинге причин» занимает обрыв шлангов тормозной системы или же трубопроводов. Такую поломку, как правило, сопровождает дополнительный неприятный фактор: в тормозной системе падает давление воздуха, другой вариант – уровень жидкости. Особенно страдают те автомобили, у которых одноконтурная система привода их тормозов. Для них достаточно разрыва хотя бы одного из трубопроводов, и тогда полное отключение всей тормозной системы неминуемо;
  • Немало, к сожалению, и таких ситуаций, когда виновником неисправности становится такая банальная вещь, как некачественная тормозная жидкость. Современные гримасы автомобильного рынка в стране привели к тому, что на нём сплошь и рядом продаётся немало подделок, лишь маскирующихся под добротный товар. Если в машину попадает такая тормозная халтура, можно быть уверенным, что до отказа всей рабочей системы торможения рукой подать, причём это может случиться очень внезапно, буквально на ровном месте.

Ещё куда ни шло, если такой огорчительный казус произойдёт на ровной дороге, где нет интенсивного движения автотранспорта, можно попытаться применить рекомендованные водителям в таких случаях рецепты экстренного торможения другими способами. Однако всё может быть и по-иному, свершившись, например, на оживлённом перекрёстке или горной дороге, где времени на долгие размышления нет ни секунды, и это может закончиться плачевным исходом, когда пострадают не только автомобиль, но и люди.

Характерные причины отказа тормозов автомобиля

Многолетний опыт огромного отряда отечественных, зарубежных автомобилистов помог собрать множество реальных фактов, касающихся внезапного отказа тормозов машины. Систематизация такой колоссальной «коллекции» помогла сформулировать основные причины того, почему отказывают тормоза. Эксперты рассказывают, что же случается, в силу каких технических и иных причин тормоза пропадают, почему это происходит:

  • Одно из первых мест в этом своеобразном «рейтинге причин» занимает обрыв шлангов тормозной системы или же трубопроводов. Такую поломку, как правило, сопровождает дополнительный неприятный фактор: в тормозной системе падает давление воздуха, другой вариант – уровень жидкости. Особенно страдают те автомобили, у которых одноконтурная система привода их тормозов. Для них достаточно разрыва хотя бы одного из трубопроводов, и тогда полное отключение всей тормозной системы неминуемо;
  • Немало, к сожалению, и таких ситуаций, когда виновником неисправности становится такая банальная вещь, как некачественная тормозная жидкость. Современные гримасы автомобильного рынка в стране привели к тому, что на нём сплошь и рядом продаётся немало подделок, лишь маскирующихся под добротный товар. Если в машину попадает такая тормозная халтура, можно быть уверенным, что до отказа всей рабочей системы торможения рукой подать, причём это может случиться очень внезапно, буквально на ровном месте.

Ещё куда ни шло, если такой огорчительный казус произойдёт на ровной дороге, где нет интенсивного движения автотранспорта, можно попытаться применить рекомендованные водителям в таких случаях рецепты экстренного торможения другими способами. Однако всё может быть и по-иному, свершившись, например, на оживлённом перекрёстке или горной дороге, где времени на долгие размышления нет ни секунды, и это может закончиться плачевным исходом, когда пострадают не только автомобиль, но и люди.

Отказ тормозов, причины отказа

Существует множество причин, по которым тормоза способны отказать:

  1. Если осуществляется утечка тормозной жидкости в результате механических повреждений сальников, прокладок, шлангов и трубопроводов тормозной системы.
  2. Если замену тормозной жидкости производить несвоевременно, что влечет за собой потерю эксплуатационных качеств. Тормозная жидкость является гигроскопичной, по этому ее несвоевременная замена приводит к набору высокого уровня влаги, что влияет на уменьшение температуры кипения.
  3. При заливе тормозной жидкости, не предназначенной для системы вашего транспортного средства. Подобное недопустимое смешивание может привести к утечке тормозной жидкости и выходу из строя резинотехнических элементов тормозной системы.

Основные требования

Не всё так страшно, как кажется на первый взгляд, потому что на сегодняшний день уже придумали способ избежать столкновения. В первую очередь ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Нужно собрать свою волю в кулак и собраться с мыслями. Следует понимать, что всегда есть альтернативный метод торможения. Автомобили бывают разные, поэтому тот способ, который подойдёт одному, для другого окажется смертельным. Но мы рассмотрим абсолютно все варианты экстренного торможения.

В том случае, если вы являетесь счастливым обладателем современной модели, вы должны знать, что тормозная система в таких авто двухконтурная. Поэтому если педаль тормоза до упора упёрлась в стенку, а реакции никакой не происходит, не расстраивайтесь! Возможно, не сработала одна сторона, а вторая ещё не подключилась. Нужно немного подождать, не отпуская педали. Если через несколько минут автомобиль так и не остановился, попробуйте резким движением отпустить и также нажать. Проделайте так несколько раз. Должно сработать. Здесь происходит то же самое, что при накачивании колеса: сначала эффект нулевой, но по мере качания воздух поступает в шину с большим напором. Так и в вашем случае — необходимо в гидроприводной системе тормоза просто восстановить давление. Достаточно будет шесть — семь качков.

Но как тормозить, если отказали тормоза полностью? И тут есть выход: вам поможет стояночный тормоз и способ торможения двигателем. При этом учтите, что при скорости свыше пятидесяти километров тормозить ручником категорически запрещается, иначе вашу машину может сильно занести. В принципе, вы можете попробовать этот метод, но тогда при нажиме на ручник применяйте и кнопку «трещотки». Только обязательно выведите транспорт на ровную дорогу.

Торможение ручником в автомобиле

Двигателем вы затормозите машину путём последовательного переключения на более низкие передачи. Для того чтобы сократить время нерабочего состояния, нужно быстро отпустить педаль сцепления. В тот момент, когда обороты двигателя начнут снижаться, переключите передачу снова вниз. Обороты будут снижаться наряду со скоростью, полную остановку производите ручником.

Как остановить автомобиль

Перед тем как перейти к способам торможения следует помнить, что паника в данной ситуации может привести к аварии, так как водитель либо просто будет кричать от страха, либо начнет неоправданно дергать стояночный тормоз, который в свою очередь может занести автомобиль и унести его в кювет.

Перед тем как начать пользоваться экстренным торможением попробуйте несколько раз резко нажать на педаль тормоза. В том случае, если ваш автомобиль не оборудован системой ABS, то резкое нажатие несколько раз поможет увеличить давление жидкости и впоследствии вернуть функциональность тормозов. Также часто бывает, что в салоне под педалью находится предмет, который препятствует нажатию педали тормоза.

Также ни в коем случае нельзя глушить двигатель автомобиля, так как многие модели оборудованы гидроусилителем или электроусилителем, которые не работают на незапущенном двигателе, а они могут помочь вам справится с управлением в случае возникновения заноса. Также помните, что резкое снижение скорости автомобиля способно вызвать занос, а впоследствии возможно и опрокидывание, также будьте внимательно, когда будете пользоваться ниже перечисленными способами.

Поиск причины проваливания педали

Самой распространенной причиной, на долю которой приходится до 70%!случаев проваливания педали тормоза при работающем двигателе, является завоздушивание системы, то есть попадание атмосферного воздуха в трубопроводы и магистрали, по которым движется тормозная жидкость. Это, в свою очередь, может быть вызвано влиянием следующих факторов:

  • Низкий уровень жидкости в компенсаторном бачке – при падении уровня тормозной жидкости ниже отметки минимума разряжение, создаваемое элементами системы, начинает тянуть внутрь воздух.
  • Сильный механический износ колодок и рабочих поверхностей при уровне жидкости, близком к минимуму – в комплексе эти явления приводят к завоздушиванию из-за слишком глубокого хода поршней в тормозных цилиндрах.
  • Неправильный выбор тормозной жидкости – несоответствие класса жидкости условиям работы и конструктивным особенностям системы может вызвать разрушение уплотнителей и манжет, образование вязких сгустков – «тромбов».
  • Закипание жидкости – возникает при сильном перегреве системы, например, при длительной агрессивной езде в жаркое время года. Вызывает неожиданное и сильное проваливание педали из-за изменения физических свойств вещества.
  • Разгерметизация – возникновение пробоев, обрывов, неплотностей в элементах системы и местах и контакта, через которые наружу вытекает тормозная жидкость, а внутрь попадает воздух.

Кроме того, зачастую проваливание педали связано с разрывом диафрагмы вакуумного усилителя. Такую неисправность легко диагностировать – она проявляется только при работающем ДВС, а уровень тормозной жидкости во время проваливания педали не изменяется. Объясняется это тем, что разорванная диафрагма не в состоянии создать требуемое разрежение в камере усилителя даже при полном ходе педали.

Если педаль проваливается не полностью, а движется рывками, проходя некоторые участки легко, а некоторые – со значительным усилием, можно сделать вывод о неправильной установке или плохой фиксации колодок или суппорта. Однако не забывайте, что первые две-три сотни километров пробега после их установки это может быть связано еще и с естественной приработкой деталей.

Основные причины отказа тормозов на фуре

Статистика утверждает, что в течение года водитель нажимает на тормоза 75 тысяч раз, а при вождении в черте города этот показатель возрастает вдвое. На все детали тормозной системы приходится огромная нагрузка, поэтому элементы становятся уязвимыми и могут отказать в любой момент. Схема пневмосистемы полуприцепа надежнее гидравлических тормозов, но периодически проходить тщательное техническое обслуживание, а особенно перед дальним рейсом, нужно обязательно.

Схема устройства пневматической тормозной системы

Приведем здесь некоторые неисправности пневматических тормозов и рекомендации по их устранению:

  1. Колодки реагируют медленно при нажатии на педаль тормоза или с большим опозданием. Причины следующие: происходит падение давления из-за утечки сжатого воздуха в системе, поломка компрессора или ослабление приводного ремня. Нужно ехать в сторону СТО и провести там полную диагностику.
  2. Увеличивается тормозной путь. Причин несколько, например, неравномерный износ поверхности колодок, разболталось крепление педали тормоза, перепады давления. Требуется диагностика пневматической системы.
  3. При выполнении торможения происходит занос полуприцепа. Неисправен клапан в соединении пневматики тягача и ведомого объекта, поэтому давление не поступает к тормозным камерам, продолжается движение по инерции. Требуется заменить кран в соединении.
  4. Фуру уводит в сторону. Причина – несинхронное срабатывание тормозов, из-за чего происходит занос. Неравномерное стачивание покрытия колодок, или тормозная камера не держит давление.

Как понять причину неисправности пневматического тормоза? Смотрите на видео:

Если профилактические мероприятия производятся регулярно, то аналогичные неисправности будут предупреждены. Внимательное отношение водителя к автотранспорту продлевает срок службы и является залогом безаварийного движения по трассе.

Автомобили с механической (ручной) КПП

Вы наверняка слышали о таком понятии, как торможение двигателем. Суть его заключается в том, что сам двигатель, в который перестает поступать горючее, начинает самостоятельно тормозить автомобиль, и это при условии, когда включена передача и не выжато само сцепление. Так вот, понижая постепенно передачи  можно добиться очень даже впечатляющего замедления. Но действовать в экстренной ситуации нужно очень быстро, время выключения/включения сцепления должно быть минимальным, а переключения быстрыми но плавными. Если резко «бросить» сцепление, то от резкого эффекта замедления автомобиль может пойти в занос.

Что же делать, если отказали тормоза.

Самое главное, это спокойствие, оценка и контроль дорожной ситуации. Отказ тормозной системы может произойти в разных дорожных условиях, но ровной или горной дорогах, на сухом или мокром покрытии, но везде нужно не потерять самообладание и действовать быстро и четко, так как все может произойти за доли секунды.

Если отказали тормоза на горной дороге, то нужно помнить, что многие горные дороги с интервалом в несколько километров или на крутых поворотах, оборудованы специальными улавливателями, которые уже спасли не одну жизнь.

За пример можно взять дорогу Симферополь – Ялта, через Ангарский перевал, которая на спуске с перевала со стороны Алушты оборудована такими улавливателями. Но примеров можно приводить много. Главное понимать, что такой способ спасения на горных дорогах существует.

Так, Вы сохранили самообладание.

Далее необходимо воспользоваться ручным тормозом. Эффективность такого способа напрямую зависит от того с какой скоростью движется ваш автомобиль. Если скорость не большая, хотя бы до 40 км/час, то ручной тормоз тут будет эффективным средством. Если скорость больше, то применение ручного тормоза будет переходным этапом к следующим Вашим действиям, а именно, торможение двигателем.

Но бывают ситуации, что и ручной тормоз сразу выходит из строя, поэтому к торможению двигателя нужно прибегать немедленно.

Если отказали тормоза, то торможение двигателем считается наиболее эффективным, хотя и не безвредным для коробки передач и двигателя, способом.

Отпустив педаль газа, перейти с той передачи, на которой вы едите, на пониженную. Через некоторое время, когда скорость автомобиля снизится, перейти на следующую пониженную передачу, и так далее до полной остановки автомобиля. Особенно данный способ эффективный, когда скользкая дорога, после дождя или во время гололеда.

Конечно, время от отказа тормозной системы автомобиля, началом действий водителя по торможению автомобиля указанным выше способом и их завершением, пролетает за какое-то мгновение.

Но бывают ситуации, когда и этого времени не достаточно, что бы взять под контроль ситуацию.

Обычно, это когда впереди уже нет свободного пространства, и до столкновения с препятствием остались какие-то мгновения.

Тут существует более жесткий, но и более эффективный способ – это торможение газом.

Суть этого способа проста, сделать так, что бы ведущие колеса начали быстро вращаться в обратную сторону.

Для этого необходимо быстро перейти на нейтральную передачу, увеличить обороты двигателя до 2500 – 3000 об/мин., выжать сцепление, включить заднюю передачу и отпустить сцепление, при этом еще больше увеличивая обороты двигателя.

Конечно, последствия таких действий очевидны. Спаленное сцепление, вышедшая из строя коробка передач, а может быть и двигатель, но все это можно отремонтировать, заменить и восстановить, это железо, а вот ваша жизнь одна и никто ее не восстановит и не заменит, поэтому вопрос о том, что Вы выберете, думаю, будет излишним.

Но из этого видео видно, что если дурная голова, то при отказе тормозов ситуацию уже ни как не спасти

Вышел из строя главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр, если откинуть систему клапанов и деление на контуры, работает по принципу обычного гидрообъемного привода. Примерно как шприц. Давим на шток – поршень толкает жидкость и подаёт её под давлением в систему. Если манжеты поршня износились, то жидкость будет протекать в полость за ним. А это как раз и приведёт к проваливающейся педали и почти отсутствующим тормозам. При этом жидкость в бачке будет оставаться на месте.

Выход из этой ситуации только один: ремонт или замена тормозного цилиндра. Ремонт этого элемента системы сейчас практикуется очень редко и доступен не для всех авто. К тому же ремкоплекты из набора манжет не всегда решают проблему. Иногда коррозией повреждаются поверхность цилиндра, что исключает возможность ремонта.

Автомобили с механической (ручной) КПП

Вы наверняка слышали о таком понятии, как торможение двигателем. Суть его заключается в том, что сам двигатель, в который перестает поступать горючее, начинает самостоятельно тормозить автомобиль, и это при условии, когда включена передача и не выжато само сцепление. Так вот, понижая постепенно передачи можно добиться очень даже впечатляющего замедления. Но действовать в экстренной ситуации нужно очень быстро, время выключения/включения сцепления должно быть минимальным, а переключения быстрыми но плавными. Если резко «бросить» сцепление, то от резкого эффекта замедления автомобиль может пойти в занос.

Действия при отказе тормозов

Самое первое и главное правило, формулирующее для водителей, что делать, если отказали тормоза, имеет вовсе не технический характер и касается совсем не автомобиля, который внезапно закапризничал. Это совет чисто психологического формата. Так, если обнаружилось, что тормоза «полетели», водителю во что бы то ни стало надо постараться сохранить максимальное спокойствие. Именно в этом спокойствии залог того, что ему удастся выйти из сложного положения. Ни в коем случае не надо тут же, за рулём, вдаваться в панические размышления по поводу того, что случилось и что именно вышло из строя, так как в данном случае это уже не имеет первостепенного, решающего значения и будет выясняться только после полной, успешной остановки автомобиля. Чтобы приступить к экстренному торможению иными способами, он должен очень оперативно, буквально в автоматическом режиме, поочерёдно применять те спасительные рецепты, которые ему известны. Если не подходит один из таких вариантов, необходимо тут же, не мешкая, применять другой и так далее, пока какой-то из них один не сработает эффективно.

Тормозная жидкость, в каком состоянии она должна быть

Во-первых, тормозная жидкость должна соответствовать эксплуатационным требованиям — оптимальная температура кипения, величина вязкости, отсутствие негативного воздействия на резиновые элементы, защита от коррозии металлических деталей, смазка пар трения, стабильность при любых температурах и так далее. Если говорить кратко, то она должна быть высококачественной.

Во-вторых, тормозная жидкость должна предназначаться конкретно для вашей системы автомобиля. Желательно при приобретении данного материала проконсультироваться со специалистом.

В-третьих, тормозную жидкость необходимо регулярно и своевременно менять. К чему может привести несвоевременная замена тормозной жидкости указано выше.

Общие рекомендации

При невозможности затормозить обычным способом, важно не впадать в панику и не делать очень резких манёвров. Резкое изменение любого вектора может привести к заносу, и тогда автомобиль перестанет быть управляемым вообще

Статья по теме

Новичок за рулем: как избежать стресса и неприятностей на дороге

При попытке остановить машину без тормозов, нужно помнить о рулевом управлении и быть в постоянной готовности к корректировке движения. Машина может уйти в занос из-за блокировки одного или нескольких колёс.

При отсутствии тормозов старайтесь не глушите двигатель. Многие элементы автомобиля (электроусилитель руля, освещение, стеклоочистители и пр.) не смогут работать без его участия, чем осложнят и без того непростую ситуацию.

Замедлить движение могут открытые двери и люк, создавая дополнительное аэродинамическое сопротивление (на автомобилях, ставящих рекорды скорости, даже выбрасываются парашюты).

Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.

Предупредите пассажиров о проблеме. Они должны быть пристёгнуты и готовы к нестандартным ситуациям.

При возникновении аварийной ситуации постарайтесь сообщить об этом другим участникам движения звуковыми сигналами и дальним светом.

Фото: www.russianlook.com

Основные причины неисправности тормозов

Для того чтобы не возникали вопросы: что делать, если отказали тормоза — нужно своевременно обращать внимание на первые признаки неисправности:

  • включается сигнал торможения;
  • включается контрольная лампа тормоза;
  • замедленное торможение;
  • заедает тормоз;
  • педаль даёт большой ход;
  • передние колёса тормозят неодновременно;
  • при этом в них появляется шум;
  • задние колёса останавливаются очень слабо и неравномерно;
  • после отпуска педали тормоз прихватывается;
  • стояночный тормоз ослаблен.

Если все эти признаки присутствуют, лучше сразу обратитесь в сервис, чтобы не возникало аварийных ситуаций.

Вообще, тормозная система является сложнейшим устройством, в котором сочетается множество узлов, поэтому просто необходимо со всей ответственностью подходить к этому вопросу.

Причины поломки тормоза могут быть самыми разнообразными. Если вытекла жидкость из цилиндров, тогда замените неисправные детали, а барабаны и колодки хорошенько помойте и высушите. Также нужно проверить конструкцию гидропривода. Неисправность тормоза может быть из-за того, что в основном цилиндре могут повредиться уплотнители, в гидроприводе — шланги или просто попал в систему воздух. Это относится к тем случаям, когда у вас происходит неэффективная остановка.

Если ваш двигатель включён, а машина тормозит самостоятельно, вам необходимо проверить подсос воздуха. Из-за этого может перекоситься уплотнитель, а следовательно, нужной фиксации уже не будет и смазочного масла тоже. Вполне может быть, что включатель стоп-сигнала всего лишь выключен или регулировочный болт находится в нарушенном состоянии.

У вашего автомобиля может заедать корпус вакуумного клапана или засориться цилиндр. Также причина неисправности может заключаться в набухании, заедании, отсутствии зазоров, замасливании и поломке разных деталей. На самом деле, причина может быть любая.

Основные положения

Если вы движетесь по скользкой дороге или горной, то торможение при помощи двигателя будет самым выгодным

При чередовании спуска с подъёмами, а также с поворотами очень важно гасить скорость и переключаться на низкие передачи. Таким образом, тормоз не перегреется и останется в нормальном рабочем состоянии

Чтобы исключить столкновение с другим транспортом, в обязательном порядке включите аварийную сигнализацию, нажмите клаксон и всё время мигайте фарами дальнего видения. Это необходимо для того, чтобы окружающие вас заметили

Естественно, они поймут, что у вас что-то случилось и будут вести себя крайне осторожно. Что касается пассажиров, находящихся в салоне, то они должны быть пристёгнуты

Выше упоминалось о самостоятельном торможении посредством трения, поэтому следует добавить, что наилучший способ торможения заключается в тесном соприкосновении с бордюром. Конечно, пострадают шины, но вы останетесь живы.

Некоторые водители в сложных ситуациях измеряют расстояние в метрах, но если исходить из опыта, то это неправильно. В кризисные моменты необходимо измерять его в секундах. И помните, чтобы не было неприятностей на дороге, своевременно проводите осмотр собственного автомобиля.

Диагностируйте проблему самостоятельно

Всегда проще и безопаснее предотвратить будущую проблему, чем внезапно на дороге понять для себя, что тормозов в машине больше нет. Почаще прислушивайтесь к своему автомобилю и старайтесь его чувствовать. Автомобиль всегда сам подскажет, что с ним происходит что-то не так.

В первом случае первыми ласточками кричащими о том, что пора обследовать тормоза, становится увеличение машиной тормозного пути, а также произошедшие изменения в самом ходе педали тормоза, она обычно становится ватной или неинформативной. Также случается, что при самом торможении от механизмов слышны посторонние звуки которых до этого не было.

А во втором случае происходит следующее,- тормоза неожиданно перестают функционировать. Это и есть то самое чего больше всего боятся автомобилисты. Внезапный отказ тормозного механизма и ваша машина уже мчится без тормозов. Кажется все пропало, но шансы на счастливый финал все же остаются

Важно держать себя в руках и действовать по отработанной в школе экстремального вождения схеме, с учетом безусловно окружающей обстановки

Ещё несколько советов

В такой непредвиденной ситуации существуют ещё варианты, как тормозить, если отказали тормоза. Можно воспользоваться советами бывалых и попробовать затормозить при помощи газа. Для этого вам необходимо нажать на газ и включить заднюю передачу. Так как в ведущих колёсах пойдёт обратное вращение, автотранспорт должен немедленно остановиться и даже может поехать в противоположную сторону. Этот метод тормоза является действенным только в том случае, если у вас достаточно мощный двигатель.

Если движок слабоват для тормоза, испробуйте последовательное переключение передач. Для начала нажмите на сцепление, переключите коробку передач на более низкую, затем сразу жмите на газ. За счёт увеличения частоты вращения переключиться вы сможете без рывка, который представляет опасность на скорости. В следующем действии просто отпустите сцепление. Так повторите раза три.

Если ваша машина имеет ручную коробку, тогда полностью выключите зажигание, а сцепление не выжимайте. Конечно, торможение будет резким и в дальнейшем это скажется на двигателе, но зато эффективным.

При коробке «автомат» нужно выключить двигатель таким образом, чтобы зажигание не дошло до упора, иначе у вас произойдёт автоматическое отключение рулевой системы. Если вы не пожалеете свою коробку передач, просто переведите её в режим паркинга. Бывают «автоматы», переходящие на ручное переключение. Если у вас присутствует эта функция, воспользуйтесь ею и тормозите двигателем.

Что нужно сделать, если отказали тормоза?

В данной статье речь в основном пойдет об отказе тормозов во время движения. Если рабочая тормозная система отказала на неподвижном автомобиле и это известно, то у автовладельца остаются всего несколько вариантов:

  • починить автомобиль на месте;
  • буксировать автомобиль на жесткой сцепке или методом частичной погрузки (виды буксировки);
  • переместить машину с помощью эвакуатора.

Если же тормоза отказали во время движения, то очевидно, что в первую очередь следует тем или иным способом остановить автомобиль. Варианты могут быть такими:

  • Торможение за счет силы трения и силы сопротивления воздуха. Для такого варианта необходимо, чтобы дорога была свободна на довольно большом расстоянии. Если тормоза отказали за городом, то этот способ вполне может иметь место. Водителю просто нужно перевести КПП в нейтральное положение и дождаться, пока автомобиль остановится сам.
  • Торможение за счет уклона поверхности. Способ может применяться только в том случае, если автомобиль уже движется в гору или есть возможность повернуть на дорогу, ведущую в гору. Имейте в виду, что при использовании такого способа сразу же после остановки автомобиля его нужно зафиксировать стояночным тормозом (ручником). Иначе он покатится назад и наберет высокую скорость.
  • Торможение ручником (стояночным тормозом). Плохой вариант. Ручник не предназначен для торможения на скорости, поэтому велика вероятность того, что стояночный тормоз откажет еще до полной остановки автомобиля.
  • Торможение за счет препятствий. В данном случае речь идет либо о столкновении с какими-то предметами (рельсом безопасности, автомобилями), либо о езде по «тормозящей» поверхности (песку, глубокой луже). Это не самый лучший вариант, т.к. он ведет к повреждениям как самого автомобиля, так и чужого имущества. То есть цена торможения может быть высока. Однако если речь идет о сохранении жизни и здоровья людей, то можно использовать и этот способ.
  • Приемы контраварийного вождения, позволяющие затормозить автомобиль за счет маневрирования. Например, за счет разворота на месте. Однако использование таких приемов требует специальной подготовки.
  • Торможение двигателем. Этот прием будет рассмотрен ниже, научиться ему можно самостоятельно.
  • Торможение газом. Еще один прием, которому можно научиться даже по теоретической информации.

Какие действия опасны

При поломке тормозной системы многие автовладельцы предпринимают одни и те же действия, которые только усугубляют ситуацию.

Итак, если педаль тормозов не срабатывает, ни в коем случае нельзя:

Впадать в панику. Паническое состояние парализует человека и лишает возможности трезво мыслить. В таком состоянии водитель будет принимать неправильные решения, которые могут унести жизни людей.
Пытаться выяснить причину поломки, забыв о руле

Во время поездки без тормозов важно внимательно следить за дорогой, ведь резко затормозить уже не получится. Кроме того, маневрируя и объезжая препятствия можно понизить скорость автомобиля.
Глушить машину

Если это сделать авто, не остановится. При этом перестанут работать некоторые важные системы и ситуация только усугубится.
Не сообщать о поломке. Заметив неисправность, водитель должен оповестить об этом пассажиров, чтобы они могли пристегнуться и сгруппироваться. Также желательно предупредить других участников движения с помощью звуковых и световых сигналов.

Придерживаясь данных правил, можно спасти жизнь не только себе, но и другим. Кроме того, это позволит водителю сохранить автомобиль в лучшем состоянии.

Резко пропали, затем появились — что случилось с тормозами?

«На днях c моим автомобилем произошла такая история. В какой-то момент обычной поездки по городу на небольшой скорости провалилась педаль тормоза. Она не совсем «упала», а просто мягко, безо всякого сопротивления ушла в пол, тормоза при этом не сработали. До перекрестка оставалось несколько десятков метров, я начала тормозить двигателем и одновременно многократно прерывисто жала на тормоз. В итоге перед поворотом мне удалось затормозить. Повернув направо, я решила еще раз убедиться в том, как работают тормоза, включила первую передачу и нажала на педаль тормоза. И снова мягкий уход в пол без какого-либо эффекта. Я оставила автомобиль на обочине и попросила мужа разобраться с проблемой. Он приехал к машине через полчаса, попробовал проехать — тормозная система работала нормально. Следующие день-два он управлял машиной, подобных вопросов не возникало. На СТО, где нам «прокачали» тормозную систему, ни утечки тормозной жидкости, ни каких-то других повреждений не выявили. Объяснить произошедшее тоже не смогли. Возможно, у вас есть ответ, что это могло быть?»

Если причину такого поведения тормозов не смогли выявить на СТО, видя и «щупая» автомобиль, то нам ставить диагноз заочно, по одному лишь рассказу, тем более сложно. Но версия есть. Ее подкинул человек, периодически выступающий в качестве технического консультанта и знающий о тормозах не понаслышке:

«Если тормозная жидкость давно не менялась, в ней могла накопиться вода. Сейчас на улице то плюс, то минус. Вполне возможно, что в какой-то момент вода кристаллизовалась, и этот кусочек льда попал под манжету тормозного цилиндра (возможно — главного, возможно — одного из колесных), нарушив его работу, — явление на самом деле не такое уж редкое на старой технике. Этим и можно объяснить разовый характер проблемы: затем лед растаял, все пришло в норму».

Это только версия, но ее может подтвердить анализ тормозной жидкости — содержится ли в ней вода? Практически на любой СТО есть специальный прибор, позволяющий это сделать. Если вода есть, тормозная жидкость подлежит замене (по-хорошему ее нужно менять каждые два года). Так что в данном случае рекомендация следующая: замена тормозной жидкости и прокачка всей системы. И это самый минимум! Раз уж тормозная система дала сбой, стоит заняться ею плотно. Как это делается, наш эксперт уже рассказывал.

Иван КРИШКЕВИЧ

Фото автора ABW.BY

Торможение о препятствие

Самый крайний вариант это торможение о препятствие, его необходимо применять только в том случае, если предыдущие способы малоэффективны или вообще не работают. В качестве преграды желательно использовать, что-то мягкое, также убедитесь, что вы и все пассажиры пристегнуты.

Рекомендуется замедлять автомобиль не прямым ударом, а касательным, то есть притереться боком автомобиля о, что-либо, например, край дорогие из металлического профиля, кустарник, если это город, то подойдет высокий бордюр. Во время этого необходимо постоянно придерживаться траектории. Во время такого торможения вы относительно не сильно повредите свой автомобиль и при этом сохраните свою жизнь и жизнь пассажиров.

Не стоит пытаться останавливаться о препятствие, возле которого находятся люди. Также если вы решили останавливаться об автомобиль, то желательно постараться максимально попасть бампер в бампер, так как это наиболее эффективно, наносит меньше урона автомобилю и не откидывает авто спереди на встречную полосу, и вы не будете виноваты в чей-то смерти.

Аэродинамическое торможение

В том случае если у вас есть возможность на длительном расстоянии пытаться остановить автомобиль, то можно вместе с предыдущими способами воспользоваться данным способом. Задача состоит в том, чтобы открыть двери автомобиля, при этом быть обязательно пристегнутым. В итоге обдув воздухом будет замедлять автомобиль.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий