Способы заправки кондиционера фреоном
Существуют несколько основных методов заправки холодильных систем фреоном, применяемые к домашним кондиционерам (сплитам), мульти-сплитам, мобильным и мультизональным системам.
Заправка кондиционера своими руками потребует следующий набор:
- манометр;
- вакуумный насос;
- баллон с фреоном;
- строительные весы;
- слесарные инструменты – шведский ключ, шестигранники, отвертка.
Заправка по весам
Если нужно заправить полностью пустой кондиционер 22 или 410 газом, то процесс происходит следующим образом.
Вакуумирование. Накручивают манометр на шредеры и открывают не нем кран. Включают вакуумный насос и выдерживают 10 минут. Закрывают кран на манометре и выключают насос.
Подключение баллона с фреоном. Емкость с газом переворачивают вверх дном и ставят на весы, показатели которых предварительно сбрасывают на нулевые значения. Открывают кран на манометре и вливают необходимое количество хладагента по весам.
Кран закрывают и отсоединяют манометр, после чего закручивают крышки на портах. Включают кондиционер и проверяют его функциональность.
Этот способ считается самым правильным, но его осложняет необходимость иметь дорогостоящие весы для взвешивания фреона.
Если требуется наполнить кондиционер 410 фреоном самому, то сначала полностью стравливают его остатки в манометрическую станцию для сбора, а потом вливают газ по весам. Это связано с тем, что данный тип фреона состоит из смеси различных газов с разной степенью летучести. При утечке одного из компонентов в большем объеме происходит изменение состава, а, следовательно, теряются необходимые свойства хладагента.
Если нужно заполнить кондиционер фреоном R22, то прибегают к такому методу как заправить кондиционер по давлению.
Заправка по давлению
Сначала нужно подсоединить манометр к газовому порту работающего на охлаждение кондиционера. Рабочее давление прибора должно быть 3-3,5 атм. Если оно ниже этих отметок, то требуется дозаправка. Для этого подключают баллон с фреоном и небольшими порциями начинают заправлять его в систему путем открывания кранов на манометре на 5-10 секунд.
Чтобы не обжечь руки газом, удобнее использовать быстросъемные соединения.
Заправка по перегреву и переохлаждению
Достаточно точным методом является заправка кондиционера по перегреву или по переохлаждению. Весь смысл заключается в ориентировке на разность температур.
В случае с переохлаждением имеется ввиду соотношение температурных показателей жидкости и конденсации при одинаковом давлении. Определить температуру конденсации можно так: манометром измеряется ее давление, а затем данные соотносятся со значениями шкалы манометрического коллектора в зависимости от хладагента. Для определения перегрева сравнивают температурные значения газа в нормальном состоянии и при его кипении в условиях одинакового давления.
Об утечке хладагента и необходимости его дозаправки говорит перегрев выше и переохлаждение ниже нормы.
Непрофессионал вряд ли сможет заправить собственноручно кондиционер с применением этих двух способов, так они требуют достаточной базы знаний в области систем кондиционирования воздуха. Хотя легкость и доступность предыдущих методик для простого обывателя – тоже спорный вопрос.
Заправка кондиционера по току
Многие мастера не используют этот способ, но его применение вполне оправдано в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться весами для взвешивания фреона. Так как заправить кондиционер самостоятельно по току?
Для определения рабочего тока компрессора понадобятся специальные токоизмерительные клещи, которые накладываются на фазу провода питания работающего внешнего блока. Если полученные значения ниже указанных в мануале или на шильдике, а труба обмерзла, то производят дозаправку фреоном до выравнивания показателей.
Все остальные этапы полностью совпадают с этапами заправки кондиционера фреоном по весам, которые можно будет посмотреть на видео в конце статьи.
Этот метод применим и в случае с устранением последствий утечки у полупромышленного оборудования.
Утечка фреона автомобильного кондиционера
Утечки кондионера бывают разные. Например, на каком-нибудь большом внедорожнике, приехавшем весной с твердой уверенностью заправиться, при подключении заправочной станции к нему из-под колеса в заднем контуре кондиционера прогнившая трубка или шланг с предательским шипением выбрасывает клубы фреона в воздух, попутно обливая все вокруг компрессорным маслом. Разумеется, заправка при такой «дыре» просто не возможна.
Часто бывает, что лопается шланг высокого давления. Система теряет свою герметичность и заправить ее, опять же, невозможно. Утечки могут быть разного масштаба, иногда фреона может хватить на 3 месяца или даже полгода.
Как определить, что фреон в кондиционере заканчивается?
- кондиционер плохо холодит воздух
- не охлаждает вовсе
- на трубках с хладагентом появилось масло
- или иней во внутреннем блоке.
«Если кондиционер перестает холодить, то это, скорее всего, говорит о том, что в системе есть утечка. Как правило, это сразу видно. Если заправил кондиционер, машина буквально минут десять постояла, а после включения кондиционер так и не стал дуть холодным воздухом, то в таком случае возможна утечка фреона, поэтому вся система проверяется на предмет герметичности. Если же кондиционер дует холодным воздухом, но недостаточно сильно, то в таком случае засорен фильтр салона», – говорит Стебаков.
Если утечки происходят регулярно и в значительных количествах, то дозаправлять кондиционер не имеет смысла. В таком случае необходимо устранить все проблемы в центре сервисного обслуживания.
Способы заправки автомобильного кондиционера
Устройство будет заправлено правильно, если будут учтены все особенности. Для начала необходимо изучить методы и выбрать самый оптимальный.
Заправка по давлению. Такой способ имеет место быть, если имеются точные данные и о предельном уровне хладагента в системе. Информацию можно найти в инструкции или на сайте производителя. Теперь, используя манометр, нужно соединить коммуникационные трубки и емкость с фреоном. Затем производится медленная и аккуратная подача газа
Особое внимание надо уделить манометру, чтобы во время заметить рекомендованные к системе показатели. Когда нужная отметка будет достигнута, заправка завершена
В этом способе главное – умение работать с манометром. Минусом метода является то, что он занимает много времени.
Заправка по массе. Особенностью этого способа является постоянный контроль веса баллона с фреоном. Главным инструментом будут весы. Принцип простой – хладагент должен поступать из емкости в кондиционер с периодическим взвешиванием. По весу можно будет определять наполненность системы. Единственная сложность – перед началом работы необходимо удалить весь фреон из кондиционера, для этой операции подойдет вакуумный насос. Метод подходит только для полной перезаправки.
Использование заправочного цилиндра. Способ актуален только при наличии точных данных о количестве хладагента в кондиционере. Недостающее количество фреона переливают в цилиндр, который помещается в климатическую систему.
Заправка по перепаду температур. Принцип действия заключается в фиксации переохлаждения или перегрева, но способ достаточно сложный, поэтому его используют редко.
Как заправить кондиционер в автомобиле своими руками
Сначала необходимо подготовить инструменты и хладагент:
- Баллон фреона;
- Шланги;
- Переходник с краном;
- Метрологическую станцию.
Перед работой надо позаботиться о безопасности с помощью перчаток и защитных очков. Процесс будет происходить под давлением.
Затем нужно провести заправку по следующим этапам:
- Первым делом переходник с краном присоединяют к баллону с хладагентом, прикручивая его, а затем к заправочному шлангу.
- Второй конец шланга присоединяют к метрологической станции. К ее счетчику производят подключение и другого шланга. Конструкция для переливания фреона собрана.
- Далее вручную настраиваются параметры датчиков счетчика, выставляется показатель температуры воздуха.
- Определяется штуцер с низким давлением, его трубопровод будет больше чем у штуцера высокого давления. С него снимается колпачек, а окружающая поверхность очищается. Затем к нему присоединяется собранная ранее конструкция.
- Согласно инструкции, заправка производится при работе автомобиля на частоте оборотов, равной 1500.
- Далее включается максимальная производительность системы на некоторое время. После этого баллон с фреоном переворачивают и откручивают кран на переходнике. В таком положении газ начинает поступать в кондиционер. Все время нужно следить, чтобы давление на датчике станции не превысило показатель 285 кПа.
- Когда из трубопровода в салоне начнет поступать холодный воздух, заправку нужно прекратить.
- Теперь система кондиционирования должна поработать минут 10.
- После завершения всех работ рекомендуется обработать испарители и воздухопроводы специальным спреем. Он уничтожит микробы и неприятные запахи.
Через смотровое отверстие фильтра-осушителя можно оценить правильной проведенной процедуры. Если в жидкости нет пузырьков, то заправка была произведена успешно.
Альтернативную инструкцию по заправке автомобильного кондиционера вы найдете в этом видео:
В автосервисе можно без особых хлопот провести все работы по обслуживанию и ремонту климатической системы. Там имеется все необходимое оборудование и опытный персонал. Заправка кондиционера в технических центрах обойдется в 1300 рублей и выше.
Итог
Решать производить заправку своими руками или обращаться к специалистам, решать автовладельцу. Главное, делать все своевременно. Процесс не занимает много времени, но продлевает срок службы климатической системы на длительный срок.
Немного теории
На данный момент классификация кондиционеров по способу охлаждения содержит всего две большие категории:
- компрессорные системы кондиционирования;
- испарительные устройства.
Компрессорные кондиционеры работают по принципу принудительной циркуляции по закрытому герметичному контуру специального хладагента, который, попадая в нужное место, охлаждает его. Но поскольку законы физики гласят, что если в одном месте вещество (в данном случае – газ) нагревается, то в другом оно должно охлаждаться, чтобы иметь возможность работать непрерывно. Поэтому конструкция компрессорных систем кондиционирования достаточно сложна, и собственно компрессор – далеко не единственная и не самая главная их компонента.
Собрать компрессорный аккумулятор – задача сложная не только в техническом плане. Здесь нужно позаботиться и о безопасности, поскольку хладагент будет циркулировать в системе под давлением, что само по себе опасно. Так что в распоряжении домашних умельцев остаётся только второй вариант – испарительные устройства. Они намного проще конструктивно, поэтому именно принцип охлаждения за счёт испарения воды положен в основу большинства самодельных систем кондиционирования.
Дозаправка кондиционера, как оно должно быть
Признаки нехватки фреона в сплит-системе
Некоторые признаки утечки фреона из системы всегда заметны, даже потребителю, но не все. Только специалист на основании показания манометров в процессе диагностирования работы кондиционера может определить — есть ли утечка хладагента и сколько необходимо дозаправить его в систему. Помните — правильные результаты диагностирования системы возможны только после . Грязный кондиционер не выдает правильных параметров работы, замеряемых приборами. Вот основные признаки нехватки фреона в кондиционере.
- Кондиционер неэффективно охлаждает или нагревает проходящий воздушный поток.
- Во время работы кондиционера появляется наморожение (иней) на тонких трубках в наружном и внутреннем блоках.
- Снижение давления во всей сплит-системе.
Что желательно сделать помимо дозаправки в случае обнаружения утечки хладагента
Как упоминалось выше, фреон никуда не испаряется через стенки трубок из системы, если нет конкретного места, через которое происходит утечка. Если утечка небольшая (с учетом количества вышедшего фреона за количество времени эксплуатации), мастер может просто дозаправить хладагент в сплит-систему. Если же утечка фреона будет значительной, более того, она будет продолжаться активно и после дозаправки, в этом случае необходимо выявить место, откуда выходит из системы хладагент и устранить саму причину утечки. Следует учитывать, что такая работа выходит за рамки стоимости дозаправки, ибо может оказаться весьма затратной, в том числе и для заказчика — например, если трасса проведена в скрытых каналах внутри стен.
Отдельно отметим, что точно определить уровень рабочего давления в системе мастер способен только в том случае, если кондиционер почищен (и наружный, и внутренний блоки). Если основные узлы сплит-системы загрязнены, специалист не сможет точно определить, какое количество хладагента нужно добавить. А кондиционер — это такая система, к которой применимо то самое исключение, когда кашу маслом очень даже можно испортить. Если заправить фреон в большим, чем нужно, количеством фреона, это также приведет к неправильной работе кондиционера. Регулярная позволит мастеру вести ежегодный анализ ее работы, что избавит вас от лишних затрат времени на поиск причин неисправности в будущем.
Почему мы всегда делаем полную заправку?
Ну, или почти всегда. Дело в том, что автопроизводителем устанавливаются четкие нормативы по количеству заправляемого хладагента. Обычно эта цифра указана в граммах или фунтах. Профессионалы выполняют полную заправку на предварительно отвакуумированную систему строго в соответствии с этими цифрами, используя для этого специальные заправочные весы с высокой точностью до грамма. Некоторые новички пытаются сэкономить на покупки специализированных цифровых весов, приобретая торговые весы или даже безмен (серьезно я и такое видел), но они не смогут обеспечить необходимой точности.
Бывает, в частности на Toyota’х, что производитель автомобиля не указывает четких весовых нормативов по заправке. Вместо этого в сервисном руководстве к автомобилю приводятся рекомендации по контролю количества хладагента, графики значения переохлаждения системы. В таких автомобилях часто присутствует сервисное наблюдательное окошко в районе ресивера или фильтра-осушителя. Такую систему гораздо проще заправить без специальных весов.
Зачастую нам не известно что за газ или смесь газов находится в контуре системы кондиционирования воздуха. Даже сам клиент, часто сам не знает что там может быть залито. Либо купил авто с неработающим кондиционером, либо где-то уже пытался заправить. Мастера обычно стараются расспросить автовладельца об истории неисправности, но зачастую клиенты мало что знают.
Поэтому необходима предварительная полная эвакуация газа из контура. В идеале конечно, требуется регенерация хладагента, изучение его состава на газоанализаторе. Но тут необходимо понимать стоимость данной процедуры, которая складывается из трудозатрат, электричества, расходных материалов (фильтров) и амортизации дорогостоящего оборудования. Если клиенту сильно хочется, конечно, можно откачать, взвесить, прогнать через газоанализатор и добавить необходимое количество из стерильного баллона, но это вряд-ли сэкономить ему деньги.
В среднем автомобильном кондиционере в районе 600г хладагента, в отдельных случаях чуть больше килограмма. Это же утверждение часто справедливо для коммерческого транспорта и спецтехники. Стоимость самого распространенного хладагента HFC 134a таким весом на сегодняшний день не так уж и велика, поэтому регенерацией такого количества газа заниматься не рентабельно.
Очень часто, после дозаправок в шиномонтажном сервисе или у обочины, в контур попадает не только воздух, но и хладагент сомнительного происхождения. Дело даже не в стране производства хладагента, сколько в соответствии его конкретному составу. Есть крупные китайские заводы, производящие качественные фреоны. Есть также и дешевые подделки, когда дешевый газ (например пропан-бутановая смесь) продается под видом более дорого хладагента.
Дело не в том что такие «специалисты» мечтают кого-то обмануть. Скорее-всего нет, просто в стремлении выгадать незначительную сумму, покупают самый дешевый контрафактный фреон, который часто предлагают дешевле отпускных цен производителя. Вряд-ли человек, который стремится сэкономить 2000 рублей с баллона будет приобретать газоанализатор за 100 000 рублей чтобы проверить чистоту данного хладагента. Некоторые из продавцов подобной продукции, могут заявить: «Состав фреона на всей планете одинаковый». Это бред. Хладагентов известно очень много, различных по характеристикам, составу и стоимости.
Из всего выше сказанного важно понимать, что:
- если всё работает нормально — лазить в контур не зачем;
- заправлять кондиционер нужно только в случае утечки, а утечку нужно устранять;
- вакуумирование системы — обязательный и важный технологический этап при заправке автомобильного кондиционера;
- фреон фреону рознь.
- ← Скрутка пробега на автомобиле
- Продажа автошин: особенности всесезонной резины. Скандинавский и европейский рисунок протектора →
Какой фреон в автомобильном кондиционере?
Виды хладагента применяемые в автокондиционерах
Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.
Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.
Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.
Так как в гаражных условиях нет возможности узнать точное количество хладагента, то гораздо проще определить сколько нужно фреона для заправки машинного кондиционера по показаниям манометра.
Долив масла при заправке кондиционера
В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?
Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).
Вакуумирование кондиционера своими руками
Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера
!
Вакуумирование кондиционера автомобиля
Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.
Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:
- Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
- Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
- Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.
После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.
Пошаговая инструкция для самостоятельной заправки
Перед заправкой кондиционера рекомендуется провести диагностику системы. В основном эта процедура сводится осмотру ее элементов. Для ремонта или регулировки такого устройства требуются специалисты. Для автовладельца диагностика выглядит как последовательность следующих действий:
Найти под капотом сервисные порты (их два, высокого и низкого давления) а также компрессор кондиционера. Как правило, он размещается около приводного ремня, который вращает шкив компрессора.
Колпаки с портов откручиваются, к портам подключается станция для заправки кондиционера.
Порты по очереди открываются, с помощью манометра определяется уровень давления фреона. Если прибор будет выдавать низкое давление или показывать его отсутствие, в системе есть утечки. Рекомендуется проверить шланги.
Затем запускается двигатель автомобиля и включается кондиционер
В первую очередь нужно обратить внимание на работу компрессора, а также на измерить давление в системе с помощью манометра.
После запуска муфты компрессора уровень давления фреона в контуре низкого давления должен немного упасть. Уровень давления в контуре высокого давления, должен составлять не 10 бар
Если показания ниже, значит фреона в системе недостаточно.
Также признак недостаточного количества фреона – температура трубки контура низкого давления. Если она нагревается, надо добавить хладагента.
При нехватке фреона компрессор кондиционера начинает усиленно работать вхолостую, пытаясь накачать хладагент в систему. Это приводит к увеличению нагрузки на двигатель и усиленному расходу топлива. Кроме того, при нехватке фреона изнашиваются детали кондиционера.
Для заправки в большинстве кондиционеров используется тетрафторэтан, другое название – хладагент R-134a (или R12). Стандартный объем кондиционера – около 0,5 литра жидкости.
Заправка включает в себя несколько действий:
- Откачка остатков хладагента. Современные станции для заправки кондиционеров делают это автоматически.
- Создание вакуума в системе, в результате чего удаляются воздух и влага. Правильный процесс создания вакуума занимает около получаса.
- Утечки обнаруживаются тестом на герметичность.
- Затем в систему заливается масло (15-20 граммов), которое смазывает движущиеся детали механизма. Часто в смазку добавляют краситель, чтобы облегчить процесс поиска протечек.
- Затем заливается хладагент.
После заправки кондиционер включается на максимальную мощность, проверяется его работа. Двигатель при этом должен работать на оборотах до 2500-3000 в минуту. Давление в портах низкого и высокого давления повторно замеряется манометром. Низкое давление должно составлять около 2 бар, высокое – от 15 до 17 бар. Трубка контура низкого давления не должна греться. В нормальном режиме работы кондиционер отключается и включается внутренним таймером.