Как восстановить аккумулятор: десульфатация АКБ

Как устранить сульфатацию пластин

Под десульфатацией понимают воздействие на электроды и пластины различными способами, которые способствуют устранению образовавшегося налета солей кальция или свинца. Различаются такие виды очистки: механическую, химическую или с использованием неорганических присадок, электрохимическую с применением зарядного устройства.

Самым простым и быстрым способом десульфатации считается механическая очистка пластин от образовавшихся кристаллов соли. Батареи старого образца или обслуживаемые позволяют снимать крышку и получать доступ к пластинам и электродам.

Эти комплектующие извлекаются с батареи вручную и таким же образом очищаются – налет просто соскабливается с поверхности и щелей до полного устранения по мере возможности. Современные агрегаты чаще выпускаются необслуживаемого образца. Это не дает возможности попасть к банкам с электродами, чтобы их достать и почистить.

Для проведения очистки пластин севшей АКБ этим методом необходимо выполнить ряд операций:

Снять или срезать у обслуживаемых аккумуляторов верхнюю часть корпуса

Каждую из пластин зачистить вручную, осторожно, чтобы не повредить структуру электродов;

Установить очищенные пластины на их место в емкостях с соблюдением нужного зазора между каждой;

Сделать герметичным корпус, запаять снятую крышку;

Заполнить банки электролитом нужной плотности;

Провести проверку работоспособности АКБ, «подогнать» плотность жидкости к одному уровню во всех банках, не допуская разнос более, чем 0,01 кг/куб. см и концентрацию электролита не ниже 1,25, но не выше 1,31 кг/куб

см.

Для EFB батарей этот способ не применим, поскольку каждая группа электродов отдельно запаяна в сепаратор, предназначенный для предотвращения осыпания пластин.

В этой конструкции различается плотность электролита в банке и самом пакете (сепараторе), что испортит устройство после нарушения целостности. Этот фактор не дает провести механическую десульфатацию.

Химические присадки

Суть процесса заключается во введении в полость банок с электролитом специальных присадок с химическим составом, воздействующим на сульфаты кальция или свинца. В ходе зарядки растворы с присадками замедляют образование на электродах солевого налета, что возвращает до практически номинального заряда АКБ.

Чаще всего выбирают «Трилон-Б», однако не на всех батареях этот раствор одинаково эффективно срабатывает. Зависит реакция от особенностей конструкции аккумулятора, модели и технических параметров. Вероятность того, что химический способ десульфатации сработает — 50 на 50.

Состав «Трилона-Б» включает 5% аммиака, 2% кислоты органической производной от соли натрия, дистиллят. Эти компоненты к свинцу инертны, зато хорошо реагируют с налетом на электродах. В промышленности такой раствор применяется для превращения нерастворимых солей в растворимые.

Порядок проведения химической десульфатации:

  • В соответствии с приведенными выше пропорциями готовится раствор «Трилон-Б»
  • Аккумулятор заряжается полностью
  • 2-3 раза производится промывка дистиллятом банок АКБ
  • Не менее часа раствор должен провести в полости банок, чтобы закончились химические реакции и прекратились выделяться газы
  • Неактивный раствор по завершению реакций сливается (откачивается без переворачивания устройства)
  • 1-2 раза промывают с помощью дистиллированной воды внутреннюю часть банок
  • Новый электролит, плотностью 1,25-1,27 кг/куб. см, заливается в каждую банку, проверяется его плотность и подгоняется к одному значению с разносом не более 0,01 кг/куб. см для каждой емкости
  • АКБ заряжается полностью, корректируется концентрация жидкости

Электрохимический способ

Наиболее продуктивным способом десульфатации считается электрохимический, который осуществляется специальным зарядным устройством.

Суть электрической десульфатации заключается в пропускании через электролит тока с более высокими показателями, чем номинальные значения АКБ. Это приводит к естественному растворению в окружающей пластины жидкости скоплений свинцовых или кальциевых солей и растворение в ней, повышая плотность электролита. Это приводит показатели аккумулятора в норму.

Десульфатация пластин обычным зарядным устройством

Как отмечалось выше, выполнить работы по десульфатации пластин аккумулятора можно при помощи обычного зарядного устройства. Но работа в данном случае будет значительно более сложной и потребует регулярного вмешательства в процесс.

Рассматриваться процесс десульфатации будем для аккумулятора, который имеет напряжение на клеммах на уровне в 8 Вольт, а плотность электролита порядка 1,07 г/см 3 . Подобный аккумулятор при обычной зарядке начинает кипеть примерно через 15 минут, при этом не получая напряжение.

Выполняется десульфатация при помощи обычного зарядного устройства следующим образом:

Снимите аккумулятор и поставьте его в хорошо проветриваемом помещении, где будут проходить работы;
Далее проверьте, чтобы в батарее было достаточно электролита. Если его мало, то долейте обычной дистиллированной воды

Обратите внимание, что ни в коем случае нельзя доливать электролит или концентрат;

Далее потребуется взять обычное зарядное устройство, которое позволяет жестко устанавливать показатели тока и напряжения (Ампер и Вольт), и подключить его к батарее;

  • Поставьте напряжение на уровень от 13,9 до 14,3 Вольт, а ток на уровень от 0,8 до 1 Ампер и включите его в работу, после чего оставьте аккумулятор в подобном состоянии на 8-9 часов;
  • Выполнив описанные выше действия, можно заметить, что плотность электролита в аккумуляторе не изменилась, но увеличилось напряжение примерно до 10 Вольт – это то, что требуется;
  • Отключите зарядное устройство от аккумулятора и оставьте его в таком состоянии на 24 часа;
  • Далее вновь подключите зарядную станцию к аккумулятору, но выставите на сей раз ток на уровне в 2-2,5 Ампера. Снова оставляем аккумулятор заряжаться на 8-9 часов;
  • После этого вы заметите, что его напряжение возросло до уровня около 12,8 Вольт, а плотность повысилась до значений в 1,11-1,13 г/см 3 ;
  • Как можно видеть, процесс десульфатации начался. Чтобы его продолжить, необходимо подать на аккумулятор небольшой разрядный ток. Для этого лучше всего использовать лампу дальнего света автомобиля, либо что-то похожее по нагрузке. Оставьте аккумулятор с подключенной нагрузкой на 8-9 часов. Желательно постоянно контролировать результат, чтобы напряжение не снизилось меньше 9 Вольт, при этом плотность будет оставаться на прежнем уровне;
  • После этого вновь заряжаем 8 часов при помощи зарядной станции аккумулятор током около 0,8-1 Ампер. Далее снова его оставляем стоять без подключенной зарядки и нагрузки на протяжении 24 часов, а после заряжаем током в 2-2,5 Ампер, чтобы вновь повысить напряжение батареи до уровня в 12,7-12,8 Вольт. После второго цикла вы заметите, что плотность повысилась до 1,15-1,17 г/см 3 . Следом вновь нагружаем аккумулятор.

Подобные процедуры следует проводить до тех пор, пока плотность батареи не приблизится к идеальной – 1,27 г/см 3 . Подобные работы позволят очистить пластины аккумуляторной батареи на 80-90%

Обратите внимание, что в зависимости от сложности ситуации, работы могут занять вплоть до двух недель

Как сделать десульфатацию на автомобильном аккумуляторе

Правильной десульфатацией аккумулятора является метод чередования коротких слабых зарядов с короткими слабыми разрядами. Для проведения таких циклов существуют специальные зарядные устройства для автомобильного аккумулятора с десульфатацией. Скажем пару слов и о “неправильной” (в кавычках, потому что такие способы имеют место быть, но мы вам их не советуем) десульфатации пластин аккумулятора.

  1. Механическая очистка пластин от сульфата свинца (разбираем АКБ, вытаскиваем пластины и чистим).
  2. Химическая чистка (открываем заливную крышку, наливаем специальный раствор, который разъест соль на свинце).

Методы эти спорны (в плане эффективности) и очень травмоопасны. Но выбор, естественно, за вами.

Какие аккумуляторы поддаются десульфатации?

Десульфатацию кальциевого аккумулятора можно
проводить с аппаратами, соответствующими определенным критериям. Если
аккумулятор перестал нормально работать, это не всегда говорит о том, что ее
нужно десульфатировать. Поломка бывает связана с распадом пластин или
замыканием банок.

Прежде чем десульфатировать АКБ, нужно убедиться,
что на корпусе нет сколов или других механических повреждений, которые могли
быть получены после удара или другого воздействия. Если стоит батарея с пробками,
их нужно отвернуть, чтобы убедиться в наличии налета. У сульфатированных
батарей емкость не превышает 30%. Они быстро заряжаются, но разряжаются еще
быстрее.

Конструкция и принцип работы АКБ

Конструкция АКБ довольно надежная, и тем не менее бывают случаи повреждения аккумуляторов либо из-за неаккуратного пользования, либо при неправильном обслуживании.

Дальнейшее использование батареи на авто при его повреждении невозможно. Но если был поврежден сравнительно новый аккумулятор, не стоит его сразу менять, можно попытаться его восстановить.

Для начала разберемся, какова конструкция кислотного АКБ.

Если внешне посмотреть на него, то он состоит из закрытого пластикового корпуса с двумя выведенными клеммами.

Конструктивно аккумуляторы являются обслуживаемыми и необслуживаемыми.

У обслуживаемых АКБ имеются закрытые пробками отверстия в верхней части корпуса батареи.

Необслуживаемые аккумуляторы такими отверстиями не оснащаются, есть только небольшое отверстие для отвода газов.

Внутри же корпус разделен на 6 секций, именуемых банками. В этих банках размещаются рабочие элементы батареи – комплект положительных и отрицательных свинцовых пластин с нанесенными на них активной массой.

Расположены они переменно, то есть — положительная пластина, рядом с ней расположена отрицательная, затем опять идет положительная.

Дополнительно, чтобы исключить возможное соприкосновение этих пластин между ними располагается сепаратор.

Пластины объединены в блоки, каждый блок имеет выводную перемычку – баретку, которая подсоединена к мосту. При помощи баретки блоки каждой банки соединены между собой в общий мост с выводом на клемму.

Отдача электроэнергии у батареи производится за счет химических реакций, поэтому банки заполнены электролитом – строго дозированного раствора кислоты с дистиллированной водой.

Сам по себе аккумулятор электроэнергию не вырабатывает, он, по сути, является просто хранилищем электроэнергии.

При зарядке батареи поступающая на клеммы электрическая энергия от зарядного устройства или генератора преобразуется в химическую. А при разряде производится обратный эффект.

Действует все это так: при подключении к аккумулятору потребителя энергии, между собой в реакцию вступают губчатый свинец отрицательных пластин с двуокисью свинца положительной пластины и электролит.

Между ними происходит хим. реакция, в результате чего высвобождается электроэнергия, которая и расходуется потребителем. При этом на отрицательных пластинах появляется слой сульфата свинца.

При зарядке аккумуляторной батареи происходит обратный процесс, в результате которого слой появившегося сульфата растворяется в электролите, а на положительных пластинах образуется слой диоксида свинца.

Если по-простому, то при разрядке АКБ с положительных пластин частицы свинца из-за хим. реакции переносятся на отрицательные. А при заряде аккумулятора эти частицы возвращаются обратно на положительные пластины.

Все это сопровождается высвобождением или потреблением электрической энергии.

Особенности гелевых АКБ

Если говорить о принципиальных отличиях в сравнении с классическими жидкостными свинцово-кислотными АКБ, то они заключаются в самом электролите, а также некоторых характеристиках.

При этом корпус становится герметичным. Никаких пробок для доступа к банкам, чтобы подливать электролит или дистиллят, здесь нет. Герметичность позволила использовать подобные АКБ в условиях закрытых помещений. При зарядке газ не выделяется, в отличие от обслуживаемых. Также не происходит расход водной составляющей. Ни о какой доливке жидкостей в случае с АКБ по GEL технологии не идёт.

Существует аналог GEL аккумуляторов, которые называются AGM. Это не одно и тоже, вопреки распространённому мнению. У AGM применяются стекловолоконные маты, которые пропитываются жидким электролитом.

Фактор герметичности позволил гелевым батареям получить ряд преимуществ, включая:

  • увеличенный срок службы;
  • отсутствие необходимости доливки жидкостей;
  • отсутствие выбросов газа;
  • безопасность для человека;
  • возможность устанавливать в любом положении;
  • не требуют глубокого подзаряда;
  • быстрее заряжаются;
  • в режиме ожидания не теряют ресурс около 2 лет;
  • увеличенное число циклов заряда-разряда.

Выделяют лишь 3 существенных недостатка. Это высокая стоимость, неустойчивость к подаче высокого напряжения, а также склонность к замерзанию при температуре ниже -45-50 градусов Цельсия.

При обслуживании важно лишь не подавать напряжение, превышающее отметку в 15 В. Ну а зимы с температурой -50 градусов редкость даже для России

Касательно цены вопрос спорный. Покупка гелевого аккумулятора себя в полной мере оправдывает. Это батарея с солидным сроком службы и минимальной необходимостью вмешательства.

Как сделать десульфатацию на автомобильный аккумулятор

Естественный процесс старения аккумулятора в связи с потерей емкости, в результате осаждения трудно растворимых солей можно отложить своевременной десульфатацией стартового или тягового аккумулятора.

Все методы можно классифицировать по видам:

  • Воздействие электрическим зарядом – постоянным током малой величины, импульсным током, переполюсовкой.
  • Химические методы с использованием разрушителей осадка с последующей заменой электролита. Или растворение в дистиллированной воде осадка малым током зарядки
  • Механические – когда вынутые из банок пластины восстанавливают механической обработкой.

В целях профилактики периодически в электролит добавляют присадки, препятствующие появлению сульфатного камня, но они разрушают пластины, сокращая срок службы аккумулятора.

Виды неисправностей АКБ

Не всегда первым признаком неисправности АКБ служит потеря напряжения. Можно обнаружить, корпус прибора дал трещину, или клеммы покрыты солевым налетом. Восстановление целостности корпуса и очистка клемм аккумулятора своими руками относятся к устранению внешних поломок.

Внутренние неисправности АКБ автомобиля требуют восстановления:

  • емкости глубоко разряженного аккумулятора;
  • очистки осадка сульфата свинца на катодах;
  • замыкание между разнозаряженными пластинами, приводящее к выкипанию электролита и разогреву банок;
  • осыпание активной массы с пластин, приводящее к замыканию.

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками невозможно, если произошла деформация корпуса и пластин из-за глубокого перемораживания. При разрушении свинцовых пластин, вздутии корпуса, батарея утилизируется.

Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками

Если по недосмотру или из-за неисправного генератора в ноль разрядился почти новый аккумулятор автомобиля, владельцы пытаются выполнить восстановление своими руками. Это возможно, но больше проблем при ремонте необслуживаемого аккумулятора.

Независимо, какую бы операцию не проводили, нужно помнить о защите. Электролит – концентрированный раствор серной кислоты, хорошо реагирует с кожей, обугливая кожу. При очистке клемм нужно использовать резиновые перчатки, все замеры уровня и плотности электролита в открытых банках вести в защитных очках.

Есть подозрения на микротрещины в корпусе? Смочите поверхность и положите лакмусовую бумажку. Если она покраснеет – ищите утечку. Но пыль при очистке клемм тоже растворима и дает кислую реакцию. Учитывайте это.

Любые обмывания корпуса, слив электролита можно проводить в эмалированную или пластиковую посуду. Помните, при разведении водой температура раствора повышается. Нейтрализовать пролитый электролит можно питьевой содой.

Предлагаем посмотреть способы восстановления аккумулятора автомобиля своими руками на видео.

Если в АКБ замкнула банка

Первым признаком выхода из строя банки станет падение напряжения до 10,5 В. Вторым – кипение аккумулятора и сульфатация пластин. Обнаружить неисправный элемент можно по плотности электролита.

Можно освободить банку от электролита, промыть и извлечь из нее пластины. После осмотра и устранения повреждений контур восстанавливается, запаивается. Иногда банка заменяется подобной, из нерабочего АКБ. Элемент ставится на место, проводится восстановление соединения с клеммой аккумулятора автомобиля.

Замкнутая банка аккумулятора – причина его утилизации. Иногда используется рискованный способ воздействия на проблемный участок импульсом с силой тока в 100 А в течение 1-2 секунд. Место соединения пластин должно расплавиться – точечный контакт и большое сопротивление. Однако рисковать стоит, если АКБ готовится на списание.

Распространенный вариант восстановления АКБ

Специалисты разработали много интересных способов, благодаря которым можно изготовить десульфатирующее зарядное устройство своими руками. Чаще всего эксперты применяют электрический ток или проверенные временем химические реагенты. Чтобы быстро и качественно очистить пластины от серной пленки, лучше всего использовать напряжение. Для таких манипуляций необходимо заранее приобрести или самостоятельно изготовить агрегат, при помощи которого можно регулировать силу тока. Для химического варианта вовсе не обязательно применять какие-либо изделия. Но сама технология включает в себя множество этапов.

Способы восстановления

При глубоком разряде

После глубокой разрядки шансы восстановить аккумулятор минимальны, особенно если это батарея литиевого типа. В данном типе АКБ пластины начинают разрушаться, проще купить новый источник питания.

Разрушение пластин АКБ.

При попытке реанимировать аккумулятор, потребуется в течение нескольких минут дать на батарею повышенное напряжение, затем уменьшить его до значения 1/10 от ёмкости аккумулятора. Чтобы убедиться в успешности процедуры, следует провести замеры параметров напряжения в банках – оно должно начать расти.

При падении емкости

Состарившийся аккумулятор, у которого существенно упала ёмкость, можно восстановить методом неоднократной зарядки. Особенность – использование зарядного устройства, способного передавать ток небольшого номинала.

Отличие от других способов – зарядный прибор должен работать с перерывами. Это позволит выровнять разность потенциалов на положительных и отрицательных пластинах. Воздействие малого тока считается безопасным, не разругает свинцовые пластины. Эффект достигается за счёт перенаправления более плотного электролита от пластин к свободному пространству.

При замыкании банки

Если замкнуло несколько банок, восстанавливать АКБ нет смысла – проще купить новый. Аналогично и с необслуживаемыми батареями, где потребуется потратить много сил и времени на ремонт.

В первую очередь необходимо найти поврежденную банку. Сделать это можно, визуально оценив качество электролита. Далее, необходимо:

Как слить электролит из поврежденной банки?

  1. Отключить клеммы.
  2. Переставить источник питание в место, удобное для работы.
  3. Выкрутить пробки.
  4. При помощи груши слить электролит из банки, где случилось замыкание.
  5. Разрезать ножом пластик вокруг сегмента, вышедшего из строя.
  6. Отсоединить перемычки от соседних банок.
  7. Извлечь пластины, выполнить их тщательную промывку.
  8. Далее, осмотреть пластины, выявить причину замыкания, устранить её.
  9. Промыть секцию дистиллированной водой, таким образом избавиться от осадка на дне и стенках банки.
  10. Вернуть резервуар на штатное место.
  11. Промываем секцию, чтобы избавиться от всех скопившихся на дне и стенках осадков.
  12. Устанавливаем реанимированный пакет на штатное место.
  13. Производим обратную операцию по припаиванию пластин для соединения банки с соседними секциями.
  14. Припаять пластины, объединив банку с соседними.
  15. Залить свежий электролит до необходимого уровня.
  16. При помощи эпоксидной смолы загерметизировать место разреза.
  17. Поставить аккумулятор на зарядку.

При сульфатации пластин

Устранить сульфатацию пластин, если она достигла критической, можно при помощи химической промывки банок. Для восстановления севшего аккумулятора потребуется 2 реагента: раствор аммиака и «Трилон-Б». Оба компонента есть в свободной продаже. Алгоритм выглядит так:

Раствор для промывки АКБ.

  1. Перед химической промывкой потребуется полностью зарядить аккумуляторную батарею.
  2. Слить весь электролит из банок в предварительно подготовленную ёмкость.
  3. Сделать раствор, добавив в дистиллированную воду 2% «Трилон-Б» и 5% аммиака
  4. Аккуратно наполнить банки жидкостью.
  5. Дождаться, пока внутри аккумулятора закончится химическая реакция (жидкость перестанет кипеть).
  6. Слить жидкость.
  7. При необходимости выполнить процедуру химической промывки аккумулятора повторно.

Альтернативный вариант избавиться от результатов сульфатации – замена электролита на дистиллированную воду с последующей подачей напряжения в 14 вольт. На первом этапе технологическая жидкость доводится до кипения, после чего уровень напряжения снижается.  Далее, требуется медленное растворение сульфата в воде. Для этого дистиллят меняется на новый, напряжение ставится на минимум. Восстановление АКБ таким способом может занимать 2-3 недели.

Результатом реставрации станет рабочий аккумулятор, который проработает ещё некоторое время. В Зависимости от состояния пластин, качества батареи, её можно будет использовать сроком до 3 лет.

Порядок процедуры

Для начала надо зарядить АКБ до отметки 14.4 В. Подключив галогеновую лампочку или другую нагрузку источник питания разряжают до 10.6 В. Так повторяют три раза, а после заряжают аккумулятор полностью. Для проверки энергоемкости используют нагрузочную вилку или делают это автомобильным стартером. Если восстановить емкость получилось – хорошо, если нет – продолжают реанимацию.

В 90% случаев восстановить батарею поможет переполюсовка. Процедура состоит из трех этапов:

Процесс переполюсовки АКБ.

  1. На АКБ подается нагрузка в виде галогенной лампы, чтобы разрядить в 0. В зависимости от остаточной энергоемкости, может уйти порядка суток, пока лампа потухнет. Лампу не отключают еще 2 – 3 суток, чтобы «ушли остатки».
  2. Заряжают аккумулятор обратным током. Для этого надо подключить зарядное устройство наоборот, то есть «плюс» к «минусу», а «минус» к «плюсу». Чтобы с ЗУ ничего не случилось (или не сработала защита от короткого замыкания), последовательно подключается галогенная лампа. Далее остается зарядить АКБ в обратной полярности. Когда напряжение дойдет до отметки 5 – 6 В, лампу из цепи можно убрать. Что до тока заряда, его рекомендуется выставить на 5% от энергоемкости. Допустим, емкость батареи 60 Ач, значит ток заряда должен быть 3 А. В ходе зарядки электролит начнет «кипеть» – это норма, так как процесс идет в обратном направлении. На зарядку может уйти около суток – за это время напряжение поднимется до 12 – 14 В. В результате батарея зарядится, а на выходе ее «плюса» будет «минус», а на «минусе» – «плюс».
  3. Снова подключают галогенную лампу и разряжают АКБ в течение пары суток. Далее выполняют правильную зарядку, с учетом полярности, пока напряжение не дойдет до отметки 14.4 В.

Это и есть способ восстановления методом переполюсовки.

Сульфатация пластин аккумулятора – как устранить?

Итак, главная беда свинцовых аккумуляторов с электролитом из серной кислоты, сульфатация. Пока налет незначительный, его можно снять в домашних условиях. Кристаллы забили пористую поверхность свинца. Извлечь их можно, только разложив на ионы и направив на разные электроды. Используется:

  • воздействие реверсивными токами или восстановление АКБ импульсными зарядами;
  • десульфатация током малой величины длительное время;
  • химические растворители осадка;
  • механическое удаление накипи на пластинах.

В домашних условиях для устранения сульфатации аккумулятра можно использовать длительное воздействие на батарею током силой 2-3 А, не допуская закипания банок. Процедура проводится в течение 24 часов и далее, пока плотность электролита не будет стабильной в течение 5-6 часов. Проведение 2-3 тренировочных циклов может вернуть емкость до 80 % не до конца забитой батарее.

Хорошо растворяется осадок сульфата железа в растворе этилендиаминтетрауксусной кислоты (трилон Б). Свинец в соли заменяется ионом натрия, и она становиться растворимой. Раствор готовят в соотношении 60 г порошка трилона Б + 662 мл NH4OH 25% + 2340 мл дистиллированной воды.

Чтобы снять сульфатацию, раствор в аккумулятор заливать на 60 минут, сразу после удаления электролита. Реакция в банках бурная, с нагреванием и кипением. После раствор слить, 3 раза промыть полости дистиллированной водой и залить свежий электролит. Если свинцовые пластины не разрушатся, произойдет полная очистка пластин.

Слабый налет может быть удален с использованием дистиллированной воды. Содержимое банок необходимо удалить полностью, слив в эмалированную посуду. Если в содержимом банки есть угольные крошки, он не восстановится, разрушены пластины.

Залить банки электролитом, оставить пробки открытыми, подключить ЗУ, установить напряжение 14 В. Добиться, чтобы кипение в банках было умеренным, и оставить на неделю – две под нагрузкой. Растворившийся осадок превращает воду в слабый электролит. Чтобы избавиться от сульфатации процедуру повторить несколько раз. Закончить очистку, как только растворится весь осадок на пластинах аккумулятора.

Одинарная и двойная переполюсовка используется в случаях, когда остальные методы очистки не помогли. Смена заряда пластин поможет растворит осадок за счет изменения направления движения электронов. Но этот способ разрушит батарею с тонкими свинцовыми обкладками. Для современных бюджетных моделей китайского производства не применяется.

При использовании специальных присадок, растворяющих осадок, необходимо точно следовать инструкции, работы проводить в вентилируемом помещении, пользоваться средствами личной защиты.

Как сделать десульфатацию АКБ в домашних условиях

Десульфатация аккумулятора в домашних условиях

Как уже было упомянуто выше, можно приобрести зарядное устройство для аккумулятора с режимом десульфатации, либо специальное устройство для десульфатации. В этом случае все просто. Подключаем АКБ к устройству и следим за показателями на дисплее, иногда этот процесс может затянуться на несколько дней в зависимости от степени засульфатизированности. Отметим, что такой прибор стоит недешево и имеет смысл “заморочиться”, чтобы сделать устройство для десульфатации аккумулятора своими руками. Для начала, попробуем сделать самое простое из возможного. А именно, произвести десульфатацию аккумулятора зарядным устройством. Перед началом работы проверим плотность (обычно 1,07 г/см³) уровень электролита в АКБ, если его недостаточно, то добавим дистиллированной воды (не электролита!).

Возьмем наше обычное зарядное устройство и выставим напряжение на нем в 14 В (но не более 14,3), а силу тока на 0,8-1 А (есть зарядные устройства, на которых нельзя выставить такие параметры, значит такие ЗУ нам не подходят). Десульфатация АКБ малым током проводится в течении 8 часов (разрешается некоторая погрешность, например, можно оставить АКБ заряжаться на ночь)

Проверяем плотность электролита, она должна быть примерно такой же как в начале “опыта”, а вот напряжение должно измениться и составить 10 В.
Если все так, то отсоединяем нашу батарею от ЗУ на сутки (это важно!).
Следующим этапам десульфатации будет выставление силы тока на 2-2,5 А при прежнем напряжении. Оставляем также заряжаться АКБ на 8 часов

Затем проверяем напряжение в батарее (12,7 В) и плотность (1,11-1,13 г/см³). Если показатели соответствуют, то приступаем к следующему этапу.

Разрядка батареи с помощью лампочки.

  1. Подключаем к аккумулятору потребитель электроэнергии не очень большой силы (например, лампу ближнего света). Разряжаем батарею до 9 В, займет это приблизительно 8 часов. При этом нужно обязательно следить за напряжением в АКБ (оно не должно опуститься ниже 9 В), в противном случае будет снова запущен процесс сульфатации пластин, от которого мы стараемся избавиться. Плотность должна остаться на уровне 1,11-1,13 г/см³.
  2. Повторяем предыдущие 4 этапа. При этом плотность будет немного расти (1,15-1,17 г/см³). Затем снова выполняем 4 этапа, и снова, пока плотность электролита не составит приблизительно 1,27 г/см³.

Данный метод восстановления аккумулятора займет у вас от 8 до 14 дней, при этом батарея восстановится на 80 – 90%.

Восстановление автомобильного аккумулятора после глубокой разрядки

Аккумулятор не вырабатывает электрическую энергию, а сохраняет ее, преобразованной в химическую. Напряжение это разность потенциала между двумя клеммами элемента. Она должна быть равной 2,1 В при полном заряде. Во время зарядки положительные частицы собираются на аноде, поглощая электрическую энергию. Разряжаясь, ионы с анода переходят на катод, отдают энергию в виде импульса в сеть потребителя.

Проводником служит электролит – раствор серной кислоты стандартной плотности. В период разряда на поверхности пластин появляются мелкие кристаллы PbSO4. Но глубокий разряд приводит к образованию крупных нерастворимых кристаллов. Это значит, электролит обедняется, становится слабее и не способен создавать нужную емкость энергии. Образование на пластинах нерастворимого осадка затрудняет прохождение тока, возрастает сопротивление. Аккумулятор сел. Восстановление заряда АКБ зависит от разрушения осадка сульфата цинка.

Другой причиной потери емкости может быть короткое замыкание в одном или нескольких элементах. Отрицательные и положительные пластины разделены сепараторами. Но удар, постоянная тряска, плохое крепление корпуса в гнезде могут вызвать смещение пластин, их соприкосновение. Признаком станет разогрев корпуса, потеря общего напряжения на 2,1 В ( неработающая банка). Восстановление емкости АКБ при КЗ требует замены банки или воздействия импульсным током в 100 А.

Десульфатация пластин специальным зарядным устройством

В продаже можно найти специальные зарядные станции, предназначенные для десульфатации автомобильного аккумулятора. Они работают в требуемом режиме разряд-заряд и справляются эффективно с задачей очистки пластин от сульфата свинца.

Обратите внимание: Стоимость зарядной станции, предназначенной для десульфатации пластин аккумулятора, довольно значительная. За цену одной такой станции можно приобрести 3-4 новых аккумулятора

Соответственно обладать такой станцией для «домашнего использования» экономически невыгодно.

Имея специальную зарядную станцию, провести работы по десульфатации пластин очень просто. Для этого достаточно взять аккумулятор, подсоединить к нему зарядную станцию и включить процесс десульфатации, после чего устройство все сделает автоматически.

Обратите внимание: Процесс десульфатации при помощи специального зарядного устройства длится несколько дней. Работает подобная зарядная станция очень просто

Подается напряжение для заряда, а через некоторое время начинается разряд. Чаще всего зарядный и разрядный ток идут в соотношении 10 к 1, то есть, если на заряд подается ток 2 Ампера, то на разряд 0,2 Ампера

Работает подобная зарядная станция очень просто. Подается напряжение для заряда, а через некоторое время начинается разряд. Чаще всего зарядный и разрядный ток идут в соотношении 10 к 1, то есть, если на заряд подается ток 2 Ампера, то на разряд 0,2 Ампера.

Когда работы будут завершены, при помощи индикации зарядная станция покажет, насколько удалось восстановить емкость аккумуляторной батареи, если на ней имеются соответствующие индикаторы или дисплей.

Восстановление аккумулятора шуруповерта зарядным устройством

Никелевые обладают эффектом памяти. При потере емкости часто поддаются восстановлению с помощью специальных зарядных устройств, например Imax B6. Требуется выбрать режим для никелевых элементов. Устройство в автоматическом режиме восстанавливает батареи. Способ оказывается неэффективным, наносит невосполнимый ущерб банкам, если электролит успел выкипеть.

Аккумулятор шуруповерта

Есть выбор, предпринять попытку зарядить банки с риском для их существования, или предварительно долить их дистиллированной водой

Для пополнения тонким сверлом просверлите осторожно отверстие ближе к краю, шприцем влейте дистиллированную воду. Восстановление с помощью зарядного устройства выполняют в положении батарей отверстием вверх, при необходимости доливая воду

По окончанию восстановления отверстия запечатывают силиконом.

Прежде чем сверлить батареи, оцените свои возможности не допустить их падения во время зарядки, а также склонности к столь точной и трудоемкой работе.

Литиевые служат дольше и надежнее остальных, но при выходе из строя подлежат замене, восстанавливать литиевый аккумулятор шуруповерта с помощью разрядов тока бесперспективно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий