Причины вибрации двигателя на холостом ходу

Причины вибраций двигателя в автомобиле

При нормальной работе стабильное количество холостого хода, в зависимости от типа двигателя, составляет от 800 до 1000 оборотов в минуту. Если это значение меньше нижнего предела, то двигатель просто заглохнет, а если оно будет превышать верхний предел, это приведет к перерасходу топлива, а узлы автомобиля будут усиленно изнашиваться.

Существуют основные причины, по которым появляется вибрация дизельного двигателя на холостом ходу. Чаще всего, это явление возникает при неравномерной работе цилиндров. Наибольший отрицательный эффект заметен, когда двигатель троит, то есть в данной ситуации не работает один из цилиндров. При увеличении оборотов тряска может уменьшиться, однако мощность двигателя будет падать.

Решение в такой ситуации только одно – срочно чинить недостающий цилиндр, потому что такой недостаток не только создает неприятные вибрации, но и способствует износу деталей, так как топливо не сгорает внутри, а лишь смывает смазку, а также ускоряет закоксовку всего мотора. Самостоятельно решить эту проблему можно, но придется освоить много операций, если исправный мотор нужен срочно, то лучше обратиться на СТО.

Другая достаточно распространенная причина вибрации – неправильно закрепленный двигатель. Очень часто это связано с износом подушек или слишком жесткими элементами крепления. В любом случае, чтобы избежать неприятных ощущений, необходимо принимать меры, проводить ремонтные и регулировочные работы. Узнать недостатки в креплении мотора можно вместе с помощником

Вам нужно открыть капот и попеременно включать нейтральную передачу, заднюю и переднюю, а помощник должен обратить внимание на положение двигателя в эти моменты

Этим самым вы разгружаете поочередно специальные подушки, удерживающие мотор. При каждом переключении он будет отклоняться в разные стороны, в идеале на одинаковый угол. Если в какую-то сторону он завалится больше обычного, значит, в том месте нужно заменить подушку, возможно, она вовсе разрушена. К тому же, может вовсе не двигатель стал причиной вибраций, а какие-то детали, подходящие к нему, потому что при заваливании мотора они соприкасаются со станками кузова.

Кроме основных причин вибрация дизельного двигателя на холостых оборотах может быть сопряжена и с другими факторами. На его нестабильную работу очень часто влияют узлы и агрегаты, связанные с подачей топлива, которые сильно загрязнены. Это вызвано, чаще всего, примесями, содержащимися в воздухе и бензине, которые попадают через сетку фильтров данных узлов; в смесь газа и жидкости может также попасть вода.

https://youtube.com/watch?v=6XFR_5OdxTQ

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

На стабильность работы двигателя влияет множество факторов, один из них — малые холостые обороты. При возникновении вибрации они оказывают на мотор крайне негативное воздействие. Кто-то специально делает обороты холостого хода меньше, тем самым пытаясь сэкономить на топливе. Так делать не рекомендуется, всё, чего можно таким образом добиться, это капитального ремонта двигателя в ближайшем будущем, в таком случае экономия на топливе окажется сомнительной.Вибрация двигателя на ходу может возникать и при езде на малых оборотах под нагрузкой на заведомо высокой передаче. Вибрация появляется из-за детонации, которая рано или поздно также приводит к ремонту силовой установки. Чтобы этого не допустить, нужно использовать топливо с рекомендуемым производителем октановым числом и использовать соответствующие дорожной обстановке передачи.Не рекомендуется эксплуатировать автомобиль в обычном режиме при возникновении следующих проблем:• опоры двигателя пришли в негодность;• не работает один или несколько цилиндров;• сильная детонация мотора.Все эти симптомы обязательно сопровождаются ощутимой вибрацией. Нередко от этого начинают откручиваться болты и гайки, предсказать последствия будет невозможно! Причиной вибрации может стать не только двигатель, но и неисправное навесное оборудование, элементы трансмиссии и ходовой части. При возникновении таких ситуаций нужно срочно провести диагностику, найти и устранить причину губительной вибрации.

Двигатель сильно вибрирует на холостых: возможные причины

Нормальная работа исправного мотора предполагает минимальные вибрации, что вполне допускается. Также следует учитывать, что в холодное время года двигатель может вибрировать несколько сильнее. После 3-5 минут прогрева уровень вибраций должен прийти в норму. Параллельно с этим не должно быть рывков, провалов или пропусков, а также посторонних звуков в работе двигателя.

Появление заметных вибраций указывает на то, что возможны определенные неисправности. Сразу отметим, что повышенные вибрации являются губительными для ДВС, так что подобную проблему необходимо диагностировать и устранить как можно быстрее.

Среди главных причин, по которым мотор начинает вибрировать (дрожать, дергаться) на холостых оборотах, специалисты выделяют следующие:

  • двигатель троит;
  • проблемы с правильностью крепления мотора;
  • неисправности подушек двигателя;
  • разбалансировка коленчатого вала;

Для нормальной работы силового агрегата холостые обороты обычно составляют около 750-950 об/мин, что зависит от типа двигателя. Занижение оборотов холостого хода приведет к тому, что двигатель в этом режиме начнет работать менее стабильно и даже может глохнуть на холостых. Повышение оборотов закономерно приводит к увеличенному расходу топлива, а также повышенной нагрузке на ЦПГ и другие составные элементы ДВС. В результате сокращается моторесурс. По этой причине для каждого двигателя выдерживается оптимальный баланс для достижения максимальной экономичности и стабильности работы на ХХ.

Мотор троит

Если двигатель начинает троить, тогда наблюдается неравномерная работа цилиндров. Наиболее сильно троение мотора на холостых ощущается в том случае, если один из цилиндров не работает. Нажатие на педаль газа позволяет частично компенсировать возникший дисбаланс посредством увеличения частоты вращения коленвала, но мощность двигателя все равно будет снижена.

Устранять проблему с неработающим цилиндром необходимо как можно быстрее, так как помимо разрушающих двигатель вибраций в камере сгорания проблемного цилиндра не происходит нормального сжигания топлива. В результате избытки горючего смывают смазку со стенок неисправного цилиндра, тем самым увеличивая износ его зеркала. Также на изношенных моторах высока вероятность протекания несгоревшего топлива через уплотнения, что приводит к попаданию горючего в моторное масло и потере его полезных свойств. Двигатель в этом случае быстрее изнашивается, сильнее коксуется и т.д.

Дополнительно стоит отметить вибрации двигателя, которые появились после замены ремня ГРМ. В этом случае необходимо исключить вероятность ошибки при установке ремня, так как смещение даже на один зуб приводит к нарушению фаз газораспределения. Результатом становятся сбои в работе двигателя и троение мотора.

Крепление и неисправности подушек двигателя

Распространенной проблемой, которая вызывает повышенные вибрации двигателя, является дефект креплений силового агрегата. Наиболее часто дело заключается в опорах (так называемых подушках) двигателя, которые со временем могут прийти в негодность. Указанные подушки являются своего рода демпферами, которые не только удерживают ДВС, но и гасят вибрации.

Диагностировать проблему можно следующим образом. Пригласите помощника и откройте капот, после чего резкими рывками раскачайте автомобиль при помощи движения на машине вперед и назад.Помощник должен зафиксировать угол и степень отклонений мотора при такой раскачке. В норме двигатель должен раскачиваться вперед, назад, а также в стороны равномерно и одинаково.

https://youtube.com/watch?v=fPrVIlGMM7U

В случае обнаружения отклонений, то есть в какую-то сторону мотор имеет больший наклон, потребуется замена соответствующей подушки двигателя

Обратите внимание, специалисты рекомендуют менять подушки двигателя даже в том случае, если на самой детали нет видимых дефектов и повреждений. Также после замены опоры необходимо тщательно регулировать

Балансировка коленвала и ЦПГ

В процессе ремонта ДВС, который предполагает шлифовку или замену коленчатого вала, необходимо произвести последующую балансировку детали с маховиком и сцеплением. Чтобы отбалансировать коленвал, специалисты высверливают в его теле лишние граммы. Также необходимо произвести развесовку поршней, поршневых пальцев и других деталей ЦПГ перед сборкой мотора. Разница в весе деталей может вызвать серьезное усиление вибраций.

2 Мотор троит – что бывает, когда нет искры?

Самая распространенная проблема – это троение мотора, т.е. неравномерная работа цилиндров. Почему возникает такая ситуация? Причина чаще всего кроется в зажигании – слабая или непостоянная искра в свече приводит к тому, что горючая смесь не воспламеняется, т.е. один цилиндр на время перестает работать. Отсюда и такой термин – троение, т.е. вместо четырех цилиндров (касается четырехцилиндровых двигателей) одновременно работают только три.

Если вы заметили, что вибрация двигателя на холостых оборотах передается на кузов, убедитесь, что причина кроется в самом двигателе

Конечно, бывают ситуации, когда нестабильно работают сразу несколько цилиндров, в результате вибрация усиливается еще больше. Чаще всего троение возникает по причине неисправности одной или нескольких свечей. Причем, свечи выходят из строя постепенно – изначально свеча вырабатывает сильную искру, но со временем она слабеет, и затем появляются пропуски. Поэтому новички обычно определяют неисправность не сразу. Постепенно проблема прогрессирует – на холостом ходу начинает вибрировать кузов, а иногда даже трясется руль. Это также сопровождается потерей тяги, в результате чего при разгоне появляются провалы, при движении на горку автомобиль начинает дергаться. В таких случаях нужно просто заменить свечи.

Если замена свечей не помогает, проверьте другие элементы зажигания – прежде всего,  высоковольтные провода. Когда один из проводов “пробивает”, под капотом можно услышать характерное потрескивание, а в темное время суток даже увидеть небольшие вспышки. Также проблемы с искрой могут вызывать свечные наконечники. Учтите, что неисправности зажигания приводят к ряду негативных последствий – ускоренному износу деталей двигателя и прочих узлов. Поэтому устранить причину вибрации необходимо сразу же после ее обнаружения.

Основные причины

Вибрации рулевого колеса могут возникать по различным причинам, но каждая из них требует незамедлительной диагностики и эффективного устранения.

Вибрирует руль при движении на скорости

Часто биения наблюдаются, когда автомобиль достигает определенного скоростного режима.

Основная причина – совпадение амплитуды и суммирование колебания мощности, вызываемых различными сбоями, неровной поверхность дорожного покрытия или неполадками в подвеске авто.

Для корректной диагностики причины, следует выбрать дорогу с достаточно ровным покрытием, без выбоин и ям. Тестирование автомобиля на качественном дорожном покрытии поможет определить правильность настройки подвески.

Именно плохие дороги часто стают причиной вибраций на современных автомобилях иностранного производства. Дело в том, что качество российских дорого часто оставляет желать лучшего, а производители мировых брендов настраивают подвески своих авто под хорошее дорожное покрытие. В этом случае поможет простейшая перенастройка и регулировка подвески автомобиля.

Интересно! Часто вибрации руля являются характерной особенностью автотранспортного средства, особенно это касается машин бюджетного сегмента отечественных или китайских производителей.

Основные причины, вызывающие биения рулевого колеса при движении на скорости

  • Неравномерно распределенные нагрузки. Из-за неравномерной распределённой массы во время вращения колес, часто возникают биения. И, при повышении скорости, вибрация проявляется с большей интенсивностью. Причиной такой неравномерности часто становится прилипание грязи или глинистой почвы к ободу. Особенно это может быть заметно при выходе из грунтовой дороги на асфальтовое покрытие. В данном случае справиться с проблемой поможет посещение автомойки.
  • Нарушение геометрии. Причина неравномерности распределения нагрузки часто становится нарушенная геометрия дисков из-за механических воздействий. К этому приводит попадание в выбоину или яму на скорости. Вождение автомобиля с механически поврежденным диском не только неприятно, но может быть и опасно, так как возможны трещины в металле. Проблема решается процедурой балансировки дисков, а, в случае необходимости, его заменой.
  • Изношенная поверхность шин. В случае неравномерного износа протекторов шин и значительном снижении их жесткости, можно наблюдать значительные биения руля на скорости. Путь решения проблемы – замена шин на новые.
  • Вибрации на внедорожниках и кроссоверах. При скоростном движении, часто наблюдаются биения рулевого колеса на внедорожниках. Причиной этого служит тип используемых покрышек. Специальные шины для бездорожья обязательно приведут к вибрациям при движении по трассе на высокой скорости.

Самые распространенные причины возникновения вибрации

Некорректная работа цилиндров (троит двигатель)

Пришел в неисправность один или несколько цилиндров. Ощущается вибрация руля. При наборе оборотов тремор уменьшается, но мощность двигателя значительно меньше заявленной производителем. Причина — дисбаланс. Есть единственное решение — срочно устранить причину неисправности цилиндра. Появляется дискомфорт, а так же сильное повреждение деталей, бензин не сгорает, а вымывает масло, что ускоряет закоксовку мотора.

Двигатель закреплен неправильно

Возникнуть эта проблема может от износа. Подушки и жесткие элементы креплений выступают в качестве фиксаторов и гасителей вибраций. Подушки сделаны из резины и незначительного количества металла, используемого при креплении двигателя к корпусу авто. Если опора ломается (рвется резина), мягкое соединение теряется, двигатель начинает трясти. Это легко диагностируемая причина, устранение стоит не дорого.

%rtb-4%

Загрязнение узлов и агрегатов, участвующих в подаче топлива

Вызвано большим количеством примесей или влаги, содержащимися в воздухе и бензине, попадающими через сетку фильтров. Приводит к увеличению расхода топлива.

Неправильная сборка двигателя

Если проблема появилась в следствии ремонта или замены деталей мотора, причина в дисбалансе. С увеличением разницы весов, увеличивается вероятность возникновения вибрации.

Полевой ремонт

При ремонте на скорую руку, не уделяя особого внимания мелочам, таким как балансировка деталей, как и в предыдущем пункте приводит к появлению вибрации двигателя.

Неисправность балансировочных валов

На двигатели, склонные к вибрациям, устанавливают вспомогательные балансировочные валы. Их износ может привести к разбивке постели, что также добавит тряски.

Поломка деталей, подходящих к двигателю

В таком случае вибрация по кузову автомобиля. Тряска автомобиля не страшна, чтобы избавиться от неё достаточно заменить неисправные детали.

Большая нагрузка на генератор

Чаще встречается в зимнее время, когда одновременно работают большое количество электронных приборов.

Вибрация ускоряет износ двигателя, реакция значительно уменьшается, максимальные обороты не достигаются. Набивка коленчатого вала хрупкая, она разрушается и приводит к протеканию масла. Самое главное, устранять надо не только причину вибрации, но также последствия. Эксперты рекомендуют подтягивать все крепежи, даже дополнительно зафиксированные, все соединения рано или поздно ослабевают. Решение проблем вибраций играет значительную роль в гарантировании надежной, долговременной, а главное безопасной службе автомобиля.

Вибрация двигателя на холостых оборотах: основные причины появления и способы устранения

Одной из причин некорректной работы двигателя, приводящей к значительному и дорогостоящему ремонту автомобиля, является сильная вибрация двигателя на холостом ходу.

Вовремя проведенная диагностика и последующие принятые для устранения вибрации меры могут в полной мере застраховать автовладельца от многих неприятностей, включая не только комфорт и безопасность эксплуатации авто, но и существенные финансовые вложения в капитальный ремонт.

Работа исправного двигателя подразумевает присутствие минимальных вибраций. При понижении температуры воздуха мотор может вибрировать несколько сильнее. Однако после пяти минут работы эти колебания должны исчезнуть полностью.

Появление достаточно заметных вибраций, пропусков, рывков, провалов и/или посторонних звуков во время работы мотора указывает на то, что вибрационный режим нарушен в силу наступления ситуаций определенного характера.

Вибрации двигателя на ХХ и низких оборотах: причины и признаки, диагностика

Прежде всего, нужно знать, что может стать причиной вибрации двигателя на холостом ходу. Во-первых, это может быть троение двигателя, когда происходит нарушение в работе цилиндров двигателя. В этом случае сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах отлично от нормального.

Ситуация может варьироваться от неисправности одного или нескольких цилиндров до полного прекращения их работы. При этом на ранних стадиях троение слабо заметно, обычно проявляется в виде вибраций на ХХ.

Причинами троения  двигателя являются:

  1. Проблемы со свечами зажигания;
  2. Неправильная подача топлива либо воздуха в цилиндр;
  3. Засорение воздушного фильтра;
  4. Проблемы в системе зажигания;
  5. Износ ЦПГ и, как следствие, поломка двигателя;

Проявляется троение в следующем:

  • пропуски зажигания;
  • наличие хлопка в выпускной системе;
  • уменьшение мощности мотора;
  • потряхивание мотора при работе на холстом ходу;
  • ощутимая вибрация руля;
  • почернение одной из свечей зажигания;
  • слабый разгон автомобиля, появлении рывков во время движения и разгона;
  • увеличение расхода топлива;

Проверить автомобиль можно самостоятельно. Для этого в рамках диагностики проверка затрагивает:

  1. Свечи зажигания, провода и катушку зажигания. При обнаружении потемнения, пробоев изоляции, других дефектов необходима срочная замена поврежденной детали на новую.
  2. Система питания. Необходима проверка топливного насоса, клапана регулятора давления, проводится проверка исправности инжекторных форсунок.
  3. Воздушная система. Проверяются перекрытия впускной трубки и накачивается воздух. Если появится шипение воздуха, это значит, что нарушена герметичность. По звуку определяется место утечки.
  4. Воздушный фильтр. При засорении необходима его замена.
  5. Уровень компрессии цилиндров двигателя. Если уровень  понижен, вероятно, что произошел прогар поршня или клапанов цилиндра, изношены поршневые кольца, имеются другие дефекты. В таком случае двигатель разбирается для ремонта.

Отметим, что решать проблему троения необходимо незамедлительно, то есть следует ремонтировать цилиндр. В противном случае горючее будет не сгорать, а смывать смазку, произойдет закоксовка двигателя, разжижится масло в картере, проблемный цилиндр получит еще больше повреждений и выйдет из строя и т.д.

Добавим, что в одних случаях возможен ремонт своими силами, особенно если дело в  фильтрах или системе зажигания. При  более сложной поломке лучше обратиться в автосервис.

Второй причиной вибрации может быть неправильно закрепленный двигатель. Возможна изношенность подушек или чрезмерная жесткость крепежных элементов. Диагностировать эту проблему можно с помощником. Открывается капот и попеременно включаются нейтральная, задняя, первая передачи. В это время помощник следит за двигателем. Если при одном из переключений он отклоняется под большим углом, значит, в этом месте подушка изношена, возможно также ее разрушение. Опору двигателя нужно заменить.
Причиной вибрации могут стать детали, соприкасающиеся с кузовом. В этом случае для устранения проблемы необходимо отрегулировать их положение. Еще одной причиной, по которой мотор вибрирует на холостых, может стать недостаточный уход за элементами топливной системы. Это приводит не только к вибрации, но и к увеличению расхода топлива, закоксовке цилиндров двигателя, появлению посторонних звуков и т.д.
Также вибрации могут быть вызваны разным весом деталей двигателя. Она проявляется при большом пробеге автомобиля или после ремонта ДВС

При пробеге более двухсот тысяч нужно с особым вниманием относиться к мотору. Необходима замена его изношенных деталей.
При замене деталей нередко запчасти могут быть не самого лучшего качества. Когда они устанавливаются на место, после сборки ДВС можно ощутить неприятную вибрацию

Также вибрации возможны после замены зубчатого ремня, цепи ГРМ и т.д

Когда они устанавливаются на место, после сборки ДВС можно ощутить неприятную вибрацию. Также вибрации возможны после замены зубчатого ремня, цепи ГРМ и т.д.

Еще отметим, что вибрация может возникать в современных машинах, особенно зимой из-за обилия электроники и нагрузки на генератор на холостом ходу. Такие вибрации считаются нормой, они быстро проходят (часто после прогрева мотора). Также в этом случае, особенно зимой, желательно использовать более качественное топливо. Возможно, потребуется замена воздушного фильтра.

Признаки нестабильной работы двигателя ВАЗ-2114 на холостых

В первую очередь в глаза бросается вибрация. Действительно, её не заметить невозможно — она передаётся на рулевое колесо, на рычаг переключения передач, а иногда начинает вибрировать и весь кузов. Мало того, что сама по себе вибрация — не самое приятное явление, она может сигнализировать о поломке или необходимости обслуживания очень многих узлов и систем.

Причины вибрации двигателя ВАЗ-2114

Если мотор работает вполне нормально в переходных режимах и на средних, высоких оборотах, не стоит спешить делать выводы о неисправности системы холостого хода. В первую очередь, проанализируем симптомы, а они могут быть такими:

  1. После пуска двигатель вибрирует на холодную, при этом обороты могут плавать от 800 до 2000 оборотов самопроизвольно. При этом после прогрева вибрация может отсутствовать и холостые будут в нормальном диапазоне, 800-850 об/мин.
  2. После прогрева двигателя вибрация не исчезает.
  3. На холодную холостые нормальные, после прогрева обороты плавают, и мотор колотит.
  4. Холостые могут пропадать во время движения, при езде накатом или на перекрёстке после кратковременного вибрирования. При этом можно поймать обороты педалью акселератора.

Наша редакционная тачка! ВАЗ-2114. Если не регулировать клапана, то вибрировать будет ого-го!

Вибрация на холостых. Под прицелом — зажигание

Одна из основных причин вибрации на холостых в инжекторном двигателе — некорректная работа системы зажигания.

Даже в том случае, когда в цилиндр подаётся топливо-воздушная смесь в нужном количестве и вовремя, пропуск искры, постоянный, или периодический, обязательно приведёт к вибрации. Причём на средних и высоких оборотах двигатель может работать стабильно, с номинальным расходом топлива и хорошей динамикой.

В первую очередь проверяем вот что:

  1. Любые пропуски в искрообразовании приведут к неравномерному выбросу выхлопных газов, проверить это можно просто рукой, подставив её к выхлопному патрубку глушителя, пропуски будут сразу слышны.

  2. Пробой в высоковольтной цепи. Изначально стоит проверить высоковольтные провода — они не должны бить на массу как по всей длине, так и в местах контакта с катушкой и свечным колпачком.

  3. Свечи. Они довольно часто могут барахлить на малых оборота из-за пробоя на корпус. В этом случае по ободку изолятора снизу будет явно видно тёмно-коричневый или чёрный налёт — первый признак того, что свеча пробивает на массу. Проверить нужно каждую свечу — во время работы на холостых нужно снимать поочерёдно колпачки и прислушиваться, изменилась ли работа двигателя. Неисправные свечи подлежат замене (см. «выбор свечей на ВАЗ-2114 — параметры и зазоры«).

  4. Неисправность катушки зажигания (модуля зажигания). Проверить работоспособность в этом случае удастся только заменив модуль или катушку на заведомо рабочие.

Кроме этих проблем, могут возникнуть сложности в работе электроники, это касается в основном инжекторных двигателей. А на ВАЗ-2114 устанавливались только такие, исключением в линейке Самар-2 стали ВАЗ-2115 – тут были карбюраторные версии.

Электроника и датчики как причины вибрации

Ещё одним подозреваемым в истории с вибрацией двигателя на холостых становится электронный блок управления двигателем. Ремонтировать его никто не станет, чаще всего он подлежит либо замене, либо перепрошивке. К примеру, в инжекторных моторах с контроллером Бош 7.9.7+, часто помогает перепрошивка ER19 вместо штатной ER16, расход топлива остаётся в пределах нормы, а вибрация пропадает.

 Кроме ЭБУ виноватыми могут оказаться датчики:

  1. Регулятор холостого хода. Датчик регулятора крепится на корпусе дросселя, а для его проверки нужно снять клеммы, при помощи мультиметра в режиме омметра проверить сопротивление между контактами. Номинальное значение — 60-80 Ом. Если датчик не выдаёт нужного сопротивления, заменяем его новым.

  2. Датчик массового расхода воздуха. При неисправности этого датчика, импульс, который он посылает на ЭБУ, будет иметь неверное значение, следовательно, на холостых двигатель может вибрировать. Проверяется датчик по той же схеме, что и предыдущий, но мультиметр устанавливается в режим измерения напряжения. При включённом зажигании и заглушенном двигателе напряжение между контактами датчика должно быть в пределах 0,9-1 В.

  3. Датчик EGR. Он отвечает за рекуперацию отработанных газов и представляет собой электромагнитный конусный клапан. Именно этот клапан требует периодической очистки. Чистку проводим любым спреем для мойки карбюратора или форсунок.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий