Когда не долететь и не доплыть
Андрей развозит на вездеходе запчасти от снегоходов (гусянки, масло, ремни и т.д.) по торговым точкам, расположенным даже в самых дальних уголках Ямала, а также доставляет людям крупные грузы — лодки, бани, и что-то помельче, что можно погрузить в салон или на крышу. У тундровиков снегоходы востребованы, на них — и до магазина, и по делам.
Андрей Анищенко и его друг-гигант. Фото: Равиль Сафарбеков
Я и сам раньше передвигался на снегоходе. А в 2016 году, когда пересел на вездеход, понял — классно! Тепло, ветра нет, и ты как в крепости на колёсах.
Андрей Анищенко
владелец вездехода
Впрочем, одними только грузоперевозками дело не ограничивается. Из отдалённых посёлков добраться до города можно разве что на вертолёте, который летает раз в неделю и не во всякую погоду, либо вплавь — летом. Кому-то нужно съездить паспорт получить, кому-то в больницу, кому-то к родственникам. Вот тут-то и выручает вездеход.
Однажды возил известного блогера Александра Лапсакова, который снимал фильм о вездеходах и о жизни северян. Дорога заняла несколько дней. Во время таких поездок Андрей и сам погрузился в неповторимый колорит ямальского быта и местных обычаев.
Этой весной брал с собой в Яр-Сале жителей разных отдалённых посёлков. Все они мечтали побывать на Дне оленевода и повидаться с родными, а вот добраться своими силами туда и обратно было проблематично.
На крышу вездехода можно положить тонну груза. Фото из архива Андрея Анищенко
Когда праздник закончился, на крышу вездехода погрузили почти тонну вещей, которые пассажиры взяли с собой. А ещё сварили специальные сани-прицеп для джипа — его нужно было доставить из Яр-Сале в посёлок Новый Порт, а также забрать и высадить людей в Мысе Каменном и Сёяхе — самом северном посёлке.
Путь неблизкий — несколько сотен километров. За день вездеход в среднем преодолевает километров по двести. Солярка ему нужна арктическая. Три бака на 480 литров и несколько канистр в запасе — можно отправляться со спокойной душой. Дорог как таковых нет — едешь по тундре, как по снежной пустыне, где ямы, где обрыв, где вода… Съехал чуть в сторону — провалился.
На Ямале может увязнуть даже могучий вездеход. Фото из архива Андрея Анищенко
Если путь накатанный, зимник ровный и тракторы почистили снег, вездеход идёт со скоростью 40-50 километров в час, расходуя примерно 25-30 литров. А вот когда условия тяжёлые, расход топлива может достигать и 100 литров на сотню километров.
Конечно, случаются и поломки. Так, однажды возле кладбища у Андрея перегорели три предохранителя. Ехавшие с ним пассажиры отметили: это случилось из-за того, что они забыли, собираясь в дорогу, духов задобрить. Налили духам чаю, поломку устранили — можно снова в путь. И на этом пути Андрею то и дело приходится кого-то вытаскивать, кто увяз в снегах.
Духов и деревянных идолов нужно задобрить перед дорогой. Фото из архива Андрея Анищенко
На Севере погода переменчива, бывает видимость — сплошное молоко. Тогда пургу, как утверждают водители вездеходов, лучше переждать. Иначе можно сбиться с дороги, потеряться и застрять в тундре. Так, в апреле из-за сильной пурги Андрею вместе с пассажирами пришлось пережидать несколько часов. На вертолёте эта дорога заняла бы четыре часа, на вездеходе — 27. Но никто из его спутников не жалел, что выбрал такой способ добраться до дома.
Через тернии к звездам
Максим Шелепенков
Честно говоря, на группу компаний «КОМ» мы обратили внимание только после того, как они в 2007 году показали на выставке в Москве свой прототип грузового автомобиля «Русак». До этого в целом успешный бизнес компании по производству коробок отбора мощности практически для всех моделей отечественных автомобилей оставался за пределами нашего интереса
А зря!
Таких компаний, как «КОМ» в России немного. И дело даже не в ассортименте выпускаемой продукции, хотя он абсолютно уникален, а в отношении к своей работе.
«Да, я патриот! – гордо заявляет Василий Владимирович Маньковский, председатель Совета директоров группы компаний «КОМ». – И считаю, что мы можем не хуже других производить у себя в стране сложные технические изделия высокого качества. Это касается не только коробок отбора мощности, различных редукторов и коробок передач, но и автомобиля в целом».
И подтверждает свои слова делом – сегодня коробки отбора мощности с маркой «КОМ» доказали свою работоспособность и высокое качество на тысячах автомобилей. Практически все специальные автомобили КамАЗ сегодня укомплектованы именно этими коробками, и эксплуатационники знают, что проблем с ними не бывает.
Кроме основного рода деятельности компания самостоятельно разрабатывает и изготовляет небольшими тиражами редукторы для отечественных вездеходов различных марок, в основном для машин с колесами низкого давления, где к надежности трансмиссии предъявляются особые требования. Компания «КОМ» совместно с НАМИ разработала целый модельный ряд коробок передач, которые надежнее, компактнее и проще ныне выпускаемых, для таких автомобилей, как ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ.
А главная мечта Василия Владимировича – строить собственные грузовые автомобили. «Утопия», – скажут некоторые… Ничего подобного, исключительно реальный расчет. Опытные образцы автомобилей уже построены и испытаны, более того, на последний вариант, представленный на этих страницах, уже успешно проводятся сертификационные испытания для получения ОТТС на партию 100 штук.
Но для того чтобы затея была выгодной, необходимо рассчитывать минимум на производство 750 автомобилей в год. Собственные производственные площади под это уже имеются в городе Богородске (Нижегородская область), но еще необходимо вложить 5 млн. евро, чтобы завод заработал. По нынешним меркам сумма невелика, даже может показаться, что она нереально низкая (где это видано, чтобы автомобильное производство разворачивали на столь малые деньги?).
Но сумма просчитана уже не раз. Она в основном требуется для приобретения недостающего оборудования. Под нее Василий Владимирович даже готов заложить всю прибыль своего предприятия – если даже проект с автомобилем прогорит, с кредиторами компания сумеет расплатиться в течение 5 лет, выпуская основную продукцию без ущерба для жизнедеятельности компании.
Только Маньковский верит, что автомобиль они создали неплохой и потребителей он обязательно заинтересует. А с учетом специфики основного производства они рассчитывают поставлять потребителям подготовленные шасси под установку специального оборудования с внедренными в конструкцию необходимыми коробками отбора мощности или ходоуменьшителями. Именно на такие комплектации сегодня наблюдается дефицит на рынке грузовых автомобилей.
P. S. Обычно, знакомясь с новыми проектами, я часто сталкиваюсь с шапкозакидательскими настроениями: «Сейчас мы выйдем на рынок и всех порвем!» Но чаще всего чем грандиознее озвучиваются планы, тем меньше в результате бывает дела. Побывав в Набережных Челнах, я увидел совсем другое – никаких заоблачных мечтаний у всех, с кем мне удалось пообщаться на заводе. Только вера в себя, даже если никто не придет на помощь, они будут поднимать проект своими силами, благо денег на это требуется действительно не так много. Просто это больше растянется во времени.
Сами с ушами
Первая кабина была изготовлена простым перепиливанием из «газоновской». Получилось так себе. Второй вариант изготовляло известное в российских автомобильных кругах ателье «Буран-Стайлинг». В результате на свет появились две кабины, установленные на 2-й и 3-й образцы шасси. По многим параметрам они не устроили заказчика. Именно тогда и возникло решение изготовить каркасно-панельную кабину самим. Что получилось в итоге, вы видите на фотографиях. Кстати, она заняла место одной из «бурановских», и из-за этого пробег шасси тестируемого автомобиля уже около 20 тыс. км, а кабины – в 10 раз меньше.
Вы когда-нибудь садились на барные табуреты? Если да, то помните странное ощущение: вроде высоко, но и сесть удобно, и встать просто. Нечто подобное испытываешь при входе в кабину «Русака». Все логично, раз – и там. Как оказалось, ларчик просто открывается: ширина дверного проема – 1120 мм. Много это или мало – судить вам. Лично я даже попробовал специально скрючиться и все равно без проблем оказался на земле. Может, стоило попробовать выйти, держа в руках набор инструмента и домкрат?
Хотя это уже была бы глупость: для этого по бокам кабины предусмотрены два небольших, но довольно удобных бокса с наружным доступом. Естественно, они запираются на ключ, вот только сможет ли личинка замка противостоять грязи? Для более ценных вещей есть два пенала под крайними сиденьями. Другие мелочи легко размещаются в карманах дверей, в большом перчаточном ящике перед крайним пассажиром справа или на полке над ветровым стеклом.
Верхнюю одежду можно повесить за сиденьями, туда же бросить спецовки, каски и др. Конечно, для ворсистого покрытия это не здорово, но главное – есть место.
Качество подгонки материалов порадовало. Зазоры панелей одинаковые. Стыки обивки и напольное покрытие не топорщатся. Двери прилегают равномерно, постороннего свиста не слышно. Нет и непонятных поскрипываний. Про скрипы это мне недавняя поездка в новенькой «Приоре» навеяла воспоминания.
Как истинный журналист, обязанный находить и негатив, я вышел из кабины и полез имитировать ЕТО… Угол подъема передней крышки позволяет стоять в полный рост. Масляный щуп вынимается без проблем. Долив технических жидкостей тоже хлопот не доставит. Даже в пресловутый бачок омывателя, который многие производители грузовиков почему-то считают третье-, а порой и четырехстепенным, «незамерзайку» можно долить без воронки. Напоследок, откинув кабину, я полюбовался, как надо правильно делать шумоизоляцию. М-да… Вот тебе и опытный образец…
Машины для северных широт
К вездеходам, предназначенным для условий Арктики и Крайнего Севера, предъявляются особые требования. Сама местность в этих регионах чрезвычайно сложная: заболоченные участки перемежаются открытой водой и холмистой местностью, заросшей деревьями. Здесь никогда не было дорог и вряд ли они когда-то появятся, поэтому можно уповать только на надёжную и мощную технику с большими колёсами. Всё это вместе со сложными погодными условиями заставляет инженеров совершать чудеса во время создания уникальной техники, которую большая часть людей не увидит даже на фотографиях. К ним относится и семейство снегоболотоходов «Русак».
Rusak-3994
Арктические вездеходы создаются группой промышленных предприятий «Русак», принадлежащих Камскому машиностроительному кластеру. Их изначально разрабатывали для работы в экстремальных условиях, чтобы те могли служить базой для работников, занимающихся разными видами деятельности.
Основу «Русака» составляет прочная пространственная рама, выполненная из высоколегированного трубного проката. Она может выдерживать огромные нагрузки, возникающие во время движения по экстремальному бездорожью. Рама была изготовлена собственными силами, точно также, как раздаточная 2-ступенчатая коробка и главные передачи. Большая часть кузова выполнена из алюминиевых панелей, остальные – из стеклопластика. Внутренняя часть тоже стеклопластиковая, а между наружной и внутренней обшивками находится 4-сантиметровый слой минеральной теплоизоляции.
Вездеход изготовлен в нескольких исполнениях, различающихся как конструкционно, так и силовой установкой. В модели Rusak-39941 установлен дизельный двигатель Cummins объёмом 2,8 литра и мощностью 150 лошадиных сил, работающий с механической пятиступенчатой коробкой передач.
В другой модели Rusak-3994 установлена гибридная силовая установка суммарной мощностью 204 лошадиные силы. Она состоит из двух бензиновых 3-цилиндровых двигателей внутреннего сгорания объёмом 1,2 литра. Каждый из них работает с собственным электрогенератором и электродвигателем. Буфером между ними является аккумуляторная литий-ионная батарея. Двигатели работают не постоянно, лишь во время зарядки аккумуляторов, а после восстановления заряда выключаются. Первый двигатель находится под капотом, второй – в задней части кузова. В гибридной модификации задняя дверь выполняет функции люка для доступа в багажный и двигательный отсеки.
Между модификациями также имеются и другие отличия, например, в более ранней «РУСАК-3993» установлена двухрядная кабина от IVECO Daily и бортовая платформа, а в Rusak-3994 кабина, как и кузов, полностью оригинальные и представляют собой огромный однообъёмник. Для того, чтобы попасть внутрь, все пользуются средней дверью и специальной лестницей.
Особого внимания заслуживает ходовая часть. Подвеска в Rusak-3994 полностью независимая, таким образом удалось добиться высокой скорости на пересечённой местности и отличных внедорожных качеств. Комплектуется он восьмью колёсами низкого давления 1650х700-635 от «ТРЭКОЛ», что позволяет ему передвигаться практически по любой местности. Дополнительно установлен водомётный двигатель, поэтому «Русак» может плавать и по открытой воде. На ровной дороге он передвигается со скоростью до 60 км/ч, а на воде – до 10 км/ч.
Оснащение кабины переставили с «Газели Некст», при этом подогнав все элементы практически идеально друг к другу. Приборная панель в основном сохранилась та же, только немного изменилось взаимное расположение кнопок управления.
Цена вездехода сильно зависит от исполнения и оснащения. Rusak-39941 стоит от 7,7 миллиона рублей, а гибридный Rusak-3994 – ближе к 9 миллионам.
Для поездок по местности, где о дорогах никогда не слышали, создаются машины исключительно высокой проходимости.
Аренда спецтехники:
1. | Вездеход гусеничный Вездеход гусеничный 2007 г., 1 км, 100 ч.14.12.2022 | СТЦ г. Новый Уренгой | цена по запросу | |
2. | Вездеход гусеничный Вездеход гусеничный 2002 г., 1 км, 100 ч.16.10.2022 | СТЦ г. Новый Уренгой | 500 РУБ/час | |
3. | Вездеход гусеничный KUBOTA RG-60 Вездеход гусеничный 2002 г.21.07.2019 | Захар | 2 000 РУБ/час | |
4. | ГАЗ 34039 Вездеход гусеничный 2014 г.24.01.2018 | г. Московская область, Подольск | 700 РУБ/час | |
5. | ГАЗ 481260 Вездеход гусеничный 2015 г.09.08.2017 | г. Москва, рябиновая | 1 000 РУБ/час | |
6. | ГАЗ 473898 Вездеход гусеничный 2012 г.11.04.2017 | г. Москва, г. Москва, ул. Рябиновая, д.45а, стр.24 | 1 000 РУБ/час | |
7. | Вездеход гусеничный Вездеход гусеничный 2006 г., 100 км, 100 ч.05.04.2017 | ЭССЮ ООО г. Сургут | 10 500 РУБ/час | |
8. | Вездеход гусеничный ГТСМ ГТМУ ГТТ Вездеход гусеничный06.10.2016 | ТЕХГАЗСНАБ г. Санкт-Петербург | 1 900 РУБ/час | |
9. | Вездеход гусеничный МТЛБ МТЛБУ Вездеход гусеничный06.10.2016 | ТЕХГАЗСНАБ г. Санкт-Петербург | 1 900 РУБ/час | |
10. | Вездеход гусеничный ВИТЯЗЬ ДТ-10П/30П Вездеход гусеничный06.10.2016 | ТЕХГАЗСНАБ г. Санкт-Петербург | 10 500 РУБ/час |
Зайца не видали?
Найти завод оказалось непросто. Ни тебе громадных цехов, ни помпезной проходной с железными воротами. Все довольно скромно, и основной ориентир для поиска – старая водокачка. После такого начала к машине подходил с изрядной долей скептицизма. Но…
Автомобиль сразу показался довольно приличным. Первый признак опытных экземпляров – свисающие и закрученные изолентой провода – отсутствовали. Они были спрятаны в гофру так, как многим китайцам и не снилось. Не было ни перекошенных бамперов, ни зазоров толщиной в палец. В общем, серийная машина, скорее, импортная… Весь скепсис сразу растворился.
Основное направление деятельности, которое пророчат «Русаку» его создатели, – работа со спецнадстройками в коммунальном хозяйстве городов. Исходя из этого и проектировали машину.
Так, базовой комплектацией считается пневмоподвеска заднего моста с деформируемыми рычагами и ограничителями поперечного смещения, дополненная амортизаторами. Это сделано для того, чтобы при необходимости можно было изменять величину дорожного просвета. Хотя как опция возможна установка и рессорной подвески. Кстати, в рабочем положении расстояние между дорогой и креплением амортизатора всего 180 мм.
Передняя подвеска менее оригинальна: двухлистовые полуэллиптические рессоры и амортизаторы. Да еще стабилизатор поперечной устойчивости.
Тормоза сделаны барабанными, для городских скоростей этого хватит с лихвой. Для особо быстрых предусмотрена ABS.
Сначала немного смущало то, что многие детали едва не касаются асфальта. Задний грязезащитный щиток всего в 300 мм от земли. А крепление «запаски» и того ниже – 250 мм
Но потом, рассудив, что город не проселок, просто отметил: ресиверы, равно как и другое жизненно важное оборудование, от земли достаточно далеко. Даже тормозные камеры спрятаны в раму
Внешне «Русак» тоже не подкачал. В пластиковый бампер довольно органично вписана головная оптика. Подножки плавно перетекают в крыло. А подштамповка на дверях кроме эстетической выполняет и практическую функцию – снижает завихрения воздуха.
Ну, с конструкцией более-менее ясно. А что с кабиной, ведь тоже собственная разработка?
Топ-2. ТТС-34016 Ветлуга-Арктика
Самый надежный автомобиль
Надежный внедорожник с высокой простотой обслуживания и ухода. Снегоход, созданный на базе «неубиваемой» Буханки.
Средняя цена: 3 500 000 рублей.
Длина базы (мм): 5 800
Дорожный просвет (мм): 400
Колесная база (мм): 1655
Количество мест: 14
Скорость на ровной поверхности (км/ч): 45
Собственный вес (кг): 4,000
Продукция Уральского автомобильного завода, ласково называемого «Буханка», знакома каждому. В стандартной комплектации это вездеход, но теперь это полноценный гусеничный снежный багги, с увеличенной грузоподъемностью и соответствующим двигателем на борту. Автомобиль был разработан для экспедиционных путешествий, но сегодня его все чаще используют рыболовы и охотники. Он считается лучшим вариантом с точки зрения простоты обслуживания и ухода. Здесь нет сложных электронных модулей и других приспособлений. Все как в классическом «Буханке», но более прочно и надежно. Цена тоже радует, особенно если учесть, что в грузовике могут одновременно разместиться до 14 человек.
Плюсы и минусы
Большая вместимость
Максимальная простота обслуживания
Длинный диапазон
Мощный реактивный двигатель
Минимальные удобства
Тяжелое плавание
Отсутствие вспомогательной электроники
Технические характеристики
- Колесная формула: 8х8
- Максимальная скорость:
- по твердому покрытию не менее 70, км/ч
- по воде не менее 6, км/ч
- Снаряженная масса: 5300 / 5500, кг
- Грузоподъемность: 1100 / 2500, кг
- Двигатель: Дизельный Iveco Daily F1C 2,7
- Коробка передач: Механическая
- Дорожный просвет не менее: 550, мм
- Колесная база: 2000 / 4900, мм
- Максимальный преодолеваемый подъем, не менее: 30, град
- Вместимость кабины: 7, чел в т.ч. водитель
- Шины передние, задние: Низкого давления, 1300х700-21”, 2-х слойные
- Индекс нагрузки: 100 (800кг)
- Габаритные размеры ДхШхВ: 6800х2530х3100, мм
- Ёмкость топливных баков: 2х150л
История создания
Но прежде чем приступить к описанию основных технических характеристик новинки, стоит посвятить несколько строк истории создания и воплощения в реальность этого проекта, ведь представленный восьмиколесный вездеход-амфибия является далеко не первым на счету конструкторов.
«Русак-3992» с грузоподъемностью в 800 кг оказался на редкость успешным проектом, продемонстрировавшим целесообразность внедрения всех инновационных технологий. В итоге с небольшим промежутком был выпущен новый вездеход серии, теперь уже 3993-й, авторами которого стали лучшие специалисты Нижегородского ГТУ имени Алексеева и дочернего предприятия Группы КОМ, Завода механических трансмиссий.
Позже все эти разработки были использованы в шестилетней государственной целевой программе 2014-2020 года, в рамках которой создавались оптимальные транспортные решения для работы в суровых условиях Крайнего Севера.
Углубляясь в вопрос, стоит отметить, что только в арктической засушливой зоне, относящейся к Российской Федерации, общая площадь которой составляет целых 4,4 миллиона квадратных километров, проживает более 2 миллионов человек, тогда как четверть граждан из примыкающих к ним зон лишены нормального транспортного сообщения и привычного для населенных пунктов асфальтного покрытия.
Не последнюю роль в этом вопросе играют климатические условия, поэтому немудрено, что для полноценной жизни местным жителям просто необходим специальный транспорт, который позволит им беспрепятственно добираться в школы, больницы и на работу вне зависимости от погоды, даже если речь идет об экстремальных ситуациях, не являющихся редкостью для северных регионов.
Решили разработчики отказаться и от роторно-винтовых двигателей, ссылаясь на сложность в их управлении, ремонте и обслуживании. Такая же участь постигла и аппараты шагающего типа. Именно так родилась идея создания амфибии с колесной формулой 8×8 и повышенной до 1,5-2,5 тонны грузоподъемностью.
Скачок в…
Никто не спорит, можно пересесть в «Русак» из MAN TGL 8.180 и долго рассуждать о том, что «немец» более внимателен к мелочам, что в нем чувствуется надежность, что он более универсален, а за плечами еще и развитая сеть сервисных станций. Да и бренд как-никак дорогого стоит. Правда, в этом месте, скорее всего, запнешься, вспомнив цифру на ценнике.
А потом влезть за руль отечественного или даже китайского аналога. И тоже… нет, рассуждением это назвать сложно, скорее, долго выражать свои эмоции, причем на страницах журнала их разместить не позволит цензура. Все познается в сравнении.
Лично изучая конструкцию, я сначала удрученно качал головой и, вздыхая, рассказывал коллеге, что MAN и тут сделал логичнее, и там учел больше. А потом вдруг понял, что вполне серьезно провожу сравнение этих двух машин. Причем не делая никаких скидок ни на происхождение «Русака», ни на то, что это всего лишь опытный образец. Я напрочь забыл о том, что это первая разработка молодого завода. Просто сравнивал те или иные конструкционные решения конкурентов. Кстати, не всегда то, что применяли немцы, казалось, предпочтительнее – «львенок» и «зайчонок» сражались на равных!
А когда осознал, то сразу бросил это занятие. Люди, создавшие автомобиль, способный с ходу меряться силами с именитыми производителями, смогут исправить любые просчеты. Главное, чтобы было кому обнаруживать и указывать на них.
Полная масса, кг
| 10 0004000 6000 |
Грузоподъемность, кг | 6000 |
Габаритные размеры, мм | 5200х2500х3310 |
| ММЗ Д-245.9Е3, дизель 4752 136/ 2400 460/ 1400 |
| СЗАА-3206, синхронизированная5/ 1 |
| Рессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизатором |
Тормозная система | Пневматическая |
Минимальный радиус поворота, м | 7,2 |
Пока перспективы завода очень туманны. Можно было бы отказаться от своих разработок, организовать сборку в стиле Lego (как уже поступали многие) и на этом успокоиться. Но видя горящие глаза конструкторов, слушая их рассказы о «Русаке», о выборе тех или иных решений, я как-то сразу поверил словам генерального директора о том, что Lego-путем предприятие не пойдет. Лучше совсем откажется от проекта, но собирать пазл из импортных комплектующих не будет.
Что ж, в русском фольклоре заяц-русак всегда преодолевал любые препятствия, возникающие на его пути. Надеюсь, что грузовичок, нареченный именем «Русак», сумеет не отступать от этой традиции. Ведь машина, без преувеличения, получилась очень достойной, и хочется, чтобы это смогли оценить не только журналисты…
Автомобиль для теста предоставлен Группой компаний «КОМ»
Прямой эфир:
→
Кальяны и аксессуарыОркестр Техно →
НОВЫЕ ВЫСОТЫ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКОГО ПОГРУЗЧИКАBaitekMachinery →
От мала до великаBaitekMachinery →
Зерносушилка №1 в РоссииBaitekMachinery →
Почему мы доверяем Niubo?µ o-maslenn2012 →
В новый год, не сбавляя обороты!BaitekMachinery →
Рекорды в непростые времена. Как посчитать производительность зерносушилки?BaitekMachinery →
Сепаратор зерна CenturionBaitekMachinery →
Fratelli Pedrotti – подбор оборудования.BaitekMachinery →
Хотите сохранить минимум 30% на удобрениях и орошении?→
Оригинальные Сигары и сигариллы→
Сигариллы Corsar Of The Queen – Original (ориджинал) – 2 шт. (Блистер)BaitekMachinery →
Как правильно подобрать смеситель-кормораздатчик в ваше хозяйство?
Пройти все испытания
yle=”text-align:” class=”Typography_text__WDByQ Typography_size__15__DJDOw Typography_none__FajqV Typography_primary__29LdH “>Что брать с собой в такую сложную дорогу? В этом вопросе у водителя вездехода, как у дальнобойщиков, есть правила: планируешь быть в пути неделю — бери с собой еды на две. А ещё — обязательно сменное бельё для себя и для товарища, на случай, если попадёте в наледь и промокнете. Спутниковая связь — чтобы можно было сообщить о проблеме и своём местонахождении и, конечно, поддерживать общение с близкими. Однажды, в 2017 году, Андрей попадал в передрягу: отвалилось колесо. Зима, ночь, позади 60 км пути, впереди — 150. Связи нет. Хорошо, что встретил рыбаков, те помогли. С тех пор он обязательно берёт с собой в рейс спутниковый телефон.
Андрею в дорогу супруга всегда снаряжает вкусные обеды — сытные блинчики, термос с чаем. А он в долгом пути обязательно сообщает ей, где находится и как с погодой, чтобы не переживала.
Чего только не повидал Андрей на своём пути в дальних поездках: и старый маяк из вертолётных лопастей, и заброшенную базу геологоразведки, и гору Динозавров, и Нефритовое ущелье.
Куда только не забирался Андрей на своем вездеходе. Фото из архива Андрея Анищенко
Каждая поездка — уникальна, за городом они все непростые. Никогда не знаешь, что ждёт тебя в пути. Да, вездеход — транспорт комфортный, вместительный, лучший для Севера, но всё зависит не от машины, а от водителя.
Андрей Анищенко
владелец вездехода
Управлять вездеходом «Русак», кажется, несложно: в кабине — привычная коробка передач на пять скоростей, руль, панель почти как в «Газели». Да и сама машина вполне податлива. Но, как шутят вездеходчики, поехать может каждый — не каждый сможет вернуться. Порой случается и такое, когда кто-то вообще вверх колёсами лежит. Выручат лебёдка, лопата, якорь, иной раз подручные средства — какие-нибудь палки и, конечно, смекалка.
Чтобы управлять вездеходом, обычные водительские права не подойдут. Нужны права машиниста-тракториста категорий АI или АII — для обычного, и АIII или АIV — для большого вездехода.
От опыта и мастерства водителя зависит слишком многое. Так, к примеру, порой на гружёном вездеходе надо приспустить шины, чтобы они не прорезались, и машина шла мягче.
Независимая подвеска — бесспорный плюс вездехода. То есть, когда одно колесо оказалось над ямой или кочкой, за счёт остальных движение продолжается, и, находясь внутри, этого почти не ощущаешь: большие колёса словно «проглатывают» все неровности.
В салоне «Русака». Фото из архива Андрея Анищенко
Вездеход — настоящий трудяга, впрочем, как и его хозяин. И их ждут в самых разных уголках Ямала. Возможно, в будущем Андрей запустит для своих земляков такую брутальную «маршрутку» — чтобы люди точно знали, когда, куда и на чём они смогут добраться. А ещё планирует создать на Ямале сеть глэмпинг-отелей, чтобы как можно больше людей могли повидать красоты Полярного Урала, проживая в комфортных условиях. И здесь без помощи вездехода, скорее всего, тоже не обойдётся.
Текст: Алла Маковеева
Журнал «Ямальский меридиан», №7