Почему из бутылок
Каждым может быть создана пластиковая лодка своими руками. Для этого необязательно обладать огромными знаниями в судостроении. Достаточно соблюдать определенные правила. Конечно, можно изготовить лодку из фанеры или же древесины, но это очень затратное дело. И не только в плане финансов. Пластиковые бутылки стоят куда дешевле. В принципе, их можно даже насобирать, поставив в общественном месте специальный контейнер. К тому же конструкция лодки из этого материала куда проще.
Следует учесть, что для изготовления изделий из древесины или же фанеры требуется проводить специальные расчеты. В противном случае судно просто не станет держаться на воде или же находиться в нем будет очень опасно.
Виды лодок и выбор материалов
Идеальный
вариант – это лодка, приобретенная в магазине, но, увы, это не каждому по
средствам. Поэтому и приходится выкручиваться и что-то изобретать, имея
небольшие навыки в строительстве.
Для
изготовления лодки можно использовать любой материал, оказавшийся в вашем
распоряжении, например, это может быть:
- Фанера
- Пластик
- Дерево
- Алюминий
- Сталь и т.д.
Что касается оптимальных характеристик, то все перечисленные материалы имеют свои плюсы и минусы, но древесина, чаще других попадает в список предпочтений при изготовлении лодок.
И это
неслучайно, ее выбор оправдан такими свойствами как:
- Экологичность
- Прочность
- Длительный
эксплуатационный срок - Отличная
плавучесть - Небольшой
вес - Возможность
оборудования деревянной лодки мотором, парусами и веслами
Если выбор
пал именно на древесину, то необходимо сразу сделать выбор в пользу одной из
двух моделей:
- 1-я это килевая лодка;
- 2-я плоскодонная лодка.
Второй
вариант более приоритетный в кругу рыбаков. Такая модель более устойчива на
воде, что позволяет рыбачить даже стоя. Кроме того, ее вместительности можно
позавидовать, в судно поместятся все необходимые снасти и останется место для
комфортного пребывания самого рыбака. Несмотря на это, конструкция очень
маневренна, что позволяет выбрать наиболее удобное место для рыбалки и при
необходимости легко сменить его.
Что касается
килевых моделей, то они более маневренны и быстроходны, но рыбачить на них не
слишком удобно. Главный недостаток – умение держать равновесие, что не очень
удобно в процессе рыбалки.
Изготовление лодки
Изготовление лодки является ключевым моментом при ее производстве. Нужно запастись гелькоутом, полиэфирной смолой, стекломатом, ножницами, разделительным воском, валиками, затвердителем, веслами, наждачной бумагой, подуключинами и уключинами.
- согласно технологии матрица обмазывается полностью разделительным воском в 4 слоя, после чего наносится гелькоут для внешнего слоя лодки;
- параллельно бортам лодки устанавливаются седушки из стеклопластика;
- для жесткости и прочности конструкции стекломат прикатывается в 5 слоев;
- срезается лишняя бахрома, седушки вклеиваются при помощи клея;
- прикручиваются уключины;
- борта лодки основательно зашкуриваются наждачной бумагой;
- готовая лодка погружается на багажник;
- снаружи и внутри лодку можно покрасить гелькоутом, но это совсем не обязательно.
Используя данную последовательность при изготовлении лодки, конструкция получится легкой, прочной, устойчивой на воде, долговечной и весьма привлекательной. Заднюю банку не нужно делать слишком узкой. Седушки останутся плавучими даже, если лодка полностью перевернется на воде.
Стеклопластиковый корпус лодки схож по структуре с железобетонной конструкцией. Стеклоткань является эластичным материалом, его можно сгибать, придавать любую геометрическую форму.
Следуя четким инструкциям, несложно лодку изготовить своими руками, и достаточно легкое и удобное в эксплуатации судно будет способствовать на протяжении многих лет хорошему отдыху и удачной рыбалке.
Самодельная лодка из фанеры
Очень многие создатели самодельных лодок предпочитают работать именно с этим материалом, так как он общедоступен, легко обрабатывается и, главное, при небольших толщинах – гнется. Если мы ведем речь об индивидуальной рыбацкой лодочке из фанеры, которая будет использоваться на ближайшем пруду, без риска повредить днище об острые прибрежные камни, то вполне достаточно будет фанеры толщиной 6 – 8 мм. Да и выкроить такую лодочку можно из одного листа фанеры.
Для соединения между собой элементов лодки используют тонкую медную проволоку, продетую через отверстия, просверленные по краю друг напротив друга с шагом приблизительно 150 мм. Борта и транец ставят на днище.
Стыки изнутри и снаружи проклеивают тремя слоями стеклоткани с увеличением по ширине от внутреннего к наружному. Поверху приклеивают обносную рейку (буртик), уширения под уключины, упоры для сиденья и обязательно на дно несколько реек для жесткости. Можете все скручивать на саморезы, которые потом нужно будет обязательно выкрутить, а в оставшиеся отверстия вбить деревянные нагеля на эпоксидной смоле. В отверстия для уключин лучше вклеить трубки из нержавейки, на худой конец – из латуни. Если на днище приклеить килевую рейку – лодка будет лучше вести себя на воде. В принципе, прокрасив это сооружение в несколько слоев пентафталевой краской, можно отправляться в заплыв. Но если всю конструкцию оклеить в 2 – 3 слоя стеклотканью на одном из вышеупомянутых связующих, то срок службы вашего судна увеличится как минимум вдвое и вполне может составить лет эдак с тридцать. Если вы сделаете это, то не поскупитесь и на покупной гелькоут или сделайте его, добавив в эпоксидку краситель. Нужно помнить, что со временем это покрытие стоит обновлять.
Весла можете купить готовые, а можете сделать сами, лучше из клееной древесины. Длина их не должна быть меньше 2 м, оптимальный размер – 2,2 м. Для лопасти использовать фанеру толщиной 6 мм.
По такому принципу можно построить и достаточно большую лодку, усилив корпус шпангоутами и другими необходимыми элементами. Конечно же, и фанера берется потолще. Предварительно изготовьте макет судна из плотного картона. Масштабировав элементы, получите чертежи деталей. А вообще-то в интернете достаточно чертежей лодок и катеров на любой вкус, также есть журнал «Катера и яхты» в котором тоже публикуются интересные проекты.
Преимущества и недостатки стеклопластиковых лодок
К основным преимуществам материала можно отнести:
Лодки имеют множество плюсов конструктивного характера:
- Возможность производить замену масла в двигателе в полном объеме. Мало, залитое ниже максимального уровня, начинает пениться, мотор перегревается.
- Изготовить лодку можно как с килем, так и с плоским дном, что очень удобно для применения на мелководье.
- Можно изготовить более сложный обвод для корпуса, что значительно повысит ходовку судна,им легче будет управлять. При переходе на глиссирующий режим большая мощность мотору не понадобится, расход горючей смеси существенно снизится.
- Стеклопластик не боится резких перепадов температуры, не стирается при соприкосновении с дном реки, не повреждается при ударах.
- Пробоины не сложно ремонтировать самостоятельно при помощи эпоксидной смолы и стеклоткани.
- Данные лодки не нужно накачивать, им не страшны проколы, трещины. При наличии пенополаста в конструкции, а также герметичных полостей в лодке, заполненных воздухом, потопить лодку просто невозможно.
- Изготовление лодки, а также обводы корпуса могут быть практически любой конфигурации.
Главным недостатком лодки считается сравнительно большие ее размеры, транспортировка не возможна без прицепа.
https://youtube.com/watch?v=OU0G6uh5Ay8
Изготовление матрицы
Матрица считается самым сложным этапом при изготовлении лодки своими руками. Для ее производства нужно обзавестись стекломатом, валиками, кистями, наждачной бумагой, полиэфирной смолой, шлифовальной машинкой, пылесосом, дрелью, ножницами.
Процесс:
прикрепить к каркасу шпангоуты;
после установки шпангоутов крепятся бортики из фанеры
Нос матрицы должен основательно крепиться в борту;
матрица должна быть жесткой, поэтому для краев бортиков нужно подобрать двухслойную фанеру, толщиной в 12 мм;
для ровности бортики выравниваются и ошкуриваются;
на матрицу наносится полиэфирная шпаклевка;
лодка должна иметь ровные борта, поэтому разумно воспользоваться шаблонным шпателем;
важно правильно сделать разметки на лодке, ее форма должна быть идеальной;
далее переходим к деревянному килю, его наличие сделает ход как весловой, так и моторной лодки плавным, легким, штормить в стороны ее не будет;
изготовленный из дерева киль сверху покрывается полиэфирной смолой;
чтобы поверхность бортиков матрицы была идеальной, киль нужно снять;
довести борта до совершенства и идеальной формы матрицы;
стекломат к бортам нужно прикатать, для этого он укладывается сначала на один борт, потом на второй;
для выдавливания лодки из матрицы встраиваются нипеля;
Лодка из пенопласта и стеклоткани своими руками
Стеклоткань легко купить на строительном рынке или заказать в интернете
Самоделка из пенопласта, оклеенного стекловолокном, изготавливается по следующей схеме:
- После того, как будет изготовлен проект будущего судна, как было описано ранее, необходимо изготовить модель лодки из фанеры. Куски этого материала вырезаются исходя из элементов проекта, склеиваются между собой с помощью клея на эпоксидной основе (также можно использовать эпоксидную смолу).
- Вокруг модели из фанеры склеиваются предварительно подготовленные соответственно чертежу, листы полистирола. Для лучшего сцепления стыков их можно срезать под углом 45 градусов.
- Периметр лодки покрывается каркасом из реек размером 10х30 мм.
- Транец и форшпигель необходимо прикрепить к фанерной модели шурупами.
- Далее, вырезается днище и полистирола, приклеивается к боковым и торцевым частям, сверху укладывается груз. Излишки материала на местах стыков нужно срезать.
- Борта, которые крепились шурупами, теперь приклеиваются. Они были нужны для того чтобы не вмялся пенополистирол при склеивании. Места отверстий от шурупов заклеиваются пенопластом.
- Поверхность лодки ошкуривается наждачной бумагой.
- Теперь нужно использовать стекловолокно для оклеивания корпуса из расчета материала на 1 слой для бортов и 2 слоя для днища.
- Корпус нужно отшпаклевать, затем зачистить.
- С внутренней стороны корпус также покрывается стекловолокном, борта в 1 слой, а днище – двойным слоем, затем шпаклюется и зачищается аналогично внешней поверхности катера.
По периметру внутреннего борта также прикрепляется брус размером 10х30 мм, его фиксация производится нержавеющими шурупами с потайными головками. Между внутренним и внешним привальным брусом производится отверстие, куда вставляется прямоугольные бруски с обоих бортов для крепления подуключин. Впоследствии туда будет приварено гнездо из металлической трубки для уключин весел. Сверху борта также оклеиваются стеклотканью, чтобы исключить возможные протечки между брусьями к пенополистиролу. На днище прикрепляются стрингера на шурупы, покрываются эпоксидной смолой. Финальная отделка лодки из пенополистирола осуществляется с использованием эпоксидного грунта, нанесенного двумя слоями.
Изготовление лодки из стеклопластика своими руками
Делается такая лодка, независимо от сложности, по одной схеме:
- изготавливаем макет;
- наносим разделительный слой;
- укладываем стеклоткань (или стекловолокно) со связующим (эпоксидная или полиэфирная смола, полиуретановый компаунд) необходимой толщины;
- обрабатываем и устанавливаем оборудование, узлы, элементы прочее.
При выборе такой технологии изготовления лодки, нужно учесть два момента, а именно то, что изготовление макета для производства одной единственной лодки – выбрасывание на ветер денег, а толщина стеклопластика для прочности и жесткости судна должна достигать 10 – 15 мм, что еще более затратно.
Жесткость подобным суднам придают за счет дополнительных конструктивных элементов. Поэтому в индивидуальном производстве в чистом виде эта технология почти не используется, а используется в соединении с другими конструкционными материалами, такими как фанера.
Теоретический чертеж корпуса лодки из пенопласта
Раскрой деталей лодки из пенопластаувеличить, 1248х2642, 326 КБI — кормовой транец; II — кормовая часть борта (2 шт.); III — кормовая часть днища; IV — борт (2 шт.); V — днище; VI — носовая часть борта (2 шт.); VII — скуловой лист (2 шт.); VIII — носовой транец.
Отдельные плоские детали толщиной 30 мм после склеивания образуют монолитную конструкцию. Транцы выполнены из листа вдвое большей толщины и плавно скошены по контуру. Стыкующиеся кромки соединяемых деталей срезаны на угол, как показано на эскизе лодки. Это дает увеличение площади склеивания по соединениям и несколько упрощает раскрой листов, так как отпадает необходимость делать пересчет размеров на толщину притыкающейся детали.
Постройку лодки из пенопласта можно разделить на три этапа: раскрой листов — изготовление деталей корпуса; подгонку деталей по стыкам — сборку; склеивание и окончательную отделку.
Схема углового соединения деталей. |
Для более эффективного использования материала при раскрое листов рекомендую предварительно из плотной бумаги вырезать выкройки-шаблоны. После вырезки всех деталей по соединяемым кромкам надо срезать угол — снять фаску на величину n (см. эскиз выше), которая в зависимости от центрального угла а и толщины листа 6 определяется по формуле:
Если у вас нет уверенности в прямолинейности кромок, срезать «на угол» следует только одну из них; притыкающуюся к ней кромку придется подгонять при сборке.
Для удобства подгонки и сборки лучше всего изготовить стапель из пяти пар «поперечных» и двух пар «продольных» стоек-кильблоков, фиксирующих положение деталей днища и бортов, а также носового и кормового транцев.
Склеенный корпус на стапеле. |
Склеивание можно производить любым клеем, рекомендуемым для пенопласта. Я применял эпоксидный клей на основе смолы ЭД-5. После того как клей полностью встал, прострогал свободную кромку борта и наложил на нее по всему периметру корпуса деревянный буртик — дубовую планку на клею и шурупах. Для надежности по всем углам и стыковым соединениям на уровне верхней кромки борта снаружи наложил продольные планки из сплава АМг (полоса 1,5X20 длиной по 130 мм на сторону от оси стыка). Такой же полоской оковал и кормовой плавник, поставленный на днище.
После шпаклевки и зачистки корпус снаружи и изнутри был покрыт нитроэмалью. Такой защиты оказалось практически достаточно, поэтому вполне можно обойтись без оклейки пенопласта стеклотканью и т. п.
Съемные банки, которые служат одновременно и поперечными связями, распирающими борта, на «Гамме» сделаны деревянными. Они получатся легче, если и их вырезать из пенопласта, пустив по краям подкрепляющие деревянные рейки. Банки навешены на борта при помощи обойм — захватов, согнутых из обрезков сплава АМг. Руль навешивается на штыри, поставленные на кормовом транце.
Уже начав испытания «Гаммы», я все еще сомневался в правильности выбора материала, опасаясь за прочность пенопластового корпуса. Однако с каждым новым выходом я проникался все большим доверием к своей лодке. Плавания в самых различных условиях, перевозки и перетаскивание волоком, когда трудно исключить всевозможные удары, порой очень сильные, показали, что лодка прочна (даже, когда она не раскреплена банками) и надежна. А о непотопляемости и говорить нечего: утопить «Гамму» практически невозможно. Есть у пенопластовой лодочки и другие специфические достоинства. Полное отсутствие набора и каких-либо сланей помогает поддерживать внутри лодки чистоту. Благодаря хорошим теплоизоляционным качествам пенопласта в лодке можно расположиться прямо на днище; когда она вытащена на берег, в ней я и устраиваюсь на ночлег, не рискуя простудиться от земли.
Рекомендуя пенопласт для изготовления легких челноков-тузиков, хочу упомянуть и об одном его минусе: он боится огня! Другими словами, следует помнить, что близость костра может испортить вашу лодку; даже прикосновение зажженной сигареты подплавляет пенопласт.
Ю. Н. Никифоров.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Другие материалы на сайте о постройке лодок из пенопласта: | |
---|---|
• | Секционная байдарка из пенопласта |
• | «Джонбот» из пенопласта |
Создание основной обшивки
Основная (главная) обшивка важна для лодки, так как она обеспечит ей устойчивость на воде, а также не даст тонуть. Для создания такого слоя нужно взять лист пенопласта толщиной от 5 до 10 сантиметров, эпоксидный клей, а также нож для нарезания пенополистирола, приборы для осуществления замеров.
На листки пенопласта наносятся все замеры площади каркаса лодки. Затем они делятся на отдельные элементы, которые после будут совмещаться друг с другом.
Так как пенопласт запрещено самостоятельно сгибать, то угловые соединения должны осуществляться из трех элементов. Чтобы установить пенопласт на каркас, можно применить эпоксидный клей, с помощью которого склеивают листы, а также гвозди с широкими шляпами из металлической пластины.
Преимущества и недостатки стеклопластиковых лодок
К основным преимуществам материала можно отнести:
Лодки имеют множество плюсов конструктивного характера:
- Возможность производить замену масла в двигателе в полном объеме. Мало, залитое ниже максимального уровня, начинает пениться, мотор перегревается.
- Изготовить лодку можно как с килем, так и с плоским дном, что очень удобно для применения на мелководье.
- Можно изготовить более сложный обвод для корпуса, что значительно повысит ходовку судна,им легче будет управлять. При переходе на глиссирующий режим большая мощность мотору не понадобится, расход горючей смеси существенно снизится.
- Стеклопластик не боится резких перепадов температуры, не стирается при соприкосновении с дном реки, не повреждается при ударах.
- Пробоины не сложно ремонтировать самостоятельно при помощи эпоксидной смолы и стеклоткани.
- Данные лодки не нужно накачивать, им не страшны проколы, трещины. При наличии пенополаста в конструкции, а также герметичных полостей в лодке, заполненных воздухом, потопить лодку просто невозможно.
- Изготовление лодки, а также обводы корпуса могут быть практически любой конфигурации.
Лодка из пенопласта
Пожалуй, проще этого метода постройки лодки и не сыщешь. Достаточно большой кусок пенопласта – сам по себе лодка. Крепи уключины, ставь весла и в путь. Естественно, это слегка упрощенный вариант водного транспортного средства, но масса простеньких суденышек-катамаранов построено именно по такому принципу:
- берут два пенополистирольных блока, при помощи нихромовой проволоки и зарядного автомобильного устройства придают им форму поплавков катамарана;
- приклеивают килевые рейки, оклеивают несколькими слоями стеклоткани с усилением носовой и хвостовой части;
- сооружают деревянную или металлическую платформу;
- обеспечивают плавсредство любым движителем (от гребного колеса до легкого движка).
И все. А если все же говорить о лодке или небольшом катере, то пенополистирол может сослужить роль несъемной модели, повысив, к тому же, живучесть судна.
Все, как в случае с изготовлением чисто стеклопластиковой лодки, но модель делается из пенопласта толщиной 5 – 10 см и плотности 35 – 50 кг/см2, который склеивается между собой на полиуретановый клей. О способах придания пенополистиролу необходимой формы, кроме уже упоминавшегося, говорить не будем, их достаточно и все они вполне просты. Тем более что форму и сложность конфигурации своего корабля вы выбираете сами.
Производство лодок и катеров из стеклопластика
Ниже мы приведём упрощенную схему изготовления стеклопластиковых лодок:
Сначала изготавливают матрицу для корпуса судна, в чём особенно важна точность математических расчётов. Иногда вместе с матрицей изготавливают и пуансон.
На матрицу наносят слой специального вещества, которое не позволит смоле приклеиваться к поверхности.
Далее на поверхность матрицы накладывают элементы выкройки стеклоткани, которые затем пропитываются смолой. По причине высокой эластичности стеклоткань может принять любую форму, какая потребуется производителю. Затем накладывают новый слой стеклоткани, который тоже пропитывается эпоксидной смолой. Так постепенно формируется корпус лодки.
После застывания смолы матрицу удаляют, начинается процедура шлифовки поверхностей лодки.
Финальный этап заключается в грунтовке и покраске корпуса.
Пенополистирол и его свойства
Был куплен листовой пенопласт и, только появившаяся в продаже, строительная пена.Пенопласт был порезан на нужные куски, скручен шурупами и склеен пеной.Результат великолепен.
Лодка из пенопласта:
- абсолютно непотопляемая,
- очень мало весит,
- легка на вёслах.
- Длина лодки 260 см.
- Высота борта 34 см.
- Ширина 100 см.
- Толщина пенопласта: борт 50 мм. дно 70 мм.
В корме и в носу были прикручены шурупами доски. Они сгнили от старости.
Первым делом выделяют тепловые свойства пенопласта. Это отличный изоляционный материал, который применяется практически во всех сферах строительства как промышленных, так и гражданских сооружений.
Такие тепловые характеристики пенопласта позволяют значительно экономить электроэнергию, которая расходуется на обогрев помещения. Помимо этого, данный материал обладает еще и прекрасными звукоизолирующими свойствами.
Объясняется это, прежде всего, пористой структурой плит. Чем толще материал, тем лучше будет шумоизоляция.
Подготовка бутылок
Итак, как правильно собирается лодка пластиковая для рыбалки? Для начала следует подготовить бутылки. Чтобы емкости стали более эффективными и жесткими, следует накачать их воздухом под давлением. Конечно, в домашних условиях это сделать сложно, но можно. Достаточно вспомнить простейший закон физики: при нагревании любое вещество расширяется. Это касается и воздуха.
Для этого пластиковые бутылки нужно поместить в морозильную камеру, а затем, плотно закрыв, вынуть. Попав в тепло, воздух начнет расширяться. Все достаточно просто. Произойдет расширение воздуха из-за резкого перепада температуры. В итоге бутылки станут более упругими и жесткими. Именно это и нужно для создания более устойчивого на воде судна. Конечно, если есть возможность, то лучше накачать емкости воздухом под давлением.
Перед использованием пластиковые емкости следует вымыть, удалив все наклейки и этикетки, а затем просушить. Если остались пятна от клея, то их также стоит удалить. При закручивании пробки от бутылок лучше посадить на водостойкий хороший клей. Это предотвратит их разгерметизацию.
Почему из бутылок
Каждым может быть создана пластиковая Для этого необязательно обладать огромными знаниями в судостроении. Достаточно соблюдать определенные правила. Конечно, можно изготовить лодку из фанеры или же древесины, но это очень затратное дело. И не только в плане финансов. Пластиковые бутылки стоят куда дешевле. В принципе, их можно даже насобирать, поставив в специальный контейнер. К тому же конструкция лодки из этого материала куда проще.
Следует учесть, что для изготовления изделий из древесины или же фанеры требуется проводить специальные расчеты. В противном случае судно просто не станет держаться на воде или же находиться в нем будет очень опасно.
Какую лодку будем строить
Здесь решающим фактором может стать не только глубина вашего кошелька, но и глубина, а также ширина и соленость близлежащего водоема, а значит и правила судоходства на нем. Мы, конечно же, не будем строить морскую яхту, а поговорим об материалах, приемах и способах сооружения небольших весельных лодок и лодок, на которые можно установить небольшой двигатель, т.е. о конструкциях достаточно легких и не особо больших.
И даже в этом сегменте судостроительства, конструкций, технологий и подходов такое количество, что мы возьмем за основу наиболее, на наш взгляд простые и действенные. В конце 70-х годов прошлого века на многочисленные водоемы Советского Союза вышли в большое плавание распашные прогулочные лодки, изготовленные целиком из стеклопластика. Новый «корабль» был значительно легче, маневреннее своей тяжелой деревянной предшественницы, поэтому на лодочных станциях разбирался в первую очередь. К тому же, такая шлюпочка и ремонтировалась легко, и служила не меньше деревянной. Что мешает просто взять и повторить эту технологию в удобных для себя размерах. Да ничего, а вот надо ли – разберемся в процессе описания процесса.
Собираем лодку
Закрепив фанеру к боковым конструкциям можно переходить к усилению углов между бортами и дном. Делают это с помощью деревянных уголков, потом переходят к герметизации швов.
Для получения шовного материала смешивают в одинаковых пропорциях эпоксидную смолу и аэросил. Далее швы не просто смазывают, а заливают этим составом.
Как только вся конструкция высохла можно крепить сиденья. Если у лодки будет мотор, крепим транец и крышку носовой части.
Наружная часть лодки тоже нуждается в обработке, необходимо проклеить все наружные швы, тоже используя смолу и ленту из стекловолокна, после высыхания поверхность отшлифовать. Затем загрунтовать и окрасить.
Изготовление лодки из стеклопластика своими руками
Делается такая лодка, независимо от сложности, по одной схеме:
- изготавливаем макет;
- наносим разделительный слой;
- укладываем стеклоткань (или стекловолокно) со связующим (эпоксидная или полиэфирная смола, полиуретановый компаунд) необходимой толщины;
- обрабатываем и устанавливаем оборудование, узлы, элементы прочее.
При выборе такой технологии изготовления лодки, нужно учесть два момента, а именно то, что изготовление макета для производства одной единственной лодки – выбрасывание на ветер денег, а толщина стеклопластика для прочности и жесткости судна должна достигать 10 – 15 мм, что еще более затратно.