Не полное или не включение сцепления
Пробуксовка проявляется обычно при резком нажатии газа, когда обороты растут, а ощутимого разгона не наблюдается. При этом может появляться характерный запах гари. Если обнаружили проскальзывание, что говорит о неполном включении сцеплении, причину нужно искать в следующем:
поверхность маховика, НД (нажимного диска) или накладок замаслена;
повышенная выработка (износ) или прогорание накладок;
недостаточная жесткость диафрагменной пружины;
разбухание манжет ГЦ (главного цилиндра), что приводит к медленному возврату поршня.
Замасленные поверхности сначала протрите бензином или уайт-спиртом, а затем тщательно вытрите их до полного высыхания. Также следует выяснить причину утечки масла. Это может быть нарушение уплотнителей мотора или КПП.
Недостаточная жесткость диафрагменной пружины не обеспечивает достаточных усилий для жесткого контакта, поэтому и происходит пробуксовка. Просто замените «корзину» (нажимной диск) новым комплектом вместе с кожухом.
Чтобы восстановить работоспособность главного цилиндра, можно заменить манжеты или приобрести новую запчасть в сборе.
Не выжимается сцепление в том случае, когда маховик прилипает к диску. Такое иногда случается при длительной стоянке автомобиля. Нужно сорвать диск, начав движение без нажатия педали. После разгона выжмите педаль и резко затормозите.
2 Почему авто не едет? Как обнаружить поломку?
Основная причина нештатной работы и поломок узлов и агрегатов трансмиссии вообще и сцепления в частности – это неправильная эксплуатация автомобиля, заключающаяся в следующем:
- Агрессивная езда, проявляющаяся в резком трогании с места с пробуксовкой или длительное буксование на пересеченной местности, в грязи, снегу или на льду.
- Резкое переключение передач на механической КПП при высоких оборотах двигателя.
- Смена сразу нескольких передач с повышенной на пониженную без изменения оборотов двигателя при так называемом “торможении двигателем”. Например, если водитель с четвертой передачи сразу включает вторую или первую.
- Использование некачественных запасных частей и трансмиссионных жидкостей также часто является причиной преждевременного выхода из строя системы сцепления.
- Поломки внешнего характера: заедание педали в салоне автомобиля из-за грязи, перетирание тросика, поломка рычагов, повреждение шлангов при наличии гидравлической системы – все это рано или поздно приводит к нарушению работы узла сцепления.
Ввиду того, что основные механизмы СС находятся внутри “колокола” – защитного кожуха, находящегося между двигателем и коробкой переключения передач, внешний осмотр их невозможен. Поэтому догадаться о тех или иных нарушениях в работе данного узла и определить способы их устранения можно только по явным или побочным признакам, улавливаемым в процессе эксплуатации машины.
Шум и визг со стороны трансмиссии при переключении передач во время движения свидетельствует о том, что износ некоторых деталей уже превысил критическую отметку, или же агрегаты вовсе разрушились и их необходимо срочно заменить. В первую очередь выходят из строя механизмы, которые испытывают максимальные нагрузки. Это, например, может быть разрушение выжимного подшипника, который отвечает за плавное включение и отключение системы. Повреждение, деформация и неправильная регулировка рычагов ведомого диска также сопровождается характерным скрежетом.
Неполное выключение сцепления, переключение передач с большим усилием или невозможность переключения, ощущение того, что машину “ведет”, чаще всего являются признаками неправильной регулировки узлов или износа деталей. Наиболее вероятными основаниями для таких “капризов” СС являются:
- Неверная величина технологического зазора между дисками.
- Неправильная регулировка рычагов прижимного диска или износ пружины диафрагмы.
- Нарушена герметичность привода гидравлической системы прижимания диска из-за повреждения манжеты поршня, если установлено гидравлическое сцепление, или повреждение шлангов.
- Заедание тросика или педали сцепления, отсутствие должного количества смазки на движущихся механизмах.
При этом дополнительно возможны такие симптомы, как медленный разгон, снижение динамики, затрудненное движение при езде в гору и “плавание” оборотов двигателя. Факторы, обуславливающие такое поведение, различны. Наименее опасный из них – плохое притирание ведомого диска, обычно проявляющееся сразу после его замены. Это временное неудобство, и через 1–3 тысячи километров оно самоустранится. Износ сопрягаемой поверхности маховика или пружины диафрагмы, ослабление нажимных пружин со временем, замасливание фрикционных накладок ведомого диска, заедание троса сцепления – все это приводит к вышеописанным признакам в “поведении” агрегата.
Еще один явный признак неисправности сцепления – это вибрация при включении передачи. Обычно такая неисправность связана с износом шлицов на первичном валу коробки переключения передач, нажимного диска, маховика или диафрагменной пружины. Повреждение накладок диска сцепления или их небольшая толщина также приводит к вибрациям.
Пробуксовка сцепления-причины,признаки,способы устранения.
Одним из наиболее важных элементов автомобиля является сцепление,которое есть на всех автомобилях с механической коробкой передач. Без него не получится тронуться и нормально включить передачу. В чем же особенности его работы?
Принцип работы механизма сцепления:
Двигатель автомобиля передает свою энергию грузному маховику. При управлении акселератором можно уменьшить или увеличить число оборотов. А для того, чтобы машина двинулась с места,подобное движение должно быть передано на «механический» редуктор – в нашем случае на коробку передач автомобиля. Чтобы машина не заглохла, вращение должно передаваться с максимальной плавностью. Аналогичные требования предъявляются и к остановке транспортного средства. Сцепление – именно тот вспомогательный элемент, без которого это было бы невозможно реализовать.
Работу сцепления объяснить не сложно!
Как работает сцепление.
Есть два мощных диска. Один из них – маховик мотора,а второй – сцепления. Пока они плотно прижаты друг к другу, энергия передается дальше и машина движется. Если же с помощью специальных механизмов (путем нажатия педали сцепления) разорвать данную связь, то машина начинает перемещаться по инерции (энергия от двигателя уже не передается).
Возникновение дефектов износа механизма сцепления.
Пробуксовка сцепления: основные признаки!
Нормальная работа сцепления исключает какую-либо пробуксовку. Но многие малоопытные автолюбители не могут выявить наличие дефекта. Здесь нет ничего сложного. Если при движении авто слышен запах гари накладок,машина стала плохо ехать на подъем или ухудшился разгон, то это может свидетельствовать о недостаточно качественном включении сцепления – его пробуксовки.
Чтобы убедиться в своей теории, необходимо провести еще одну проверку:
Включите стояночный тормоз до упора, а затем – скорость. Далее выполняйте действия, аналогичные троганию – плавно отпускайте педаль сцепления,слегка нажав педаль газа. Если мотор заглох при полностью отпущенном сцеплении, то пробуксовки нет.В случае, когда двигатель продолжает работу, можно смело заявлять о дефекте.
Причины пробуксовки сцепления:
Чтобы своевременно устранить неисправность, необходимо четко знать причины ее появления. Визуальная оценка состояния диска сцепления.
В случае пробуксовки сцепления их можно выделить несколько – износились,засалились или замаслились фрикционные прокладки,пришла в негодность пружина диафрагмы,отсоединилась или сгорела накладка,в педали нет свободного хода и так далее.
В случае, если причина пробуксовки – нехватка свободного хода,устройство сцепления необходимо снять с автомобиля, хорошенько промыть и заменить все накладки.Пружины утратили упругость? – Тогда произведите их замену, не забыв обновить и шайбы термоизоляции. Чтобы снять сцепление обязательно отсоедините от него коробку. При этом делать это желательно максимально аккуратно,чтобы вес коробки не оказался на ведомом диске.
Рекомендации:
Помните об особенности установки коленчатого вала – он всегда уравновешен во время монтажа маховики сцепления. Следовательно,в процессе снятия необходимо кожух сцепления и сам маховик немного накренить друг относительно друга. Откручивание крепежных болтов должно осуществляться по диаметру, один за другим. Как показывает практика, очень быстро изнашиваются фрикционные накладки диска. Их необходимо обновить, если расстояние до заклепочной головки осталось меньше 0,2 мм. Одновременно с этим необходимо произвести замену замаслившихся прокладок.
Если причина пробуксовки сцепления – разбухшие уплотнительные кольца одного из цилиндров внутри привода выключения сцепления, то определить это можно по вилке. В частности, в случае дефекта последняя не будет возвращаться после отпускания педали. Аналогичное явление можно наблюдать, когда забивается компенсационное отверстие.
По какой причине может разбухать кольцо?
Чаще всего это происходит из-за применения тормозной жидкости низкого качества с далеко не лучшим составом. При этом ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в него попадало минеральное масло.
Для устранения такой проблемы придется снять цилиндр сцепления, аккуратно разобрать его и промыть все поврежденные детали специальной жидкостью. В процессе ремонта все компенсационные отверстия должны быть качественно вычищены с помощью мягкой проволоки.
После этого систему необходимо заполнить фирменной тормозной жидкостью, которая подходит конкретно для модели вашего авто.
Монтаж корзины
Для ремонта или замены корзины сцепления необходимо открутить удерживающие её болты. Если видно, что лепестки корзины сильно изношены, лучше всего заменить всю деталь.
Чтобы поставить новую корзину, необходимо оправить или центровать первичный вал КПП, так как в противном случае смещение диска не позволит надеть коробку. Поэтому операцию постановки диска с оправкой в маховик нужно выполнить очень аккуратно.
После постановки корзины на место необходимо закрутить болты сцепления. При этом болты закручиваются постепенно, за 3 или 4 оборота маховика.
Заключительной операцией замены корзины является установка выжимного подшипника на хорошо смазанный вал.
Конкретная технология снятия корзины сцепления и её замена зависят от типа двигателя и вида механизма сцепления, но на большей части автомобилей она аналогична описанной выше.
Установка всех демонтированных деталей и их регулировка производится в обратном порядке.
При условии проведения всех операций в строго указанной последовательности и с соблюдением технического регламента ремонт и замена корзины или других деталей механизма сцепления возможна своими руками в условиях собственного гаража.
Сцепление в механике представляет собой механизм, принцип действия которого основан на действии силы трения скольжения. Часто термин «сцепление» применяется для обозначения одного из компонентов трансмиссии автомобиля, использующегося для соединения маховика двигателя с трансмиссией. Выжатая педаль сцепления на время отсоединяет силовую передачу от двигателя.
Механизм сцепления необходим для того, чтобы можно было плавно стартовать с места, без рывков. Скорость автомобиля начинает увеличиваться только при определенном минимальном количестве оборотов мотора. Также сцепление используется, когда нужно привести в соответствие скорость автомобиля и число оборотов коленвала двигателя, то есть, обеспечивает плавную передачу крутящего момента от мотора к коробке передач и при необходимости на какой-то момент полностью отключает шестеренки МКП от передающего механизма двигателя.
Все признаки неисправности сцепления.
Внимание, все варианты приведены в порядке снижения их вероятности от наиболее вероятных к более редким. Это самая честная неисправность
Происходит она при повреждении привода сцепления
Это самая честная неисправность. Происходит она при повреждении привода сцепления.
— порвался трос сцепления/повредился гидропривод (ремонтируется заменой и регулировкой).
— протерлась вилка сцепления и оделась на шарнир (ремонтируется заменой или наваркой и регулировкой).
Запах паленых накладок.
Это очень неприятный и специфический запах. Его невозможно ни с чем спутать.
Он возникает, как правило, при трогании с места, при попытке ускориться на большой скорости и при движении на подъем. Причина кроется в запредельном износе ведомого диска сцепления. Т.е. от его фрикционных накладок ничего не осталось. Выглядит это примерно вот так:
Если у вас автомобиль очень очень старый, или китайский, возможен вариант износа пружин в корзине сцепления, но я ни разу не встречал это на практике.
Ездить с этой неисправностью долго нельзя, так как при проскальзывании быстро изнашивается корзина и маховик.
Решение только одно — замена ведомого диска сцепления. Одновременно с этим, желательно заменить выжимной подшипник. Так как они служат примерно одинаково, стоит он не дорого, а его замена требует снятия коробки передач.
Причины ровно те же что и в предыдущем случае — износ фрикционных накладок ведомого диска.
Просто при движении на скорости моторный отсек и днище отлично продуваются и запах почувствовать, возможно не всегда.
Иногда причиной такой неисправности сцепления бывает замасливание сцепления, но это бывает крайне редко.
При нажатии на педаль сцепления слышен гул, шум или скрежет.
Причина, в большинстве случаев, кроется в износе выжимного подшипника. В зависимости от конструкции, его меняют или набивают смазкой (в основном на старых машинах).
С этой неисправностью можно ездить довольно долго, просто это не сильно комфортно в плане акустики
Также важно понимать, есть вероятность, что подшипник полностью заклинит
Гарантированное решение проблемы — замена выжимного подшипника.
Временное решение проблемы, например, для продажи автомобиля — сварить подшипник в тугоплавкой смазке.
Важно понимать, что работа по снятию и установке коробки передач стоит в разы дороже замены выжимного подшипника
Если писк и скрежет тихие, есть вероятность что развалился подшипник в маховике. Но в моей практике, только один раз в нем была проблема. Обычно его меняют при снятии корзины сцепления или при капитальном ремонте двигателя. Он, по большому счету, нужен для лучшей сохранности подшипников первичного вала коробки передач его сальника и увеличения срока службы диска сцепления.
Вибрации при трогании с места и/или при переключении скоростей.
Как правило, причина вибрации кроется в ведомом диске сцепления. Обычно у него ломаются или изнашиваются демпферные пружины:
Или частично разрушаются фрикционные накладки:
Бывает, что трескается сама корзина сцепления:
Если автомобиль оборудован двухмассовым маховиком, проблема может быть и с ним.
Самый маловероятный вариант — неверно настроены лапки выжима сцепления. Вероятность этого крайне низкая, так как лапчатые корзины сцепления не устанавливают на автомобили уже лет 25-30 (исключение УАЗ).
Точно определить неисправность поможет только снятие коробки передач и разборка сцепления.
Передачи переключаются с большим усилием, при их переключении слышен скрежет.
Эти симптомы говорят о неполном выключении сцепления. Т.е. диски сцепления разводятся не до конца, и ведомый диск продолжает вращаться.
Причиной этому может быть:
- воздух в гидроприводе сцепления (необходимо прокачать систему и устранить причины попадания воздуха).
- деформация или запредельный износ вилки сцепления (устранить можно только заменой, править вилку бесполезно).
- неверная регулировка сцепления ( отрегулировать в соответствии с инструкцией).
- выплавление выжимного подшипника из пластикового кожуха, особенно часто с этим сталкиваются владельцы Шевроле нивы. ( Решение проблемы — замена выжимного подшипника).
Заключение.
Выше мы рассмотрели все признаки неисправности сцепления и причины, которые их вызывают.
Я надеюсь, что статья была вам полезна. Если вы нашли неточность, хотите дополнить статью или у вас остались вопросы — пишите комментарии.
На этом у меня сегодня все.
Какие еще встречаются неисправности сцепления автомобиля
Если в процессе включения передачи в автомобиле наблюдается вибрация, вероятно, имеет место одна из следующих причин:
- плохо закрепленные двигатель и КПП;
- износ шлицев на первичном валу коробки передач;
- износ маховика, нажимного диска либо диафрагменной пружины;
- коробление накладки;
- расшатывание заклепок на накладках;
- заедание ступица ведомого диска на шлицах первичного вала либо потеря упругости пружин на ведомом диске.
Неисправность может быть также обусловлена неодинаково отрегулированными рычагами нажимного диска. Кроме того, трансмиссия автомобиля часто вибрирует по причине неверно установленного свободного хода педали, поврежденного ведомого диска либо усталости пружин этого диска. Наконец, вибрация в трансмиссии зачастую происходит из-за сильного износа или выхода из строя демпфера ведомого диска.
Если при выключении сцепления в нем возрастает шум, это чаще всего говорит об износе или поломке выжимного подшипника. Неисправность также вызывается значительным усталостным износом переднего подшипника первичного вала коробки передач. Кроме того, могут повредиться штифты диафрагмы выжимного подшипника, и это также создает шум.
При включении механизма повышенный уровень шума свидетельствует о пониженной упругости или поломке демпферных пружин либо о выходе из строя пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом. Оттяжная пружина на вилке выключения может в процессе эксплуатации также потерять упругость или соскочить, чем в том числе обуславливается повышение шума.
Когда при выключении зажигания педаль сцепления остается прижатой к полу, скорее всего, имеет место заедание привода или выжимного подшипника. Если нажимаемая педаль начинает скрипеть при выключенном двигателе, втулка оси этой педали изношена либо не смазана.
Если же выключить сцепление можно только при резком нажатии на педаль, а при плавном нажатии педаль сразу утапливается в пол, не задействуя механизм, тут стоит говорить об одной из нескольких причин неисправности:
- износ или сильное загрязнение зеркал главного цилиндра;
- значительный износ манжеты на поршне главного цилиндра;
- при гидравлическом приводе выключения недостаточный уровень рабочей жидкости в бачке главного цилиндра;
- недостаточная герметичность в соединении трубки с главным и рабочим цилиндрами и, как следствие, подтекание рабочей жидкости.
Если переключение передач сопровождается рывками автомобиля, скорее всего, заедают ступица ведомого диска или привод выключения сцепления, замаслились фрикционные накладки ведомого диска или загрязнились маховик с нажимным диском. Причина может быть и в чрезмерном износе фрикционных накладок, а также в их расшатанных заклепках.
Сведем признаки неисправности сцепления автомобиля в единую таблицу.
Признаки | Неисправности |
сцепление не полностью выключается (его «ведет») | ведомый диск деформирован; шлицы на ведомом диске изношены; повреждена или изношена накладка ведомого диска; ослабилась или вышла из строя диафрагменная пружина; рабочий цилиндр неисправен; гидравлический привод засорился; нарушена герметичность гидропривода; трос механического привода поврежден, удлинился или заедает; рычажная система неисправна. |
наблюдаются рывки во время работы | повредились или износились накладки ведомого диска; ведомый диск замаслился; заедает ступица ведомого диска в шлицах; диафрагменная пружина деформировалась; износились или вышли из строя пружины демпфера; деформировался нажимной диск; ослабли опоры двигателя. |
узел вибрирует при включении | изношены шлицы на ведомом диске ведомый диск деформировался; ведомый диск замаслился; диафрагменная пружина деформировалась; опоры двигателя ослабли. |
при выключении сцепления возникает шум | изношен или поврежден подшипник включения. |
Регулировка троса сцепления
Регулировать трос следует с помощью специальной гайки, которая позволяет настраивать отметку троса. К этой процедуре следует подходить серьезно, ведь неправильная регулировка может привести либо к ослаблению троса, либо к его чрезмерному натяжению.
Основная причина разрыва троса – коррозия. В результате разрыва сцепление перестает работать.
Закусывание или же, другими словами, надрыв троса – еще одна причина почему сцепление может перестать работать. Если металлические нити троса начинают стопорить перемещение, упираясь в оплетку, то управление автомобилем значительно усложняется. Могут плохо выжиматься или же не возвращаться в исходное положение педали.
Нагладно об регулировке троса можно посмотреть в видео:
Что делать, если критичная неисправность сцепления автомобиля застала вас в дороге
Рассмотрим два варианта выхода из этой ситуации.
Первый вариант заключается в следующем. Если сцепление полностью вышло из строя, следует найти ближайшее СТО и попробовать до него доехать с соблюдением всех требований безопасности. Для включения передачи переведите рычаг в нейтральное положение и отпустите педаль акселератора. При западании рычага освободите его, слегка нажав на педаль газа.
В случае невозможности самостоятельного ремонта неисправности можно добраться до ближайшей станции техобслуживания, используя второй способ. В первую очередь заглушите мотор и включите первую скорость. Затем на скорости попробуйте запустить двигатель, покрутив стартером. Машина сначала будет двигаться рывками до тех пор, пока частота оборотов мотора не выровняется в соответствии с включенной передачей. Не стоит этого бояться, в конце концов, автомобиль начнет плавное движение.
Следует учитывать при этом, что двигатель автомобиля достаточно холодный и может заглохнуть в любой момент. Поэтому мотор следует предварительно прогреть. Процедура переключения передачи с первой на вторую выглядит так
При достижении подходящей скорости педаль газа отпускается, рычаг переводится в нейтральное положение, и затем осторожно и без спешки включается вторая скорость. В заключение перечислим некоторые советы, которые позволят свести к минимуму поломки и неисправности сцепления автомобиля, а также увеличить ресурс этого узла
В заключение перечислим некоторые советы, которые позволят свести к минимуму поломки и неисправности сцепления автомобиля, а также увеличить ресурс этого узла.
- Эксплуатируйте автомобиль аккуратно.
- Начинайте движение плавно и без пробуксовок.
- Периодически оценивайте состояние элементов сцепления.
- Ремонтируйте и регулируйте механизм только по мере необходимости, привлекая для этого опытных специалистов.
- Приобретайте исключительно оригинальные и качественные запчасти, регулярно проводите техническое обслуживание вашего автомобиля в специализированных автосервисах.
Плановая замена элементов сцепления при условии его надлежащей эксплуатации на отечественном автомобиле производится через каждые 50-70 тысяч км пробега. У иномарок этот интервал больше на 30-40 тысяч км также при условии отсутствия неисправностей.
Что под замену?
Многие автомобилисты задаются вопросом, что менять. Сгоревшее сцепление восстановлению и ремонту не подлежит. Поэтому на автомобиль устанавливается абсолютно новый ведомый диск. Кроме того, специалисты рекомендуют осмотреть состояние нажимного диска. Если лепестки согнуты, данный элемент тоже подлежит замене. Кроме того, нужно поменять выжимной подшипник. Его ресурс чуть выше, чем у диска. Но если уж разбирать коробку, то ставить новый подшипник. Иначе придется разбирать трансмиссию снова, через 10-20 тысяч километров пробега. А процедура эта достаточно трудоемкая и кропотливая.
Итак, мы выяснили признаки сгоревшего сцепления и причины данного явления.