Мотофристайл один из самых зрелищных видов мотоциклетного спорта

Насколько опасен мотофристайл?

Безусловно, фристайл мотокросс – достаточно травмоопасная дисциплина мотоспорта, однако по статистике – серьезные травмы намного чаще случаются в классическом мотокроссе. Наиболее распространенным заблуждением среди кроссменов (особенно среди любителей) является мнение, что «мотофристайл равносилен суициду». Однако, благодаря популяризации фристайл дисциплины в нашей стране, постепенно этот миф потерял силу и с каждым годом число спортсменов, приходящих в FMX стало увеличиваться.

В отличие от классического кросса, где присутствует уйма факторов, которые способствуют получению различных травм, во фристайле можно выделить лишь три основные причины падений и травм – ошибка спортсмена, неисправность техники (как мотоцикла, так и рампы) и плохие климатические условия (сильный порывистый ветер, дождь, снег и т.д.). 

Однако последний пункт легко исключается, если речь идет о тренировках в хорошую погоду или выступлениях в закрытых помещениях.

Всех трех пунктов легко избежать, если «всё делать с головой» – прогрессировать постепенно и спрашивать совета опытных райдеров, следить и регулярно обслуживать технику, а также выбирать оптимальные погодные условия для тренировок. Больше, начинающим спортсменам, опасаться нечего. Во фристайле вылеты и приземления трамплинов не изменят форму и не обрастут глубокими колеями, как это случается во время кроссовых гонок. Никто не толкнет в полете и не выбьет из седла на приземлении – вы здесь «один на один» с рампой и никакого «спортивного контакта» не случится. Покрышки не забьются грязью и вы не будете поскальзываться при разгоне и т.д.

Фристайл – это аккуратность, точность и расчетливость вкупе с методичным подходом к тренировкам и последующим выступлениям. Здесь нет места кроссовому азарту и агрессивной борьбе, спортсмен должен быть максимально спокоен, собран и сконцентрирован на достижении поставленных целей, даже во время участия на серьезных соревнованиях. 

Отвечая на главный вопрос «опасен ли FMX?» – можно с уверенностью сказать, что фристайл не опаснее других дисциплин мотоспорта, а главную роль в обеспечении безопасности играет личное отношение и общая подготовка конкретного спортсмена.

История возникновения и развития мотоспорта в мире

За точку отсчета для мотоспорта принимают создание в 1885 году первой механической повозки – так назывался прародитель современного мотоцикла. Он представлял собой полностью деревянную конструкцию, оснащенную бензиновым двигателем, и мог перемещаться со скоростью до 12 км/ч. Изобретатель этой повозки – гениальный немецкий конструктор Готтлиб Даймлер.

Конструкция не вызывала доверия у властей, поэтому в Европе на ее использование вводились ограничения. Так, в Англии перед мотоциклом должен был идти пешеход с фонарем, а разрешенная скорость перемещения составляла всего 6 км/ч.

Топ 3 каперы

1

Прошел проверку

ТОРГО́ВЕЦ ️ в telegram
Зарабатывают даже новички Оплата только после результата!

Прошел проверку

Отзывы

В телеграм

2

Прошел проверку

Жирный каппер в telegram
Бесплатные прогнозы и экспрессы каждый день! Залетай

Прошел проверку

Отзывы

В телеграм

3

Прошел проверку

Sports-Bet24.ru
Топовый сайт с прогнозами. Честная статистика, доступные цены!

Прошел проверку

Отзывы

На сайт

Это не стало препятствием для развития инженерной мысли: энтузиасты создавали повозки, работающие от электричества, пара или газа.

Первые гонки

В 1894 г. состоялось автомобильное состязание, в котором приняли участие и механические двухколесные экипажи. Маршрут гонки составил 126 км – это расстояние от Парижа до Руана.

Средняя скорость движения транспортных средств, участвующих в этих соревнованиях, была смехотворной: 20 км/ч. Но для конца 19-го века это был прорыв. Гонка привлекла множество зрителей, ее стали проводить каждый год.

Но первое соревнование для мотоциклов состоялось лишь в 1899 г. С этого момента начинается история возникновения мотоспорта как самостоятельного явления.

️ Обращение Администрации ️

Почти все капперы сначала берут с вас деньги, а уже потом предоставляют услугу.  То есть, вы не можете адекватно оценить каппера, пока не заплатите ему.

К счастью,  есть проекты, которые зарабатывают % от вашего дохода, то есть им выгодно вывести вас в плюс. В таких проектах с вас не берут деньги вообще, а только помогают научиться и зарабатывать. Отличный пример такого проекта это TELEGRAM ТОРГО́ВЕЦ ️ читайте отзывы и выбирайте честные проекты! (подходит даже для новичков

Гонку прошла в Вене. Тогда еще не существовало четких правил проведения состязаний. В 1900 г. это недоразумение было исправлено спонсорами гонок: они установили ограничение массы транспортных средств от 400 кг до 1 т.

Чемпионат мира по мотокроссу 1965

В июле 1905-го в Чехии была создана Международная федерация мотоклубов (ФИМ).

Развитие направлений мотоспорта

Начало 20-го века стало временем бурного развития мотоспорта. В 1907-м проводятся первые гонки на гаревых дорожках, в 1908-м – на кольцевой трассе. В том же году появился мотокросс, соревнования на пересеченной местности. Мотоциклетные повозки принимали участие наравне с лошадьми.

Популярность мотоспорта росла, и в 1913 г. ФИМ проводит первые шестидневные соревнования International Six Day Trial (ISDT). В первых из них принимали участие мотоциклы и трициклы. Результаты подсчитывали в личном и командном зачете. Это одно из ключевых состязаний для мотоциклетных команд, существующее и сегодня.

У зрителей популярность обрели мотокроссовые гонки на крутых подъемах.  В соревнованиях участвовали мощные мотоциклы с пробуксовочной системой.

После Второй мировой войны в Великобритании был организован «Мотокросс наций». Победителями этих гонок чаще всего становились британские и американские команды.

Первый чемпионат Европы был проведен в 1955-м, а мировой – в 1957 г. С тех пор мотоспорт продолжает развиваться, появляются новые направления. Например, мотофристайл (прыжки с трамплина), стантрайдинг (езда с трюками).

Распространённые виды трюков

В арсенале мотофристайлеров 20 базовых трюков, которые считаются распространёнными элементами и дают начало новым комбинациям. К таким трюкам относятся «Кан-кан» без движения ногами, варианты «Хлипкликеров» и связки с «Бэкфлипом».

Бэкфлип – пропускной экзамен в профессиональные спортсмены.

Первый трюк – «Кнут», для выполнения которого райдеру требуется положить байк в горизонтальное положение и вернуть обратно, чтобы приземлиться на колёса.

В Кан-кане требуется перекидывать ноги на одну сторону машины.

«Харт Атаку» исполняют с вытянутым в стойке телом, опираясь руками о седло и руль.

В «Индийском Воздухе», как в Харт Атаке, стоя на руках выполняется имитация ходьбы в воздухе.

Чтобы сделать упражнение «Клифф Вешалка», спортсмен в полёте встаёт с поднятыми руками, зацепившись носками ног за рычаги руля.

Исполняя «Боди Вариал», спортсмен успевает сделать полный оборот над летящим мотоциклом и взяться за руль до приземления.

В трюке «Палач» спортсмен, держась за седло, другой рукой берётся за ноги и прогибается.

«Каблук кликера» – нужно, опираясь руками о руль, вытянуть ноги вперёд и постучать подмётками одна о другую.

Выполняя «Скалу», спортсмен, не держась за мотоцикл, летит рядом.

Сложным является трюк «Правитель». Он представляет собой стойку на руках на руле.

Выполняя «Кордову», спортсмен, не отпуская руля, цепляется за него также носками ног и прогибается. Некоторые реализуют этот трюк при исполнении бэкфлипа.

«Поворот» – это когда байк в полёте делает полный оборот вокруг оси.

«Мёртвым телом» называется трюк, когда райдер вытягивается вперёд, держа ноги вместе, и при этом не отпускает руль.

О заработках

— Мотофристайл — это сейчас твой основной вид деятельности?

— Да, последние четыре года я только мотофристайлом и занимаюсь. Мы строим оборудование для выступлений и собственно выступаем. Больше работы никакой нет.

— А за счет чего вы зарабатываете?

— За счет выступлений. У нас коммерческий спорт: нет выступлений — нет денег. С выступлениями бывает по-разному — то два месяца без работы сидим, то каждую неделю выступаем.

— Можешь назвать сумму, сколько за одно выступление можно получить?

— У всех разный уровень и разный гонорар. От 30 тысяч рублей — это минимум, ну и до 200-250 тысяч.


Фото: madfmx.ru

Виды мотофристайла

Состязания по мотофристайлу проходят как в рамках отдельной дисциплины на чемпионате экстремальных видов спорта, так и в виде самостоятельных соревнований. Сами состязания в зависимости от специфики проведения могут быть различны и состоят из нескольких видов, но главное в них — трюки. Например, в программе Всемирных экстремальных игр X Games в категории «Мотоциклы», кроме нескольких чисто кроссовых экстремальных заездов, выделяются пять основных направлений мотофристайла:

  1. Собственно, мотофристайл или фристайл мотокросс (Freestyle Motocross) как старшая из всех дисциплин. Райдеры, как правило, выполняют несколько программ продолжительностью от 90 секунд до 14 минут на специальном треке, состоящих из серии прыжков различной длины. Спортсмены стремятся выполнить как можно больше различных трюков во время выступления. Их число за выступление может составить от 10 до 15. Судьи оценивают выступление по 100-бальной шкале. Оценивается способность участников завершать различные трюки, используя комбинации различных прыжков.
  2. При одновременном заезде двух райдеров по кроссовой трассе в дисциплине Speed & Style (скорость и стиль) оценивается как качество выполнения трюков и их количество, так и время прибытия к финишу участников.

Следующие три дисциплины уже не являются заездами, а скорее, являются конкурсом на лучший трюк.

  1. В Best Trick (конкурс на лучший трюк) спортсмен имеет две попытки на выполнение лучшего трюка. Собственно, конкурс представляет собой состязание на лучший затяжной прыжок с трамплина на кроссовом мотоцикле. Трюк может быть один и тот же или при каждой попытке другой. Здесь самую важную роль играет новизна. Если трюк исполняется впервые, то самая максимальная оценка будет отдана ему.
  2. Соревнование Best Whip определяет среди участников лучшего исполнителя трюка «удар хлыстом» (Whip). Главная задача этого состязания — расположить мотоцикл во время полёта в прыжке горизонтально земле. Лучший исполнитель трюка становится победителем.
  3. Прыжок в высоту Step Up (шаг вверх). Каждый спортсмен имеет две попытки, побеждает тот, кто покажет лучший результат. Имеет также названия Big Air, Highest Air в других чемпионатах.

Некоторые соревнования по мотофристайлу не включают в свою программу все эти виды и могут задействовать две-три дисциплины на выбор. Например, чемпионат мира по мотофристайлу «Ночь прыжков» под эгидой международной федерации мотофристайла определяет победителя в трёх дисциплинах: Freestyle MX, Highest-Air и Best Whip Contest. Чемпионом становится лучший спортсмен в общем зачёте. Самыми известными соревнованиями по этому виду спорта являются чемпионаты X Games, Gravity Games, Red Bull X-Fighters World Tour, Dew Action Sports Tour, FIM FMX World Championship Night of the Jumps, Navy Moto X World Championship, Masters of Dirt.

Оригинальной формой фристайла на мотоциклах является фрирайдинг, который представляет собой заезды по открытой местности. Здесь нет судей и трассы, а только лишь соревнование с природой на естественном рельефе для оттачивания своего мастерства в прыжках.

История мотокросса

Впервые гонки по пересечённой местности на специально подготовленных мотоциклах прошли в 1908 году. Это не было стандартное спортивное соревнование. Мотоциклисты участвовали в так называемой «гонке за лисой», в которой их задачей было показать преимущество мотоцикла над лошадью. Задача так и не была выполнена, а из 13 машин, участвовавших в заезде, до финиша успешно добрались лишь двое. Потому, ещё долгое время не было явного преимущества мотоциклов.

Первые мотокроссы проводили во Франции, но успеха они тогда не имели. Слишком большие дистанции и слишком низкая зрелищность. Потому делали небольшой круг и массовый старт. При этом в США и СССР этой тенденции не следовали, по причине большого числа участников.

В Советском Союзе в 1928 году состоялась спартакиада, в ходе которой прошёл 100-километровый мотокросс. А в 1936 прошёл первый моточемпионат. Знаковым стал 1957 год, когда в Расторгуево провели традиционный мотокросс на 1,3 км.

Первые мотоциклы, принимавшие участие в заездах, вовсе не были традиционно кроссовыми. Это были серийные заводские модели дорожников, лишь немного подогнанные под более суровые условия. Именно это и становилось причиной выхода машин из строя в ходе заездов.

Это постепенно навело разработчиков на мысль о создании специальных моделей с защищённым выхлопом, более надёжной рамой, специализированной подвеской, и колёсами, способными вынести подобные нагрузки, падения и прочие нюансы мотокросса.

Увеличение хода вилки и маятника дало немалый эффект. Подвеска стала куда адекватней реагировать на езду по бездорожью, прыжки и другие моменты.

Двигатели дорожников заменили лёгкими и мощными двухтактниками. Такой мотор всегда делался одноцилиндровым.

Создали и специальную резину, применяемую исключительно в мотокроссе. Электростартер заменили кикстартером, а аккумулятор убрали вовсе.

Основные конструкционные изменения произошли в 80-е годы. Сиденье, бак, подвеска – стали более удобными. Отправился в прошлое барабанный тормоз, сменившийся лёгким и удобным дисковым. А ещё мотоциклы для мотокросса получили водяное охлаждение двигателя вместо воздушного.

В 90-е вступили в силу новые законы, связанные с экологическими нормативами для автомобилей и мотоциклов. Потому вновь появились 4-тактные моторы. Но теперь они уже были намного меньше, легче, а надёжность существенно возросла.

Мотоциклы для кросса считаются спортивным инвентарём, потому права на их вождение не требуются, на них нет боковых зеркал, а самой технике запрещено движение по дорогам общего пользования.

Также будет интересно: Наиболее распространенные мотоциклы эндуро

Мотоциклы и экипировка для фристайл мотокросса

В заключение остановимся на еще одном важном моменте соревнований — мотоциклах и экипировке. С последней все достаточно просто: она представляет собой стандартный комплект защиты для мотокросса, включающий все основные элементы — от легкого кроссового шлема с очками до мотобот и комбинезона. Некоторые участники, выполняющие особо сложные трюки, вроде бэкфлипа (сальто назад), дополнительно надевают защиту груди и ног

Некоторые участники, выполняющие особо сложные трюки, вроде бэкфлипа (сальто назад), дополнительно надевают защиту груди и ног

С последней все достаточно просто: она представляет собой стандартный комплект защиты для мотокросса, включающий все основные элементы — от легкого кроссового шлема с очками до мотобот и комбинезона. Некоторые участники, выполняющие особо сложные трюки, вроде бэкфлипа (сальто назад), дополнительно надевают защиту груди и ног.

Что же до мотоциклов, то, как и сулит название, используются кроссовые байки от KTM, Honda, Kawasaki, Yamaha и Suzuki, поскольку они сочетают в себе небольшой вес и внушительную мощность. В большинстве случаев это серийные модели с 2-тактным 250-«кубовым» двигателем или 4-тактные с мотором 450 см3, но бывают и исключения, так как напрямую от этих характеристик победа не зависит.

Серийные модели подвергаются дополнительным модификациям:

  • регулировка подвески для большей жесткости,
  • установка руля с высоким подъемом, необходимым для выполнения некоторых трюков,
  • удаление большей части поролона в седле, чтобы он не мешал переносить ноги,
  • проделывание прорезей в задней пластиковой защите для того, чтобы цепляться за них руками в полете,
  • установка дополнительных ручек на руль для удобства управления мотоциклом в воздухе.

В последние годы некоторые производители стали предлагать специальные модели мотоциклов для FMX. Первой из них стала UNIT Skycraft с ультралегкой, но прочной карбоновой рамой. Однако этот байк и его аналоги от других брендов пока остаются прототипами и не используются в соревнованиях.

Кто «пишет историю» фристайл мотокросса?

В историю мотофристайла навеки вписаны имена великих кроссменов, стоявших у истоков FMX движения в Штатах, таких спортсменов, как Майк Джонс, Джереми МакГраф, Браен Диган, Майк Метцгер, Нейт Адамс, Тревис Пастрана и многих других. И, хотя почти все вышеперечисленные спортсмены уже давно не выступают, редко можно встретить человека, увлеченного мотоспортом, который никогда не слышал этих имен. Следующее поколение FMX-райдеров стало интернациональным, например, первым официальным Чемпионом Мира по FMX стал Мэт Рибо из Швейцарии, затем большую популярность и множество наград получил норвежец Айло Гауп, непревзойденным рекордсменом (совершившим самые безумные прыжки) по сей день является австралиец Робби Мэддисон и т.д.

Наконец современное поколение FMX представило миру отечественных спортсменов. Одними из первых были братья Ярыгины – Владимир (сделавший первый бэкфлип на кроссовом мотоцикле в России) и Михаил (обладатель первого места на Чемпионате мира 2012 в категории «Whip Contest»), а также их друг и коллега – Николай Иванков, которые вместе представляют самую сильную из профессиональных FMX-команд в России – «FERZ».

  

Команда FERZ.

Широкую известность получил отечественный спортсмен из Коломны – Алексей Колесников (первый райдер в России, сделавший бэкфлип на дистанции в 21 метр) и его команда «FMX 13», включающая в себя Алексея Айсина, Кирилла Гаврилова и Антона Смирнова. Сам Алексей постоянно тренируется со своими зарубежными коллегами и обладает очень высоким уровнем мастерства, зачастую превосходящим опыт американских и европейских спортсменов.

  

Команда FMX 13.

Постепенно снискивает популярность у зрителей команда Павла Антонова «MadMen», в которую также входят Сергей Степаненко, Александр Кудрявцев, Валерий Хуцишвили и Евгений Козинченко. Этот молодой коллектив существует чуть больше года, но парни уже показали достойный уровень на отечественной FMX-арене.

 

Команда MadMen.

Помимо профессиональных команд, которые регулярно проводят показательные выступления и принимают участие, как в локальных, так и в международных соревнованиях, в разных уголках России с каждым годом появляется все больше спортсменов-любителей. Причем райдеры относятся к различным возрастным категориям, некоторые обладают большим опытом в классическом мотокроссе, а другие пришли во фристайл и вовсе без кроссовой подготовки. Можно с уверенностью сказать, что в нашей стране постепенно формируется собственное фристайл движение, привлекающее всё большее число спортсменов. А это значит, что весьма распространенный предрассудок о том, что «мотофристайл по своей опасности получения травм равносилен самоубийству» – побежден окончательно и бесповоротно!

Во многом этому способствовала деятельность в популяризации дисциплины от вышеперечисленных команд. Например, клуб FERZ в Москве (в районе Царицыно) обучает всех желающих, как классическому мотокроссу, так и мотофристайлу. Алексей Колесников несколько лет подряд проводил летний лагерь Red Bull Kolesnikov FMX Factory (в Коломне), в который приглашались для недельного обучения наиболее перспективные спортсмены со всей России и ближайших стран-соседей – Украины, Прибалтики и т.д. Команда MadMen базируется на трассе мотошколы Red Racing Group в Москве (в районе Крылатских холмов) и с радостью принимает гостей для совместных тренировок на фристайл площадке.

Те, кто вписал своё имя в историю фристайл-мотокросса

Первопроходцы, пробивавшие дорогу мотофристайлу, фактически создавали новый вид мотоспорта. Они уже давно завершили карьеру. Однако имена этих мастеров, навечно вписанные в историю спорта, помнят и почитают тысячи поклонников и любителей мотокросса. По трюкам пионеров учатся новички и рассчитывают траектории полётов профессионалы нынешнего поколения мотофристайла.

Имя Майка Джонса непосредственно связано с суперкроссами 90-х гг. и с победами на чемпионатах Европы. Однако со временем травмы вынудили Майка перейти в FMX и посвятить карьеру трюкам.

Джереми МакГрафа (Южная Калифорния), на счету которого 72 победы с 7 титулами, называют Королём Суперкросса. Благодаря его прыжкам мотофристайл выкристаллизовался в отдельную дисциплину.

У Нейта Адамса много чемпионских титулов, полученных на популярных соревнованиях по мотофристайлу. Примечательно, что первое звание было получено Адамсом в 2002 г., в возрасте 18 лет.

Тревиса Пастрану, основателя мотофристайла, считают самым титулованным участником мотокросса, суперкросса, ралли и FMX. Тревис – первый гонщик, который совладал с двойным бэкфлипом (2006 г.).

Позже к американским мотофристайлерам добавились:

  • непревзойдённый рекордсмен австралиец Робби Мэддисон, которого за безумные прыжки прозвали «Сорвиголова»;
  • швейцарец Мэт Рибо – первый официальный Чемпион Мира.

Российские спортсмены-мотофристайлеры регулярно покоряют зрителей выполнением оригинальных трюков «2 в 1», при этом не надевая тяжёлое специальное обмундирование.

Сложность трюков Алексея Колесникова, единственного российского участника на мировых этапах Ред Булла, превзошла по уровню мастерства аналоги американцев и европейцев. Алексей известен выступлениями в команде «FMX 13» с Алексем Айсиным, Кириллом Гавриловым и Антоном Смирновым.

Николай Иванков в FMX установил два российских рекорда, известен успешным участием в международных соревнованиях «Ночь прыжков».

У братьев Ярыгиных, постоянных участников и призёров международных соревнований, также в копилке множество уникальных наработок и рекордов.

Имя Владимира знаменито первым бэкфлипом среди россиян. У Михаила – титул Чемпиона мира 2012 г. в «Конкурсе хлыстов».

Пётр Андреев пришёл в мотофристайл после велосипедных шоу и продолжил соревноваться на мировом уровне.

Благодаря ярким выступлениям профессионалов на организованных соревнованиях и с показательными выступлениями мотофристайл развивается и привлекает много любителей.

Зарождение и становление состязаний в России

История мотоспорта в России берет начало в конце 19-го века. В нашей стране механические повозки появились в 1891 г. А в 1898-м состоялась первая гонка экипажей.

В ней принимали участие трициклы и коляска на 4 места с бензиновым движком. Участники преодолели расстояние в 41 км. Успех соревнований подтолкнул отечественных энтузиастов к созданию Русского мотоклуба.

Через год после первого заезда состоялся соревновательный пробег из Москвы до Санкт-Петербурга. В нем принимали участие трициклы и автомобили.

Победителем обеих гонок команда трицикла французского производства «Клеман». Отечественных разработок на тот момент не существовало. Поэтому мотоциклетные соревнования были прерогативой состоятельных людей, у которых были деньги на покупку импортной техники.

Было создано 2 организации для руководства мотоспортом: Всероссийское и Московское общества автомобилистов. Они стали амбассадорами мотоциклетного спорта в России. В 1920 г. проходит ключевое для истории мотоспорта в России первенство страны, в 1928-м – рабочая спартакиада.

Мотокросс СССР 1960

Но выпуск отечественных мотоциклов был налажен лишь в 30-х гг 20-го века Они стали принимать участие в соревнованиях наравне с зарубежными. Тогда же появляются новые направления я в мотоспорте: мотокросс, мотобол, гонки по льду.

Виды мотофристайла

На самом деле, FMX весьма разнообразен. Помимо классического фристайл мотокросса, соревнования по нему проводятся еще в 4 направлениях, в каждом из которых требования к выступлению и, соответственно, критерии оценки немного меняются.

  • Лучший трюк. Участники стараются выполнить как можно более сложный и техничный трюк во время прыжка. Лимит времени не ограничен, но на выполнение дается лишь 2 попытки. Трюки могут быть как одинаковыми (в этом случае оценивается качество их выполнения), так и разными. В этом случае огромное влияние имеет их новизна, и если спортсмену удалось эффектно показать никем ранее не выполнявшийся трюк, то с большой вероятностью он будет оценен выше, чем уже известные.
  • Прыжки в высоту. Аналог обычных прыжков через планку, но выполняемых на мотоцикле. Соревнования проходят по обычной схеме: у каждого участника есть 2 попытки, чтобы «взять» установленную высоту, не сбив планку. Победителем оказывается спортсмен, добившийся лучшего результата.
  • Лучший Whip. Whip — это основной трюк в мотофристайле, при выполнении которого находящийся в полете мотоцикл располагается горизонтально. Соответственно, побеждает в соревновании тот спортсмен, которому удается сделать это четче и лучше остальных.
  • Скорость и стиль — парные заезды мотоциклистов по кроссовой трассе с выполнением трюков. В соревновании наибольшее значение имеет как качество их исполнения, так и скорость прохождения заезда.

Дополнительно, так сказать «вне конкурса», стоит отметить еще одно направление — фрирайдинг. Мотоциклетным спортом в полном смысле этого слова оно не является, так как не предполагает соревнований и судейства, но к Freestyle MX имеет самое прямое отношение. В двух словах — это мотофристайл ради развлечения, проводимый на открытой холмистой местности или в горах.

Виды мотокроссовых гонок

Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.

  • Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
  • Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
  • Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
  • Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
  • Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
  • Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.

Обучающая литература

Начинающим мотоциклистам будет интересно осваивать мотокросс, изучая дисциплину в том числе по книгам, которые для многих современных лидеров стали настольными пособиями.

  • Бэйлз Д, Семикс Г. «Профессиональные приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро». Стратегия гонщика, положение тела, способы справляться с препятствиями и многие другие ценные советы – все эти полезные сведения есть в этом пособии.
  • Очень популярна в кругу мотогонщиков книга Ю. И. Трофимца «Мотокросс. Подготовка гонщиков», изданная в 1990 году. «Живое», бумажное издание достать почти нереально, поэтому любители активно скачивают ее в интернете. Каждая глава книги основана на практике заслуженного тренера, отличается научным подходом. Аналогов этого издания нет во всем мире.
  • Как подготовиться к гонке, как настроиться психологически? Как рационально обработать трассу, какие тактические методы борьбы применить в гонке? На эти вопросы найдутся ответы в книге Григорьева И. М. «Мотокросс и гонщик». Мастер спорта, призер мирового первенства и, кстати, ученик Трофимца Игорь Григорьев дает практические советы поведения на трассе. Издание старое, 1983 года, но востребованное любителями мотокросса.
  • Книга для начинающего мотолюбителя «Мотоциклы для новичка» пригодится тем, кто мечтает с велосипеда пересесть на моторизированную технику. Выбор экипировки, правила вождения, характеристики – ответы на эти и другие важные вопросы даны в издании Фонда мотоциклетной безопасности. Осталось только приобрести «железного коня».
  • Грамотно и целенаправленно строить тренировки можно с книгой Французской Федерации мотоспорта «Учебник-методичка по мотокроссу и эндуро». Предназначена она для тренеров и самостоятельных тренировок новичками. Содержит много полезной информации, чтобы «поставить технику» езды.

Экстремальный мотокросс привлекает зрелищностью, азартом и непередаваемым духом соревнования. Ведь в мотоцикле есть маневренность, благодаря которой можно преодолевать препятствия, обходить соперника. Там, где не пройдет гоночная машина, мотоцикл выберется с легкостью. Но сам по себе «железный конь» ничего не значит без умелого, опытного наездника, который ежедневно выкладывает свои решительность, силы, выносливость на алтарь развития самого технически сложного вида спорта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий