Лодка с отсеками плавучести открытого типа

Основные характеристики лодки «Онега»

Длина габаритная, м2,71
Ширина габаритная, м1,38
Высота борта на миделе, м0,40
Грузоподъемность, кг225
Пассажировместимость, чел.3
Допустимая мощность подвесного мотора, л. с.5
Рекомендуемая мощность подвесного мотора, л. с.2
Вес с оборудованием и снабжением, кг60
Вес без оборудования и снабжения (весла, банки, черпак), кг50

Довольно сложные «трехкилевые» обводы «Онеги» рекомендованы специалистами ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, а архитектурно-художественная проработка лодки в целом выполнена ЦНИИ «Лот». Конструкторы старались совместить относительно большую грузоподъемность и пассажировместимость с малыми размерениями и весом лодки, обеспечить современный ее внешний вид и удобство в эксплуатации.

Корпус, лодки выполнен из наружной и внутренней оболочек, склеенных между собой по фланцам. Толщина оболочек одинакова — 2,2 мм. Использование гофров и различных уступов позволило обеспечить при столь малой толщине достаточную жесткость и прочность обеих оболочек. Пенопластовые блоки, заключенные в пространстве между оболочками, не только обеспечивают необходимый запас плавучести, но и придают дополнительную жесткость. Корпус лодки успешно выдержал 120-часовые ресурсные испытания. При проверке непотопляемости «Онеги» установлено, что полностью затопленная лодка остается на плаву, удерживая при этом трех человек, находящихся в воде и держащихся за ее борта.

При подготовке и освоении производства лодок пришлось столкнуться с некоторыми технологическими трудностями, основной из которых оказалась сложность извлечения готовых секций оболочек и матриц, поскольку оболочки имеют малую толщину и довольно сложную форму. Обычно в таких случаях матрицу делают разъемной, но это намного ухудшает товарный вид изделия в целом.

Было рекомендовано освоить пневмосъем изделий, технология которого также была отработана в ЦКБ «Нептун». Суть способа заключается в том, что в пространство между выклеенной оболочкой и матрицей через специальные штуцеры подается воздух под давлением 2—4 атм. Сжатый воздух выталкивает готовое изделие из матрицы. Такой способ одновременно существенно увеличивает долговечность самой матрицы, сохраняя при этом хорошее качество поверхности; полностью исключается применение ручного труда при работе клиньями, обычно используемыми для снятия изделий в производстве стеклопластиковых прогулочных судов.

При проектировании малых лодок конструкторы обычно сталкиваются со сложностью обеспечения оптимального ходового дифферента при различных вариантах загрузки. На «Онеге» предусмотрены две пары подуключин и возможность установки поперечной банки в любое из трех фиксированных положений. Это позволяет выбрать удобное положение гребца с учетом нагрузки и дифферента. При движении под мотором с самой малой нагрузкой (один водитель) банка переставляется в крайнее кормовое положение; ходовой дифферент при этом не превышает 5°.

Скорость лодки на испытаниях с полной нагрузкой под 5-сильным мотором «Прибой» составила 8,8 км/ч. При этом она показала высокие маневренные качества и хорошую устойчивость на курсе; ходовой дифферент не превышал 2°.

С одним человеком (весом около 70 кг) и под тем же мотором, но с винтом, обрезанным по диаметру на 7,0—8,0 мм, лодка выходит на глиссирование; скорость ее составляет около 25 км/ч.

С точки зрения экономичности эксплуатации на «Онегу» рекомендуется ставить подвесной мотор мощностью 2 л. с. («Салют» — «Спутник»).

В 1977 г. на XI Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз сборника лодка «Онега» была признана победителем в конкурсе качества малых прогулочных судов и удостоена диплома I степени. В 1978 г. она была награждена серебряной медалью ВДНХ СССР.

Розничная цена новой лодки — 330 рублей.

Основные технические характеристики

Пассажировместимость. На борт вмещаются от 2 до 10 человек. Каким мотором может комплектоваться:

  • 5 л.с. – рекомендуется для самых малогабаритных мотолодок и начинающих капитанов,
  • 10 л.с. – идеально подходит для пластиковых лодок для охоты и рыбалки,
  • 15 л.с. – отличный вариант для прогулочных катеров и спортивных моделей.

Обратите внимание!

  • Клей для лодки — инструкция как правильно надежно и быстро заклеить ПВХ лодку (85 фото)

  • Лодочный мотор своими руками — советы начинающим, проекты, чертежи и пошаговое описание постройки основных узлов и элементов (видео + 120 фото)

  • Рулевая консоль для лодки — обзор лучших моделей и советы по установке для разных видов лодок (100 фото и видео)

Срок службы. Изделие из пластиковых соединений прослужит не менее 20-25 лет. Композитный материал сохранит первичный внешний вид на протяжении всего времени эксплуатации.

Цены. Цены на пластиковые лодки начинаются от 19000 руб. (простые модели), и могут достигать 890000 руб.

Стоимость этого представителя водного транспорта зависит от множества факторов:

  • вместимости пассажиров,
  • внутренней и внешней отделки,
  • изготовителя,
  • грузоподъемности,
  • веса,
  • мощности двигателя,
  • дополнительных аксессуаров и т.д.

Перевозка лодки

Разборные секции позволяют легко перевозить судно. Поскольку его вес составляет 58 кг, одна секция весит чуть меньше 20 кг. Если снять банки с веслами, то задача облегчится. Упаковать комплект в одиночку вполне реально. Одним из вариантов самостоятельной погрузки на крышу авто является использование лебедки с направляющими.

Видео лодки Автобот:

Однако нужно помнить о том, что сам верхний багажник обладает собственным весом. Чтобы не превышать допустимые параметры перевозки грузов, конструкторы предложили использовать специализированный крепеж, прилагающийся к картопу. При этом общая масса транспортировочного пакета равна 62 кг.

При ручной погрузке банки, весла со всем снаряжением перевозятся в салоне автомобиля, что уменьшает его пассажировместимость. Однако если погрузку выполнять вдвоем, то можно избежать демонтажа оснащения, что освободит место в салоне.

Кроме удобной транспортировки складной корпус позволяет избежать затрат на хранение судна на причалах, а также разместить ее вместе с автомобилем в гараже.

Разбирать или нет – дело вкуса и наличия времени на откручивание/закручивание 26 болтов. Чтобы облегчить задачу, замените их метизами из нержавеющей стали. Накидные гайки-барашки на порядок удобнее, к тому же помогут сэкономить время. Сборка занимает чуть больше часа. Разобрать можно за 50 минут. При наличии трейлера картоп можно собрать один раз, а разбирать лишь для замены резиновых уплотнителей, которые служат по 10 лет и более. В этом случае судно хранится в висячем положении на стене гаража или на веревках под потолком для удобства погрузки.

Если нужно транспортировать картоп в собранном состоянии, для этого логичнее использовать автоприцеп, потому как поднимать и грузить каждый раз 58 кг на крышу малолитражки – задача не из легких. При перевозке в неразобранном виде на верхнем багажнике требуется специальный крепеж, 2 человека или автоматический погрузчик.

Описание

Пластиковая лодка используется в основном для рыбалки, водного туризма. Есть также плавсредства спортивного направления с высокими скоростными показателями.

Пластиковые лодки для рыбалки пользуются наибольшим спросом. Ходовые показатели пластиковой лодки соответствуют показателям алюминиевого судна, но имеют меньший вес и теплопроводность. Основное достоинство корпуса из пластика – его гидродинамика и форма. Прочность материала, также как и у алюминиевых лодок, зависит от квалификации, известности фирмы-изготовителя. Разрушение пластика возникает вследствие таких факторов:

  • усталостная деформация;
  • воздействие ультрафиолета;
  • осмос – скопление влаги в поврежденных местах, приводящее к гидролизу стеклопластика.

Несмотря на это, пластик легко ремонтируется, имеет продолжительный период службы при правильном уходе – до 20 лет. Для лодок из пластика используется несколько его видов:

  • стеклопластик, состоящий из стеклоткани и вяжущих эпоксидных или полимерных составов;
  • углеткань – редко используемый дорогостоящий материал, который применяется для судов спортивного направления;
  • разные типы листовых пластиков, меняющие форму от температуры и давления.

https://youtube.com/watch?v=A8fb-DhNegM

Производство

Пластиковые лодочные корпуса производятся в специально созданных типовых матрицах. Для изготовления стенок корпуса из стекловолокна и углеволокна используется методика, в основе которой заложен принцип папье-маше. Матрица покрывается несколькими слоями сегментов из стеклоткани совместно со связующей массой. Тканевое покрытие придавливается сверху еще одной формой. Так формируются стенки корпуса.

Между двумя частями корпуса остается слой воздуха, обеспечивающий непотопляемость судна. Наружная поверхность корпуса покрывается слоем гелькоута, выполняющего защитную функцию от ультрафиолета и влаги. Качественные характеристики матрицы, гелькоута, сборки, квалификации специалистов являются определяющими факторами срока службы корпуса судна.

Если корпус производится из листового пластика, то применяется давление, температура. После соединения наружной и внутренней деталей корпуса образуется судно с пустотелыми бортами. Это сохраняет его плавучесть. После образования корпуса стеклотканевой и углетканевой лодки производится процесс шпаклевки, шлифовки, покраски. При использовании метода прессования применяется лишь покраска. Тканевая методика позволяет сформировать более высокие борта, крутые обводы корпуса. Углетканевые лодки обладают меньшим весом, но не выносят ударов поперек.

Разновидности

Лодки пластиковые с жестким корпусом различаются по способу управления. Это может быть гребная пластиковая лодка, моторная, моторно-гребная, парусная. По разновидности конструкции существуют такие модификации:

  1. Открытый тип. Используемый на малых водоемах с легким течением. Это пластиковые весельные лодки, их можно оснастить мотором. Топливные баки встраиваются в корпус лодки.
  2. Закрытый тип. Для рыбалки на крупных водоемах, море. Это пластиковые лодки под мотор. Носовая часть скрыта под палубой.
  3. Оснащенные каютами. Такие пластиковые катера имеют хорошую мореходность. Применяются для морской рыбалки.

Приложение А (обязательное)

Надувные парусные лодки (тип VI)

А.1 Применяемые
требования

В дополнение к
требованиям, изложенным в данном приложении, надувные парусные лодки должны
отвечать всем требованиям настоящего стандарта, кроме следующих:

5.9 Система
дистанционного управления рулем (если предусмотрена)

5.10 Страховочный
трос мотора

5.12 Сиденья и
системы крепления (если предусмотрены)

6 Максимальная
мощность мотора

7.3 Ходовые
испытания

Эти исключения не распространяются
на суда типа V.

А.2 Плоскости
килей

А.2.1
Конструкция

Шверцы, выдвижные и
центральные кили должны подниматься к основанию лодки и иметь возможность быть
установленными в рабочую позицию без использования инструментов.

Выдвижные кили
должны быть защищены от случайной утери.

А.2.2 Прочность
и функционирование килей

При боковой
нагрузке 80 Н на каждый квадратный метр паруса килевые приспособления не должны
отказывать в работе или деформироваться.

Для шверцев
поперечную силу следует прилагать по линии, отстоящей на две трети его длины от
поворачивающейся оси (см. рисунок А.1).

Для выдвижных
и центральных килей поперечную силу следует прилагать в середине их длины (lх) (см. рисунок А.2).

1 – вращающаяся ось, 2 – шверц, 3
поперечная сила

1 – выдвижной/центральный киль (шверт)

Рисунок А.1 – Испытание на прочность шверца

Рисунок А.2 – Испытание на прочность выдвижного/
центрального киля

А.2.3 Методика
испытаний

Кили следует
испытывать в рабочем положении и в обоих направлениях движения. Нагрузку
следует прикладывать один раз для каждого направления в течение 10 мин.

А.3 Стационарный
и бегущий такелаж

Съемные мачты и
рангоут должны быть надежно соединены.

Минимальный диаметр
шкотов – 8 мм.

Рулевой должен
иметь возможность самостоятельно закреплять кливера и грот-шкоты.

А.4 Ходовые
качества при плавании под парусом

А.4.1 Требование

Лодка типа VI должна быть способна пройти под парусом,
следуя курсом, как показано в таблице А.1 и на рисунке А.3, без
повреждений и неисправностей. Прохождение курсом от А до В подтверждает
способность лодки идти под парусом против истинного ветра под углом по меньшей
мере 60°, то есть к бую В нужно приблизиться с наветренной стороны не
меняя галса.

А.1.1 Методика испытания

Испытание проводят
в два этапа с различными условиями (см. таблицу А.1).

Таблица А.1 – Испытание под парусом

Испытание

Сила ветра
по шкале Бофорта

Направление

Необходимое число
испытаний

Условие загрузки

а)

6

Из А в B

3

Один взрослый

б)

6

Из А в B

3

Максимальная
загрузка

Размеры в метрах

1 – истинное направление ветра;
2 – буй В; 3 – буй A

Рисунок А.3 – Испытание под парусом

Атомные подводные лодки

Первая в мире АПЛ Наутилус (США)

Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.

Первая советская АПЛ К3 проекта 627

Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:

  1. Ядерная энергия дает возможность АПЛ значительно увеличить время нахождения под водой – от 80 до 99 % всего ходового времени.
  2. Ядерное топливо – это гарантия неограниченной дальности плавания и независимости от береговых баз снабжения.
  3. Атомные энергетические установки обеспечивают субмарине скорость, соизмеримую со скоростью надводных кораблей.
  4. Помимо главной турбины, атомный реактор обеспечивает энергией многочисленные механизмы, системы и электронную аппаратуру.

Российская АПЛ проект Борей

Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.

Преимущества и недостатки относительно надувных лодок

Каноэ «Остров» – бюджетная гребная лодка

Надувная лодка – хорошее решение для людей неимеющих дока для хранения. Лодки незаменимы для рыбалки, прогулок, водного спорта, для спасения. При изготовлении применяют различные синтетические ткани. Швы обрабатываются склеиванием или свариванием. Резиновая конструкция подойдет для небольших и спокойных водоемов. Чем больше водоем, тем больше размер судна. Это связано с безопасностью

Важно определится со способом ловли, если со спиннингом, то размер лодки не должен быть меньше 360-370 см. Резиновое плавательное средство обладает недостаточной жесткостью, которая достигается давлением в баллонах. По стоимости пластиковая лодка дороже, но на нее можно установить более мощный мотор

Его установка позволяет, достигнуть судну определенной скорости. При выборе мотора для вывода в режим глиссирования, для одного человека, достаточно мощности 5 л.с., скорость до 5 км/ч. При глиссировании уменьшается расход топлива. Мощность 2,5-3,5 л.с. обеспечивают передвижение в водоизмещающем режиме. Скорость при этом может достигать 12 км/ч

По стоимости пластиковая лодка дороже, но на нее можно установить более мощный мотор. Его установка позволяет, достигнуть судну определенной скорости. При выборе мотора для вывода в режим глиссирования, для одного человека, достаточно мощности 5 л.с., скорость до 5 км/ч. При глиссировании уменьшается расход топлива. Мощность 2,5-3,5 л.с. обеспечивают передвижение в водоизмещающем режиме. Скорость при этом может достигать 12 км/ч.

3 Термины и определения

В настоящем
стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 надувная
лодка
(inflatable boat): Плавучее средство, наполненное воздухом,
предназначенное для транспортировки людей и/или грузов по воде, конструкция и
форма которого способны выдержать нагрузки, создаваемые в морских условиях.

3.2 жесткая
надувная лодка
(rigid inflatable boat): Надувная лодка с жесткой нижней частью
корпуса и надувными бортами, которые обеспечивают форму и плавучесть лодки при
надувании.

3.3
плавучесть лодки (buoyancy
of
the
boat): Объем
любой камеры, которая формирует надувной корпус и любой другой камеры, которая
постоянно прикреплена к ней.

3.4 плавучесть
жесткой надувной лодки
(buoyancy of the boat): Плавучесть, включающая при расчетах в
дополнении к надувной плавучести постоянную дополнительную плавучесть или
плавучесть по крайней мере двух герметичных камер, прикрепленных к жесткому
корпусу, объемом, не превышающем 20 % общей плавучести.

3.5 расчет
плавучести
(calculation of the buoyancy): Определение плавучести посредством
измерения объема при номинальном расчетном давлении, рекомендованном
изготовителем.

3.6 постоянная
дополнительная плавучесть
(permanent inherent buoyancy): Плавучесть пенистого материала (пенопласта) с закрытыми ячейками или
других материалов materials
плотностью меньшей, чем у пресной воды, имеющих минимальную способность к
водопоглощению в течение предполагаемого срока службы, которыми заполнены
герметичные части емкости или части корпуса.

3.7 постоянная
герметичная плавучесть
(permanent sealed buoyancy): Плавучесть
герметичного отсека(ов), наполненного(ых) воздухом.

3.8 армированные
материалы
(reinforced materials): Материалы на
тканой основе.

3.9 неармированные
материалы
(unsupported materials): Материалы, не
имеющие тканой основы.

3.10 длина
кокпита
(inboard length): Длина кокпита,
включающая в себя область под брызгозащитным тентом, измеренная вдоль осевой
линии судна между двумя самыми углубленными точками по носу и корме.

Лодка «Онего 240-2» – краткие технические характеристики

Небольшая лодка, изготовлена из пластика. Длина картопа 256 сантиметров. Эта модель предназначена для передвижения в небольших водоемах и малых реках

Обратите внимание, что эта пластиковая лодка рассчитана на одного человека. Максимум двух, но общим весом не больше 150 килограмм

Лодка «Онего 240»

Общие технические характеристики:

  • материалом изготовления является стеклопластик;
  • есть обводы, что делает лодку приближенной к катамарану;
  • не рекомендуется использовать в открытых водоемах, но сходность с катамараном делает ее более устойчивой;
  • может использоваться как с веслами, так и с мотором. Но, мотор устанавливается дополнительно;
  • в сухом состоянии лодка весит всего 39 кг.

Это интересно: Тюнинг надувной лодки: во всех подробностях

Обзор наиболее популярных моделей

На рынке товаров для рыбалки представлен достаточно обширный ассортимент пластиковых лодок, отличающихся по ряду параметров, особенностям строения и техническим характеристикам.

В зависимости от отзывов пользователей можно составить рейтинг лучших лодок от производителей:

  1. Легант 425. Длина пластиковой лодки для рыбалки составляет 4,25 метра, а высота корпуса составляет 0,55 метра. Размеры плавательного средства позволяют вместить 4 человека. В производстве используется прочный стеклопластик, а форма корпуса обеспечивает лодке легкий ход по воде. Данная модель отлично подойдет, как для управления веслами, так и для установки лодочного мотора.
  2. Кайман 300. Длина корпуса составляет 3,1 метра, а максимальная высота борта составляет 54 см. Вместимость лодки составляет 3 человека. Максимально допустимая мощность мотора не должна превышать 9,9 лошадиных сил. Особую устойчивость плавательному средству обеспечивают блоки плавучести, которые располагаются между слоями корпуса.

Недостатки

При всех своих достоинствах имеются у пластиковых лодок и свои недостатки:

Пластиковые лодки, особенно их боковые части, не обладают высокой устойчивостью к боковым ударам и требуют осторожного отношения.
При активной эксплуатации лодки, со временем на продольных реданах, острых кромках скул, киле, на транце и форштевне образуются залысины. Для предотвращения таких повреждений опытные владельцы наносят на эти места накладки из устойчивых к истиранию материалов.
Пластиковые лодки не любят резких перепадов температуры и холода, на морозе пластик становится хрупким.
Пластиковые лодки не любят длительного воздействия ультрафиолета, со временем материал корпуса лодки постепенно теряет свои свойства

При длительном хранении лодки под солнечными лучами, лучше укрыть тканью или тентом.
В случае получения повреждений и необходимости ремонта, пластиковые лодки сложно ремонтировать самостоятельно, при отсутствии необходимых материалов и опыта проведения подобных работ.

Непотопляемость

На воде лодка Автобот ведет себя прогнозируемо и стабильно. Уйти в оверкиль в режимах, предусмотренных техпаспортом, практически невозможно. Остойчивость при волнении достигается широкими скулами, а также грамотно подобранным углом килеватости в 12⁰. Этому способствует также форма картопа, приближенная к прямоугольнику.

Килеватость, даже самая легкая, обеспечивая легкий ход в глиссирующем режиме, приводит к валкости судна. Это особенно чувствуется во время охоты. Стоять на нем можно, но стрелять в дичь из положения стоя чревато – можно искупаться. Тем не менее, по реке данный картоп идет уверенно и легко.

На водной поверхности пенополистирол, расположенный в банках и нише под двигателем, удерживает картоп с мотором и одним человеком на кокпите.

9 Инструкция по эксплуатации и предостережения

Инструкция для пользователя должна быть изложена на соответствующем(их)
языке(ах) простыми словами, которых будет достаточно, чтобы пользователь
правильно собрал, наполнил воздухом и подготовил лодку к использованию, включая
данные по расположению и креплению сидений, рулевой системе, аккумуляторной
батарее и топливному баку (если предусмотрен).

Предупреждения о возможной опасности должны следовать в
тексте инструкции, а не после нее; следует уточнять информацию о наполнении
воздухом и последовательности сборки.

Также должна быть инструкция по просушке, хранению и
обслуживанию лодки.

Должны быть даны предупреждения относительно потенциальной
опасности от испарений вредных жидкостей, таких как электролит аккумуляторной
батареи, масло, топливо.

Должно быть дано предупреждение об опасности при
неправильном распределении людей или грузов в лодке.

Инструкция также должна предостерегать о возможных
естественных опасностях и содержать предупреждение:

«ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ БЕРЕГОВЫХ ВЕТРОВ И ТЕЧЕНИЙ»

Предостережение должно содержать информацию об опасности
превышения значений, приведенных на информационной(ых) планке(ах) (см. раздел 8).

8 Информационные планки

Лодка должна быть оснащена одной или двумя планками с
несмываемой или выгравированной надписью, содержащей:

а) обозначение стандарта и тип, которому соответствует
лодка;

в) наименование фирмы-изготовителя или импортера и страны
происхождения;

c) регистрационный
номер, дату изготовления, тип или номер модели. Рекомендуется использовать
идентификационный номер корпуса (HIN);

d)
максимальную мощность мотора (обозначается символом) в киловаттах;

e) максимальную
пассажировместимость (обозначается символом);

f)
максимальную грузоподъемность (обозначается символом);

q)
рекомендованное рабочее давление (обозначается символом);

h)
максимальную площадь паруса, если лодка обеспечена набором парусов
(обозначается символом).

Дополнительные данные допускается указывать по выбору
изготовителя.

Там, где используют кодовую систему HIN, данные из перечисления с) не
следует указывать на информационной планке.

Для данных, указанных в перечислениях d) – h), используют символы, показанные на рисунке 5.

Рисунок 5 – Символы для информационных планок

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий