Японские мотороллеры
Основные представители — фирмы Honda, Suzuki, Yamaha. Отличительными особенностями скутеров являются: малый вес, более форсированный двигатель, рамная конструкция и пластиковая облицовка. Для оригинальных современных японских мотороллеров характерны высокое качество изготовления и относительно большой ресурс.
Yamaha часто позиционируется как наиболее передовые для своего времени скутеры, например популярная модель Yamaha Jog выпускается на протяжении вот уже 20 лет с постоянными модификациями, так что недостатков в ней просто не осталось. На них стоит достаточно мощный двигатель и удачная конструкция системы сцепления, позволяющая достичь плавного разгона, а при достижении определенной скорости – резкого рывка вперед, без провалов и торможений.
Honda всегда была популярна у ценителей надежности и прочности. Все ее модели свидетельствует о надежности и крепости аппарата. Достаточно тяжелая конструкция, и не очень мощный двигатель не позволяет этим моделям быть такими резвыми, как их конкуренты от Yamaha, зато скутеры получаются спокойные и уверенные в вождении. Также, Honda выпускает спортивные форсированные модели, оснащенные дисковым тормозом, модели со спортивными карбюраторами и коммутаторами.
Спортивными моделями считается линейка Suzuki . Даже стандартная для Suzuki Sepia — это полуспортивная модель со встроенными ограничителями, она использует мотор с высокой степенью сжатия, более требовательна к качеству топлива и смазочных материалов. При этом мощность и выносливость вовсе не отражаются на цене, Suzuki делает недорогие спортивные модели.
Контактор IEK
С контактором IEK все гораздо проще. Его маркировка построена практически по такому же принципу.
Цифро-буквенное обозначение рабочих клемм:
L1-L2-L3 (1-3-5)
T1-T2-T3 (2-4-6)
Двойная маркировка вспомогательных контактов: 13-14
первая группа (первые цифры 1-1)
с нормально открытым контактом (вторые цифры 3-4)
Для российского рынка может быть и сокращенное обозначение “НО” – нормально открытый.
Сбоку прописывается напряжение катушки 230В (50Гц). И другие технические параметры.
КМИ – 10910 – его заказной номер
АС-3 In=9А и АС1 In=25А – возможно подключаемая нагрузка, для различных категорий.
Также указываются мощности подключаемой нагрузки в зависимости от их напряжения питания.
Может быть изображена даже условная схема контактора со всеми его контактами (рабочими и вспомогательными).
Внизу прописывается нормативный документ, которому соответствует данное изделие – ГОСТ Р50030.4.1
Можно ли использовать свои сокращения и расшифровки
Например, для обозначения отпускного периода должен быть проставлен «О» — очередные и дополнительные отпуска или «ОР» — по уходу за ребенком. Для удобства и разграничения видов отпусков специалисты вводят в обозначение «ДО», что означает отпуск за свой счет, в табеле учета рабочего времени обозначение достаточно часто используется. Или «КР» — перерыв на кормление ребенка.
При введении дополнительных значений необходимо издать приказ об утверждении обозначений, закрепив, таким образом, новые коды и расшифровки движений служащих на рабочем месте в локальных нормативных документах.
Маркировка двигателей китайских скутеров! Разбираем по полочкам.
Каждый мотор «рисовых» скутеров имеет свою маркировку, в которую зашифрованы особенности того или иного агрегата. При плановом ремонте скутера (или внеплановом), многие владельцы сталкиваются с некоторыми сложностями при поиске запасных частей, потому как ищут основные детали по названию модели а не маркировке двигателя. Для этого рекомендую просмотреть внимательно двигатель скутера, и отмыв его от масла и грязи найти там гравированные цифры и латинские буквы. Чаще всего расположения этих надписей находится в двух местах:
- на картере, внизу под крышкой,в области переднего вариатора
- гравировка в районе редуктора, тоже расположенная на картере двигателя.
Довольно часто наблюдаю, как на форумах и тематических группах в соцсетях, любители китайского мотопрома спорят о том, что например 152QMI и 157QMJ — разные двигателя в принципе. Давайте разберём всё таки что же означают эти все цифры и буквы. Первая цифра «1» (139QMB) в маркировке будет говорить о том что мотор имеет 1 цилиндр. Если вдруг увидите цифру «2» — офигеть, двигатель скутера двухцилиндровый. Буква «P» (1P39QMB) гласит о том что цилиндр горизонтального положения. Если же буква «P» отсутствует, значит цилиндр на скутере не обязательно горизонтального расположения. Так что 139QMB и 1P39QMB как ни крути, а одинаковые двигателя. Следующие две цифры в обозначении «39», «52» и тд. (152QMI) обозначают внутренний диаметр гильзы цилиндра, а соответственно и диаметр поршня и колец в поршневой группе. Первая буква говорит о системе охлаждения скутера: «F» (139FMB, 1P39FMB) — воздушное охлаждение мотора происходит набегающим потоком;
«Q» (139QMB, 152QMI, 157QMJ) — воздушное охлаждение принудительное, на цилиндре стоит кожух обдува. Если буква отсутствует — скорее всего двигатель имеет водяное охлаждение (172MM — CH250). Вторая буква — тип двигателя: «M» (139QMA, 139FMA) — двигатель мотоциклетный. Третья буква в маркировке соответствует рабочему объёму цилиндропоршневой группы скутера: «А» — до 50 кубов (139QMA) — «честный» полтинник); «B» — до 70 кубов (139QMB) — самый распространённый, «почти честный» полтишок, который должен по правилам маркироваться как 147QMB или даже 150QMB;
«G» — до 100 кубиков; «H» — от 100 до 125 кубов (редкая разновидность семейства GY6);
«I» — от 120 до 130 кубов (152OMI);
«J» — от 150 до 155 кубов (157QMJ);
«M» — до 250 кубов (172MM)- китайская водянка клон Honda Spacy / Freeway с двигателем CH 250 .
О чем рассказывают карточки техники
Двигатель
Тип двигателя. Его цифробуквенный код подсказывает, кто производитель. То есть клиент сразу видит, использует ли производитель свою компонентную базу или она от сторонних компаний. Для техники Komatsu важен еще такой параметр, как взаимозаменяемость узлов и агрегатов на разных типах техники. У машин Komatsu разного назначения одинаковые двигатели, одинаковые гидравлические компоненты. Если в парке компании есть и бульдозеры, и экскаваторы, то их отдельные детали и даже целые узлы взаимозаменяемы. Это упрощает и удешевляет обслуживание. Например, у владельца техники в парке уже есть погрузчик Komatsu WA320-6. На нем установлен тот же двигатель SAA6D107 E-1, что и на экскаваторе PC210NLC-8. Значит тот, у кого есть кроме экскаватора еще погрузчик, экономит на номенклатуре запчастей.
Крутящий момент — это ключевой фактор, который определяет способность двигателя воспринимать нагрузку. Этот параметр указывает на фактическую мощность данного типа техники. От него зависят остальные параметры, включая усилие копания грунта.
Топливная система. Если установлена система электронного управления впрыском Common Rail, это указывается отдельно. Пользователю это говорит о том, что такой двигатель более экономично расходует топливо, машина более производительна. Через систему мониторинга можно контролировать ошибки операторов и расход топлива. Но двигатель с Common Rail требует особого внимания к качеству дизеля и выбору поставщиков топлива.
Ходовая часть
Габаритная ширина — ключевой параметр для этой модели экскаватора. У PC210NLC-8 габаритная ширина ходовой 2540 мм. Это говорит о том, что владельцу не придется тратить дополнительные средства и время при транспортировке техники. Потому что эта модель укладывается в разрешенные без дополнительных условий габариты при перевозке по дорогам общего пользования (2550 мм). Значит эта модель экскаватора особенно удобна для дорожно-строительных компаний, которые часто перевозят технику по автотрассам. А также для компаний, которые берут подряды в разных регионах, вдали от своей базы.
Узкая ходовая — это означает и узкий башмак, и большее, чем у других моделей, давление на грунт. Отсюда большая эксплуатационная масса, чем у обычных двадцатитонников — увеличен противовес для большей устойчивости, но стоит быть осторожным при работах, когда поворотная платформа стоит перпендикулярно ходу движения.
Изображение электрооборудования на планах
Согласно ГОСТ 21.210-2014 — документу, регламентирующему условные графические изображения электрооборудования и проводок на планах, есть четкие условные обозначения для каждого вида электрических устройств и связующих их звеньев: проводок, шин, кабелей. Распространяются они для каждого вида оборудования и недвусмысленно определяют его на схеме в виде графического или буквенно-численного условного обозначения.
В документе приведены представления для:
Электрооборудования, электротехнических устройств и электроприемников
К категории электрооборудования относятся: силовые трансформаторы, масляные выключатели, разъединители и отделители, короткозамыкатели, заземлители, автоматические быстродействующие выключатели и бетонные реакторы.
Таблица УГО для электрооборудования
К электротехническим устройствам и приемникам относятся: простейшие электротехнические устройства, общие электрические аппараты с двигателями, электроустройства, работающие на электроприводе, приборы с генераторами, приборы представляющие собой двигатели и генераторы, трансформаторные устройства, конденсаторные и комплектные установки, аккумулирующая аппаратура, нагревательные элементы электрического типа. Их обозначения представлены на картинке ниже.
УГО для электротехнических устройств
Линий проводок и токопроводов
К данной категории относятся: линии проводки, цепи управления, линии напряжения, линии заземления, провода и кабеля, а также их возможные виды проводки (в лотке, под плинтусом, вертикальная, в коробе и т.д). В таблицах ниже представлены основные обозначения для этой категории.
Первая таблица обозначений для линий проводок
Линии проводок представляют собой кабеля и провода, способные передавать электроэнергию на достаточно большие расстояния. Токопроводами же чаще всего называют электротехнические устройства, способные передавать электричество на небольшое расстояние. Например, от генератора тока к трансформатору и так далее.
Вторая таблица обозначений для линий проводок
Третья таблица обозначений для линий проводок
Четвертая таблица обозначений для линий проводок
Шин и шинопроводов
Шинопроводы представляют собой кабельные устройства, которые состоят из проводниковых элементов, изоляции и распределителей, которые передают и распределяют электроэнергию в производственных помещениях. Условные обозначения шин и шинопроводов представлены на картинке ниже.
Обозначение шин и шинопроводов
Коробок, шкафов, щитов и пультов
Среди коробок можно выделить ответвительные, вводные, протяжные, зажимные. Щитки бывают лабораторными, освещения обычного и аварийного освещения, автоматы. Все эти элементы нужны для распределения электроэнергии между отдельными участками цепи и приборами. Условие обозначения этих элементов представлены на картинке.
УГО щитков и пультов управления
Выключателей, переключателей
Сюда входят и штепсельные розетки.
Первая таблица обозначений для переключателей
Все эти элементы используют для переключения, включения и отключения электрических цепей.
Вторая таблица обозначений для переключателей
Это может быть освещение или изменение напряжения. Следующие таблицы содержат основные обозначения для такого типа электроэлементов.
Светильников и прожекторов
Множество цепей имеют в наличии светильники, прожекторы и другие осветительные элементы. Они нужны не только для сигнализации определенных состояний цепи, но и для освещения некоторых случаях.
Аппаратов контроля и управления
К таким устройствам относятся счетчики, запрограммированные устройства, измерительные приборы, манометры, терморегуляторы и реле времени. Их основным элементом являются чувствительные к определенным факторам датчики.
Условные обозначения аппаратов управления
Обозначения они имеют следующие.
Условные обозначения аппаратов управления продолжение
В статье нельзя уместить графические и буквенно-числовые обозначения всех электрических приборов и элементов, но самые часто используемые были подробно рассмотрены. Также была описана документация ГОСТ схематического графического обозначения электрических элементов на схемах различных видов и типов, а также их расшифровка.
Нормальные схемы электрических соединений объектов электроэнергетики
Информация о материале Категория: Обозначения в электрических схемах. Опубликовано: 13 ноября 2015 Просмотров: 85654
Правила выполнения нормальных схем электрических соединений объектов электроэнергетики, определены двумя стандартами. Это Стандарт Организации ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-25.040.70.101-2011 Раздел 2 и ГОСТ Р 56303-2014.
Несмотря на то, что на данный момент оба стандарта действующие и определяют требования к выполнению одних и тех же типов схем, требования в них, несколько отличаются (вероятно разработчики стандартов не дружат …).
В данном материале, при составлении примеров графических обозначений элементов схем электрических соединений объектов электроэнергетики, за основу взят ГОСТ Р 56303-2014, так как по дате введения в действие он новее.
Если вид графических обозначений, приведенных в примерах стандарта СТО 56947007-25.040.70.101-2011, отличается от аналогичных, приведенных в ГОСТ Р 56303-2014, добавлены соответствующие примечания.
Цветовое исполнение классов напряжения.
Класс напряжения | ГОСТ Р 56303-2014 | СТО 56947007-25.040.70.101-2011 | ||
Наименование цвета | Спектр (RGB) | Наименование цвета | Спектр (RGB) | |
1150 кВ | сиреневый | 205:138:255 | сиреневый | 205:138:255 |
800 кВ | темно синий | 0:0:168 | темно синий | 0:0:200 |
750 кВ | темно синий | 0:0:168 | темно синий | 0:0:200 |
500 кВ | красный | 213:0:0 | красный | 165:15:10 |
400 кВ | оранжевый | 255:100:30 | оранжевый | 240:150:30 |
330 кВ | зеленый | 0:170:0 | зеленый | 0:140:0 |
220 кВ | желто-зеленый | 181:181:0 | желто-зеленый | 200:200:0 |
150 кВ | хаки | 170:150:0 | хаки | 170:150:0 |
110 кВ | голубой | 0:153:255 | голубой | 0:180:200 |
60 кВ | лиловый | 255:51:204 | — | — |
35 кВ | коричневый | 102:51:0 | коричневый | 130:100:50 |
20 кВ | ярко-фиолетовый | 160:32:240 | коричневый | 130:100:50 |
15 кВ | ярко-фиолетовый | 160:32:240 | — | — |
10 кВ | фиолетовый | 102:0:204 | фиолетовый | 100:0:100 |
6 кВ | темно-зеленый | 0:102:0 | светло-коричневый | 200:150:100 |
3 кВ | темно-зеленый | 0:102:0 | — | — |
ниже 3 кВ | серый | 127:127:127 | — | — |
до 1 кВ | — | — | серый | 190:190:190 |
Электросхемы? — разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Маркировка двигателей китайских скутеров
Двигатели китайских скутеров могут быть двухтактными и четырехтактными. Все они производятся непосредственно в Китае заводом производителем скутеров или под заказ от сторонней компании. Обычно, разработкой чего-то нового никто там не занимается, так как это дорого, долго и требует знатных умов, которых в этой стране не совсем много.
Отсюда, все производственные линии представляют из себя японские оригиналы или чуть доработанные конвееры. Проще говоря, то двигатель, который стоит на вашем китайском скутере, лет 15-20 назад стоял на японском Yamaha, Honda или Suzuki.
Интересно то, что четырехтактные двигатели китайцы научились делать лучше, чем двухтактные, отсюда их качество несколько выше. А значит и чотиритактник китайского производства будет надежным, чем двухтактников. Встречаются также аналоги европейских моделей 80 — 90-х годов, но их очень мало.
Каждый двигатель китайского скутера имеет маркировку, которая может рассказать о многом. Набор букв и цифр расскажет о заводе производителя, количество цилиндров, расположение цилиндра, диаметре поршня, объем камеры сгорания и многое другое.
Маркировка двигателей китайских скутеров! Разбираем по полочкам.
Каждый мотор «рисовых» скутеров имеет свою маркировку, в которую зашифрованы особенности того или иного агрегата. При плановом ремонте скутера (или внеплановом), многие владельцы сталкиваются с некоторыми сложностями при поиске запасных частей, потому как ищут основные детали по названию модели а не маркировке двигателя. Для этого рекомендую просмотреть внимательно двигатель скутера, и отмыв его от масла и грязи найти там гравированные цифры и латинские буквы. Чаще всего расположения этих надписей находится в двух местах:
- на картере, внизу под крышкой,в области переднего вариатора
- гравировка в районе редуктора, тоже расположенная на картере двигателя.
Довольно часто наблюдаю, как на форумах и тематических группах в соцсетях, любители китайского мотопрома спорят о том, что например 152QMI и 157QMJ — разные двигателя в принципе. Давайте разберём всё таки что же означают эти все цифры и буквы. Первая цифра «1» (139QMB) в маркировке будет говорить о том что мотор имеет 1 цилиндр. Если вдруг увидите цифру «2» — офигеть, двигатель скутера двухцилиндровый. Буква «P» (1P39QMB) гласит о том что цилиндр горизонтального положения. Если же буква «P» отсутствует, значит цилиндр на скутере не обязательно горизонтального расположения. Так что 139QMB и 1P39QMB как ни крути, а одинаковые двигателя. Следующие две цифры в обозначении «39», «52» и тд. (152QMI) обозначают внутренний диаметр гильзы цилиндра, а соответственно и диаметр поршня и колец в поршневой группе. Первая буква говорит о системе охлаждения скутера: «F» (139FMB, 1P39FMB) — воздушное охлаждение мотора происходит набегающим потоком;
«Q» (139QMB, 152QMI, 157QMJ) — воздушное охлаждение принудительное, на цилиндре стоит кожух обдува. Если буква отсутствует — скорее всего двигатель имеет водяное охлаждение (172MM — CH250). Вторая буква — тип двигателя: «M» (139QMA, 139FMA) — двигатель мотоциклетный. Третья буква в маркировке соответствует рабочему объёму цилиндропоршневой группы скутера: «А» — до 50 кубов (139QMA) — «честный» полтинник); «B» — до 70 кубов (139QMB) — самый распространённый, «почти честный» полтишок, который должен по правилам маркироваться как 147QMB или даже 150QMB;
«G» — до 100 кубиков; «H» — от 100 до 125 кубов (редкая разновидность семейства GY6);
«I» — от 120 до 130 кубов (152OMI);
«J» — от 150 до 155 кубов (157QMJ);
«M» — до 250 кубов (172MM)- китайская водянка клон Honda Spacy / Freeway с двигателем CH 250 .
Элементы цепи зажигания
Схема зажигания является важной частью электрики скутера, без правильной сборки которой он просто не поедет. В схему входит катушка, свеча, коммутатор, генератор, модуль зажигания CDI
Последний имеет вид небольшого блока, с одной стороны он пластиковый, с другой залит компаундом. Именно по этой причине при выходе блока из строя его меняют полностью, не пытаясь разобрать.
Модуль CDI имеет выходы для подключения пяти проводников. Он находится обычно достаточно близко к аккумулятору, может крепиться на раму скутера или иметь специальную ячейку. Чаще всего блок CDI находится ближе к дну транспортного средства, поэтому достать его непросто. Без этого элемента система работать не будет.
Реле регулятор
Реле-регулятор в просторечье называют стабилизатором. Этот элемент нужен для того, чтобы выпрямить напряжение и стабилизировать его до нужного уровня, который подходит дл работы электроприборов скутера. Искать его в китайских и многих японских моделях нужно в передней части транспортного средства, обычно под обтекателем. При работе радиатор детали сильно нагревается, поэтому его размещают там, где он сможет получать воздушное охлаждение.
Генератор при работе выдает переменный ток, который поступает сначала на реле-регулятор, а потом уже двигается дальше. Реле преобразовывает переменное напряжение в постоянное, кроме этого, стабилизирует напряжение до 13,5-14,8 Вольт. Если напряжение будет меньше, аккумулятор не сможет заряжаться, если больше, велик риск выхода из строя электросистемы.
К регулятору обычно подходит 4 провода. Они отличаются по цвету, на стандартной схеме зеленый провод всегда является массой. Красный находится под постоянным напряжением. Белый подает на реле регулятора напряжение, выдаваемое генератором: это переменный ток. Желтый провод тоже идет от генератора к реле-регулятору. Реле преобразует напряжение, превращая его в пульсирующее. После этого напряжение идет на осветительные приборы, которые являются наиболее мощными потребителями. Некоторые модели имеют светящуюся приборную панель, дополнительное освещение, ходовые огни или иные типы подвески. Все это питается этим же проводом.
Нельзя стабилизировать напряжение, которое служит для питания ламп. Его можно лишь ограничить при помощи реле-регулятора до уровня 12 В. Даже при работе на небольших оборотах генератор выдает чрезмерно большое напряжение, которое не подойдет для работы ламп и иных осветительных приборов. Если реле-регулятор будет неисправен, могут сгореть габариты или лампы, которые будут в этот момент включены.
Однако само по себе устройство не отличается особенной сложностью. Если его разобрать, внутри можно обнаружить печатную плату, электронную схему с тиристором BT151-650R, диодный мост, для которого используются диоды 1N4007, один мощный диод 1N5408, кроме этого, присутствуют элементы обвязки, которые включают следующее: SMD-транзисторы небольшой мощности, конденсаторы электролитические, стабилитрон и различные резисторы. Именно эта простота приводит к тому, что реле часто не выдерживает больших нагрузок и ломается. Поэтому не повредит иметь запасное и возить его с собой: меняется оно быстро.
Электрическая проводка
В любом транспортном средстве важна правильно подключенная проводка из качественных проводов. Можно купить готовую или собрать ее самостоятельно, однако рекомендуется соблюдать цвета, это поможет разобраться, что куда идет в случае необходимости ремонта.
Замок зажигания и его особенности
Все вышеперечисленные элементы системы зажигания объединяются в одну систему, которая управляется при помощи замка зажигания. Данная деталь имеет ключ для удобства. По сути это переключатель, который можно ставить в разные позиции.
Чаще всего замок имеет три положения работы, так как является универсальным для большого количества техники, но применяют в схемах обычно два положения. Первое положение вызывает замыкание красного и черного провода, что позволяет напряжению попасть с аккумуляторной батареи в электроцепь. После можно пользоваться стартером и запускать двигатель. Второе положение, наоборот, прерывает цепь что приводит к отключению аккумулятора и выключению двигателя. Если замок неисправен, а скутер надо завести, можно просто соединить два провода вместе.
Буквенные обозначения
Помимо графических, есть также буквенные обозначения. Без их использования при чтении схем и чертежей может возникнуть масса нестыковок. Как и графическая, буквенно-цифровая маркировка регламентируется ГОСТом и нормативными документами. В списке ниже указано буквенно-цифровое обозначение основных элементов электросхем:
- Выключатели, контроллеры и переключатели — В;
- Электрические генераторы и двигатели — Г;
- Диоды — Д;
- Кнопки — Кн;
- Лампы — Л;
- Электрические двигатели различных типов — М;
- Предохранители — Пр;
- Выпрямители — Вп;
- Магнитные пускатели и контакторы — К;
- Конденсаторы — С;
- Кнопки управления — Ку;
- Электромагниты — Эм;
- Катушки индуктивности — L;
- Реле — Р;
- Резисторы — R.
Обозначения кинематических чертежей
Буквенные маркировки в электросхемах
ГОСТ устанавливает буквенное обозначение элементов электросхем:
- ПВ – путевой выключатель;
- КВ – конечный выключатель;
- КК – командный контроллер;
- ДП – двигатель подач;
- ДГ – главный двигатель;
- ДШ – двигатель шпинделя;
- КУ – кнопка управления;
- ДО – двигатель насоса управления;
- ДБХ – двигатель быстрых ходов.
Радиотехнические детали обозначаются в схемах так:
- Наименование элементов
- Обозначение
- Наименование элементов
- Обозначение
Резистор | R | Телефон | Т |
Конденсатор | C | Микрофон | Мк |
Катушки индуктивности | L | Громкоговоритель | Гр |
Прибор электронный (лампа, трубка) | Л | Звукосниматель (адаптер) | Ад |
Трансформатор (автотрансформатор) | Тр | Предохранитель | Пр |
Дроссель | Др | Элемент гальванический (батарея) | Б |
Выключатель (переключатель) | В | Монтажная плата | П |
Кнопка | Кн | Штепсельный разъём | Ш |
Пьезоэлемент | Пэ | Прибор полупроводниковый | ПП |
Диод | Д | Гнездо | Г |
Реле, контактор, пускатель | Р | Элементы разные, электромагнит | Э |