Что важно знать о механической коробке передач
Рассматривать подробно, как устроена МКПП, нам незачем. Затронем поверхностно лишь основные моменты, которые оказывают влияние на ремонт механической коробки.
Основная цель коробки передач (КП) – передача мощности и крутящего момента от силового агрегата в изменяемом интервале оборотов. Чтобы менять количество вращений, применяют пары шестеренок, у которых разное передаточное отношение. За счет них 1 500 оборотов легко станут несколькими десятками вращений ведущих колес, при этом крутящийся момент увеличится.
Алгоритм работы, как у велосипеда: начало движения на малой «звездочке». Далее разгон до 40 км/ч, потом следует переключение на следующую пару шестеренок, которые имеют меньшее передаточное отношение. Таким образом, скорость повышается. Можно переключаться четыре либо пять раз. В нынешних механических коробках, в основном, пяти- или шестиступенчатые КП.
За счет зацепления соответствующих шестеренок, расположенных на валах, осуществляется передача крутящего момента в МКП. Различают двух- и трехвальные коробки. Первое устройство состоит из ведущего (первичного) и ведомого (вторичного) вала. У второго передача крутящего момента происходит через промежуточный вал, который расположен между первичной и вторичной деталями. Шестерни, которые находятся на валах, постоянно сцеплены. При этом все пары свободно вращаются, кроме одной, которую выбрали в качестве рабочей в данное время.
Для того чтобы выбрать пару, существует специальная муфта, которая называется синхронизатор. Она соединяет шестерни и ведомый вал, чтобы включить необходимую передачу. Вы передвигаете рычаг в КП в салоне автомобиля, при этом с помощью вилки включения и синхронизатора происходит подключение нужной шестерни к ведомому валу, и он получает крутящий момент от силового агрегата, то есть колеса тоже начинают крутиться.
МКПП популярнее АКПП. Перечислим положительные стороны механической коробки (МК):
- Цена. Покупая автомобиль с «механикой», вы экономите от 50 до 100 тыс. рублей.
- Расход топлива намного меньше.
- Ремонт и обслуживание не вызывают сложностей.
- Запасные детали и расходники стоят недорого.
- Коэффициент полезного действия очень высок.
- Узлы и элементы трансмиссии – повышенной прочности и надежности.
- Приспособленность к высоким температурам и крутящим моментам.
Перечисленные выше достоинства делают механическую коробку наиболее востребованной при покупке авто. У различных видов ТС, которые оборудованы МК, возникают похожие проблемы из-за одинаковой конструкции механизма.
Когда необходим срочный ремонт КПП
Усиленная нагрузка на конструкцию коробки передач постепенно приводит к повреждению ее элементов. Поэтому при появлении первых симптомов неисправности деталей МКПП, необходимо обращаться в сервисный центр для диагностики и ремонта конструкции. Даже при отсутствии симптомов неисправностей, через каждые 300 тысяч км пробега необходимо проходить плановую диагностику коробки передач.
О необходимости срочного ремонта МКПП ГАЗели говорит появление следующих проблем:
- переключение передачи невозможно или затруднено;
- при включении передачи во время движения авто слышен треск;
- передача включается без участия водителя, что может стать причиной аварийной ситуации;
- при движении в МКПП слышны посторонние звуки.
Возможные причины неисправностей коробки передач ГАЗели
Мастера, работающие в сервисном центре, специализирующегося на ремонте различных модификаций автомобилей семейства ГАЗ, легко определяют возможные причины основных неисправностей МКПП:
- при разрушении деталей или ослаблении креплений в коробке передач слышен гудящий шум;
- неисправный подшипник становится причиной хруста в коробке;
- износ колец синхронизатора вызывает треск во время переключения передачи;
- затруднение при переключении скоростей чаще всего вызвано износом шестеренок;
- скорость выключается самостоятельно из-за ослабления креплений, перекоса шестеренок;
- утечка масла может появиться из-за износа прокладки и сальника, а также появления в картере трещин.
Причиной некоторых из этих неисправностей может стать неправильно отрегулированное сцепление.
Выполнение ремонта МКПП ГАЗели
После определения причины неисправности можно приступать к ремонту коробки передачи. Перед выполнением этой задачи следует подготовить инструменты, необходимые для снятия КПП и ее разборки. Полный список инструментов и материалов можно увидеть в технологической карте ремонтных работ. Все работы выполняются после размещения транспорта на эстакаде или над смотровой ямой.
Снятие коробки передач выполняется в определенном порядке, предусмотренном технологической картой:
- слить масло из картера;
- снять кардан;
- внутри кабины транспорта снять защитный чехол и уплотнитель пола, а затем вывернуть рычаг КПП;
- отключить коробку передач от спидометра и выключателя света заднего хода;
- отвернуть крепления КПП и снять ее.
Для устранения неисправностей необходимо аккуратно разобрать МКПП. Снятые детали следует размещать по порядку, отмечая их взаимное расположение. Все детали тщательно промываются в керосине или дизельном топливе и осматриваются для выявления повреждений.
Неисправные элементы заменяются новыми, следы коррозии и забои шлифуются. Все части конструкции смазываются маслом предусмотренным технологией, а крепежи картера обрабатываются герметиком. Сборка коробки и последующая ее установка выполняется в обратном порядке. После закрепления КПП на место картер заполняется маслом.
При выполнении ремонта МКПП выполняется диагностика всех комплектующих конструкции, поскольку любое упущение может стать причиной появления новых неисправностей. Качественный ремонт коробки передач полностью восстановит ее работоспособность.
Устройство механической коробки передач
Устройство механической КПП
Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:
- ведущий или первичный вал;
- ведомый или вторичный вал;
- промежуточный вал (для 3-х вальной МКПП);
- шестерни первичного и вторичного валов;
- механизм выбора передач;
- муфты синхронизаторов (синхронизаторы);
- картер;
- главная передача;
- дифференциал.
При этом устройство и принцип работы двухвальной и трехвальной трансмиссии отличаются друг от друга.
Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы
Схема двухвальной МКПП
Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал. В зависимости от конструкции конкретной коробки передач часть шестерней на первичном и вторичном валах жестко закреплены на них, а часть свободно вращаются. Также на каждом валу расположен минимум один синхронизатор. Шестерни первичного и вторичного валов находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Понять, какие из них зафиксированы, а какие вращаются, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на валу.
Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала к колесам транспортного средства передают главная передача и дифференциал. Последний обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.
Механизм выбора передач в двухвальной КПП расположен в корпусе коробки и состоит из вилок и штоков, перемещающих муфты синхронизаторов. Механизм оснащен защитой от одновременного включения двух передач.
Принцип работы двухвальной трансмиссии следующий:
- В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момента от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на валах свободно прокручиваются.
- При перемещении рычага водитель перемещает муфту синхронизатора соответствующей вилкой через систему тросиков или тяг.
- Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
- Муфта синхронизатора входит в зацепление с шестерней и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичныый.
- Происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.
Для движения задним ходом используется дополнительный вал с промежуточной шестерней заднего хода.
Схемы передачи крутящего момента на каждой из передач:
Нейтральное положение
1-я передача
2-я передача
3-я передача
4-я передача
5-я передача
Задний ход
Трехвальная КПП: устройство и принцип работы
Отличие трехвальной механики от двухвальной в том, что здесь используются три вида валов. Помимо ведомого и ведущего также применяется промежуточный вал.
Первичный вал, соединенный со сцеплением, передает крутящий момент на промежуточный. Передача происходит через соответствующую шестерню — таким образом, валы находятся в постоянном зацеплении.
Устройство трехвальной МКПП
Промежуточный вал расположен параллельно первичному, все шестерни на нем жестко зафиксированы.
На одной оси с первичным расположен вторичный вал. За это отвечает упорный подшипник на ведущем валу, в который входит вторичный вал. При этом шестерни ведомого вала могут свободно вращаться и не имеют жесткой фиксации с валом. Шестерни вторичного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Следовательно, в нейтральном положении КПП крутящий момент от первичного вала передается на промежуточный и далее на шестерни вторичного вала. Но поскольку они свободно вращаются на валу, автомобиль не двигается.
Между шестернями вторичного вала находятся синхронизаторы, работа которых заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен вторичного вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.
Синхронизаторы жестко закреплены на вале и за счет шлицевого соединения могут двигаться по нему в осевом направлении.
В отличие от двухвальной КПП, механизм переключения в трехвальной трансмиссии располагается на корпусе коробки и состоит из рычага управления и штоков с вилками. Механизм также оснащен блокирующим устройством для предотвращения одновременного включения двух передач.
Он может также иметь и дистанционное управление. При этом дистанционный механизм переключения обеспечивает кулиса или шарнирные тросы.
Принцип включения передач в трехвальной КПП аналогичен принципу работы двухвальной трансмиссии.
Диагностика механической коробки передач
Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.
Ремонт механической коробки передач – достаточно сложная процедура. Хотя двадцать лет назад многие автовладельцы производили ремонт механических коробок передач своими силами в гаражах, сейчас данная процедура намного усложнилась, так как технический прогресс шагнул далеко вперёд и устройство МКПП сильно изменилось.
Перед тем, как заняться ремонтом, нужно выявить неисправности механической коробки передач, а помочь в этом вопросе может только тщательная диагностика МКПП. После её проведения будет ясно, стоит ли заниматься ремонтом коробки или дешевле будет приобрести новую. Следует помнить, что даже если стоимость запчастей составит 50 процентов от стоимости новой коробки, ремонт на СТО легко «съест» оставшуюся сумму.
Для того, чтобы выявить неисправности МКПП, нужно провести тщательную диагностику этого узла. Ведь начиная ремонт МКПП, ориентируясь только на свои догадки и предположения, вы можете безрезультатно потратить время и деньги, меняя одну за другой исправные детали МКПП.
Так как устройства любой механической коробки передач приблизительно одинаковые (отечественных автомобилей и иномарок), диагностика проводится по одному и тому же алгоритму. Если ваш автомобиль оснащён бортовым компьютером, то большинство ошибок, связанных с работой МКПП, можно расшифровать. Бывает и так, что ошибки не показывают на конкретную неисправность, а указывают лишь на общую поломку.
Поломки МКПП могут быть различными, но их можно разделить на несколько разновидностей:
Передачи начинают включаться с большим трудом, появляются толчки при переключении МКПП, слышится вой и скрежет при попытке переключится на другую передачу. В этом случае становится понятно, что поломка связана непосредственно с механизмом, отвечающим за переключение передач. Если у автомобиля большой пробег, возможно, износились шестерни, так как они работают с большой нагрузкой. При разборке КПП можно увидеть, будет ли целесообразно менять шестерни или лучше сразу купить новую (или бывшую в употреблении) коробку. Процедура разбора коробки достаточно трудоёмкая, поэтому перед тем, как к ней приступить, следует провести тщательную диагностику
Часто бывает, что коробка не хочет переключаться из-за проблем со сцеплением;
Различные посторонние шумы при работе двигателя, причём не важно, на холостом ходу или под нагрузкой. Если вы слышите такие шумы, щелчки при переключении передач МКПП, или машина дергается при переключении передач, нужно срочно проводить диагностику
Неважно, новая у вас коробка или нет, такие проблемы часто связаны с браком МКПП, не стоит ждать того, что данный звук пропадёт со временем, если есть возможность, обращайтесь по гарантии. В других случаях только диагностика может спасть КПП от внезапного выхода из строя;
Масляное голодание МКПП – одна из наиболее частых проблем, которые могут привести к её поломкам. Коробка передач работает в масляной ванне, что помогает деталям дольше не выходить из строя
Все знают, к чему может привести нехватка масла в двигателе, но не все обращают внимание на уровень масла в МКПП. Проблемы в этом случае можно избежать, если постоянно контролировать уровень масла в КПП
Если не делать этого, можно «попасть» на дорогостоящий ремонт. Часто можно визуально определить утечки масла по подтёкам на картере. Наиболее часто масло течёт в местах, где находятся различные прокладки и «хвостовики» (соединительные муфты).
Часто избежать проблем с МКПП помогает простая промывка маслом. Демонтаж коробки при этой процедуре не понадобится. Достаточно слить старое масло и залить новое. После данной процедуры следует завести автомобиль и проехать в спокойном темпе. Данная процедура поможет новому маслу проникнуть во все места КПП. Иногда промывать приходится несколько раз, так как внутри коробки может находиться большое количество грязи.
Сейчас в магазинах продаются специальные восстановительные присадки для масла в МКПП. Не стоит ими злоупотреблять, так как их действие на КПП не всегда предсказуемо. Лучше залить присадку на некоторое время, а потом слить её вместе с маслом.
Что включает в себя диагностика АКПП от Transmission Plus
В нашем сервисном центре осмотр коробки и анализ ее работы – обязательные этапы при любом виде ремонта. Без правильно сделанной диагностики мастер не сможет найти причину неисправности, а значит, не сможет ее полностью устранить. Чтобы избежать ошибок в ремонте АКПП, мы:
- Осматриваем трансмиссионную систему и сам автомобиль
. Это нужно для выявления наружных повреждений. - Разговариваем с владельцем авто
. Большую часть информации о неполадках наши диагносты получают из первых рук – от клиента. - Проводим тестовый заезд
. Процедура занимает от 15 до 30 минут – самая длительная диагностика АКПП. - Тестируем коробку с помощью сканеров
. Диагност подключает к АКПП специальное оборудование, считывающее коды ошибок из ЭБУ устройства или бортовика автомобиля. Полученная информация расшифровывается, затем передается мастерам. - Снимаем коробку с авто и отправляем на стенд
. Диагност проверяет гидравлику агрегата, тестирует его под нагрузкой. - Разбираем АКПП. Если ни один из методов, перечисленных выше, не помог нам найти причину неполадок, мы принимаем решение о демонтаже и разборе агрегата
. Мастера осматривают каждую деталь коробки, проводят дефектовку.
Диагностика АКПП выполняется мастерами Transmission Plus до и после ремонта автомата. С ее помощью мы не только находим причину неисправности коробки, но и проверяем качество предоставленных услуг.
Самостоятельный ремонт МКПП
Необходимость провести ремонт механической коробки передач (своими руками или на СТО) возникает в том случае, когда исключены все перечисленные выше причины, по которым могут возникать сбои в работе агрегата. Простыми словами, если сцепление и уровень масла в норме, а также нет проблем с механизмами выбора и включения передачи, тогда сама коробка передач нуждается в ремонте.
Еще на проблемы именно с КПП указывают определенные признаки (например, передачи не переключаются, не включаются только отдельные передачи, проблемы четко выражены на конкретной одной или двух передачах, передачу «выбивает» на ходу и т.д.).
Такие симптомы могут говорить о том, что изношены шестерни, подшипники, синхронизаторы КПП и т.д. В любом случае, коробку нужно снимать, выполнять разборку, дефектовку и последующий ремонт.
При наличии гаража, инструментов и опыта вполне можно самостоятельно выполнить ремонт МКПП. Желательно также выполнять работы с помощником, так как процесс демонтажа, а также разборки и сборки КПП достаточно сложный и трудоемкий. В общих чертах:
Для снятия МКПП с автомобиля нужно отсоединить все элементы, подключенные к агрегату (тросы, планки и т.д.);
Затем потребуется слить масло из коробки передач;
Далее под колеса ставятся противооткатные упоры, отсоединяются клеммы АКБ;
Теперь снимаются все элементы, которые могут мешать при снятии коробки;
Далее под ДВС и КПП ставятся подпоры, чтобы тяжелые агрегаты не сорвало под собственным весом при проведении демонтажа;
На авто с передним приводом требуется снять колеса и затем шрусы. На заднеприводных машинах снимается карданный вал;
Далее коробка снимается с опорных подушек и отсоединяется от мотора;
После демонтажа коробку нужно очистить от грязи, затем производится разборка агрегата
Сначала снимается «колокол», откручивается крышка пятой передачи;
В рамках проведения дефектовки нужно обратить внимание на вилку передач, так как при заметных признаках износа нужна замена элемента;
Также извлекаются валы, шестерни и шлицы осматриваются на предмет выработки и повреждений. Изношенные детали требуют замены;
Часто замена деталей в механической коробке передач сопровождается установкой новых шестерней, подшипников, валов и ряда других элементов, так как без явных повреждений визуально их состояние определить трудно
Все детали проверяются на биение;
После того, как переборка коробки окончена, осуществляется сборка и установка МКПП на машину. Данные действия выполняются в порядке, обратном снятию. Также нужно помнить, что при сборке в места соединений деталей и элементов наносится герметик (например, перед закрытием крышек, при установке поддона КПП и т.д.).
Диагностика коробки переключения передач
Ремонт КПП | Отечественные автомобили | Иномарки малый класс | Иномарки средний класс | Внедорожники | Микроавтобусы |
Снятие/установка КПП | 3 500 p | 4 000 p | 4 000 p | 6 000 p | 6 000 p |
Замена масла в КПП | 500 p | 500 p | 500 p | 600 p | 600 p |
Ремонт АКПП | Отечественные автомобили | Иномарки малый класс | Иномарки средний класс | Внедорожники | Микроавтобусы |
Входная диагностика | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p |
Снятие АКПП | 3 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Передний привод | 3 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Задний привод | — | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p |
Полный привод | — | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p |
Разборка и дефектация | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Сборка АКПП | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p |
Установка АКПП | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Передний привод | 3 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Задний привод | — | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p |
Полный привод | — | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p |
Промывка линий охлаждения АКПП | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p |
Выходная диагностика | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p |
Ремонт гидротрансформатора | 6 000 p | 6 000 p | 6 000 p | 6 000 p | 6 000 p |
Замена масла в АКПП | 1 500 p | 2 000 p | 2 000 p | 2 000 p | 2 000 p |
Промывка системы охлаждения АКПП | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | — |
Качественный автосервис предлагает проверить коробку передач в несколько этапов.
Этапы диагностики КПП
Этап первый– проверка масла в коробке. Данная операция возможна, если имеется щуп. Проверка достаточно уровня АТФ/масла в коробке позволит предотвратить преждевременный износ составляющих устройства. Также следует уточнить, что автовладелец должен следить за состоянием смазки, поскольку ее ресурс также ограничен. Замену масла в коробке лучше производить на СТО, где специалисты подскажут, какую именно смазку заливать.
Этап второй – частота вращения вала.
Авто имеет большую скорость в моменты, когда частота вращения вала высока. Эта правило касается и механической, и автоматической КПП. Любая коробка вносит свои коррективы в работу вала в виде кратности. Именно от своевременного включения нужной передачи зависит ресурс самого устройства. Поэтому измерение такой характеристики как частота вращения вала при диагностике коробки передач необходимо.
Этап третий – внешний осмотр.
Исследование КПП на внешние повреждения обязательно, поскольку во время его эксплуатации возможно нарушение целостности корпуса устройства. Эти неприятные последствия могут быть вызваны ударом отскочившего камня либо же в момент задевания днищем неровного дорожного полотна. На этом этапе выявляются сколы, трещины на корпусе, проверяются все крепления, коробка осматривается на подтекание масла. К слову, явное подтекание трансмиссионного масла – это маслянистые лужицы под машиной.
Этап четвертый – плавность переключения передач.
Одной из составляющих идеального функционирования КПП является плавность переключения передач. При этом в авто с «механикой» плавность зависит исключительно от мастерства водителя. Диагностика коробки автомат в этом направлении требует более тщательного анализа, поскольку АКПП представляет собой ложную систему. Нарушение плавности в такой коробке является одной из причин срочного обращения в автосервис.
Наличие рывков при переключении передач в момент трогания либо во время поездки говорит о нарушении функционирования устройства. Однако надо знать, что подобные рывки могут стать следствием неисправностей в системе зажигания либо топливной системе. Найти точное место поломки поможет автомастер на СТО.
Диагностика коробки передач путем тест-драйва
Опытный мастер в процессе тест-драйва сможет определить тот узел машины, в котором появилась неисправность, по характеру рывков. Данная услуга выгодна при покупке уже поддержанного авто, поскольку этот способ диагностики покажет ходовые качества машины и возможные неисправности других систем автомобиля.
Компьютерная диагностика КПП
Процесс диагностики МКПП и АКПП можно упростить в плане снятия самой коробки, если воспользоваться компьютерной диагностикой. Использование этого способа, основанного на подключении сканера, считывающего все ошибки, стало возможным ввиду наличия на борту компьютера. Благодаря своим выгодным особенностям этот вид проверки коробки является одним из самых незатратных по времени и финансам; плюс ко всему он достаточно точный. Компьютерная диагностика КПП помогает с максимальной точностью определять
- степень изношенности;
- необходимость регулировки;
- место возникновения неисправности.
Устройство механической коробки передач
Устройство механической КПП
Конструктивно механическая коробка передач состоит из следующих элементов:
- ведущий или первичный вал;
- ведомый или вторичный вал;
- промежуточный вал (для 3-х вальной МКПП);
- шестерни первичного и вторичного валов;
- механизм выбора передач;
- муфты синхронизаторов (синхронизаторы);
- картер;
- главная передача;
- дифференциал.
При этом устройство и принцип работы двухвальной и трехвальной трансмиссии отличаются друг от друга.
Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы
Схема двухвальной МКПП
Этот тип коробки является наиболее распространенным. Крутящий момент от двигателя через муфту сцепления передается на первичный вал. В зависимости от конструкции конкретной коробки передач часть шестерней на первичном и вторичном валах жестко закреплены на них, а часть свободно вращаются. Также на каждом валу расположен минимум один синхронизатор. Шестерни первичного и вторичного валов находятся в постоянном зацеплении друг с другом. Понять, какие из них зафиксированы, а какие вращаются, очень просто: шестерни возле синхронизаторов всегда вращаются на валу.
Шестерня главной передачи жестко закреплена на ведомом валу. Крутящий момент от вторичного вала к колесам транспортного средства передают главная передача и дифференциал. Последний обеспечивает вращение колес с разной угловой скоростью.
Механизм выбора передач в двухвальной КПП расположен в корпусе коробки и состоит из вилок и штоков, перемещающих муфты синхронизаторов. Механизм оснащен защитой от одновременного включения двух передач.
Принцип работы двухвальной трансмиссии следующий:
- В нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момента от двигателя не передается на ведущие колеса, шестерни на валах свободно прокручиваются.
- При перемещении рычага водитель перемещает муфту синхронизатора соответствующей вилкой через систему тросиков или тяг.
- Муфта синхронизирует угловые скорости соответствующей шестерни и вала, на котором расположен синхронизатор.
- Муфта синхронизатора входит в зацепление с шестерней и крутящий момент начинает передаваться с первичного вала на вторичныый.
- Происходит передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом.
Для движения задним ходом используется дополнительный вал с промежуточной шестерней заднего хода.
Схемы передачи крутящего момента на каждой из передач:
Нейтральное положение
1-я передача
2-я передача
3-я передача
4-я передача
5-я передача
Задний ход
Трехвальная КПП: устройство и принцип работы
Отличие трехвальной механики от двухвальной в том, что здесь используются три вида валов. Помимо ведомого и ведущего также применяется промежуточный вал.
Первичный вал, соединенный со сцеплением, передает крутящий момент на промежуточный. Передача происходит через соответствующую шестерню — таким образом, валы находятся в постоянном зацеплении.
Устройство трехвальной МКПП
Промежуточный вал расположен параллельно первичному, все шестерни на нем жестко зафиксированы.
На одной оси с первичным расположен вторичный вал. За это отвечает упорный подшипник на ведущем валу, в который входит вторичный вал. При этом шестерни ведомого вала могут свободно вращаться и не имеют жесткой фиксации с валом. Шестерни вторичного вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Следовательно, в нейтральном положении КПП крутящий момент от первичного вала передается на промежуточный и далее на шестерни вторичного вала. Но поскольку они свободно вращаются на валу, автомобиль не двигается.
Между шестернями вторичного вала находятся синхронизаторы, работа которых заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен вторичного вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.
Синхронизаторы жестко закреплены на вале и за счет шлицевого соединения могут двигаться по нему в осевом направлении.
В отличие от двухвальной КПП, механизм переключения в трехвальной трансмиссии располагается на корпусе коробки и состоит из рычага управления и штоков с вилками. Механизм также оснащен блокирующим устройством для предотвращения одновременного включения двух передач.
Он может также иметь и дистанционное управление. При этом дистанционный механизм переключения обеспечивает кулиса или шарнирные тросы.
Принцип включения передач в трехвальной КПП аналогичен принципу работы двухвальной трансмиссии.
Ремонт автоматических коробок передач
Ремонт коробки передач, в частности автоматической, немного отличается от ремонта МКПП. Целью данного ремонта является как можно лучше, а по возможности полностью, восстановить заводские регулировки трансмиссии.
Первое, что выполняют в автосервисе, это проводят полную диагностику АКПП и не только на стенде. Если автомобиль еще может перемещаться, то проводят полную проверку работы трансмиссии на ходу, выявляя неисправности АКПП.
Диагностика автоматической коробки передач в ходе ее ремонта, это один из важных этапов. В ходе данного этапа обычно проводят диагностику работы двигателя, датчиков и электрооборудования автомобиля, так как причина неисправности АКПП, может лежать очень глубоко.
Самое главное в ремонте АКПП, это найти эту причину и устранить ее, так как после ремонта в скором времени данная неисправность может проявить себя еще в больших масштабах. Бывали случаи, когда просто выходил определенный датчик из строя, и его замена полностью восстанавливала работу АКПП.
Если неисправность серьезная, то без разборки АКПП и замене деталей вам не обойтись. Ремонт коробки передач, в такой ситуации приобретает сложный оборот.
Обратите внимание на вопрос наличия запасных частей и сроки их доставки. На хороших автосервисах есть свои склады, где сразу скажут, есть такая запасная часть или нет
Если нет, то в какой срок она будет.
Бывают случаи, когда клиенты по несколько недель ждут окончания ремонта коробки передач, только по причине отсутствия нужной запасной части.
Снятие, установка и проверка на работоспособность автоматической коробки передач происходит так же, как и МКПП.
Как видно ремонт коробки передач, это затея не для любителей, а для профессионалов.
Современный автомобиль, а в частности коробка передач (и неважно МКПП или АКПП) требует качественного ремонта профессионального уровня, только в таком случае она прослужит вам без поломок очень долго. Более подробно: Ремонт автоматической коробки передач.
Более подробно: Ремонт автоматической коробки передач.
А те, кто выполняет ремонт коробки передач в гаражных условиях, то делаю это на свой страх и риск. Хотя встречаются такие гаражи, которым любой автосервис может позавидовать, но это в основном исключение, чем правило.