Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

В автотранспортных средствах [ править ]

В этом разделе не процитировать любые источники . Пожалуйста, помогите , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и . ( Сентябрь 2019 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Скорость

Можно приблизительно оценить скорость, при которой происходит полное аквапланирование, с помощью следующего уравнения.

Vпзнак равно10,35п{\ displaystyle V_ {p} = 10,35 {\ sqrt {p}}}

Где давление в шинах в фунтах на квадратный дюйм, а результат – скорость в милях в час, когда транспортное средство начнет полностью гидроплан. Рассматривая пример транспортного средства с давлением в шинах 35 фунтов на квадратный дюйм, мы можем приблизительно рассчитать, что 61 миль в час – это скорость, при которой шины теряют контакт с поверхностью дороги.п{\ textstyle p}Vп{\ textstyle V_ {p}}

Однако приведенное выше уравнение дает лишь очень грубое приближение. Устойчивость к аквапланированию определяется несколькими различными факторами, в основном массой автомобиля, шириной шины и рисунком протектора, так как все они влияют на поверхностное давление, оказываемое шиной на дорогу в определенной области пятна контакта – узкая шина с большим весом на ней, и агрессивный рисунок протектора будет противостоять аквапланированию на гораздо более высоких скоростях, чем широкая шина на легком автомобиле с минимальным протектором. Кроме того, вероятность аквапланирования резко возрастает с увеличением глубины воды.

Ответ

Что испытывает водитель при движении в акваплане, зависит от того, какие колеса потеряли сцепление с дорогой, и от направления движения.

Если автомобиль едет прямо, он может немного расшататься. Если ощущения от дороги в нормальных условиях были высокими, они могут внезапно уменьшиться. Небольшие корректирующие управляющие воздействия не действуют.

Если ведущие колеса летают в акваплане, может возникнуть резкое слышимое повышение оборотов двигателя и индикации скорости, когда они начнут вращаться. В широком повороте на шоссе, если передние колеса теряют сцепление с дорогой, автомобиль внезапно смещается к внешней стороне поворота. Если задние колеса потеряют сцепление с дорогой, задняя часть автомобиля вылетит в занос. Если все четыре колеса акваплана будут двигаться одновременно, автомобиль будет скользить по прямой линии, опять же по направлению к внешней стороне поворота, если в повороте. Когда какое-либо или все колеса восстанавливают сцепление с дорогой, может произойти внезапный рывок в любом направлении, в котором это колесо направлено.

Восстановление

Управляющие воздействия при аквапланировании, как правило, контрпродуктивны. Если автомобиль не входит в поворот, отпускание педали акселератора может замедлить его настолько, чтобы восстановить сцепление с дорогой. Рулевое управление может привести автомобиль в занос, из которого восстановление будет затруднено или невозможно. Если торможение неизбежно, водитель должен действовать плавно и быть готовым к нестабильности.

Если задние колеса двигаются в акваплане и вызывают избыточную поворачиваемость , водитель должен повернуть в направлении заноса, пока задние колеса не восстановят сцепление с дорогой, а затем резко повернуть в другом направлении, чтобы выпрямить автомобиль.

Предупреждение водителем

Лучшая стратегия – избегать аквапланирования. Правильное давление в шинах, узкие и неизношенные шины и пониженная скорость по сравнению с умеренными на сухой дороге снизят риск аквапланирования, как и предотвращение стоячей воды.

Электронные системы контроля устойчивости не могут заменить методы безопасного вождения и правильный выбор шин. Эти системы основаны на избирательном торможении колес, которое, в свою очередь, зависит от контакта с дорогой. Хотя контроль устойчивости может помочь восстановиться после заноса, когда автомобиль замедляется достаточно, чтобы восстановить сцепление с дорогой, он не может предотвратить аквапланирование.

Поскольку скопившаяся вода и изменения дорожных условий могут потребовать плавного и своевременного снижения скорости, круиз-контроль не следует использовать на мокрой или обледенелой дороге.

Чем опасно аквапланирование

Потеря управляемости – только одна из неприятностей аквапланирования. Страшнее – занос машины и его возможные последствия. Водитель борется с заносом так же, как это делают при скольжении по льду. Но аквапланирование может закончиться так же внезапно, как началось, и водитель не может знать, когда оно случится. Колеса, вывернутые вбок, лишь усиливают занос. Они могут неожиданно натолкнуться на твердую поверхность, и высокий коэффициент сцепления может привести к опрокидыванию машины. Подобные маневры опасны даже для опытных водителей.

  • Когда автомобиль въезжает в лужу одним колесом, с этой стороны увеличивается сопротивление движению, поэтому скорость резко падает. Происходит удар по колесам, который передается на рулевое колесо. Руль может вырвать из рук, поэтому автомобиль частично теряет управляемость, происходит аквапланирование. Можно травмировать пальцы и кисти рук.
  • Глубокие лужи могут скрывать люки, ямы и другие неприятности. Потоки воды, создаваемые быстро едущим автомобилем, могут попадать в систему зажигания машины и глушить двигатель. Не исключается попадание воды внутрь дверей, в пороги, на ШРУСЫ, в шарниры.
  • Уже в самом начале дождя, чтобы не возникало аквапланирования автомобиля, водитель должен снизить скорость, а также усилить бдительность. Любые энергичные маневры необходимо исключить. В сильный дождь следует включить ближний свет; в результате машина становится более заметной.
  • Нужно заранее спрогнозировать вероятность аквапланирования и подготовиться к нему. Если водитель не уверен в управляемости автомобиля, он должен снизить скорость. Владелец обязан хорошо знать степень изношенности колес своей машины.
  • Если машины, идущие впереди, начинают «рыскать», следует сразу сбрасывать скорость. Не нужно ориентироваться на автомобили, которые обгоняют другой транспорт: они могут быть тяжелее, иметь резину с лучшим отводом воды. Водитель может просто недооценить ситуацию и потому ехать с высокой скоростью.
  • Перед лужей во избежания аквапланирования, нужно отпускать педаль газа, не маневрировать, а пересекать по прямой линии. Если лужа находится на повороте, ее проезжают поэтапно, «двойным входом». Перед лужей поворачивают руль, затем въезжают в нее и едут прямо; выехав из лужи, делают второй поворот руля в сторону движения.
  • При попадании в лужу нельзя энергично тормозить, газовать и крутить руль. Въехав в воду обеими колесами, автомобиль резко осаживается назад, поэтому рулевое колесо нужно держать крепко и быть готовым к толчкам.
  • Когда теряется контакт с покрытием, не следует поворачивать руль; лучше дождаться окончания аквапланирования, которое всегда прекращается неожиданно. На рывки машины нужно отвечать быстрыми, но короткими движениями рулевого колеса. Преодолев лужу, водитель должен подсушить тормоза мягкими нажатиями педали.
  • Избегая аквапланирования, любую лужу лучше объехать, но на дороге случается всякое. Если все-таки нужно преодолевать большую лужу, следует сделать разведку. Хороший вариант – дождаться другой легковой автомобиль и проехать по его пути, правда, только когда она преодолеет лужу и вода успокоится. Маленькие лужи можно оставлять между колесами.
  • Когда вода попадает в систему зажигания, и автомобиль не заводится, можно немного подождать и попробовать сделать это еще раз. Возможно, горячий мотор высушит попавшую на него воду. Случается, что автомобиль не заводится, в этом случае приходится выезжать из лужи «на стартере» и проводить сушку на «суше». Попытка преодолеть серьезную лужу без сброса скорости иногда ведет к тому, что поднявшаяся вода зальет мотор. Для проезда лужи можно спокойно включить первую передачу и не менять ее, чтобы при сбросе газа в систему отвода газов не попала вода.

Как избежать аквапланирования?

Для того чтобы не столкнуться с аквапланированием, необходимо избегать движения на высокой скорости и резких манёвров во влажную погоду. Чаще всего с данным явлением сталкиваются владельцы переднеприводных автомобилей. При этом они не сразу замечают, что потеряли управление. Это связано с тем, что пока водитель почувствует, что передние колёса начали «планировать», задние уже находятся в процессе аквапланирования. При управлении заднеприводной машиной автолюбитель может вовремя заметить, что управление теряется. Это даёт шанс своевременно предупредить аквапланирование.

Какие шины нужно выбрать, чтобы избежать гидропланирования

При выборе «правильных» шин нужно руководствоваться не красотой или ценой, а их функциональностью. Как правило, на таких колесах можно найти символы в виде капли или надписи Aqua, Water или Rain. Они отличаются углубленными канавками для отвода воды и специальным рисунком протектора. Такие покрышки не защищают на все 100% от аквапланирования, но все же дают возможность проезжать лужи на более высокой скорости. Шины такого типа можно найти у всех известных производителей:

  • Michelin (шины Pilot Exalto);
  • Pirelli (модель P7);
  • Continental (шины ContiPremiumContact 2);
  • Good Year (колеса Hydra Grip).

Сцепление шины на твердой поверхности асфальта или бетона происходит за счет взаимного соприкосновения поверхности шины с очень маленькими неровностями дорожного покрытия. После появления влажности на дороге, образуется пленка из жидкости и мелких частиц, которая становится разделительной полосой между дорожным покрытием и шиной. Ослабляются сцепные качества колеса.

Если рассмотреть приведенный ниже рисунок, то можно увидеть некоторые моменты движения шины. На сухой дороге величина «С» показывает площадь соприкосновения шины с дорожным покрытием. Это видно на рисунке «А». Когда поверхность дороги влажная, то эта величина уменьшается на коэффициент d, так как образуется так называемый водяной клин, как видно на рисунке Б. Он возникает из воды, которая выдавливается из-под колеса во время движения. Если увеличивается скорость движения, то увеличивается объем вытесненной воды. Соответственно увеличивается водяной клин, увеличивается давление на шину и она приподнимается над покрытием дороги. В момент увеличения скорости до максимального значения, между шиной и плоскостью дороги появится непрерывный слой воды, как видно на рисунке «В». В этом колеса потеряют контакт с дорогой, и автомобиль станет неуправляемым. Этот процесс называется аквапланированием.

Когда автомобиль попадает в аквапланирование, он движется в определенном направлении, не реагируя на повороты руля и попытки маневрирования, до тех пор, пока не уменьшится скорость движения и не снизится водяной клин под колесом. Если произошла такая ситуация, то не надо пытаться справиться с ситуацией, тормозить или крутить руль. Когда скорость движения автомобиля снизится и уменьшится водяной клин, снова появится контакт колес с дорогой. Иначе автомобиль может занести или резко кинуть его в сторону.

Но не стоит забывать, что аквапланирование отличается от скольжения. Скольжение – процесс частичной потери сцепления с дорожным покрытием, возникающий на любой скорости из-за образования водяной пленки на дорожном покрытии. Это явление чаще всего возникает при резком торможении и повороте, когда автомобиль начинает заносить. Очень опасна водяная пленка, смешанная с пылью, маслами, снегом, остатками топлива, возникающая во время туманов или только начавшегося дождя. При усилении дождя, потоки воды смывают разные загрязнения, и сцепление шин с дорожным покрытием улучшается.

Аквапланирование может появиться в любой момент. Часто оно возникает в момент въезда с сухой поверхности дороги в большую протяженную лужу на высокой скорости. Стоит избегать во время сильного дождя участков дороги с колеями. Также часто аквапланирование возникает в сильный дождь на очень гладком асфальте.

В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:

  • Увеличить скорость
  • Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза
  • Снизить скорость, применяя торможение двигателем

Водяное скольжение — или так называемое аквапланирование — возникает при езде на легковом автомобиле при проливном дожде или при проезде скопления воды на дороге в низинах: осенью, весной или в оттепель. Зная об этом явлении, водитель не должен быть захвачен врасплох. Совет может быть только один — сразу же снизить скорость движения, применяя торможение двигателем. «Техника управления автомобилем».

Что такое аквапланирование?

В суровых российских реалиях водителям часто приходится бороться с условиями погоды и сложностями дорожного покрытия. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются автовладельцы — эффект аквапланирования. Скользкий лед, снег и глубокие лужи являются главными причинами возникновения аквапланирования и, как следствие, повышенный риск дорожно-транспортных происшествий. Так что же такое аквапланирование и как с ним бороться?

Эффект аквапланирования, или как его принято еще называть слэшплэнинг, представляет собой полную или частичную потерю сцепления шины с жесткой поверхностью дороги. Это возникает, когда между протектором шины и дорожным полотном остается водяная пленка. В этот момент автомобиль становится практически неуправляемым.

Стоит помнить, что не существует средства для полного избавления от аквапланирования, но если следовать простым правилам, то его можно минимизировать.

Пожалуй, основное, чем не следует пренебрегать, является соблюдение рекомендованного скоростного режима. Помимо этого, перед приближением к опасным участкам дороги, таким как лужи, лед или снежная каша, необходимо максимально сбросить скорость. Так же следует помнить, что чем больше у ваших шин остаточная глубина протектора, т.е. чем глубже канавки, тем эффективнее шины будут противостоять возникновению аквапланирования.

Принято считать, что лучше всего справляются с аквапланированием шины с направленным V-образным строением рисунка протектора. Тем не менее, современные технологии и компоненты обеспечили шинам с асимметричными рисунками протекторов сравнимые по эффективности показатели на мокрой дороге.

При выборе шин следует, прежде всего, обратить внимание на современные модели крупных производителей шин. Дело в том, что такие компании, как например Goodyear, Michelin или Nokian, давно и достаточно успешно внедряют в свои модели инновационные разработки, обеспечивающие эффективные характеристики шины на мокрых и скользких поверхностях

В шинах компании Michelin на борьбу с аквапланированием брошено сразу несколько разработок. Современные V-образные рисунки протектора с расширяющимися во внешнюю сторону каналами позволяют оперативно отводить снег из-под шины. Ламели Stabili Grip и микропомпы удаляют водную пленку, подсушивая лед, и делают работу резиновой смеси шин максимально эффективной. Резиновая смесь Flex-Ice обладает улучшенными сцепными свойствами на мокрой дороге.

Компания Goodyear для борьбы с аквапланированием имеет в арсенале своих моделей технологию Active Grip. Она обеспечивает эффективное сцепление с дорогой за счет применения уникальных гибридных дренажных канавок, оперативно отводящих воду из пятна контакта. Помимо этого, эффективную борьбу с потерей сцепления ведет сеть 3D-ламелей 3D-Block Interlocking System, которая способствует эффективному впитыванию остаточной водной пленки, обеспечивая тем самым противостояние микро-аквапланированию, что весьма актуально в условиях переменчивого российского климата.

В арсенале компании Nokian есть целый ряд технологий, направленных на эффективное противостояние аквапланированию. Тут и полированные канавки для ускоренного отвода воды из пятна контакта, и строение ламелей Dry Touch, обеспечивающих вывод воды в широкие главные канавки, и оптимизированные рисунки протектора с особой формой тормозного усилителя и скошенными плечевыми зонами, способствующие улучшенному отводу снега и слякоти из пятна контакта, и легендарные ламели-насосы, убирающие остаточную влагу с поверхности дороги. Использование комплексного подхода позволил инженерам Nokian Tyres добиться высокого порога начала аквапланирования.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Что такое эффект аквапланирования?

Аквапланированием принято называть частичную или даже полную потерю сцепления колес с дорожным покрытием с временной потерей контроля над автомобилем.

Как понятно из названия, данный причиной такого поведения автомобиля считается вода, которая покрывает дорожное покрытие и образует определенный слой.

Чаще всего, данное явление возникает при движении на большой скорости по мокрой дороге. Если на асфальте после дождя или во время него образовались лужи достаточной глубины, то при достижении критической скорости, между асфальтом и шиной автомобиля образуется водяная пленка, которая не успела выйти из пятна контакта колеса с дорогой. В результате этого эффекта, контроль над автомобилем теряется, и он становится практически неуправляемым.

Если рассмотреть особенность строения современных шин, то можно заметить, что рисунок протектора подбирается таким образом, чтобы его канавы удаляли частицы воды из пятна контакта. Чем выше скорость автомобиля, тем ниже скорость удаления воды из рисунка протектора. Существует отметка скорости, которая называется критической, когда рисунок попросту не успевает вывести всю воду из пятна контакта и водяной клин образуется между шиной и асфальтом.

Причин у данного явления относительно немного, тем не менее, есть факторы, которые оказывают достаточно сильное влияние на вероятность возникновение аквапланирования.

  • Слишком большая скорость при преодолении водной преграды. Под водной преградой принято подразумевать любые лужи, образовавшиеся на дорожном покрытии. Как вы уже узнали, данная скорость называется критической.
  • Неровное дорожное покрытие. Как известно, образование луж свидетельствует о наличии неровностей на асфальтовом покрытии. Данный недостаток современных дорог становится второй причиной возникновения аквапланирования.
  • Недостаточная остаточная глубина протектора. Для удаления воды из канавок рисунка, необходим правильный рисунок, и достаточно большая глубина протектора. Чем выше этот параметр, тем меньше риск возникновения аквапланирования.
  • Неправильная настройка подвески автомобиля. Скорее всего, комментарии тут излишние, так как подвеска играет решающую роль в управляемости автомобиля.
  • Пониженное давление в шинах. Данный фактор тоже дает о себе знать.

Типичные ошибки

Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.

Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.

За последние два дня на нашем сайте появились две статьи: Занос на трассе в Рязанской области и Занос с ДТП на трассе М4 Дон с видео материалом об авариях при аквапланировании, вот мы и решили написать небольшую инструкцию для начинающих авто любителей, хотя, и для водителей со стажем она лишней не будет.

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ – такое неприятное и опасное явление назвали таким красивым словом, а ведь эффект аквапланирования опасен для любого водителя, для профессионала он страшен внезапностью, а для новичка – водителя это вообще ужас.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины — то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо.

Причины аквапланирования.

Высокая критическая скорость при входе в лужу;

Неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);

Толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;

Общее состояние подвески автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь. Действия при возникновении аквапланирования. Действия при возникновении аквапланирования

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление — аквапланирование автомобиля.

Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.

Условия возникновения водяного клина

Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких (необязательно всех перечисленных) ключевых факторов:

  • Критическая скорость
  • Дорожное покрытие
  • Погодные условия
  • Рельеф протектора
  • Давление воздуха в покрышках
  • Изношенность амортизаторов

Разберём подробнее каждый:

Скорость движения

Критическая скорость возникновения аквапланирования варьируется от 70 до 100 км/ч. Но при усилении или ослаблении влияния других факторов, перечисленных выше, скорость может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Не исключено, что ваш автомобиль начнёт глиссировать даже на 40 км/ч.

Дорожное покрытие

Следующей немаловажной причиной являются качество и вид дорожного покрытия. Например, дорога, покрытая крупнозернистым асфальтом более устойчива к образованию водной плёнки, чем гладкое покрытие современных автобанов. Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала

Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода

Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала. Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода.

Помимо покрытия дорога должна иметь правильную дренажную систему, включающую принцип поперечного уклона. Он составляет >4%, то есть 4 сантиметра на один метр полотна. Такой уклон способствует эффективному отводу воды.

Погода, толщина водяной плёнки

Угроза возникновения аквапланирования автомобиля зависит от слоя воды на поверхности, по которой движется авто. Однако не существует определённой величины такого слоя, так как степень влияния этого параметра сильно зависит от двух других: скорости вхождения в лужу и глубины протектора шин.

Однозначно можно лишь утверждать, что двигаясь свыше 100 км/ч в сильный ливень, вероятность «поймать водяной клин» максимально высока, так как толщина водяной плёнки в такую погоду составляет не менее 2 миллиметров.

Глубина протектора

Вот мы добрались до ещё одного важного фактора – износа шины. Остаточная глубина протектора установленных шин по правилам дорожного движения должна быть для транспортных средств категорий:

Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой»

Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях

Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях.

Попасть в аквапланирование на таких колёсах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землёй (начинается аквапланирование автомобиля).

Стоит учесть, что смена грязевого участка дороги на участок, покрытый водой, тоже не сулит ничего хорошего, так как канавки протектора кратковременно забиты грязью. Это равносильно езде на изношенной резине. В таблице показана площадь контакта шины с сухой дорогой в зависимости от остаточной глубины протектора:

Давление воздуха в покрышках

Теперь рассмотрим второстепенные условия, при которых возникает эффект аквапланирования. Одно из них – это давление в шинах. Низкое давление существенно снижает площадь пятна контакта. Это происходит вследствие того, что потоку воды гораздо проще пробиться через середину покрышки, промяв её, чем быть выдавленной в стороны по водоотводящим канавкам.

Изношенность амортизаторов

В результате множества исследований доказано, что амортизаторы, износ которых составляет 40% — 60%, оказывают гораздо большее влияние на попадание в гидропланирование, чем новые амортизаторы, при прочих равных условиях.

Другие факторы

Чуть менее значимый «вклад» в появление аквапланирования вносят:

  • Состояние механизма руля
  • Параметры развала – схождения
  • Состояние подвески автомашины
  • Общий вес транспортного средства
  • Распределение нагрузки по осям
  • Наличие/отсутствие спойлера

Как с этим борются производители шинной продукции

Первыми начали борьбу с аквапланированием производители спортивных шин. В автогонках огромные скорости вызывают проявление эффекта даже при водяной пленке в один миллиметр. Потеря управления вызывает фатальные последствия, поэтому автогонщики меняют резину при малейших намеках на изменение погоды. При сильном дожде, с постоянной водной пленкой на треке, спортивные гонки зачастую прекращаются.

Для спортивных шин были изобретены специальные дождевые протекторы, постепенно перекочевавшие на массовую шинную продукцию. В конструкции дождевых протекторов применяются направленные, асимметричные рисунки, глубокие водоэвакуационные каналы, разветвленные водоотводящие канавки. Специализация шин отражается в их названии, пиктограммах в маркировке, словах «rain», «water», «aqua».

Пионерами в конструировании специальных водоотводящих протекторов были фирмы Michelin, Dunlop, Pirelli & C, Goodyear. Финский производитель Nokian Tyres лидирует в конструировании протекторов зимних шин с эффектом предупреждения аквапланирования.

Конкуренция производителей выражается в изобретении новых рисунков протекторов, особых составов резины. Дождевые протекторы отличаются расположением водоотводящих канавок (формы «елочки», «бабочки»), глубокими ножевидными диагональными прорезями, пересекающими боковые канавки, количеством глубоких продольных водоэвакуационных каналов. Так, протектор дождевой шины Yokohama Geolandar снабжен двумя ребрами, диагональными изогнутыми канавками, четырьмя продольными каналами. Кроме предупреждения аквапланирования, протектор оборудован широкими плечевыми зонами, повышающими противодействие скольжению.

При этом конструкция протектора не ухудшает других параметров покрышки (уровня шумности, бокового увода, тормозного пути, сопротивления качению). По всем этим параметрам проводятся тестовые рейтинговые испытания шинной продукции, в которые составной частью входят тесты на продольный, поперечный аквапленинг. В комплексных тестах новые модели шин Goodyear, Pirelli теряют очки в аквапленинге, имея отличные показатели по сцеплению на снегу, хорошие тормозные качества, динамические характеристики.

В прошлогоднем тесте лучшую универсальность зимней резины (при хорошей сопротивляемости аквапланированию) показали покрышки Dunlop SP Winter Sport, Pirelli Winter 210SP, Continental Winter Contakt, Michelin Pilot Alpin, GoodYear Eagle Ultra Grip. Рядовые автолюбители редко выбирают для покупки специальную дождевую резину из-за высокой стоимости. При постоянном скоростном движении (вне зависимости от погоды) ее установка значительно повышает безопасность.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление — аквапланирование автомобиля.

Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.

Также не стоит путать такое явление со скольжением. Поведение машины и правильные действия водителя в этих ситуациях кардинально отличаются. Это является следствием того, что коэффициенты сцепления покрышек при скольжении и глиссировании (аквапланировании) заметно отличаются. Если принять за 1 движение по сухому асфальту, то уровень сцепления на снегу или грязи будет равен 0,5, а при аквапланинге он вообще равен 0.

Способы предотвращения аквапланирования

Явление аквапланирования можно своевременно избежать, если строго придерживаться основных правил вождения.

Для того чтобы избежать аквапланирования прежде всего стоит позаботиться о надежной и безопасной резине для своего автомобиля. Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления аквапланирования в два раза

Выбирая летние шины, обращайте внимание на протекторный рисунок. Он должен быть четким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды. При выборе шин учитывайте наличие специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования – дождь, снег, вода

Во время езды в плохую погоду всегда стоит следить за качеством и состоянием дорог. На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а при вхождении в лужу – максимально сбросить скорость. Зачастую аквапланирование возникает на скорости движения в 80-100 км/час, толщина водного покрытия дорожного полотна составляет всего 1 мм. При высокой степени изношенности автомобильной резины и подвески, аквапланирование может наступить даже на скорости в 65 км/час. Следите за состоянием подвески. При изношенности или даже незначительной поломке, стоит позаботиться о своевременной замене

При выборе шин учитывайте наличие специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования – дождь, снег, вода. Во время езды в плохую погоду всегда стоит следить за качеством и состоянием дорог. На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а при вхождении в лужу – максимально сбросить скорость. Зачастую аквапланирование возникает на скорости движения в 80-100 км/час, толщина водного покрытия дорожного полотна составляет всего 1 мм. При высокой степени изношенности автомобильной резины и подвески, аквапланирование может наступить даже на скорости в 65 км/час. Следите за состоянием подвески. При изношенности или даже незначительной поломке, стоит позаботиться о своевременной замене.

Это интересно: 10 самых дорогих машин в мире

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий