Выключатель массы на квадроцикл

Зачем вообще нужен

Надеемся, вы уже поняли, для чего нужен выключатель массы аккумуляторной батареи. Одна из его функций – защита батареи. Даже незначительный ток утечки при выключенном зажигании, скажем, из-за неисправности электрооборудования или проводки, за ночь посадит АКБ. А забытые осветительные приборы, к примеру, ДХО, за это время разрядят батарею «в ноль» и выведут ее из строя.

Вторая функция – защита автомобиля. Любая неисправность электропроводки в наше отсутствие может вывести из строя электрооборудование, а то и вызвать пожар. Если мы отключим аккумулятор на время стоянки, а размыкатель массы для этого и предназначен, то избежим подобных неприятностей.

Пару слов об установке выключателя массы в автомобиль с сигнализацией. Обычный монтаж приведет к тому, что при отключении размыкателя все электрооборудование, включая охранное, будет обесточено.

Самый простой способ обойти эту проблему – зашунтировать предохранителем силовые контакты выключателя. Номинал этого предохранителя нужно выбрать такой, чтобы он легко выдерживал ток потребления охранной системой в режиме тревоги. При включении дополнительной нагрузки (и тем более при попытке пуска двигателя) предохранитель сгорит.

Вариант действительно простой, но не лучший. Если предохранитель сгорит, автомобиль останется без охраны, и у злоумышленника будет много времени, чтобы разобраться со схемой питания и охраны. В конце концов, можно просто не спеша открыть капот и воткнуть лом между силовыми контактами размыкателя или что-нибудь свинтить, а то и отбуксировать машину куда подальше.

У вас тоже хлопот добавится. Сгорел предохранитель, если вы по забывчивости включили освещение, обогрев, зажигание или еще что-то, не подключив предварительно массу, – и электромагнитный выключатель уже не активируешь. Лезете под капот и ковыряетесь вместо того, чтобы ехать.

Выйти из этого положения можно. Достаточно подключить минусовой провод питания сигнализации напрямую к клемме АКБ. Но при этом придется полностью электрически отсоединить «охранку», включая сирену, от кузова, что иногда проблемно, трудоемко и требует знаний.

Нужно ли устанавливать размыкатель на современные автомобили

Устройство для отключения аккумулятора автомобиля не лишнее в любом транспортном средстве – хоть в самодвижущейся повозке 18 века, хоть в современном. От неисправности электропроводки и токов утечки ничего не застраховано. Но если установка этого узла на авто со старым карбюраторным двигателем и радиоприемником «Старт» кроме простоты и плюсов ничего имела, то сегодня все не так просто.

  • Во-первых, интеграция в современный автомобиль может оказаться сложной и под силу только специалисту. Как, к примеру, установить размыкатель массы в машину, которая заводится с кнопки или с брелока? Плюс система охраны, интегрированная в бортовую сеть так, что без бутылки не разберешься.
  • Во-вторых, практически все современные автомобили оснащены бортовыми компьютерами и напичканы электроникой. Отключая эти системы от питания, можно получить в виде «приза» все что угодно – от сброса настроек системы подачи топлива, усилителя руля, тормозов и т. п. до превращения автомобиля в кирпич, отказывающийся не то что ехать, а даже заводиться.

Так что прежде чем принимать решение об установке размыкателя массы в современный автомобиль, стоит подумать о том, чего больше – плюсов или минусов.

Мы разобрались с разъединителями массы и выяснили, что это за устройства, какими они бывают и для чего служат. Устанавливать ли этот узел на свой автомобиль, решать вам.

Спасибо, помогло!Не помогло

Сейчас читают:

Как установить и подключить блок питания к компьютеру

Как прикурить машину от другой машины

Как подключить автомагнитолу дома через блок питания

Что будет если поставить аккумулятор большей емкости в автомобиль

Как выбрать и установить солнечные панели у себя дома или в квартире

О чём ещё важно знать

Если вы решились на установку подобной схемы, предварительно стоит учесть несколько важных моментов.

  • При наличии в автомобиле устройств и приборов, требующих настройки, в случае отключения массы их потребуется периодически восстанавливать. Обычно это касается настройки времени, даты и пр.
  • Размыкание массы не приводит к обнулению одометра, не сбивает настройки ЭБУ, поэтому на этот счёт переживать не стоит.
  • Если у вашей сигнализации имеется автономная сирена, в случае размыкания массы она может срабатывать.
  • При отсутствии у сигнализации автономного источника питания, отключение АКБ приводит к автоматической деактивации охранной системы. Она просто не будет работать.
  • На транспортных средствах с инжекторным типом двигателя в случае размыкания массы отключается и питание контроллера. Это ведёт к удалению всей накопившейся информации.
  • Периодически следует проверять состояние контактов и делать замеры сопротивления. Их лучше смазать литолом, а также обновлять смазку.
  • Некоторые специалисты сходятся во мнении, что для машин после 2000 года выпуска выключатель лучше не использовать. Если он случайно сработает, когда зажигание включено, иммобилайзер может отвязаться. Автомобилист потеряет возможность доступа к собственной машине. Чтобы восстановить работу, требуется помощь специалистов и внушительная сумма денег.
  • Отключение массы приводит к потере ранее внесённых настроек в мультимедийную систему.

Всё это прямо указывает на то, что выключатель массы нужен не всем и не всегда. А если им и пользоваться, то только при острой необходимости.

Подумайте внимательно над целесообразностью и необходимостью использования размыкателя массы автомобильной аккумуляторной батареи. Порой есть смысл сделать устройство своими руками. Но большинство придерживаются мнения, что тут лучше задействовать заводские решения и привлечь опытных автоэлектриков. Выбор за вами.

Монтаж выключателя массы

Установка выключателя массы задача не сложная и реализуется несколькими простыми шагами:

  1. Необходимо минусовой провод подключить к одному выводу тумблера.
  2. Новый провод, такого же сечения, подключить от выключателя, до клеммы аккумулятора.

Это самый просто способ, самых примитивных разрывателей массы. Если Вы не хотите размещать разрыватель под капотом, а хотите где-то спрятать, то Вам необходимо прокладывать новую более длинную линию проводов. Схема подключения не меняется, главное хорошо все заизолировать, соединить и поместить в защищающие кожуха, чтобы провода не перетерлись и не замкнули. 

Как установить дистанционный включатель массы

Монтаж дистанционного включателя массы, мало чем отличается от простого. Разница лишь в том, чтобы сделать систему более хитро мудрой и найти разрыватель массы было намного сложнее. Если разбить установку по шагам, то можно получить следующую последовательность: 

  • Как и в случае обычного разрывателя, выключатель монтируется в подкапотное пространство, поближе к аккумулятору. Это требуется для сокращения длины “массового” провода.
  • К клеммам выключателя массы, в разрыв подключить минусовой провод от аккумулятора.
  • На один выход, к обмотке электромагнита подключается минусовая клемма АКБ. Вторая, к кнопке включателя, которая размещена в любом удобном месте автомобиля.
  • Второй выход на кнопке выключателя разрывателя, подсоединяется к массе авто. Это может быть как кузов транспортного средства, так и любой “+” электрооборудования.

И самое главное, когда Вы ставите дистанционный выключатель массы в салон, на кнопку повесить предохранитель. Автоэлектрики заявляют, что хватит самого обычного на 5 А.

Подключение разрывателя массы в обход сигнализации

Для тех, кто хочет обезопасить свой автомобиль от угона и не выключать, разрывателем, от питания все авто, можно использовать данную методику монтажа. 

На минусовую клемму крепится тонкий провод, с предохранителем. Проконсультировавшись с автоэлектриком, можно подобрать оптимальное сечение провода. В идеальном варианте, он должен выдерживать исключительно сигнализацию, предохранитель — аналогично. Данный провод, через предохранитель подключается к кузову автомобиля. Этого провода, хватает, чтобы питать сигнализацию, но при попытке завести двигатель, предохранитель перегорает и машина не запуститься совсем. 

Этот вариант отлично компонуется с дистанционным разрывателем массы и хорошо защищает автомобиль от угона. 

Какие последствия отключения массы в современных авто?

Включатель массы начали устанавливать еще наши деды, если не раньше. В нынешнее время, это устройство не столь востребовано, так как все автомобили, после 2000 годов, напичканы различными электронными системами. Отключение питания от этих систем, зачастую грозит сбросу настроек.

Но если Вы все же надумали ставить разрыватель массы, Вы должны знать следующее:

  • При отключении массы, время и даты на автомобиле, будут сбрасываться. Также, могут “слететь” настройки с мультимедийной системы. 
  • При монтаже разрывателя, автономная сирена на сигнализации, может сработать. Если автономного питания нет, то охранная система может отключится и сама не запустится снова. 
  • На автомобилях с инжекторным типом двигателя, при отключении питания, с контроллеров “слетают” все настройки до заводских. 
  • Большинство автоэлектриков утверждают, что в случае самопроизвольного выключения массы при включенном зажигании, может отвязать иммобилайзер. А значит, Вы на полном ходу можете потерять управление, особенно если на повороте заблокируется руль. 

Но вот чего бояться действительно не стоит, как многие пишут на форумах, так это того, что при отключении массы, сбрасываются настройки в ЭБУ. 

Ход работы

Итак, вы приобрели выключатель массы на автомобиль ВАЗ. Теперь дело за малым – процесс подключения. Для этого готовится рабочее место и необходимый инструмент:

  • ключи;
  • плоскогубцы;
  • отвёртки;
  • щётки;
  • щупы.

Этап 1

Отсоединение клеммы от массы аккумулятора. Это предотвратит короткое замыкание, которое может спровоцировать не только перегорание электрики автомобиля, но даже удар током. Провести операцию несложно, так как провод клеммы выкрашивается в чёрный цвет и помечается знаком минус.

Этап 2

Отсоединение от положительного вывода аккумулятора. Провод этой клеммы красный и помечен знаком «+».

Отсоединение осуществляется аккуратно. При этом проверяется уровень электролитной жидкости аккумулятора и щёткой чистятся его выводы – как положительный, так и отрицательный. Клемма «массы» сохраняется – она понадобится, когда автомобиль вернётся к активной эксплуатации.

Этап 3

Работа непосредственно с выключателем. Этот узел ключом соответствующего размера подсоединяется к отрицательному выводу аккумулятора. После затягивания нужно обязательно убедиться в надёжности крепления. Клемма проводки, в свою очередь, соединяется с положительным выводом аккумулятора, а выключатель –  с проводом массы.

Этап 4

После того как система собрана, проводится её испытание. Делается это при отключенном выключателе массы (в противном случае перегорят предохранители). После того, как вы убедитесь в том, что система работает нормально, можно включать ВМ.

Руководство по изготовлению

Для самостоятельного изготовления существует простая схема ВМА без механических контактов, что обеспечивает его надежность. Дополнительным плюсом данной конструкции является возможность использования прибора в качестве противоугонного устройства. В конструкцию прибора входит два проводника: диод и тринистор.

Схема простого ВМА

В данном устройстве тринистор используется в качестве электронного реле, которое срабатывает, как только появляются импульсы на управляющем электроде. В потайном месте салона автомобиля устанавливается S1, при замыкании контактов которого возникает необходимый импульс. При поступлении на тринистор импульса он отпирается, сопротивление резко уменьшается и по сети течет ток высокого напряжения.

Детали для выключателя массы

Для возможности подзарядки АКБ от генератора параллельно с тринистором присоединяется диод. Крепятся детали на уголке из дюраля. На одной полке высверливаются отверстия и крепятся полупроводники, а на второй отверстия высверливаются под крепежный материал, с помощью которого прибор будет крепится к кузову машины. Для проводки используется многожильный монтажный провод.

Провод в салон от батареи

Установка прибора состоит из последовательности шагов:

  1. На вывод катода тринистора присоединяется накидная клемма батареи. Собранная конструкция помещается в металлический корпус.
  2. Управляющий провод нужно протянуть из моторного отсека в салон.
  3. Чтобы не делать лишних отверстий в кузове, можно использовать держатель тормозной трубки. Для этого удаляем дно и получаем отверстие, через которое протягиваем провод.
  4. Тумблер устанавливаем на рулевую колонку. Для этого нужно выкрутить винты чехла, просверлить отверстие в колонке соответствующего диаметра и вставить в него тумблер.
  5. Далее к одному из выводов присоединить провод, который идет на «массу», а к другому подключить управляющий провод.

Если прибор использовать в качестве противоугонного устройства, то желательно использовать диод более мощный. Так как на его охлаждение влияет скрытая установка в моторном отсеке. Необходимо замерить омметром внутреннее сопротивление диода, когда он находится в открытом состоянии. Напряжение не должно падать больше 0,5—0,6 В, иначе нарушится процесс зарядки аккумулятора.

Новый заводской ВМА

Инструкция по изготовлению выключателя массы аккумуляторной батареи своими руками — Автомастер

Выключатель массы аккумуляторной батареи часто применялся автолюбителями на советских автомобилях в 70-80-х годах прошлого века. Он одновременно выполнял две функции:

  • простейшего противоугонного устройства;
  • предотвращение токов утечки аккумуляторной батареи, ее разряда во время стоянки автомобиля.

Выключатель массы (ВМ) приобретался и устанавливался, как сейчас говорят, в качестве дополнительного оборудования.

Назначение

Основное назначение выключателей массы не изменилось с прошлого века:

  • отключение от бортовой сети аккумуляторной батареи на время стоянки;
  • при наличии двух АКБ в транспортном средстве – отключение резервного аккумулятора;
  • в качестве простейшего противоугонного устройства.

Современные угонщики забыли про простейшие уловки автолюбителей, поэтому, если грамотно спрятать ВМ в подкапотном пространстве, им может не придти в голову такой вариант.

В современных автомобилях, нашпигованных электронными средствами и блоками, часто встречаются утечки тока во время стоянки автомобиля, которые трудно устранить. Основные потребители тока во время стоянки:

  • автомагнитола;
  • охранное устройство (автосигнализация);
  • блок управления кузовом.

Считается нормальным, если автомобиль во время стоянки потребляет ток до 200 миллиампер (обычно около 20-70 миллиампер). За сутки это около 5 ампер-час, за 10 суток – 50 ампер-часов. То есть за 10 суток стоянки автомобильный аккумулятор может практически полностью разрядиться.

Обычно это происходит приблизительно за месяц. Таким образом, если оставлять автомобиль на длительную зимнюю стоянку, весной АКБ разрядится практически в ноль. Это очень опасно с точки зрения сульфатации пластин, которая приводит к полной неисправности аккумуляторной батареи.

Избежать разряда АКБ по причине токов утечки во время стоянки позволяет выключатель массы.

ВМ широко применяются в сельхозтехнике, например, для тракторов:

И на большегрузной технике — например, дистанционный выключатель массы КАМАЗа:

Типы и схемы подключения выключателя массы АКБ

В настоящее время применяют следующие типы ВМ:

  • ручные механические;
  • дистанционные электромеханические (релейные);
  • тиристорные.

Ручные механические ВМ применяются на большегрузных автомобилях и спецтехнике. Они рассчитаны на большие токи (до 1000 Ампер), поэтому могут использоваться для коммутации цепей запуска мощных двигателей. Такие выключатели можно с успехом использовать и в легковых автомобилях.

Типичные неисправности, ремонт и обслуживание включателя массы

Тумблер массы — это простое и даже в неком роде, примитивное устройство. Оно долговечно и редко когда ломается. В случае, если Вы неудачно установили разрыватель и на него постоянно попадает влага, то он может покрываться коррозией и перестать нормально функционировать. В этом случае его легко можно разобрать и почистить. Задача на 5 минут. 

Бывают и более сложные случаи поломки, обрыв обмотки электромагнита, поломка фиксатора и многое другое. При таких неисправностях, устройство проще и дешевле просто поменять. Если обобщить, то это одноразовая деталь, ее проще менять, чем думать о ремонте. 

Типы и схемы подключения выключателя массы АКБ

В настоящее время применяют следующие типы ВМ:

  • ручные механические;
  • дистанционные электромеханические (релейные);
  • тиристорные.

Ручные механические ВМ применяются на большегрузных автомобилях и спецтехнике. Они рассчитаны на большие токи (до 1000 Ампер), поэтому могут использоваться для коммутации цепей запуска мощных двигателей. Такие выключатели можно с успехом использовать и в легковых автомобилях.

Установить ВМ можно в месте подключения вывода отрицательной клеммы аккумуляторной батареи к кузову автомобиля, если это место находится в досягаемости для включения.

Более удобны ВМ, расположенные на клеммах аккумуляторной батареи, предназначенные специально для легковых автомобилей.

В легковых и грузовых автомобилях часто применяют дистанционные выключатели массы. Ими можно управлять из салона автомобиля. В таком случае, если разместить кнопку управления потайным способом, получается неплохое противоугонное устройство.

Кнопка может быть рассчитана на большой ток непосредственного управления электромагнитом ВМ, как показано на схеме.

Если в схеме использовать дополнительное реле, можно применить слаботочное управление (небольшую кнопку).

В легковых автомобилях в качестве ВМ можно использовать мощные тиристоры на токи 160, лучше 320 Ампер. В таком случае управление можно организовать скрытным методом с помощью системы геркон-магнит. Но тиристорная схема управления может не выдержать больших токов запуска двигателя.

Можно применить тиристорную схему управления с двумя кнопками и реле.

Силовое реле Gruner 750H

Силовое реле Gruner 750H

ДИСТАНЦИОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ МАССЫ / ПЛЮСА 12В — 300А

Дистанционно управляемое, поляризованное (изменение состояния вкл/выкл кратковременной подачей напряжения на управляющие контакты) силовое электромагнитное реле на 12V, коммутирующее в зависимости от необходимости либо плюсовую шину либо массу. Долговременный коммутируемый ток на 12V — 300A, пиковая кратковременная нагрузка 2-3 мин 1000A. Реле выполнено в полностью герметичном корпусе небольшого размера 76х30х20мм. Силовые контакты реле позволяют подключить провода сечением вплоть до 50мм2.

Особенности установки реле Gruner 750H: Реле управляется кратковременной подачей напряжения, для включения на выводы 3 (+12В) 4 (масса), для выключения на выводы 2 (+12В) 1 (масса). После снятия управляющего напряжения реле «запоминает» свое положение и может оставаться во включённом либо выключенном состоянии неограниченное время, без подачи управляющего напряжения. Длительность управляющего напряжения не более 1/2 — 2сек, напряжение от 5,5 до 16В, ток потребляемый катушками 1,5А.При длительной подаче управляющего напряжения на катушки реле (более 20сек), реле выходит из строя. 1. Соблюсти полярность подключения управляющих сигналов! В случае переплюсовки реле выходит из строя. * ( *- верно для версии реле -001 ) 2. Подача КРАТКОВРЕМЕННЫХ импульсов на управляющую колодку реле для его переключения! По паспорту реле переключается за

30ms при напряжении от 6В до 16В. При длительной подаче напряжения (несколько десятков секунд) на управляющую колодку, реле может выйти из строя. 3. Надёжный монтаж силовых выводов реле, не допускающий ФИЗИЧЕСКИХ знакопеременных нагрузок. При воздействии длительных знакопеременных нагрузок на силовые выводы, произойдёт их выламывание из корпуса

Подробно с правилами монтажа реле можно ознакомиться здесь – ВАЖНО: Монтаж реле необходимо производить исключительно на тугоплавкие электротехнические сорта пластика (гетинакс, стеклотекстолит, эбонит, фторопласт, стекловолокно, углепластик итд итп ) Рабочая температура выводов реле может достигать 120С на максимальной нагрузке, и в случае монтажа реле на легкоплавкое основание – оргстекло, полиэтиленовые пластики, возможно прослабление силовых контактов с последующим их сильным разогревом из-за точечного контакта и деформацией корпуса реле с выходом его из строя. 4. В случае возможной работы реле под водой, крайне рекомендуется предпринять меры для гарантированной герметичности управляющего разъёма

Полную герметичность со стороны разъёма обеспечивает оригинальный разъём Hirschmann. !В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ! при использовании разъёма ВАЗ. ВАЖНО устанавливать реле таким образом, что бы в «стакане» разъёма реле не скапливалась вода ( вниз разъемом, либо с небольшим уклоном что бы стекала вода), тк разъем ВАЗ обеспечивает лишь пыле-брызгозащиту

В случае возможной работы реле под водой, крайне рекомендуется предпринять меры для гарантированной герметичности управляющего разъёма. Полную герметичность со стороны разъёма обеспечивает оригинальный разъём Hirschmann. !В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ! при использовании разъёма ВАЗ

ВАЖНО устанавливать реле таким образом, что бы в «стакане» разъёма реле не скапливалась вода ( вниз разъемом, либо с небольшим уклоном что бы стекала вода), тк разъем ВАЗ обеспечивает лишь пыле-брызгозащиту

Схемы подключения реле Gruner 750H для обесточивания лебедки по плюсовой шине, как отключателя массы.

Делаем своими руками

Чтобы отключить массу от автомобильного аккумулятора, можно поступить предельно просто, подняв капот и открутив соответствующие клеммы. Но если в салоне будет находиться кнопка, через которую осуществляется отключение, с ней работать намного удобнее. Подобное решение можно сделать своими руками.

Если не планируется использовать заводской выключатель, можно сделать его своими руками. Вполне подойдёт простая схема, в которой отсутствуют механические контакты. Это повышает надёжность конструкции. Плюс такая система станет прекрасным дополнением к вашей охранной системе, если такая предусмотрена.

Для сборки размыкателя потребуется кнопка типа S1, которая будет установлена в салоне, диод и тринистор.

Тринистром называют тиристор, который имеет 3 электрических вывода. Это управляющий электрод, катод и анод.

  • Тринистор будет применяться в роли электрореле, срабатывание которого происходит при появлении импульса на управляющем электроде.
  • В скрытом месте, которое выбирает сам автомобилист, устанавливается кнопка управления. При замыкании контактов на кнопке будет возникать импульс.
  • Поступая на тринистор, импульс способствует отпиранию, сопротивление резко меняется в сторону уменьшения, по сети проходит ток высокого напряжения.
  • Тринистор позволяет току проходить только в направлении от аккумулятора до бортовой электросети.
  • Чтобы АКБ могла подзаряжаться от генератора, параллельно с тринистром подключается диод.
  • Крепление детали осуществляется с использованием уголка на основе дюрали.
  • На одной полке делаются отверстия для крепления полупроводников.
  • На второй нужно просверлить отверстия под крепежный элемент, который будет использоваться для крепления устройства к кузову.
  • В качестве проводки применяется монтажный многожильный провод.

Объединив всё в единую схему, при нажатии на кнопку, спрятанную в салоне, можно будет размыкать массу, тем самым перекрывать ток от АКБ к потребителям.

Цикл заряда батареи

Для начала зарядки от клемм аккумулятора необходимо отключить нагрузку. На свободные клеммы батареи подаётся постоянный ток со значением напряжения большим, чем выходное напряжение заряжаемого устройства. При осуществлении зарядки следует строго соблюдать полярность, то есть должны совпадать положительные и отрицательные контакты батареи и зарядного устройства

Важно учитывать, что устройство для зарядки необходимо выбирать с большей мощностью, чем сам аккумулятор, для того, чтобы преодолевать сопротивление оставшейся в нём энергии и производить электрический ток с направлением, противоположным току разряда. В результате обратимые химические реакции, протекающие в АКБ, поменяют своё направление. Рекомендуем: Тип, габариты и другие характеристики аккумулятора 18650

Рекомендуем: Тип, габариты и другие характеристики аккумулятора 18650

Для рассмотрения примера можно взять также никель-кадмиевую батарею. В реакцию вступают гидроксиды кадмия и никеля, образовавшиеся при цикле разряда. Продуктами этой реакции будут оксид-гидроксид никеля, вода и восстановленный кадмий.

Из всего вышесказанного следует, что во время рабочего цикла меняется только химический состав электродов. Электролит лишь создаёт требуемую для протекания реакций среду. С течением времени он может испаряться, что не самым лучшим образом скажется на продолжительности работы батареи. Рассмотренный принцип работы верен для любого типа аккумуляторов, будет изменяться только химический состав электродов и электролита.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий