Нужны ли права на мопеды до 50 кубов в России в 2020 году?
Изменения в пункты ПДД об управлении мототехникой были проведены в 2013 году. Внесено предложение об открытии новой категории в ВУ – «М». Правила о вождении вступили спустя год – в конце 2014 года, поэтому с 2015 года получение прав на управление мопедом стало обязательным.
В соответствии с законодательными актами, каждый водитель мотосредства должен иметь ВУ с открытой данной категорией. На основании пункта № 1, статьи №25 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» под категорию «М» подходят мопеды и легкие квадрициклы, если они соответствуют таким техническим параметрам:
- объем мотора – до 50 куб;
- допустимая скорость – не выше 60 км/час;
- электромотор – 0,25-4 кВт.
Права категории М
Любое средство, попадающее под данные технические параметры, должно управляться гражданином при наличии ВУ категории «М». Сейчас на дорогах появляются электрические варианты мотовелосипедов и скутеров, поэтому если мощность электрического мотора 0,25 кВт и выше, тогда водитель, управляя им без прав, нарушает законы РФ.
Нередко при продаже мототранспорта с рук указываются в документах неправильные объем или мощность двигателя. Но если инспектор ГИБДД заметит нестыковку технических характеристик, он вправе направить документы на рассмотрение в суд.
Что означает категория М
С 2019 года действует закон о введении новой категории, позволяющей управлять соответствующими видами транспортных средств. Её не существовало ранее, и теперь она получила обозначение М. Но не все пока знают, что открывает эта категория и для чего ставить в правах такую отметку.
Но большинство поддерживает новую категорию. Это адекватное и во многом долгожданное решение, поскольку появление новых прав позволит несколько снизить уровень аварийности на дорогах. Следует детальнее изучить сведения, приведённые в новом законе о безопасности движения.
Нововведение распространяется на маломощные двух и трёхколёсные ТС, объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров. Под эту категорию попали скутеры и мопеды, включая модели маленьких габаритов, но с указанными показателями мощности.
Подобное новшество было ожидаемым и во многом правильным. Очень часто на российских дорогах происходят аварии и ДТП, непосредственными участниками, а зачастую виновниками, становятся малолетние граждане на ТС, для управления которыми ранее разрешение не требовалось. Потому каждый желающий даже без опыта и знаний хотя бы теории о правилах безопасности, мог сесть за руль и выехать на дороги общего пользования.
Новая категория подразумевает, что управлять мопедом или скутером теперь можно исключительно при условии предварительного получения полноценного водительского удостоверения, которое могут выдавать с 16 лет. Для начала водителю требуется пройти обучение по теоретической части, после чего сдать практические экзамены, успешно пройти медицинскую комиссию и подтвердить полученные навыки путём сдачи экзамена уже непосредственно в ГИБДД.
Все, кто получает права М, становятся полноценными и полноправными участниками дорожного движения. Это означает, что они получают не только соответствующие права и привилегии, но также несут ответственность за совершённые правонарушения. К ним применяется закон по всей строгости, без каких-либо исключений.
Также получение прав на управление ТС, входящими в понятие категории М, обязаны оформить страховку по системе ОСАГО.
Важно понимать, что М распространяется только на маломощный транспорт типа мопедов и скутеров с объёмом двигателя не более 50 кубических сантиметров. Если же объём составляет от 51 до 125 кубических сантиметров, тогда предусмотрено открытие другой категории. А именно А1, которая распространяется на мотоциклы
А именно А1, которая распространяется на мотоциклы.
Некоторые уверены, что при сдаче экзаменов на более сложные категории, нежели М, она будет проставляться в правах автоматически. Достаточно лишь написать соответствующее заявление. Такая схема действовала раньше, но теперь её отменили.
Даже при наличии прав с отметкой В или А1, водителю всё равно придётся пройти экзамен по теории и практике, чтобы дополнительно иметь возможность управлять мопедом или скутером. Только после успешной сдачи экзаменов пишется заявление в ГИБДД и права обновляются. Но есть исключение. Если с момента сдачи на предыдущую категорию прошло менее 3 месяцев, заявитель имеет право предъявить результаты предыдущего теста по теории, а также ранее оформленную медицинскую справку.
Категории транспортных средств
М считается начальной и наиболее простой категорией, но и она требует знаний теории и успешного прохождения практических испытаний. Такие права разрешается получать с 16 лет. Как и с отметкой А1. А вот следующую по иерархии категорию А для мотоциклов (более 125 кубических сантиметров) получают только в 18 лет и старше.
Касательно новой категории прав с обозначением М в водительском удостоверении можно добавить следующее:
- Чтобы пройти обучение в автошколе, а затем сдать экзамены в ГИБДД, разрешение со стороны родителей, либо лиц, которые их заменяют, не требуется.
- Будущий водитель имеет право начать обучение в 15 лет. Но при условии, что к моменту завершения обучения ему уже исполнится 16.
- На М действуют самые низкие расценки за обучение. В среднем цена составляет от 2 до 5 тысяч рублей. Но бывают и более дорогие курсы.
- За оформление водительского документа предусмотрена госпошлина. Её размер составляет 2 тысячи рублей на ламинированной карточке.
- Чтобы получить права на бланке потребуется заплатить 500 рублей.
- Обучение длится от 1 до 3 месяцев, включая теорию и практику.
- Медицинская справка после оформления считается действительной 2 года.
Все эти нюансы важно знать тем, кто планирует получить свои первые водительские права и иметь разрешение на управление мопедом или скутером с ограниченным рамками категории М объёмом двигателя
Правила езды на мопеде
При эксплуатации мопеда или скутера категории М действуют следующие правила:
- Всегда возить при себе водительское удостоверение.
- Управлять транспортным средством могут граждане, достигшие возраста 16 лет.
- При задержании нарушителя в состоянии алкогольного опьянения его лишат прав.
- Передвижение мопедов и скутеров должно осуществляться по правому краю проезжей части или по велодорожке.
- Разрешено передвигаться по обочине, не мешая пешеходам.
- Разрешен обгон трамваев и троллейбусов.
- В светлое время дня нужно включать фары ближнего света.
Также запрещены следующие действия:
- При управлении держать руль только одной рукой.
- Ездить без шлема или с не застегнутым.
- Перевозить детей младше 7 лет без спец. оборудования.
- Переезжать дороги по пешеходному переходу.
- Возить крупные предметы, которые выступают за пределы скутера.
- Выполнять разворот или левый поворот через трамвайные пути.
- Участвовать в буксировке.
На обучении водителей категории М специализируются далеко не все автошколы
Порядок оформления прав на скутер
Для того чтобы получить права на скутере, следует пройти ряд стандартных процедур:
- Обучение в автошколе (обычно это сокращенный курс продолжительностью две недели, который включает изучение сокращенной версии теории ПДД) – стоимость обучение составляет примерно 9-12 тысяч рублей.
- Пройти медицинский осмотр.
- Сдача внутренних экзаменов.
- Сдача экзаменов в ГИБДД: теория (допустимо две ошибки в ответах), площадка, город.
Для оформления прав необходимы документы:
- Заявление на получение прав категории М.
- Паспорт.
- Справка из наркологического диспансера.
- Справка из психоневрологического диспансера.
- Общую медицинскую справку.
- Фото 3 на 4.
- Квитанцию об оплате за сдачу экзамена (стоимость экзамена составляет 800 рублей).
Если с первого раза сдать экзамен не получается, вам назначат пересдачу спустя 7 и более дней после первой попытки.
1. Где выдаются права
Права на скутер выдаются в ГИБДД, по месту обращения, т.е. вы выбираете наиболее территориально подходящее вам подразделение ГИБДД, где сначала сдаете экзамены, а затем получаете свое водительское удостоверение.
2. Кому выдаются
Права категории М выдаются лицам, которые:
- Уже достигли возраста 16 лет.
- Прошли соответствующее обучение.
- Имеют медицинскую справку.
- Успешно сдали теоретические и практические экзамены.
3. Что представляет собой экзамен
Экзамен для получения прав категории М состоит из двух частей: теория и практика.
Экзамены сдаются в ГАИ, под надзором сотрудников отделения. Сотрудник, который принимает экзамен должен:
- Быть старше 25 лет.
- Иметь права категории М или выше.
Теоретическая часть представляет собой тестирование на компьютере. После успешной сдачи теории, необходимо сдать практическую часть на площадке и в городе.
Сдавать экзамены можно только после обучения в автошколе, самому просто подготовиться и прийти сдавать запрещено.
Если с первого раза сдать не получилось, у вас есть 7 дней для того чтобы подготовиться и прийти на пересдачу. В случаи провала во второй раз, на пересдачу вас допустят только через месяц. И в последующем промежуток между пересдачами должен быть более 30 дней.
В итоге, для того чтобы управлять скутером или мопедом, независимо от мощности двигателя, водителю понадобятся права. Данный закон введен недавно, однако, это не освобождает водителей от их обязанностей. Категории прав для вождения скутером – М или А (зависит от типа механического транспортного средства). При наличии категории В или любой другой, получении категории М не требуется.
Обязательным условием также является достижение водителем 16 лет, а также езда без шлема на мопеде противозаконна. За несоблюдение этих условий водителю грозит штраф.
Для получения прав потребуется пройти обучение в автошколе, пройти медицинское обследование и сдать экзамены в ГИБДД.
Таким образом, процедура получения водительского удостоверения не такая уж и сложная, и занимает немного времени. Если же вы захотите прокатиться на скутере без прав, вам возможно придется поплатиться за это высоким штрафом в размере от 5 тысяч рублей и более.
Нужны ли права на мопед в 2023 году
Многие скажут – да какая разница скутер и мопед одно и то же! Нет, господа. Посмотрите вот на фото справа – это мопед. А вверху видите фото – это скутер. Честно говоря, я и сам недавно думал, что это одно и тоже.
Скутер быстрее, а мопед медленнее. Скутер имеет колеса больше. У скутера есть обтекаемый кузов, как у мотоцикла. Для мопеда характерны простые внешние черты, схожие с велосипедом.
То есть исходя из перечисленного мопед намного проще скутера. А если это транспортное средство проще – нужны ли на него права для законного управления? Разбираемся…
Еще совсем недавно по городам и селам России на мопедах носились подростки и даже дети. Естественно – без прав. В сводках о ДТП можно было увидеть второго участника аварии на мопеде, в том числе в возрасте несовершеннолетнего.
Такая опасная вседозволенность требовала реакции властей. Законодатель откорректировал этот пробел и сегодня, в 2023 году в России мопед, наравне со своим собратом скутером относится к передвижным средствам, для управления которым обязательно нужны права.
Сразу же с введением этого требования, на дорогах России уменьшилось количество водителей, управляющих мопедами и полностью пропали водители возраста до 16 лет.
Как и на более солидном скутере, на простом мопеде можно ездить в России с 16 лет. Для оформления прав придется изучить ПДД и сдать экзамен в ГИБДД. Коме того, придется пройти госрегистрацию своего транспорта и получить номерные знаки.
Раньше на дорогах России можно было частенько встретить мчащиеся без номеров мопеды и скутеры. Приводило это к тому, что при повреждении таким мотосредством автомобиля, сложно было найти виновника аварии по причине отсутствия его идентификации. В 2023 году — полноправные участники дорожного движения и наравне со скутерами, мотоциклами и автомобилями, имеют госномера и несут ответственность на нарушение ПДД и ущерб от ДТП.
Нужны ли права на скутер в 2018 в России
Официальное утверждение закона о данной поправке произошло 8 апреля в 2014 году. С тех пор владелец, имеющий в своём распоряжении скутер, обязывается пройти тестирование с целью получения прав, относящихся к категории М, которая также распространяется на мопед и на другие различные модели квадроциклов. В ситуации, когда у Вас имеется какая-либо иная категория прав, дополнительно сдавать экзамен на категорию М не требуется.
Также владелец подобного мототранспорта должен придерживаться следующих специальных правил:
- Иметь шлем.
- Держать в рабочем состоянии фары ближнего действия при дневном освещении.
- Не использовать легкий мототранспорт в целях перевозки крупногабаритных предметов.
- При движении нужно обязательно держать руль минимум одной рукой.
- Нельзя перевозить количество пассажиров больше предусмотренного. Для перевозки детей, которым ещё не исполнилось 7 лет, должно присутствовать специально оборудованное место.
- В случае, когда на трассе расположено от двух полос, или же имеются трамвайные пути, поворачивать влево и разворачиваться — запрещено.
- Запрещается использовать мототранспорт для буксировки
Нужны ли права на скутер 49.9 кубов в 2018 году?
Ответить на поставленный в подзаголовке вопрос можно с помощью выписки из правил дорожного движения РФ. Она свидетельствует, что все средства передвижения, имеющие двигатель, объём которого не выходит за пределы показателя в 50 куб. см., а максимально возможная скорость разгона составляет около 50 км/ч, обязывают своих владельцев пройти тест для приобретения водительской лицензии категории М. Всё это говорит о том, что водителю необходимо иметь права на скутер до 50 кубов. В ситуации, когда мощность скутера больше значения в 50 куб. см., владельцу следует получить права, соответствующие категории А.
Со скольки лет можно получить права на скутер в России?
Дороги России помнят огромное количество ДТП с участием не достигших 16 лет подростков, находящихся за рулём мопедов и прочих разновидностей легкого мототранспорта без прав
Дети 13-15 лет, которые не встречали запрета самостоятельной езды на городских дорогах, управляли транспортным средством с пивом в руке и проявляли пренебрежение к правилам и к осторожности. По этой весомой причине Правительство РФ приняло решение ввести поправки в ПДД, которые строго запрещают ездить на скутере гражданам РФ, не достигшим 16 лет. Если же подросток младше 16 лет был замечен при езде за рулём транспортного средства, то вся ответственность за данный незаконный поступок возлагается на его родителей
Если же подросток младше 16 лет был замечен при езде за рулём транспортного средства, то вся ответственность за данный незаконный поступок возлагается на его родителей.
Штраф за езду на скутере без прав 2018
В современной России отсутствие каких-либо прав на скутер считается серьезным нарушением ПДД и по закону РФ предусмотрен административный штраф, величина которого варьируется от 5 000 до 15 000 рублей. В случае обнаружения отсутствия водительской лицензии у водителя, транспортное средство будет задержано и отправлено на штрафстоянку, а владельца скутера ожидает отстранение от управления мототранспортом в будущем. Забрать скутер со штрафстоянки способен лишь гражданин, у которого имеется лицензия водителя.
На какие скутеры не нужны права в 2018 году?
В России существует необходимость наличия прав владельцам всех видов скутеров, так как минимальная скорость разгона данного индивидуального транспортного средства составляет 50 км/ч, а максимальная доходит до 120 км/ч. Исключением являются лишь электровелосипеды, которые способны достигать скорость в 30 км/ч, вследствие чего для владельцев нет обязанности иметь лицензию.
Какие документы необходимы мопедистам?
Скутер признается транспортным средством, относящимся к категории прав «М», только если объем его двигателя составляет не более 50 см3, а максимально развиваемая скорость – 50 км/ч. В остальных случаях юридически это транспортное средство считается мотоциклом или легким мотоциклом. От принадлежности к тому или иному типу ТС зависит перечень необходимых документов.
Если объем двигателя скутера до 50 кубов
Для управления мопедами объемом двигателя меньше 50 см3 требуется только водительское удостоверение. Такие ТС не ставят на учет в ГИБДД, на них не оформляют полис ОСАГО, так что в/у – единственный документ, который сотрудники Госавтоинспекции могут потребовать от водителя.
Бывалые мопедисты советуют также иметь с собой копии еще 2 документов: первый – подтверждение права собственности (чек из магазина или договор купли-продажи), второй – какие-либо технические книжки от производителя, содержащие характеристики мопеда. Закон не предусматривает обязанность иметь эти документы, однако их наличие позволит избежать некоторых конфликтов с инспекторами ГИБДД.
Чек или ДКП нужны, чтобы доказать право собственности, так как СТС и ОСАГО на мопед не оформляется. Однако, если подобный скутер не будет в розыске, то причин для проверки права собственности быть не должно. А если все же разыскивается, то проверка будет проводиться в судебном порядке, а не на дороге. То есть, по закону эти документы водителю не требуется иметь при себе. К сожалению, даже сотрудники ГИБДД не всегда действуют по закону, поэтому проще будет показать копию документа, чем устраивать разборки.
Такая же ситуация с техническими книжками, подтверждающими объем двигателя и максимально возможную скорость. Нет ни одной нормы, которая требовала бы от мопедиста подтверждения технических характеристик его мопеда. Однако проще будет показать техкнижку инспектору на дороге, чем получить штрафы за езду без номеров, СТС и ОСАГО, а потом обжаловать их в судебном порядке.
Важно! Оригиналы этих документов лучше держать дома, а с собой возить только ксерокопии, которые будет не жалко потерять или испортить
Если объем двигателя скутера свыше 50 кубов
Если же объем двигателя более 50 см3 или его мощность более 4 кВт, то это транспортное средство признается не мопедом, а мотоциклом. Для них требуются права другой категории: «А1» для мотоциклов объемом мотора до 125 см3 или «А», подходящая для мотоциклов любой мощности. Помимо этого, скутер придется оформлять в ГИБДД: проходить ТО, получать ПТС, ставить на учет, устанавливать номера, оформлять СТС, покупать страховой полис ОСАГО.
Следовательно, на мопеды, относящиеся к категориям «А1» и «А», распространяются все требования к документам, что установлены и для остальных ТС. Их водитель обязан возить с собой не только права, но и СТС, ОСАГО. Но помимо обязанностей у таких водителей появляются и права: они могут ездить по всей ширине проезжей части и могут двигаться наравне с автомобилями.
Страховой полис автогражданки
Дальше интереснее. За повторное в течение года совершение этого нарушения предусмотрен штраф в размере 1700 грн. или общественные работы на срок от 30 до 40 часов, с платным изъятием транспортного средства или без такового (ч.7 ст.121 КУоАП). При повторном нарушении решение принимает уже суд, однако скутер задерживается в любом случае до решения дела в суде.
Требования к регистрации ТС и наличию водительского удостоверения. Согласно п.п.30.1 ПДД владельцы механических транспортных средств должны зарегистрировать их в уполномоченном органе МВД в течение 10 дней с момента приобретения. Согласно п.п.2.9.в ПДД водителю запрещается управлять транспортным средством, не зарегистрированным в сервисном центре МВД.
Подпунктом 2.1 ПДД предусмотрено, что водитель механического транспортного средства должен иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и регистрационный документ на транспортное средство.
Ключевым моментом для обязательного наличия указанных документов является отнесение транспортного средства к категории «механическое».
Как отличить механическое транспортное средство. Законодательством разграничены понятия «Механическое транспортное средство» и «Транспортное средство». Разница между этими понятиями заключается в наличии двигателя внутреннего сгорания, а также мощности электродвигателя.
Согласно п. 1.10 Закона “О дорожном движении” механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется, в частности, на транспортные средства с электродвигателем мощностью более 3 кВт.
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки людей или грузов, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов;
Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется в том числе на транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт; мопед – двухколесное транспортное средство, которое имеет двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт.
Итак, транспортное средство, в частности скутер, с электродвигателем считается механическим при условии, что мощность двигателя более 3 кВт. В то же время любое транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя внутреннего сгорания, независимо от его рабочего объема, относится к механическим транспортным средствам.
К какой категории ТС относятся скутеры. Согласно п.2.13 ПДД к транспортным средствам категории А1 относятся мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, которые имеют двигатель с рабочим объемом до 50 куб.см или электродвигатель мощностью до 4 кВт.
При этом пунктом 3 Положения о порядке выдачи удостоверений водителя, утвержденного постановлением КМУ от 08.05.1993 № 340, предусмотрено, что транспортные средства, управление которыми разрешается при наличии удостоверения водителя, подразделяются на следующие категории, в частности, А1 – мопеды, мотороллеры и другие двухколесные (трехколесные) транспортные средства, которые имеют двигатель с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров или электродвигатель мощностью до 4 кВт.
Указанное свидетельствует о том, что к категории А1 относятся транспортные средства, в частности скутеры, с электродвигателем мощностью от 3 до 4 кВт, поскольку именно они принадлежат к механическим транспортным средствам в понимании Закона Украины “О дорожном движении”. На эти транспортные средства право на управление предполагает наличие разрешительных документов.
Наличие водительского удостоверения и регистрационного документа предусмотрено исключительно для «механических» транспортных средств. Механическими считают скутеры с электродвигателем мощностью от 3 до 4 кВт, а также все ТС с двигателем внутреннего сгорания.
Если скутер имеет мощность менее 3 кВт, он не относится к категории «механический» и соответственно не предусматривает для водителя необходимости иметь при себе водительское удостоверение и регистрационный документ.
В случае, если транспортное средство с электродвигателем имеет мощность более 3 кВт, наличие указанных документов является обязательным. Отсутствие этих документов предусматривает штрафы и задержание скутера.
Читайте важные советы, которые пригодятся для вашего кошелька, в телеграм-канале Finance_ukr
Штрафы за езду на мопеде без прав
Какие штрафы за езду на мопеде без прав могут быть выписаны? – Все зависит от степени вины. Размеры штрафов можно посмотреть в ст. 12.8.
Если водитель просто забыл права, оставил их дома или на работе, но в базе ГИБДД все необходимые данные есть, нарушитель отделается штрафом в 500 рублей.
Когда права на мопед утеряны, придется оплатить штраф в 2000 рублей.
Если права просрочены или же человек сознательно ездит на мопеде без прав (вообще не получал ВУ), штраф составит 5’000–15’000 рублей. Также сотрудник ГИБДД обязан на месте конфисковать мопед и отправить его на штрафстоянку.
Если водитель уже лишен прав, но ездит на мопеде, штраф увеличивается до 30’000 рублей. Вместо штрафа в качестве наказания суд может избрать другую меру: административный арест на 10–15 суток либо 100–200 часов общественных работ.
Езда на мопеде в нетрезвом виде обойдется в 30000 рублей и лишение прав на 1,5–2 года.
Передача ТС человеку без прав будет стоить нарушителю 30’000 рублей. Передача мопеда пьяному человеку – 30’000 рублей, а также лишение прав на 1,5–2 года.
Итак, теперь вы знаете все о мопедах, о том, какие права нужны на мопеды, со скольки лет их можно получить и какие штрафы возможны за езду на мопеде без прав. Конечно, раньше все было проще: права на мопеды до 50 кубов вообще не были нужны. Однако стоит понять, что новые правила работают и в наших с вами интересах тоже. Современный уровень жизни и низкие цены на скутеры делают такой транспорт крайне доступным для подростков, которые не осознают всей опасности и в силу молодости не дорожат ни своими жизнями, ни жизнями других участников дорожного движения. Поэтому давайте будем жить дружно и ездить по правилам!
Можно ли мне управлять скутером — быстрый тест
1. У Вас есть действующее (не просроченное) водительское удостоверение любой категории, и Вы не лишены права управления?
ДаНет
2. В 12 столбце Вашего водительского удостоверения есть отметка ML?
ДаНет
Вы можете управлять скутером с рабочим объёмом двигателя до 50 см3, имея на руках водительское удостоверение для предъявления для проверки сотруднику ГИБДД.
Вы не можете управлять скутером, так как для этого Вам потребуется действующее водительское удостоверение любой категории с отсутствующей отметкой ML в 12 графе.
Итак, наличие права управление тем или иным транспортным средством в зависимости от наличия определённой категории в правах регулируют несколько законодательных актов. Но нам для ответа на наш вопрос понадобится только один: Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” (далее “ФЗ “О БДД”). Он является основополагающим для многих других правовых актов (они основываются на нём), сам он основан на международных соглашениях и принципах. Но главное, он является приоритетным перед другими нормативными актами (в том числе ПДД и Правилами выдачи водительских удостоверений), так что даже при наличии противоречий в вопросе категории для управления скутерами, он будет иметь приоритетное значение.
Вас также заинтересует:
- Можно ли и как сдать на права и получить удостоверение на машину и мотоцикл в 16 лет?
- Новый закон о пересдаче ПДД при замене прав — правда?