Прочие моменты
8.1 Перед установкой двигатель и редуктор проверяются на работоспособность в обязательном порядке.
8.2 Полноценное испытание нового мотобуксировщика в рабочих режимах не осуществляется, т.к. это во-первых — влечет дополнительные временные/финансовые затраты, что, в конечном итоге, приведет к увеличению стоимости буксировщика. А во-вторых — нецелесообразно ввиду общей примитивности техники.
8.3 На новом мотобуксировщике в двигателе и редукторе масло отсутствует (сливается сразу после проверки), т.к. перевозка с маслом в картере противоречит правилам транспортных компаний и в целом нежелательна — при опрокидывании набок масло может залить весь буксировщик.
8.4 Конструкция мотобуксировщика постоянно совершенствуется, поэтому может незначительно отличаться от представленной на странице “Купить мотобуксировщик”.
8.5 Во время дальних поездок рекомендуем иметь при себе как минимум:
- запасную свечу зажигания и свечной ключ;
- запасную цепь и/или замок цепи.
Желательно также иметь при себе запас бензина, т.к. расход топлива сильно зависит от условий движения, а также минимальный набор инструментов (пассатижи, гаечные ключи, отвертка и т.п.).
8.6 Данная инструкция носит рекомендательный характер и может содержать ошибки и неточности.
8.7 …
Последняя правка — 31.08.2022
Как выбрать мотособаку для рыбалки – советы
Те, кому довелось испытать приобретенный мотобуксировщик, могут дать полезные советы. Они пригодятся при выборе машины.
А именно:
- Оптимальный показатель мощности считается в 6,5 лошадиных сил. Такая машина понадобится для перевозки некрупных грузов, а также одного или двух пассажиров. Для преодоления сложного рельефа и перевоза большого груза советуют от 10 л. с.
- Перед покупкой мотобуксировщика необходимо решить, какой вариант привода нужен. Переднеприводная мотособака обладает лучшей проходимостью. Заднеприводная – скоростью.
- Рекомендуют внимательно осмотреть машину на предмет защищенности деталей от ржавчины. Также не помешает выяснить степень прочности корпуса.
- Для поездок в темное время суток технику следует выбрать с головным освещением.
- Функция подогрева ручек поможет совершать длительные поездки.
Ходовая часть
4.1 Через несколько километров пробега гусеница мотобуксировщика начинает заметно провисать, что особенно заметно на модели ORR-73 в силу значительной длины. Это нормальное явление, т.к. гусеница новая и разрабатывается. Для того, чтобы подтянуть гусеницу, необходимо:
- ослабить болты (М16) крепления ведомого вала (балансира);
- подтянуть гусеницу до легкого провисания верхней ее части, используя винты-полукольца с обеих сторон;
- затянуть (не сильно) болты (М16) крепления ведомого вала (балансира).
4.2 Избыточная натяжка гусеницы может привести к повреждению полуколец и даже деформации рамы. Слабая натяжка — к проворачиванию тележек (или скзизовых блоков) и к пробуксовке ведущего вала (редко).
4.3 Подшипники ведущего вала (UCFL-205) смазываются через пресс-масленки (тавотницы) в корпусе подшипников с помощью шприца для густой смазки. Подшипники тележек и ведомого вала можно смазывать жидкой смазкой (через отверстия, закрытые заглушками), но лучше разобрать и смазать густой смазкой, например Литолом.
4.4 Во всех подшипниках присутствует заводская смазка в достаточном количестве, поэтому первые 1-2 сезона их смазка не требуется при условии, что в подшипники не проникает вода, которая вымывает смазку.
4.5 При преодолении неровностей одна из тележек мотобуксировщика (часто средняя) может провернуться. Для продолжения движения необходимо вернуть тележку в исходное положение.
4.6 …
Разновидности мотобуксировщиков
Все гусеничные буксировщики разделяются на 2 варианта исполнения – передне- и заднеприводные. Сторонники есть и у того, и у другого типа привода. Объективно, разница заключается в следующем.
Основной плюс мотособак с задним приводом – маневренность и управляемость за счет того, что центр тяжести смещен ближе к месту сцепки. Они отлично идут груженые. Однако пустой мотобуксировщик постоянно встает на дыбы, на подъеме опрокидывается, а на снегу просто закапывается.
В переднеприводных мотобуксировщиках центр тяжести смещен к переду, что увеличивает пятно контакта гусеницы с поверхностью. Проходимость таких мотобуксировщиков практически не зависит от загрузки, что в целом обеспечивает лучшую тяговитость и ходовые характеристики.
Высокие нагрузки на кормовую часть буксировщика приводят к более частому выходу деталей привода из строя. Чаще всего лопаются пружины балансирных тележек, которые сразу же режут гусеницу по кругу. Вызывает проблемы даже замена подшипников ходовой части, для чего нужны серьезные демонтажные и регулировочные работ. Необходимо снять двигатель, отрегулировать поперечное и продольное смещение вариатора, тогда как ремонт переднеприводной компоновки не сталкивается с подобными трудностями.
Таким образом, переднеприводные собаки более проходимые, менее требованные в уходе, ими проще управлять и движутся они быстрее.
Лучший мотобуксировщик для рыбалки
Такой вид транспорта легко и быстро доедет по мокрому и рыхлому снегу, выдержит вес снаряжения и добычи. Данная техника великолепно приспособлена к сложным российским условиям и просто незаменима в зимнее время, когда до выбранного места невозможно ни пешком дойти, не доехать на авто.
БТС Стандарт 500/11
Мотобуксировщик с гусеницей 500 мм, вариатором Сафари и двигателем 11 л.с., электростартер + сани волокуши Мастер Про 150. В числе конструктивных особенностей: модульная конструкция (силовая установка с трансмиссией + гусеничный движитель), оптимальная развесовка, передний привод и передний угол атаки от снегохода Буран.
БТС Стандарт 500/11
На новых моделях внедрена интегрированная трансмиссия с силовой установкой, что исключает ускоренный износ ремней, увеличивает их ресурс (ремни вариатора Rubena). Двигатель четырехтактный, развивает максимальную скорость до 60- км/ч.
Оригинальная конструкция стальной рамы с высоким запасом прочности и ремонтопригодностью. В комплектацию входит мощная светодиодная фара LED (12V30W).
Плюсы:
- модульная силовая установка;
- рама с высоким запасом прочности;
- аварийная чека;
- расход топлива 2-3 л/ч;
- всесезонная подвеска.
Минусы:
большая мощность двигателя скорее вред, чем польза, проходимость практически не улучшается, а при росте веса букс зарывается и валится на бок, им трудно управлять
БУРЛАК-M ЭКСПЕДИТОР
На всесезонной подвеске. Две гусеницы шириной 38 см каждая обеспечивают высокую проходимость по любым видам покрытий. Подвеска унифицирована, зимой можно поставить катковые тележки. Управляется при помощи складного руля, стоя либо сидя в волокушах или прицепе. Таким образом, нет необходимости ставить данную технику на учет и получать права на управление.
БУРЛАК-M ЭКСПЕДИТОР
На Бурлаке Экспедитор установлены трансмиссия с вариатором Сафари, надежная коробка реверса с полноценной нейтральной передачей и тормозной механизм. Базовая модель комплектуется двигателем Lifan мощностью 15 либо 17 л.с. с катушкой 7А и регулятором напряжения, коробкой реверса, тормозом.
Максимальная комплектация Бурлак Экспедитор поставляется с двигателем Lifan мощностью 17 либо 18.5 л.с. с катушкой 7А и регулятором напряжения, а также включает подогрев ручек руля, дополнительный источник освещения в виде светодиодной балки и дополнительную розетку.
Плюсы:
- серийное производство, а значит, доступность запчастей и гарантийное обслуживание;
- качественная порошковая покраска;
- качественные комплектующие;
- оригинальная прочная рама.
Минусы:
иногда встает на дыбы.
Инструкция по эксплуатации БУРЛАК-M ЭКСПЕДИТОР
БТС Мужик
Полноразмерный модельный ряд с габаритной длинной 1450 мм и гусеницей шириной 500 мм. Имеет увеличенный угол атаки, что в сочетании с размером гусеницы и мощностью двигателя уменьшает давление на снежный покров, увеличивает проходимость по снежным заносам высотой более 1,5 метров.
Укомплектован двухопорным узлом трансмиссии, обновленным вариатором сафари и металлическим защитным капотом на четырехтактном двигателе от повреждений сторонними предметами, ветками, камнями и т.д. Рама изготовлена из стальной пластины толщиной 3 мм с подрамником. Установлены самоцентрирующиеся обслуживаемые подшипники в закрытом корпусе. Благодаря самоцентрирующемуся подшипнику ведущий вал всегда остается в горизонтальном положении.
БТС Мужик
Установлен эргономичный руль средней ширины. Имеет крепление выше уровня палубы, что положительно сказывается на управлении.
Плюсы:
- яркая мощная фара в комплекте;
- тяговое усилие от 350 кг до 750 кг;
- защита цепи и ведомой звезды;
- увеличенный угол атаки.
Минусы:
легкий – 90 кг, иногда заваливается.
Инструкция по эксплуатации БТС Мужик
В числе недорогих отечественных мотособак:
- Помор 380 S6.5, длиной 1250 мм, двигатель 6,5 л.с., фарой, на склизах за 54900 руб.;
- Ураган Компакт неразборный с двигателем Lifan на 13 л.с., грузоподъемностью 280 кг, цена 74400 руб.;
- Forza 6,5 л.с за 36600 руб.
Опции
5.1 Чехол двигателя позволяет свободно эксплуатировать мотобуксировщик при температуре ниже минус 15℃ и/или в рыхлом снегу.
5.2 Установка двигателя с катушкой освещения, которая позволяет установить на буксировщик 12-вольтовую фару, подогрев ручек руля и т.д.
5.3 Подключение светодиодной фары с установкой ее выключателя на руле мотобуксировщика.
5.4 Установка двигателя Loncin LC175F-2 (B18 type) 5А D20 (8,5 л.с., катушка освещения). Это один из самых мощных двигателей с небольшими габаритами и массой. Особенности (по сравнению с Lifan 170F-TR (8 л.с.) и аналогичными моторами):
- редуктор крепится на 4 болта вместо положенных 5-ти (отсутствует 5-е отверстие);
- необходимость снижать обороты ХХ двигателя для нормальной работы редуктора;
- повышенные максимальные обороты;
- заметно больший объем и, соответственно, мощность;
- затрудненный холодный запуск, особенно при низких температурах.
5.5 Сдвоенные звезды (опытное решение) выполняют функцию простейшей КПП. Особенности:
- увеличение максимальной скорости (на скоростной паре) и запаса тяги (на тяговой паре);
- облегчение холодного запуска двигателя за счет легкосъемной цепи;
- для перебрасывания цепи с одной пары звезд на другую необходимо заглушить двигатель, т.к. иначе можно получить травму;
- при резком снижении оборотов двигателя или во время спуска, т.е. при движении накатом возможно самопроизвольное сбрасывание цепи.
5.6 Установка средней тележки подвески (для ORR-57) предположительно повышает проходимость буксировщика, но при этом способствует тому, что гусеница сильнее забивается снегом.
5.7 ПНД-склизы (опытное решение). Склизовая подвеска проще, дешевле, меньше забивается снегом и, в теории, повышает проходимость. При этом она менее универсальна, чем катковые тележки, т.е. буксировщик на склизовой подвеске не рекомендуется эксплуатировать на плотной и твердой поверхности: лед, наст, укатанный снег и т.п.
5.8 Модуль Толкач (опытное решение) …
5.9 …
Измененный угол наклона двигателя на мотособаке
Как известно — все производители размещают двигатель на ровной платформе, что на самом деле ошибочно. При резком старте или даже при движении на крейсерской скорости буксировщик как бы «подсаживается» и двигатель приподнимается.В таком случае платформа с двигателем отклоняется от горизонта на 7-13 градусов. Казалось бы — это не критично, на самом же деле, это оказывает влияние на срок службы двигателя и качество его работы. В мотобуксировщике Бурлак-М учтен угол отклонения от горизонтали. Рама выполнена таким образом, что при движении на крейсерской скорости двигатель выравнивается с горизонтом и работает в наиболее благоприятных условиях, выдает положенную мощность и не расходует лишний моторесурс. Также подмоторная плита от рамы мотобуксировщика изолированна 8-мю амортизаторами, расположенными в разных плоскостях, что исключает вибрации передаваемые двигателем на раму мотобуксировщика.
Двигатель и трансмиссия
3.1 На мотобуксировщики OffRoadRest, в зависимости от исполнения, может быть установлен двигатель Lifan, Loncin или другой (опция) мощностью от 6,5 л.с. до 8,5 л.с., оснащенный редуктором с автоматическим центробежным сцеплением.
3.2 Двигатель 4-тактный, т.е. в бензобак заливается чистый, НЕ смешанный с маслом бензин.
3.3 В картер двигателя и редуктор заливается обычное автомобильное моторное масло SAE 5W-30 или похожее (см. руководство по эксплуатации двигателя).
3.4 В редуктор прежде мы рекомендовали заливать масло для АКПП ATF Dexron 3 (красное). Однако в ходе испытаний выяснилось, что обычное моторное масло ничем не уступает Dexron`у при использовании в редукторе с автоматическим сцеплением.
3.5 Замену масла в двигателе и редукторе следует осуществлять одновременно:
- 1-й раз — спустя 5 часов работы, т.е. примерно после израсходования 1,5-2 х полных баков бензина:
- 2-й раз и далее — каждые 50 часов работы двигателя, т.е. примерно 1-2 раза в сезон в зависимости от интенсивности эксплуатации.
3.6 До первой замены масла, т.е. первые 5 часов работы, следует избегать высоких нагрузок на двигатель и редуктор.
3.7 Редуктор с автоматическим центробежным сцеплением не предназначен для эксплуатации на оборотах ниже средних (ниже 2500 об/мин). В противном случае ресурс дисков сцепления сокращается многократно.
3.8 Для эксплуатации мотобуксировщика при температуре ниже минус 15℃ и/или в рыхлом снегу рекомендуем использовать чехол (опция), препятствующих избыточному охлаждению двигателя и обмерзанию тяг дроссельной заслонки. Либо защитить двигатель от холодного воздуха и снега другим способом.
3.9 При движении в рыхлом снегу не стоит сразу после остановки глушить двигатель, т.к. это повышает риск обмерзания подвижных частей карбюратора даже при использовании чехла. Лучше дать поработать двигателю 1-2 минуты на холостых оборотах, а после этого заглушить.
3.10 На всех мотобуксировщиках OffRoadRest используется цепь 428H (усиленная), которая взаимозаменяема с обычной 428-й и цепью Минск-Восход.
3.11 Во время запуска двигателя при температуре ниже минус 10℃ возможен т.н. “самоход” — явление, при котором буксировщик начинает движение сразу после начала работы мотора. Основными причинами этого явления являются загустевшее масло в редукторе и повышенные обороты холостого хода при запуске. Чтобы избежать “самохода” следует:
- использовать качественное, лучше синтетическое, масло в редукторе (и двигателе);
- не допускать обмерзания подвижных частей карбюратора;
- следить за тем, чтобы рычаг дроссельной заслонки свободно возвращался в исходное положение;
- блокировать возможное движение буксировщика (например, уперев его передней частью в дерево) либо исключить его (сняв цепь) при холодном запуске;
- использовать чеку аварийной остановки двигателя (при ее наличии) во время запуска.
3.12 …
Материалы и комплектующие на мотобуксировщике
Рама и комплектующие Бурлак-М производится из специализированной стали повышенной износостойкости, применяемой при строительстве техники, которая несет службу в отдаленных Арктических регионах Русского Севера. Кроме того — валы не просто изготавливаются из специализированной стали, а проходят закалку и шлифовку. Крепления — машиностроительные метизы 8.8 ГОСТ 7808-70, применяемы в агрегатах, подверженных высокой нагрузке. 8.8 — не какой-то «пластилин», а настоящий гарант крепости.
Впервые применена технология использования креплений с внутренним шестигранником, что позволяет уберечь грани болтов от износа ключом, а так же от ударов о препятствия. Капот — выполнен из морозостойкого стеклопластика. Это позволило снизить вес конструкции на несколько килограмм. При этом, стеклопластик является ударопрочным и отлично справляется со всеми задачами.
Цепь ИЖ — очень прочная и замечательно зарекомендовавшая себя. Легко выдерживает случайные удары о пни и другие препятствия. Да, это не панацея, но гораздо крепче и надежнее Восходовской цепи. Блок управления мотобуксировщиком и рычаг газа выполнены из морозостойкого пластика. Все металлические узлы и детали мотобуксировщика тщательно подготавливаются к покраске и покрываются порошковой краской.
Лучшие производители
Если пользователь принял решение приобрести мотособаку сам, то с выбором компании, как показывает практика, образуются сложности. Дело в том, что изготовители этих транспортных средств, как и любые другие фирмы по производству чего-либо, так же красноречиво продвигают собственную продукцию. Редакция сайта «ВыборОК» составила для Вас, помимо рейтинга самых популярных моделей, еще и ТОП лучших производителей, которые пользуются доверием среди потребителей:
IKUDZO – это абсолютно новый уровень российских мотобуксировщиков. Спроектированные до мельчайших деталей мотособаки данной фирмы в разы обгоняют по всем показателям аналогичные буксировщики: применение инновационных технологий не только на этапе производства, но и проектирования, строгий качественный контроль, лазерная резка, а также многослойная покраска и оснастка высококачественными моторами производителей HONDA, ZONGSHEN, LONCIN и LIFAN.
Sharmax – предлагает технику, разработанную для эксплуатации в суровых климатических условиях. При производстве используются передовые технологии, калённые комплектующие, износоустойчивые детали. Компания даёт 2-х годовую гарантию на все свои мотобуксировщики.
Opti MAX. Мотобуксировщики премиум класса. Стратегия компании – выпускать надежные и качественные буксировщики.
«Балтмоторс» – отечественная фирма, которая покорила сердца пользователей как в России, так и заграницей. Ее продукция для активного отдыха экспортируется в Соединенные Штаты, Канаду и страны Европы.
«Койра» – изготовитель из Архангельска с обширным каталогом подобных транспортных средств. Любой пользователь сможет найти себе наиболее благоприятную модель под конкретное время года, купить мотобуксировщик по виду мотора, показателю мощности либо ходовке. При необходимости, производитель сделает ТС под заказ.
«Бурлак» – отечественная компания, которая специализируется только на изготовлении мотобуксировщиков. Производственные мощности фирмы расположены в г. Рыбинск
Испытание каждой мотособаки дает возможность конструкторам проектировать модели принимая во внимание специфику эксплуатации и климата.
«Мужик» пребывает в данной нише уже больше 5 лет. За это время компания успела реализовать порядка 16 000 устройств
Буксировщики этого производителя комфортабельны, маневренны, выделяются на фоне конкурентов легковесностью, а также дают возможность их владельцам справиться с бездорожьем не только в зимнее, но и летнее время года.
«Разгуляй» стоит бок о бок с аграрной сферой, в связи с чем каждая модель фирмы представляет собой компактный образец сельхоз оборудования с отличными показателями грузоподъемности и проходимости.
«Тофалар» изготавливают малую вездеходную технику в недорогом сегменте.
«Помор» предлагает пользователям модельный ряд агрегатов крупной фирмы «Омела Групп». Мотособаки данного бренда выделяются на фоне конкурентов надежной ходовкой с гусеницами, которые можно поменять на модуль лыж.
Общие моменты
1.1 Основная идея мотобуксировщиков OffRoadRest (сокр. ORR) заключается в том, что подобная техника должна быть предельно простой, надежной и ремонтопригодной при сравнительно невысокой стоимости.
1.2 Согласно действующему законодательству Российской Федерации, мотобуксировщик (мотособака, буксировщик) не подлежит регистрации, а для управления им не требуются какие-либо документы. В то же время передвижение мотобуксировщиков по дорогам общего пользования запрещено (из Википедии).
1.3 Важно понимать, что мотобуксировщики OffRoadRest обладают далеко не безграничными возможностями в плане проходимости, как и любая другая внедорожная/снегоходная техника. 1.4 …
1.4 …
Гарантия
7.1 На двигатель (Lifan или Loncin), который установлен на мотобуксировщике, действует гарантия производителя сроком 1 год с момента заказа. Гарантийное обслуживание осуществляется в ближайшем сервисном центре, по чеку (отправляется по запросу).
7.2 На раму мотобуксировщика также предоставляется гарантия сроком 1 год с момента заказа. Она подразумевает (без учета транспортных расходов) устранение возникших неисправностей, препятствующих эксплуатации буксировщика, вплоть до замены рамы на новую; либо денежную компенсацию.
7.3 Гарантия не распространяется на раму:
- в конструкцию которой, по желанию заказчика, были внесены изменения;
- при наличии в конструкции буксировщика опытных решений;
- которая была повреждена в результате транспортировки, неправильного обслуживания или неаккуратной эксплуатации мотобуксировщика.
7.4 …