Все дело в масле
Ориентировочный ресурс современной цепи – минимум 200-250 тыс. км. Однако нередко она не выдерживает так долго. Широко известны случаи обрыва цепи при пробеге 100 000 км, и даже 60 000 км. Тот факт, что это происходит только с определенными моделями автомобилей, говорит о врожденном дефекте. Причем не всегда «катастрофа» происходит из-за некачественного изготовления цепи и натяжителя. Иногда проблема вызвана недостатком смазки. Подобное происходило с первыми бензиновыми моторами Peugeot-Citroen 1.6 THP (Euro 4) и 2-литровым дизельным мотором BMW (BMW 3 E90, 320d N47).
Так, несоблюдение рекомендаций производителя в отношении количества, типа масла и интервалов замены многократно увеличивает вероятность возникновения неисправности. Не стоит забывать, что практически каждая цепь удерживается в напряжении натяжителем, эффективность работы которого напрямую зависит от давления в системе мазки. Типичный пример – турбодизель Fiat 1.3 Multijet, который используется в моделях Опель с 1.3 CDTI. При частых перемещениях в городских условиях сильно падает уровень масла. Если этого вовремя не заметить, то начинает снижаться и давление в системе, а, следовательно, и натяжение цепи.
Но, конечно же, не обходится и без ошибок в проектировании конструкции самих цепей и натяжителей. Яркий пример – бензиновые двигатели концерна VW 1.4 TSI и 1.2 TSI.
Технология демонтажа новой и установки новой цепи
- На первом этапе мы убираем кабели, которые присоединены к катушке зажигания. Далее отвинчиваем сами катушки, откладывая их. Чтобы при сборке ничего не напутать, лучше подписать катушки в соответствии с порядком их демонтажа.
- Далее отделяем воздушные патрубки от крышки клапана. Сама же крышка прикреплена болтами, поэтому чтобы ее снять, необходимо предварительно выкрутить и их.
- Снимите правую подушку ДВС, чтобы та не мешала дальнейшей работе.
- Ищем сливное отверстие для замены моторного масла. Под ним мы ставим подготовленный контейнер и откручиваем крышку сливного отверстия. Когда вся жидкость стечет, снимем масляный фильтр.
- Во вторую жидкость сливаем антифриз двигателя, найдя и убрав хомут нижнего патрубка радиатора. Далее остатки охлаждающей жидкости необходимо будет убрать, открыв крышку радиатора.
- Снимаем радиатор и убираем ремень его привода, снимаем хомут подводящего шланга, который, возможно, потребуется предварительно ослабить.
- Снимаем головку блока цилиндров, которая фиксируется 4-мя болтами. Далее снимаем саму крышку, а также вентилятор с его компонентами.
- Убираем поддон двигателя, что потребует предварительного демонтажа глушителя, который также обычно фиксируется несколькими болтами.
- Ослабляем болты на шкиве помпы, убираем ремни, связанные с компонентами управления и климатической техники.
- Между картером и коленвалом двигателя необходимо разместить деревянный брусок, после чего провести аккуратный демонтаж шкива коленвала. Чтобы открутить болт на этой детали, будет необходима торцевая головка нужного размера. Если возможности достать до болта нет – на помощь придет удлинитель.
- Далее потребуется демонтировать шкив водяного насоса, под которым находится прокладка. Ее также потребуется снять. За этим последует демонтаж и масляного насоса.
Далее начинается демонтаж, а после и замена, собственно, вышедшей из строя детали. Для этого потребуется следующий алгоритм действий:
- Фиксируем распределительный вал разводным ключом и откручиваем болты, фиксирующие его шестерни.
- Демонтируем успокоитель – такая планка нашей детали, находящаяся в верхней части.
- Демонтируем планку, которая отвечает за натяжение успокоителя, а также гидронатяжитель. Иногда дополнительно придется сменить натяжитель, что особенно актуально для старых моделей, в которых клапан находится не в головке, а штоке.
- После чего надеваем на шпильку нижнюю планку и демонтируем саму цепь.
- Чтобы избавиться от расположенной нижней шестерни, удобнее всего использовать плоскую отвертку.
- Сняв старый элемент, сравните его с новым, который, наверняка, окажется короче старого. Причина этого – растяжение, полученное во время работы. Новую цепь размещаем на место демонтированной.
- Перед установкой на место сняты деталей, не помешает их обезжирить и почистить при помощи новой тряпичной ткани.
- Самый важный момент в том, чтобы установить цепь так, чтобы метки на детали и на шкивах совпадали.
- Далее боковина ДВС смазывается герметическим слоем и закручивается крышка, чтобы дать время герметику устоятся. Далее в обратном порядке выполняются работы по сбору двигателя.
Чтобы только оснастить автомобиль новым цепным приводом ГРМ, необходимо разобрать почти половину автомобиля. Все это говорит о том, что если автолюбитель не слишком уверен в своих силах, то лучше такой процедурой самостоятельно не заниматься, а доверить профессионалам. Замена детали автомобиля – работа лишь для тех, кто очень хорошо знает свое авто.
Типовой текст торговца, продающего автомобиль с цепным привод ГРМ, выглядит так: «Здесь цепь, а не ремень. Значит, отпадает необходимость тратить время и деньги на замену приводного ремня ГРМ». Многие покупатели попадаются на эту уловку. В конечном итоге цепь оказывается порванной, а двигателю необходим капитальный ремонт. Запомните: эра цепей, способных служить более миллиона километров, давно закончилась вместе со старыми Мерседесами!
Разрыв ремня ГРМ – это серьезное происшествие, однако в большинстве случаев есть надежда спасти двигатель. Аналогичная ситуация с цепью ГРМ может закончиться намного хуже. Цепь гораздо массивнее ремня и в случае обрыва, как правило, «рвет и мечет» двигатель, «унося с собой» целые куски металла. Кроме того, сильно повреждаются поршни и клапана. Очень редко после обрыва цепи ГРМ двигатель удается реанимировать малой кровью.
Что нужно знать о цепном приводе ГРМ
– в большинстве новых автомобилей срок службы цепи меньше срока службы двигателя;
– рекомендуется контролировать состояние цепи каждые 100 000 км;
– обращайте внимание на необычные шумы, особенно после запуска;
– используйте только рекомендованные типы масел;
– избегайте увеличения срока замены масла – чем чаще, тем лучше;
– нормальное давление масла гарантирует работу натяжителя цепи;
– если вы меняете цепь, то обязательно замените шестерни (звездочки) и направляющие – они тоже изнашиваются;
– при замене следует использовать оригинальные компоненты, либо качественные заменители. Неплохо себя зарекомендовали такие производители комплектующих, как Febi, Ruville, SWAG.
Замена цепи ГРМ на автомобиле Тойота Королла
Автомобили с комплектацией двигателя 1ZZ все в большей мере завоевывают мировой авторынок. Это обусловлено тем, что эти двигатели оснащены цепью газораспределительного механизма (ГРМ) вместо традиционного ремня и имеют ряд преимуществ.
Во-первых, замена цепи на Тойоте Королла производится не так часто, как замена ремня ГРМ двигателя с таким же объемом. Во-вторых, при мощности 140 лошадиных сил расход топлива гораздо меньше, чем у двигателей 7А, 4S (двигатели с ремнем ГРМ). В-третьих, несмотря на небольшой рабочий объем двигателя (1,8 литра), он обладает большей мощностью, чем двигатели с ремнем ГРМ.
Единственным недостатком цепи ГРМ является шум при ее работе, но и эта проблема разрешена инженерами концерна «ТОЙОТА», так как цепь ГРМ на Тойоте Королла выполнена однорядной, правда это уменьшило срок ее службы, но и понизило шум при работе.
Газораспределительный механизм имеет большое значение в работе как двигателя, так и всей машины в целом. С его помощью производится подача топлива в цилиндры двигателя и отводятся продукты сгорания. Движение этого механизма осуществляется с помощью цепи или ремня, соединяющих две шестерни. Таким образом, цепь или ремень играет роль передаточного механизма при работе двигателя и разрыв этого механизма неизбежно повлечет прекращение работы двигателя.
Часто автовладельцы автомобиля Тойота Королла задаются вопросом — «как часто следует менять цепь ГРМ автомобиля?». С легкостью можно ответить на этот вопрос так. Если при езде у вашего автомобиля слышится шум в передней части двигателя, знайте — необходима замена цепи ГРМ. Конечно, порваться она не должна, но дискомфорт при езде Вам гарантирован.
Особенности изготовления своими руками
Можно самостоятельно изготовить натяжитель цепи велосипеда различной сложности и степени надежности.
Для этого понадобится маленькая звездочка в качестве ролика натяжителя. В качестве крепления можно использовать часть светоотражателя, алюминиевую пластину, в которой высверлены отверстия для крепления звездочки и болтов, удерживающих его на раме.
Но бывают и необычные решения, например натяжитель из велосипедной колесной спицы.
Из спицы
Старый, ненадежный, но работающий способ.
Велосипедная спица изгибается в спираль и крепится у задней оси. Ее конец должен оттягивать цепь и направляться острием вверх от пера и в сторону движения велосипеда.
Из алюминиевой пластины
В качестве основы используется алюминиевая пластина. Она сгибается пополам или разрезается на 2 части. На конце между ними крепится ролик. На другом делаются отверстия для фиксации на раме с помощью болтов.
Если пластина изогнута — в месте сгиба устанавливается резиновая прокладка. Изогнутая пластина цепляется за перо и зажимается вокруг него. Резиновая прокладка не дает пластине повредить лакокрасочный слой и помогает жестко зафиксировать самодельный рычаг.
Из светоотражателя
Крепления светоотражателя так же, как и алюминиевые пластины, служат основанием для ролика натяжителя. Такая конструкция устанавливается на перо рядом с задней или передней звездой.
Мягкий материал, который используется при изготовлении креплений светоотражателей, обладает хорошими характеристиками упругости и прочности. Это дает преимущество любителям жесткой езды.
Из заднего переключателя скорости
Отработавший ресурс задний переключатель еще будет полезен, если со старого переключателя срезать нижнюю часть: ролик и лапку. Последнюю необходимо закрепить на петухе или дропауте и правильно отрегулировать натяжение. Это самый простой, но надежный способ изготовления самодельного натяжителя, т.к. исходные детали производились на профильных производствах.
Почему на велосипеде соскакивает цепь
Цепь велосипеда часто соскакивает совершенно в непредсказуемый момент, однако некоторая динамика этого процесса доступна для анализа.
- На всех типах велосипедов цепь соскакивает тогда, когда она слишком длинная. Теоретически, по умолчанию на велосипеде должна быть установлена цепь нужной длины. Но в процессе эксплуатации цепь растягивается. Такая цепь уже не способна удерживаться на своей позиции.
- На скоростных велосипедах цепь соскакивает тогда, когда есть проблемы в настройке переключателей или лапка переключателя настолько износилась, что не способна натянуть цепь с нужной силой. Если сбилась настройка, то переключатель иногда старается перекинуть цепь на следующую передачу и если в этот момент цепь не «лежит на звездеочке» полностью, то она соскочет.
- Неправильно построенная система. Если вы неправильно выбрали компоненты, то подобные проблемы вполне предсказуемые. Например, была куплена каретка со слишком длинной осью и в итоге система выпячивается очень далеко от рамы. В этом случае так называемый чейнлайн выходит ломанный. Из-за такого перекоса цепь слетает и быстро изнашивается.
- Экстремальное катание и ненастроенная система переключения. Если вам вдруг захотелось попрыгать на велосипеде, а с трансмиссией вы ничего не сделали, то будьте готовы периодически терять цепь на ходу. Для правильной адаптации системы переключения нужно добавить в неё успокоитель цепи, снять две звезды из трёх на системе и укоротить цепь.
- Высокий износ механизмов и попадание грязи/веток. Этот пункт пресекается с пунктом 1 и пунктом 2, но отличается тем, что в данном случае мы говорим про излишний износ. Кроме того, мы вспомним ещё и про излишнее загрязнение – кассета может набрать столько мусора, травы и веток, что цепи банально будет не за что зацепиться. Часто этот пункт определяется и по проскальзыванию цепи по кассете. Сила кручения настолько высока, что изношенный зуб уже не способен настолько плотно цеплять цепной ролик.
Видео разборки механизма ГРМ
- специальный калибр, позволяющий определять % пригодности привода велосипеда, он представляет несложную, плоскую конструкцию с измерительными калибрами: 0; 0,5; 0,75 и 1%;
- штангенциркуль, принято считать более точным измерителем, он не дает искажений в данных;
- обычная длинная линейка;
- визуальный, самый простой способ определения износа, без использования инструментов.
Симптомы износа цепи ГРМ Из специальных инструментов Вам пригодится приспособление для фиксации распределительных валов на 16-клапанном моторе (кондуктор). Остальной инструментарий — стандартный:
Поломки двигателя Признаки неисправности Проблемы с датчиками Признаки неисправности Теххарактеристики Сгорел предохранитель Причины поломки Система зажигания Расшифровка кодов
Неисправности натяжителя цепи в «Ниссане»
На заводе «Ниссан» на машины устанавливается гидравлический натяжитель. Это значит, что усилие на шток образуется благодаря масляному потоку, который идет под давлением в рабочий цилиндр. В результате шток выдвигается и упирается в цепь. Все это приводит к тому, что приводная цепь газораспределительного механизма натягивается автоматически.
Откуда берется смазка, чтобы гидронатяжитель мог функционировать? Она поступает из масляного контура двигателя внутреннего сгорания. Почему может потребоваться замена натяжителя цепи в «Ниссане»?
Разбираем наиболее частые случаи:
- Автовладелец выполняет замену смазки нерегулярно, это основная причина, которая может привести к неполадке. С течением времени, когда пробег доходит до 8 000–10 000 километров, смазка изменяет свои первоначальные свойства, в ней накапливается множество продуктов износа мотора. Из-за того что плунжерная пара в натяжителе подогнана на 100 % точно, в результате микроповреждений на стенках цилиндра либо на плунжере ресурс механизма снижается. Однако страдает не только плунжерная пара. Если вовремя не менять смазку, упорный башмак быстро выйдет из строя, а ведь именно он соприкасается с цепью. На данной детали появляются бороздки, чтобы нивелировать выработку, штоку приходится больше выдвигаться.
- Случилось масляное голодание. Данная проблема может привести к серьезным последствиям. При разгерметизации системы, когда воздушная пробка попадает в цилиндр натяжителя, натяжение становится недостаточным.
- Мотор перегревается. Если рабочая температура смазки превышена, окислительные процессы в ней будут протекать намного быстрее. В результате по всей магистрали останутся шламовые наросты. Причем произойдет это также и в плунжерной паре гидронатяжителя.
- Механизм изнашивается со временем. У специалистов на заводе «Ниссан», создавших цепной двигатель, не получилось разработать гидронатяжитель, ресурс которого был бы такой же большой, как и у цепи. Именно поэтому замена натяжителя цепи в «Ниссане» требуется достаточно часто.
Если вы хотите, чтобы потребность в замене натяжителя цепи в «Ниссане» возникала как можно реже, следует регулярно заливать в двигатель новую смазку.
Если в силовом агрегате на вашем авто привод газораспределительного механизма ременной, то порваться он может в самый неподходящий момент. Когда начинает пищать ролик, водитель наверняка заметит это. Если же ремень пришел в негодность, определить это самостоятельно не получится.
Однако данная поломка не случается с цепями моторов. Когда натяжение цепи становится недостаточным, водитель слышит специфический шелест, механизм начинает греметь. Иногда на холостом ходу можно заметить грохот, как на дизельных авто. Но как только двигатель прогреется, посторонние звуки исчезают. Этот признак указывает на то, что в ближайшее время требуется провести замену натяжителя цепи в «Ниссане», так как он функционирует ненормально. Не стоит откладывать ремонтные работы, ведь это может привести к более серьезной поломке.
Когда цепь непрерывно грохочет и шелестит, следует продиагностировать привод газораспределительного механизма. Если в ходе проверки будет выявлено, что цепь находится в допуске, следует сделать замену натяжителя цепи «Ниссана».
Если на машине марки «Ниссан» сместятся фазы газораспределения из-за того, что цепь на зубьях звезд перескочила либо разрушился привод, случится непоправимое: клапаны встретятся с поршнями. То есть когда клапаны откроются, поршни упрутся в них. Оба элемента будут разрушены.
Обратите внимание! Если подобное произойдет, восстановить двигатель будет невозможно. Следует своевременно производить замену натяжителя цепи в «Ниссане», чтобы автомобиль находился в исправном состоянии.
Признаки износа
Есть несколько симптомов изношенной цепи. Чтобы избежать капитального ремонта двигателя (что обычно очень дорого), необходимо менять цепь по мере ее удлинения.
Если двигатель работает на холостом ходу грубо и неравномерно, цепь уже «подогнана». Такая работа двигателя связана с тем, что изменились фазы газораспределения. Если цепь издает звуки в режиме холостого хода, это также один из признаков того, что вскоре могут произойти непоправимые сбои в работе синхронизации.
Если после снятия крышки видно, что натяжитель вышел на максимальное расстояние, если появился износ зубцов звездочек, то цепь лучше заменить.
Стоит ли покупать подержанную Creta?
Глядя на моторы и кузов, Hyundai Creta может оставить ощущение сыроватого продукта, если не сказать полуфабриката, который нужно немного доработать: местами перешить, перекрасить, лишнее вырезать. Тем не менее, зачастую люди, обладая ограниченным бюджетом, не видят других альтернатив, и возможные трудности нисколько не пугают.
Из практики подбора подержанных Creta скажу, что битых машин в продаже не так много, а вот на техническую часть владельцы порой забивают. Конечно, иногда попадаются хорошие экземпляры, однако встречаются и варианты с задранной поршневой, встречаются машины, в которых просто не меняли масло, авто из-под такси, со скрученным пробегом и т.п.
Пробег в блоках тут напрямую не дублируется. Можно узнать моточасы мотора, и попытаться косвенно высчитать расстояние на основе средней скорости, но как понимаете, разброс может быть большим. Различным базам по типу автотеки зачастую доверять на 100% не стоит, поэтому в значительной степени придётся надеяться на опыт проверяющего и грамотно оценивать совокупность косвенных признаков.
Моточасы в «мозгах» Hyundai Creta
Тем не менее, перед покупкой любого варианта с любым пробегом с любой историей обслуживания лучше провести эндоскопию мотора. После покупки двигатель 1.6 также следует периодически контролировать на состояние катализатора, либо избавиться от него превентивно. Всё остальное можно рассматривать, что называется, по вкусу. Хотя кого-то и задиры в цилиндрах не пугают, есть люди, которые изначально берут машину с расчётом «под капиталку» в дальнейшем. Благо моторы в большинстве случаев ремонтируются и по сравнению, допустим в турбо-Фордами, стоит это относительно недорого.
Признаки растянутой цепи ГРМ
- Треск, цоканье, звон и прочие посторонние звуки со стороны привода ГРМ. На ранних стадиях характерный шум появляется на несколько секунд после запуска на холодную. За время простоя масло из каналов ГБЦ, блока цилиндров стекает в поддон, поэтому чем больше растянута цепь ГРМ, тем дольше натяжитель взводит ее в рабочее состояние. Если растяжение цепи настолько большое, что вылета штока недостаточно для обеспечения должного натяжения, посторонние звуки будут слышны и на холодную, и на горячую.
- Потеря динамики, трудный запуск на холодную или горячую. Растяжение цепи ГРМ приводит к смещению фаз газораспределения. Нарушение газообмена в цилиндрах ведёт к неэффективному наполнению камеры сгоранию и нарушению сгорания топливовоздушной смеси. Как следствие, увеличивается расход топлива, снижается мощность, возникают проблемы с запуском двигателя.
- На приборной панели горит индикатор Check Engine. При этом актуальные ошибки в памяти неисправностей говорят о рассинхронизации, запаздывании/опережении одного из распредвалов либо о неисправности датчика распределительного/коленчатого вала.
Правила установки и настройки натяжителя цепи
Способы установки и регулировки зависят от конструкции и назначения велосипеда. Но начинать следует одинаково:
Переверните велосипед колесами вверх.
Установите натяжитель на петуха, ось или дропаут рамы.
Если велосипед без передач
Наденьте цепь на переднюю и заднюю звезды и на ролик натяжителя.
При давлении на цепь усилием в 100 г ее отклонение от прямой линии не должно быть более 25 мм, но не менее 15 мм. Если показатели не в норме — можно настроить натяжение изменением угла рычага. Если при минимальном угле натяжение столь велико, что прямая линия цепи натягивается менее чем на 15 мм, следует добавить 2 звена.
Отрегулируйте линию цепи: ролик, цепь и звезда должны находиться в одной плоскости.
Проверните шатун. Работающая трансмиссия должна звучать однородно, а колесо — вращаться плавно.
Если обладает несколькими скоростными режимами
У таких велосипедов нет постоянной фиксации натяжения. Ее регулирует пружина. Степень упругости настраивается болтом.
Для диагностики установите скорость на максимальную переднюю звезду и самую широкую заднюю.
Оттяните цепь от передней звезды в сторону движения велосипеда (норма — 5 см (2 звена)).
При отклонении от нормы отрегулируйте пружину. Ролики переключателя и звезды во всех комбинациях должны быть в одной плоскости (они регулируются натяжением тросика и болтами с «H» и «L»). В движении звук должен быть однородным, при переключении цепь — перекидываться четко.
Заключение
Как видите, в механизме ГРМ самые частые проблемы – это приводные ремни и цепи. С этим часто сталкиваются специалисты при ремонте. Другие сбои встречаются реже. Но стоит помнить, что самостоятельно диагностировать этот узел сложно: часто симптомы могут соответствовать другим поломкам. Также стоит упомянуть, что большинство проблем со сроками приведет к срыву этапов развертывания. И тогда можно начинать искать причины и способы устранения проблем с ремнем ГРМ. Есть возможность самостоятельно регулировать тепловые расстояния клапанов, а все остальное лучше доверить специалистам.
Ремень ГРМ играет важную роль в работе силовой установки транспортного средства. Но, как и любая деталь, периодически может выходить из строя. Ситуация, когда обдут ремня ГРМ, знакома многим автомобилистам. Один или несколько зубцов на шкиве могут взорваться. Это может привести к повреждению автомобиля.
Итоги
Если оценивать табличные данные, то худший результат разгона Хендай Крета до 100 км/ч составляет 13.1 сек. Такую динамику демонстрирует машина с 1.6-литровым мотором, и автоматом. В целом, для своей стоимости это неплохой показатель. Во всяком случае, точно не самый худший.
С таким же мотором, передним приводом и механикой, динамика кроссовера улучшается на 1 сек. и составляет 12.1 сек.
Версия с 2-литровым двигателем и автоматом куда шустрее. Разгон Хендай Крета до 100 км/ч на переднем приводе занимает 10.7 сек., а на полном – 11.3 сек.
В целом, для своей стоимости это неплохие показатели, хотя некоторые корят модель за то, что даже в топе она не может «выехать из 10 секунд». Но стоит учитывать, что это не легковушка, а кроссовер.
В 2016 году, когда цена Hyundai Creta начиналась с 750 000 рублей, это были отличные результаты, но и сейчас они на уровне. В общем, отдавая деньги за этот паркетник, его покупатель не разочаруется.
К примеру, разгон Рено Аркана варьируется от 10.2 до 15.2 сек., а ведь французский кроссовер стоит дороже.